Введение профильного обучения является актуальным и важным шагом в развитии Российской системы школьного образования. Как и любое нововведение подобного масштаба, этот шаг должен быть максимально обдуман, проработан, выверен. Прежде всего, следует разграничить понятия “профильное обучение” и “профильная школа”.
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако, перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширять возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к усвоению программ высшего профессионального образования.
Основная идея обновления старшей ступени общего образования в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы “знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться”. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников.
К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профильной деятельности. Так, по данным социологических опросов, проведенных Центром социологических исследований Минобразования России, “профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в УШ классе и достигает своего пика в 1Х, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжить учебу в вузе, в основном складывается в 1Х классе”. При этом примерно 70-75% учащихся в конце 1Х класса уже определились в выборе сферы профессиональной деятельности.
В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и др.
Большинство старшеклассников считает, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры.
Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения.
Очевидно, что любая форма профилизации обучения ведет к сокращению инвариантного компонента. В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда один-два предмета изучаются по углубленным программам, а остальные – на базовом уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.
Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.
Концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации.
Возможна такая организация образовательных учреждений различных уровней, при которой реализуется не только содержание выбранного профиля, но и предоставляется учащимся возможность осваивать интересное и важное для каждого из них содержание из других профильных предметов. Такая возможность может быть реализована как посредством разнообразных форм организации образовательного процесса (дистанционные курсы, факультативы, экстернат), так и за счет кооперации (объединения образовательных ресурсов) различных образовательных учреждений (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного, начального и среднего профессионального образования и др.).
Можно выделить несколько вариантов (моделей) организации профильного обучения.
1. Модель внутришкольной профилизации
Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).
2. Модель сетевой организации.
В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.
Решение об организации профильного обучения в конкретном образовательном учреждении принимает его учредитель по представлению администрации образовательного учреждения.
Современный период развития России четко обозначил необходимость обновления основных приоритетов в области образования в соответствии с мировыми тенденциями.
Анализируя этапы развития школы, мы попытались ответить на три основных вопроса. Чего от нас хотят? Кто мы и что можем сделать? Как мы это будем делать? Итак, государство хочет, чтобы мы создали условия для развития свободной, мыслящей, деятельной, социально-адаптированной личности, получившей качественное общее образование (концепция модернизации Российского образования).
Макросоциум – хочет, чтобы мы выпускали из школы воспитанную личность, считающуюся с нормами и правилами поведения, сложившимися в обществе.
Микросоциум – хочет, видеть в нас школу, основанную на порядке и дисциплине, разумной требовательности к детям, где обеспечивается комфорт не только физический, но и душевный (100% опрошенных).
Родители – хотят, чтобы:
- школа обеспечивала подготовку в ВУЗ (65% опрошенных);
- ребенок получил образование в профильном классе (60% опрошенных);
- ребенок просто находился в школьном пространстве до 16лет, потому что куда ему еще деваться (26% опрошенных)
- ребенок занимался в кружках, секциях именно в школе (52% опрошенных) в связи с отдаленностью школы от центра досуговой деятельности, а то, что есть в микрорайоне не полностью их удовлетворяет.
Ученики – хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, иметь учебный успех, получить качественное образование.
Анализ итогов социальной диагностики микрорайона школы показывает:
- недостаточно высокий уровень образованности,
- достаточно высокий процент неблагополучных, многодетных, неполных, малообеспеченных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своего ребенка,
- вместе с тем до 70% семей достаточно ответственно относятся к своим родительским обязанностям.
Картина довольно пестрая: от детей с высоким уровнем развития, обладающими интеллектуальными способностями, до детей с задержкой психического развития и ослабленным умственным развитием. Этот широкий спектр уровня способности нашего ученического контингента определил приоритеты и модель нашей школы.
Приоритетные направления работы школы.
- Усиление личностной направленности образования (новые технологии).
- Обновление содержания образования (введение пропедевтических курсов, предметов углубленного изучения, элективных курсов).
- Совершенствование работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни (медико-психологическая служба, программа “Здоровье”).
Модель школы.
0 ступень – школа АБВГДейка (подготовка учащихся к школе)
1 ступень – 1-4 классы – развивающее и традиционное обучение.
Миссия начальной школы – научить ребенка учиться, заложить способы учебной деятельности.
2 ступень – 5-9 классы – общеобразовательные предметы, пропедевтические курсы.
Миссия среднего звена – развитие способов учебной, исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса.
3 ступень – 10-11 классы – общеобразовательные предметы, углубленные предметы естественно-математического цикла.
Миссия старшей школы – создание условий для профессионального самоопределения.
В нашей школе на протяжении уже нескольких лет открыты классы углубленного изучения предметов, естественно-математического профиля. Серьезной вехой в развитии школы стало и участие в Федеральном эксперименте по обновлению структуры и содержания общего образования.
Для учащихся начальной школы введены уроки информатики, иностранного языка, курсы “Математика и жизнь”, “Математика для всех”, “Флора и здоровье”, “Экология для младших школьников”, “Развивающие игры”. В среднем звене – пропедевтические курсы “Наглядная геометрия” 5-6 класс (Шарыгин), “Физика, химия”, 5-6 класс (Гуревич), “Химия” 7 класс, “География родного города”, практикум по решению задач и дидактическая система развивающего обучения Занкова в среднем звене. В старшей школе наряду с традиционной системой обучения открыты классы углубленного изучения математики, физики, химии, биологии и практические курсы повышенной сложности, которые ведут преподаватели Анжерского филиала Кемеровского университета. В соответствии с этим составлен учебный план.
Для учащихся нашей школы осуществляется программа “Школа в школе” – это экологическая школа и летняя естественно-математическая школа на базе загородного лагеря “Арчекас”. Все это дает возможность поднять на новый качественный уровень наши образовательные возможности, преподавательское мастерство и увидеть педагогические перспективы. По результатам Российского конкурса “Школа года” наша школа стала трижды лауреатом.
Проанализировав ресурсное обеспечение школы, пришли к выводу, что школа готова принять социальный заказ, обеспечив успешность обучения и качественность образования, максимально способствовать социальной адаптации учащихся.
Область кадровой политики – основа основ школы. Это не только создание благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе, но и постоянный профессиональный рост учителя и внедрение инновационных технологий в учебный процесс.
67% учителей – имеют высшую и первую квалификационные категории,
25% учителей – вторую категорию,
2 человека сдали кандидатский минимум,
4 человека – лауреаты премии Сороса.
Имеют награды:
“Заслуженный учитель РФ” – 1;
“Отличник народного образования – 6;
“Почетный работник образования” – 5;
Орден “Трудовой славы” – 1;
Лауреат премии Сороса – 4;
Лауреат премии имени Н.К. Крупской – 1;
Лауреат премии имени М.А. Аверина – 1;
Лекторы КРИПКиПРО – 8.
В школе работают 3 кандидата наук, из них 1 – доктор наук Анжерского филиала КемГУ, педагоги-исследователи.
Школьные педагоги-исследователи возглавили кафедры, творческие лаборатории, научное общество учащихся. Они ведут постоянно действующие семинары, которые являются научно-методической мастерской. Наша школа, строя идею образовательного пространства, реализует личностно-ориентированную технологию. Мы применяем в воспитательно-образовательном процессе более эффективные методы – это, проблемно-поисковый, деятельностный, коммуникативный, игровой.
Важную роль в профессиональном становлении педагога играет методическая работа в школе. В школе созданы структура и различные формы методической работы.
Это важнейшее звено системы непрерывного образования педагогического коллектива.
Центральное место в процессе решения вопросов принадлежит руководителю школы и учителю, которым приходится сталкиваться с возрастающей сложностью новых задач и нести все большую ответственность за принятые решения и конечные результаты.
Чтобы грамотно и оперативно управлять, необходимо владеть точной информацией о деятельности школы. Для этого внедряем систему педагогического мониторинга в управление школой.
Нашей аналитической группой разработана структура педагогического мониторинга.
В воспитательной подсистеме объектами мониторинга является классный коллектив, ученик, классный руководитель.
В конце каждого учебного года проводится самодиагностика уровня профессиональной компетенции классного руководителя (нравственные качества, педагогический такт, профессиональной долг, ответственность, дидактические способности, педагогическое мышление, стиль управления, организаторская деятельность, перспективные умения, актёрское и ораторское искусство). По итогам диагностики назначаются классные руководители на вновь прибывшие (созданные) классы.
Эффективное воспитание и обучение, формирующие образованную, культурную, высоконравственную, творчески активную и социально зрелую личность, немыслимо без знания индивидуальных особенностей каждого ученика и постоянного отслеживания его личностного развития, оценки уровня его воспитанности и побуждения к саморазвитию и самовоспитанию.
Каждый год изучается уровень воспитанности учащихся по методике Н. П. Капустина. Выявляется, как у каждого учащегося проявляются показатели воспитанности: отношение к учёбе, трудолюбие, дисциплинированность, долг, ответственность, патриотизм, адекватная самооценка, честность и правдивость, коллективизм, культура межличностных отношений, культурный уровень.
Изучается уровень развития классных коллективов – смотрится проявление показателей развития коллектива: движение к цели, самоуправление, общественное мнение, дисциплина и взаимная требовательность, согласованность в работе, стремление к общению в свободное время, дружба и взаимопомощь, творческое выражение самоличности, нравственные качества, такт.
Эта диагностика позволяет классному руководителю:
- конкретизировать цели воспитательной работы;
- обосновать выбор содержания и методов
воспитания, обеспечить
индивидуальный подход к личности каждого ребёнка; - организовать работу с родителями.
Во всем мире идет поступательное движение от общества индустриального к обществу информационному. Будет ли это достигнуто, зависит, прежде всего, от образования, которое формирует общество: его ценности, цели, духовного и творческого потенциала. Для этого принципиально должен измениться взгляд на образование – не овладение учащимися ЗУНами, а становление человека, обретение им себя, неповторимой индивидуальности.
Всему этому способствует профильное обучение.
Этапы введения профильного обучения.
Подготовительный этап – обновление содержания образования и его обеспечение. На этом этапе составляются учебные планы (наша школа работает по углубленному изучению естественно-математических дисциплин и по учебным планам федерального эксперимента по обновлению структуры и содержания общего (полного) образования), программы, учебники, методические пособия. Педагоги и администрация прошли переподготовку кадров при КРИПК и ПРО. Выбор профиля по результатам анкетирования учащихся, бесед с родителями. Введение ЕГЭ. Учащимся нашей школы представлена возможность участия в пробном экзамене в городе, которую они максимально используют и показывают хорошие результаты.
Первый этап – переход на предпрофильное обучение в 9 кл.
В нашей школе уже на протяжении многих лет работают пропедевтические курсы и курсы по выбору учащихся на П ступени
5-6 класс – естествознание (физика,
химия. Гуревич);
5-6 класс – геометрия (Шарыгин);
7 класс – химия;
8-9 класс – курсы по выбору “Экология”,
“Избранные вопросы математики”, “Практикум по
решению физических задач”, “Практикум по
биологии”, “Практикум по химии” и.т.д.
Второй этап – процедура приема выпускников предпрофильных классов в профильные классы через собеседование, тестирование, заявления родителей.
Третий этап – осуществление и сетевого взаимодействия через образовательное пространство города:
- гуманитарный профиль – гимназия №2
- технологический профиль – МУК, школа №1
- естественно-математический профиль – наша школа
спортивный – детско-юношеская спортивная школа.
Сопровождающий – дополнительное бюджетное финансирование осуществляется с помощью доплат 15% за углубление, 20% за эксперимент и за курсы по выбору.
Наша работа по профильному обучению осуществляется поэтапно согласно концепции профильного обучения.
В перспективе:
- создание психологической службы для осуществления психолого-педагогического аспекта профилизации;
- получение учебников нового поколения.