Формы организации профильного обучения

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Введение профильного обучения является актуальным и важным шагом в развитии Российской системы школьного образования. Как и любое нововведение подобного масштаба, этот шаг должен быть максимально обдуман, проработан, выверен. Прежде всего, следует разграничить понятия “профильное обучение” и “профильная школа”.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако, перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

  • обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
  • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
  • расширять возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к усвоению программ высшего профессионального образования.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы “знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться”. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников.

К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профильной деятельности. Так, по данным социологических опросов, проведенных Центром социологических исследований Минобразования России, “профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в УШ классе и достигает своего пика в 1Х, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжить учебу в вузе, в основном складывается в 1Х классе”. При этом примерно 70-75% учащихся в конце 1Х класса уже определились в выборе сферы профессиональной деятельности.

В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и др.

Большинство старшеклассников считает, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры.

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения.

Очевидно, что любая форма профилизации обучения ведет к сокращению инвариантного компонента. В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда один-два предмета изучаются по углубленным программам, а остальные – на базовом уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации.

Возможна такая организация образовательных учреждений различных уровней, при которой реализуется не только содержание выбранного профиля, но и предоставляется учащимся возможность осваивать интересное и важное для каждого из них содержание из других профильных предметов. Такая возможность может быть реализована как посредством разнообразных форм организации образовательного процесса (дистанционные курсы, факультативы, экстернат), так и за счет кооперации (объединения образовательных ресурсов) различных образовательных учреждений (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного, начального и среднего профессионального образования и др.).

Можно выделить несколько вариантов (моделей) организации профильного обучения.

1. Модель внутришкольной профилизации

    Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).

2. Модель сетевой организации.

В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.
Решение об организации профильного обучения в конкретном образовательном учреждении принимает его учредитель по представлению администрации образовательного учреждения.
Современный период развития России четко обозначил необходимость обновления основных приоритетов в области образования в соответствии с мировыми тенденциями.

Анализируя этапы развития школы, мы попытались ответить на три основных вопроса. Чего от нас хотят? Кто мы и что можем сделать? Как мы это будем делать? Итак, государство хочет, чтобы мы создали условия для развития свободной, мыслящей, деятельной, социально-адаптированной личности, получившей качественное общее образование (концепция модернизации Российского образования).

Макросоциум – хочет, чтобы мы выпускали из школы воспитанную личность, считающуюся с нормами и правилами поведения, сложившимися в обществе.

Микросоциум – хочет, видеть в нас школу, основанную на порядке и дисциплине, разумной требовательности к детям, где обеспечивается комфорт не только физический, но и душевный (100% опрошенных).

Родители – хотят, чтобы:

  • школа обеспечивала подготовку в ВУЗ (65% опрошенных);
  • ребенок получил образование в профильном классе (60% опрошенных);
  • ребенок просто находился в школьном пространстве до 16лет, потому что куда ему еще деваться (26% опрошенных)
  • ребенок занимался в кружках, секциях именно в школе (52% опрошенных) в связи с отдаленностью школы от центра досуговой деятельности, а то, что есть в микрорайоне не полностью их удовлетворяет.

Ученики – хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, иметь учебный успех, получить качественное образование.

Анализ итогов социальной диагностики микрорайона школы показывает:

  • недостаточно высокий уровень образованности,
  • достаточно высокий процент неблагополучных, многодетных, неполных, малообеспеченных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своего ребенка,
  • вместе с тем до 70% семей достаточно ответственно относятся к своим родительским обязанностям.

Картина довольно пестрая: от детей с высоким уровнем развития, обладающими интеллектуальными способностями, до детей с задержкой психического развития и ослабленным умственным развитием. Этот широкий спектр уровня способности нашего ученического контингента определил приоритеты и модель нашей школы.

Приоритетные направления работы школы.

  1. Усиление личностной направленности образования (новые технологии).
  2. Обновление содержания образования (введение пропедевтических курсов, предметов углубленного изучения, элективных курсов).
  3. Совершенствование работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни (медико-психологическая служба, программа “Здоровье”).

Модель школы.

0 ступень – школа АБВГДейка (подготовка учащихся к школе)

1 ступень – 1-4 классы – развивающее и традиционное обучение.

Миссия начальной школы – научить ребенка учиться, заложить способы учебной деятельности.

2 ступень – 5-9 классы – общеобразовательные предметы, пропедевтические курсы.

Миссия среднего звена – развитие способов учебной, исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса.

3 ступень – 10-11 классы – общеобразовательные предметы, углубленные предметы естественно-математического цикла.

Миссия старшей школы – создание условий для профессионального самоопределения.

В нашей школе на протяжении уже нескольких лет открыты классы углубленного изучения предметов, естественно-математического профиля. Серьезной вехой в развитии школы стало и участие в Федеральном эксперименте по обновлению структуры и содержания общего образования.

Для учащихся начальной школы введены уроки информатики, иностранного языка, курсы “Математика и жизнь”, “Математика для всех”, “Флора и здоровье”, “Экология для младших школьников”, “Развивающие игры”. В среднем звене – пропедевтические курсы “Наглядная геометрия” 5-6 класс (Шарыгин), “Физика, химия”, 5-6 класс (Гуревич), “Химия” 7 класс, “География родного города”, практикум по решению задач и дидактическая система развивающего обучения Занкова в среднем звене. В старшей школе наряду с традиционной системой обучения открыты классы углубленного изучения математики, физики, химии, биологии и практические курсы повышенной сложности, которые ведут преподаватели Анжерского филиала Кемеровского университета. В соответствии с этим составлен учебный план.

Для учащихся нашей школы осуществляется программа “Школа в школе” – это экологическая школа и летняя естественно-математическая школа на базе загородного лагеря “Арчекас”. Все это дает возможность поднять на новый качественный уровень наши образовательные возможности, преподавательское мастерство и увидеть педагогические перспективы. По результатам Российского конкурса “Школа года” наша школа стала трижды лауреатом.

Проанализировав ресурсное обеспечение школы, пришли к выводу, что школа готова принять социальный заказ, обеспечив успешность обучения и качественность образования, максимально способствовать социальной адаптации учащихся.

Область кадровой политики – основа основ школы. Это не только создание благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе, но и постоянный профессиональный рост учителя и внедрение инновационных технологий в учебный процесс.

67% учителей – имеют высшую и первую квалификационные категории,
25% учителей – вторую категорию,
2 человека сдали кандидатский минимум,
4 человека – лауреаты премии Сороса.

Имеют награды:

“Заслуженный учитель РФ” – 1;
“Отличник народного образования – 6;
“Почетный работник образования” – 5;
Орден “Трудовой славы” – 1;
Лауреат премии Сороса – 4;
Лауреат премии имени Н.К. Крупской – 1;
Лауреат премии имени М.А. Аверина – 1;
Лекторы КРИПКиПРО – 8.

В школе работают 3 кандидата наук, из них 1 – доктор наук Анжерского филиала КемГУ, педагоги-исследователи.

Школьные педагоги-исследователи возглавили кафедры, творческие лаборатории, научное общество учащихся. Они ведут постоянно действующие семинары, которые являются научно-методической мастерской. Наша школа, строя идею образовательного пространства, реализует личностно-ориентированную технологию. Мы применяем в воспитательно-образовательном процессе более эффективные методы – это, проблемно-поисковый, деятельностный, коммуникативный, игровой.

Важную роль в профессиональном становлении педагога играет методическая работа в школе. В школе созданы структура и различные формы методической работы.

Это важнейшее звено системы непрерывного образования педагогического коллектива.

Центральное место в процессе решения вопросов принадлежит руководителю школы и учителю, которым приходится сталкиваться с возрастающей сложностью новых задач и нести все большую ответственность за принятые решения и конечные результаты.

Чтобы грамотно и оперативно управлять, необходимо владеть точной информацией о деятельности школы. Для этого внедряем систему педагогического мониторинга в управление школой.

Нашей аналитической группой разработана структура педагогического мониторинга.

В воспитательной подсистеме объектами мониторинга является классный коллектив, ученик, классный руководитель.

В конце каждого учебного года проводится самодиагностика уровня профессиональной компетенции классного руководителя (нравственные качества, педагогический такт, профессиональной долг, ответственность, дидактические способности, педагогическое мышление, стиль управления, организаторская деятельность, перспективные умения, актёрское и ораторское искусство). По итогам диагностики назначаются классные руководители на вновь прибывшие (созданные) классы.

Эффективное воспитание и обучение, формирующие образованную, культурную, высоконравственную, творчески активную и социально зрелую личность, немыслимо без знания индивидуальных особенностей каждого ученика и постоянного отслеживания его личностного развития, оценки уровня его воспитанности и побуждения к саморазвитию и самовоспитанию.

Каждый год изучается уровень воспитанности учащихся по методике Н. П. Капустина. Выявляется, как у каждого учащегося проявляются показатели воспитанности: отношение к учёбе, трудолюбие, дисциплинированность, долг, ответственность, патриотизм, адекватная самооценка, честность и правдивость, коллективизм, культура межличностных отношений, культурный уровень.

Изучается уровень развития классных коллективов – смотрится проявление показателей развития коллектива: движение к цели, самоуправление, общественное мнение, дисциплина и взаимная требовательность, согласованность в работе, стремление к общению в свободное время, дружба и взаимопомощь, творческое выражение самоличности, нравственные качества, такт.

Эта диагностика позволяет классному руководителю:

  • конкретизировать цели воспитательной работы;
  • обосновать выбор содержания и методов воспитания, обеспечить
    индивидуальный подход к личности каждого ребёнка;
  • организовать работу с родителями.

Во всем мире идет поступательное движение от общества индустриального к обществу информационному. Будет ли это достигнуто, зависит, прежде всего, от образования, которое формирует общество: его ценности, цели, духовного и творческого потенциала. Для этого принципиально должен измениться взгляд на образование  – не овладение учащимися ЗУНами, а становление человека, обретение им себя, неповторимой индивидуальности.

Всему этому способствует профильное обучение.

Этапы введения профильного обучения.

Подготовительный этап – обновление содержания образования и его обеспечение. На этом этапе составляются учебные планы (наша школа работает по углубленному изучению естественно-математических дисциплин и по учебным планам федерального эксперимента по обновлению структуры и содержания общего (полного) образования), программы, учебники, методические пособия. Педагоги и администрация прошли переподготовку кадров при КРИПК и ПРО. Выбор профиля по результатам анкетирования учащихся, бесед с родителями. Введение ЕГЭ. Учащимся нашей школы представлена возможность участия в пробном экзамене в городе, которую они максимально используют и показывают хорошие результаты.

Первый этап – переход на предпрофильное обучение в 9 кл.

В нашей школе уже на протяжении многих лет работают пропедевтические курсы и курсы по выбору учащихся на П ступени

5-6 класс – естествознание (физика, химия. Гуревич);
5-6 класс – геометрия (Шарыгин);
7 класс – химия;
8-9 класс – курсы по выбору “Экология”, “Избранные вопросы математики”, “Практикум по решению физических задач”, “Практикум по биологии”, “Практикум по химии” и.т.д.

Второй этап – процедура приема выпускников предпрофильных классов в профильные классы через собеседование, тестирование, заявления родителей.

Третий этап  –  осуществление и сетевого взаимодействия через образовательное пространство города:

  • гуманитарный профиль – гимназия №2
  • технологический профиль – МУК, школа №1
  • естественно-математический профиль – наша школа
  • спортивный – детско-юношеская спортивная школа.

Сопровождающий  –   дополнительное бюджетное финансирование осуществляется с помощью доплат 15% за углубление, 20% за эксперимент и за курсы по выбору.

Наша работа по профильному обучению осуществляется поэтапно согласно концепции профильного обучения.

В перспективе:

  • создание психологической службы для осуществления психолого-педагогического аспекта профилизации;
  • получение учебников нового поколения.