В соответствии с Законом “Об образования ” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Важность в такой ориентации образовательной области “Физическая культура” чрезмерно высока, поскольку, согласно данным Минздрава Российской Федерации за 2003 год лишь 12% детей практически здоровы, в то время как более 50% имеют различные функциональные, психические отклонения, 35-40% хронические заболевания.
Цели современной общеобразовательной школы могут быть усиленно достигнуты при создании в ней благоприятных условий для умственного, психологического, нравственного, эмоционального и физического развития личности, развития и реализации её способностей, условий для саморазвития личности каждого школьника.
Те инновационные процессы, которые происходят в нашей школе, важны, как для ребенка, так и для учителя. Учитель становится исследователем, он учится ставить проблемы и решать их в комплексе с другими специалистами.
Работа по программе “Физическая культура” Т.В. Петрова А.П. Матвеева, позволяет мне как учителю обосновать неудачи, если они имели место и только после этого предпринимать новые шаги, также анализировать все этапы работы по инновационной программе, овладевать методами исследовательской работы.
Годовой учебный план составлен с учетом проблемы школы “Развитие познавательных способностей школьников на основе изучения личности посредством создания профильного и уровневого обучения”.
На каждом уроке ставится несколько задач, разных по сложности и значению, и решаются они различными методами.
Элементы одного учебного материала логически связываются с элементами другого, последующее опирается на предыдущее, что готовит к прочному освоению нового. Это и есть реализация дидактического принципа систематичности и последовательности обучения.
Учебный план распределен так, что почти каждый урок получается комбинированным, что важно для успешного выполнения программы, повышения плотности урока, также для выполнения общефизических контрольных тестов. Контрольное выполнение тестов позволяет более эффективно управлять учебным процессом, вовремя делать соответствующие выводы и вносить коррективы.
На протяжении 5 лет я провожу различные формы отслеживания по всем параметрам, по определению общего уровня физической кондиции учащихся.
При оценке физического здоровья используется система тестирования на уроках физической культуры по основным двигательным качествам: это гибкость, скоростно-силовые, силовые характеристики, скоростная выносливость, координационные способности.
Я хочу продемонстрировать вам итоговые показатели за 2003-2004 учебный год. Входные контрольные замеры по школе с 5 по 11 класс и отдельно взятые нынешние 8 “а”, “б” классы с которыми я работаю четвертый учебный год.
I. Уровень физической подготовленности обучающихся 8-х классов составил (Приложение №1):
7% обучающихся с низким уровнем;
65% обучающихся со средним уровнем;
28% обучающихся с высоким уровнем;
- По школе это выглядит следующим образом (Приложение №2):
18% –обучающихся с низким уровнем;
54% –обучающихся со средним уровнем;
28% –обучающихся с высоким уровнем;
II. Уровень физической подготовленности среди мальчиков и девочек 8-х классов и по школе составил (Приложения № 3, 4):
(среди девочек 8кл.) |
(среди мальчиков 8кл.) |
4,5% - низкий уровень | 8% – низкий уровень; |
62,5% - средний уровень | 68% – средний уровень; |
33% - высокий уровень | 24% – высокий уровень; |
по школе:
девочки: |
мальчики: |
14% - низкий уровень; | 21% - низкий уровень; |
52% - средний уровень; | 56% - средний уровень; |
34% - высокий уровень; | 23% - высокий уровень; |
III. Балл физического здоровья обучающихся 8-х классов и по школе представлен в приложениях 5, 6.
Практически у всех 8-х классов показатели одинаковые за исключением 8е, 8ж и 8з классов.
IV. Если провести сравнительный анализ по динамике общего уровня физической кондиции учащихся гуманитарного 8а класса и экономико-математического 8б класса, то у девочек 8а класса очень стабильные и высокие показатели в гибкости, что не характерно для нашей школы – общий балл составил 3,96, в 8б классе этот показатель равен 3,13 (что соответствует показателям общешкольным, приложения 7 (девочки/мальчики), 8 (девочки/мальчики)).
По силовым качествам у 8б класса показатели больше почти на полбалла, чем у 8а. А по другим качествам показатели практически равны.
Что касается мальчиков, то здесь наблюдается общее равенство, за исключением той же гибкости, но здесь уже все наоборот, показатели 8б класса чуть-чуть повыше, чем у 8а класса.
V. Также отслеживается индивидуальная динамика роста физических качеств обучающихся 8-х классов. По таблице видно, что у многих детей показатели намного ниже, чем у остальных (на примере 8а и 8б диапазон от 2,8 до 3,3, приложение 9, 10).
Хочу отметить, % качества 8а и 8б классов составил 96%, по школе этот показатель 91%.
Общий балл здоровья в данных классах очень приличный в 8а классе он равен 4,00%, а в 8б классе – 3,87%.
Такое отслеживание позволяет мне планировать темпы прироста физического потенциала учащихся, осуществлять индивидуальную работу, определять зоны повышенного внимания при снижении физической кондиции.
В новом учебном году перед собой я поставил следующие задачи:
– совершенствовать методику проведения занятий с обучающимися, освобожденными от уроков физической культуры, разработать дидактический материал (работа уже ведется в этом направлении);
- усилить просветительскую деятельность среди родителей по выявленным в области физической культуры и спорта (консультации, мини-семинары, родительские собрания).
Современные рыночные условия деятельности предъявляют повышенные требования к психологической компетенции педагога.
Работа учителя физической культуры немыслима без глубоких знаний по психологии, ибо успех в преподавании, и особенно в спорте, невозможен без учета психологических особенностей детей.
Учитывая типологические особенности обучающихся, я стараюсь в некоторой степени смоделировать тренировочные процессы в легкой атлетике и выявить предрасположенность учащихся к скоростной работе, скоростной выносливости, и выносливости.
По итогам исследовательских работ, начиная с 1999 года (тема моей работы “Учет психологических особенностей в процессе преподавания физической культурой и спортом”), можно сделать вывод, что дополнительные занятия легкой атлетикой или другими видами спорта, способствуют не только повышению физических качеств, но и способствуют повышению продуктивности умственной деятельности.
Особое внимание уделяю легкой атлетике, потому что это один из самых популярных и массовых видов спорта, которыми занимаются миллионы российских граждан. К тому же легкая атлетика не требует для занятия специального дорогостоящего оборудования,- это один из самых доступных видов спорта. Заниматься бегом, прыжками можно не только на стадионе, но и в лесу и в других местах, где есть открытая площадка.
Широкое распространение легкой атлетики и её важную роль в российской системе физического воспитания, объясняются, прежде всего, её оздоровительным значением. Бег, прыжки, метания, благотворно воздействуют на сердечно – сосудистую систему, дыхательные органы. Оздоровительное значение легкой атлетики повышается в связи с тем, что занятия проводятся на открытом воздухе.
Занятия легкой атлетикой имеют большое воспитательное значение. Они воспитывают выносливость, физические качества, вырабатывают волю, настойчивость, дисциплинированность, умение преодолевать трудности, создают привычку к ЗОЖ.
В процессе занятия легкой атлетикой человек не только развивает определенные физические качества, но и приобретает полезные знания и навыки. Он узнает, как правильно строить режим дня, питания, планировать тренировки, осуществлять контроль за состоянием здоровья, как избегать травм, развивать те или иные группы мышц. Именно в этом заключается образовательное значение легкоатлетического спорта.
Школьный возраст – время, когда активно формируются физические качества, закладывается фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуются функциональные возможности организма. Регулярные занятия легкой атлетикой позволяют целенаправленно воздействовать на естественные изменения этих показателей и эффективно способствующих их росту.
Несмотря на то, что функциональные возрастные особенности сердечно – сосудистой системы, дыхательной, мышечной и других систем детского организма обеспечивают более быструю, чем у взрослых врабатываемость, подростки быстрее устают от однообразной нагрузки. Из этого следует, что в процессе занятий легкой атлетикой, нужно как можно чаще менять характер выполняемых упражнений.
Организм подростков по-разному реагирует на нагрузки различного характера. Школьники 11-13 лет легче переносят нагрузки скоростного и скоростно-силового характера и значительно труднее нагрузки силового характера и связанные с проявлением выносливости. Таким образом, в этом возрасте надо отдать предпочтение воспитанию скоростных и скоростно-силовых качеств, а также совершенствованию координационных способностей.
В возрасте 13-14 лет, наряду с совершенствованием быстроты движений, подвижности в суставах, ловкости и общей выносливости, добавляются упражнения, развивающие мышечную силу и скоростно-силовые качества. Эти упражнения не должны занимать более 10-12% общего времени занятий.
В течение первых 2-х лет начальной специализации, нагрузки должны быть в следующем соотношении: 60%ОФП+упражнения, для развития общей выносливости, 30% времени отводится на упражнения для развития быстроты и скоростно-силовых качеств и 10% времени, для развития ловкости, гибкости, координации движений.
В последующий третий год тренировочное время, отводимое для развития быстроты и скоростно-силовых качеств, составляет 70%, общей выносливости-29%, гибкости и координации-10%.
Итак, в группе начальной подготовки 3-го года обучения, по легкой атлетике по списку – 15 человек (14 человек из 8 классов и 1 из 10 класса). Из них 60% учащихся учатся на “4” и “5”. Практически все имеют юношеские и взрослые спортивные разряды в беге от30 м. до 200 м.
Многие дети имеют юношеские и взрослые спортивные разряды по легкой атлетике.
На первенство ХМАО по легкой атлетике в 2003 году в г. Нижневартовске, среди учащихся 1987-89 годов рождения, команда заняла V место.
И прорывом года можно считать Исаева С., ученика 10-го класса, который смог выполнить норматив на I взрослый разряд. На последних соревнованиях уходящего года в г. Ишиме на первенстве Тюменской области по легкой атлетике среди взрослых пробежал 100 м. за 11 секунд (перевыполнив, таким образом, I взрослый разряд), и 200м. за 22,7секунд. В настоящее время тренируется с 1 октября в г. Сургуте у тренера Дуднева, который воспитал призера Ч. М. в эстафетном беге 4*400 м., участника Олимпийских игр в Афинах А. Рудницкого.
Список используемой литературы:
Издательство “Физкультура и Спорт”, 1988:
1.Козлов Т.Р., Рябухина - М: “Физкультура и спорт”, 1990-463стр. Физкультура для всей семьи.
2.Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И - М: Издательский центр “Академия”, 2000-288стр. Психология физического воспитания и спорта.
3.Мехрикадзе В.В. – М: “Физкультура и спорт”, 1999-150стр. Тренировка юного спринтера.
4.А.П. Макарова – М: “Просвещение”, 1990-208стр. Легкая атлетика.