Человек, который желает выжить в современном мире, на мой взгляд, должен быть успешным.
Что нужно, чтобы быть успешным руководителем, неся на своих плечах громадную нагрузку и ответственность? Главное – смотреть вперед и видеть цель, принимать правильные решения, правильно действовать и непременно завершать дело успехом, победой. Успешные директора устанавливают высокие внутренние стандарты работы. У них высокие ожидания в отношении своих учеников и сотрудников; они сообщают об этих ожиданиях людям внутри и за пределами своей школы.
Основные качества, которые должны быть присущи руководителю, следующие:
- Компетентность.
- Коммуникабельность.
- Внимательное отношение к подчиненным.
- Смелость в принятии решений.
- Способность творчески решать проблемы.
Последнее является самым важным. Современный руководитель – это творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед школой задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии.
Современный руководитель – это личность, постоянно работающая над собой, над своими профессиональными и личностными качествами.
Современный руководитель – это стратег, видящий перспективу развития своей организации на несколько лет вперед, исходя из имеющихся социальных условий и ресурсов.
Современный руководитель – это носитель организационных перемен, вырабатывающий новые подходы к решению проблем, пропагандирующий новые ценности среди сотрудников, одержимый идеей, готовый преодолевать ради ее воплощения в жизнь длительные трудности.
Современный руководитель – это лидер, стремящийся не приказывать, а выслушивать коллег, психологически настроенный на одобрение предложений, являющийся энтузиастом и готовящий, поддерживающий энтузиастов.
Современный руководитель – это человек, интегрирующий усилия сотрудников на широкое использование культурно-этнических инструментов управления. Таким образом, современный директор школы должен обладать вышеперечисленными человеческими качествами и иметь следующие черты менеджера-лидера:
- Доступен любому работнику, тон обсуждения любых проблем всегда доброжелателен.
- Понимает, что управлять, значить делать дело руками других. Отсюда большую часть своего времени он отводит работе с персоналом, постоянно уделяя внимание системам поощрения. Он лично знаком со значительной частью работников.
- Противник кабинетного стиля управления, предпочитает обсуждать проблемы на местах, умеет слышать и слушать, решителен и настойчив.
- Терпимо относится к выражению открытого несогласия, умело делегирует полномочия исполнителям, строит отношения на доверии.
- В трудные минуты не стремится найти виновного, а ищет причину сбоев и отклонений.
- Не распоряжается и не приказывает, а убеждает; строгий контроль заменяет доверием.
- Стремится развивать коллективные формы работы единой командой.
- Всегда открыт для новых идей, создает атмосферу, в которой свободное высказывание идей становится нормой.
- Формирует хороший психологический климат в коллективе, не удовлетворяет интересы одних работников за счет ущемления других.
- С готовностью, а главное, публично признает заслуги сотрудников.
- Не имитирует перемены, а на деле стремится осуществить позитивные изменения.
Менеджер-лидер вместе с тем мыслит:
- протокольно – отличает факты от мнений, реальное от кажущегося, действительное от желаемого;
- безынерционно – накопленный опыт и знания не мешают ему принимать оригинальное решение при рассмотрении новых, нетрадиционных проблем;
- методично – последовательно, не отвлекаясь от цели, осмысливать коммерческие, управленческие и психолого-педагогические ситуации;
- мобильно – переносит накопленный опыт на новые области знания с учетом их особенностей, места, времени, условий;
- доминантно – выделяет главное и не тонет в мелочах;
- конструктивно – не только вскрывает причины недостатков, но и умеет находить наиболее рациональные пути и способы их устранения, умеет качественно улучшать дело.
Менеджер-лидер мыслит не по принципу “или-или”, (или то, или другое), а по принципу “и – и” (и то, и другое) – все зависит от конкретных обстоятельств и условий. Сама жизнь и рыночная обстановка заставляют его быть стихийным диалектиком. Он оперирует, казалось бы, взаимоисключающими друг друга понятиями типа: “качественное количество”, “творческая исполнительность”, “инициативная дисциплина”, “организованная неорганизованность” и т.п.
Лидер не только должен организовать и руководить изменениями, но он должен “сам быть теми изменениями”, которые желает видеть у других. “Лидеру придаются функции “социального архитектора”, “изучающего и создающего то, что называется “культурой труда”, - те неосязаемые элементы, которые сложно выявить, но которые исключительно важны: поведение, ценности и нормы. “Особенность современного взгляда на лидера состоит в том, - пишут М.В. Грачев, А.А. Соболевская, Д.В. Кузин, А.Р. Стерлин в своей книге “Капиталистическое управление: уроки 80-х”, - что он рассматривается как носитель инновационной организационной культуры, как главный агент последовательных изменений в корпорации” (12, с. 36-37).
Таков общий контур менеджера-лидера. Воплотить в жизнь эту модель нелегко, но, как говорят американцы: “Умение ходить по воде не возникает за один день”.
I. Директор школы должен вести за собой, учить учиться, создавать образ будущего. Руководитель образовательной системы должен влиять на ценностные аспекты сознания людей, на их культуру, видение будущего. Руководство не сводится исключительно к умению договорится с педагогами или найти с ними компромисс, это – преобразование культуры школьной организации, нацеленность на внутренние изменения.
II. Директор школы – это стратег, разработчик “Общих правил игры”, новых идей, на основании которых развивается концепция школы. Предоставление учителям творческой и профессиональной самостоятельности, инициативы, “педагогической предприимчивости”.
На основе глубокого изучения литературы по теории управления мною сконструирована следующая концепция внутришкольного управления, методологическими основами которой являются:
1. Повышение уровня сотрудничества внутри аппарата управления, между администрацией и учителями, между педагогами и учащимися. Перевод внутришкольного управления на демократическую основу, т.е. включение в процесс управления учителей и учащихся. В школе работают 12 творческих групп, в работе которых участвуют 40 педагогов (около 65%).
2. Глубокое аналитическое проникновение руководителя в сущность педагогического явления, в урок, в педагогический процесс для квалифицированной, глубокой оценки труда педагога.
Управленческая схема в школе выглядит следующим образом:
Данная модель позволяет планомерно, организованно, научно-обоснованно систематически воздействовать на инновационные, экспериментальные процессы, привлекая к управлению наибольшее количество учителей. Нововведения и положительный опыт работы учителей внедряются через мини – команды”, которые формируются для решения определенных задач в определенное время.
3. Обладание руководителем необходимым объемом знаний, управленческим опытом, специальной управленческой подготовкой.
У нас успешно функционирует независимое детское и молодежное объединение “Доброград”.
“Доброград” - это творческая организация, объединяющая на добровольных началах администрацию, педагогов школы и ребят 1 – 11-х классов, отличающихся организаторскими способностями, активностью, желанием действовать и творить, неравнодушных к нашей школьной жизни, обладающих стремлением сделать ее по настоящему интересной, яркой и радостной.
Объединение строит свою работу на принципах:
- Добровольности
- Открытости
- Творческого подхода к любому делу
- Коллективного принятия решения
Задачами объединения являются:
- Формирование нового стиля взаимоотношений в системе администратор – педагог – ученик
- Создание условий для самореализации личности, перехода от отношений субординации к отношениям сотрудничества детей и взрослых.
- Развитие творческой инициативы учащихся и педагогов.
- Объединение индивидуальных действий и идей, придание организованного характера творческому поиску.
4. Глубокое аналитическое проникновение руководителя в сущность педагогического явления, в урок, в педагогический процесс для квалифицированной, глубокой оценки труда педагога.
5. Обладание руководителем необходимым объемом знаний, управленческим опытом, специальной управленческой подготовкой.
При принятии решений и выполнении управленческих функций я ориентируюсь на следующие принципы управления коллективом:
1. Принцип уважения и доверия к человеку:
- уважать личное достоинство человека;
- предоставлять личности свободу выбора;
- доверять человеку на основе взаимоуважения;
- не проявлять к человеку достаточно высокую требовательность;
- способствовать раскрытию возможностей человека, развитию инициативы;
- поощрять достижения и личный вклад каждого в дела школы;
- гарантировать каждому сотруднику и ученику личную защищенность в коллективе.
2. Принцип целостного взгляда человека:
- строить свои отношения с учителями не как должностное лицо с подчиненными, а как человек с человеком;
- вникать в жизнь, духовный мир и стремления сотрудников;
- делать все возможное, чтобы время проведенное на работе, были светлыми и радостными;
- встречаться с учителями в неформальной обстановке.
3. Принцип сотрудничества:
- знать и учитывать личные качества учителей;
- ценить в учителе компетентность, инициативу, ответственность;
- бережно относится к проявлению любой педагогической целесообразной инициативы.
Этот принцип осуществляется через технологию педагогических взаимодействий. Одна из форм такого взаимодействия – это творческие группы.
Обычно учителя сами объединяются в творческие группы по критерию близости методической темы и с планом работы приходят на заседание научно-методического совета. План работы творческой группы составляется на один год, перспективный – на 3 года. Характер общения между членами группы – неформальный.
Главное внимание в группе – поисковая работа.
Формы занятий – практикумы, теоретические семинары, диспуты и т.д.
4. Принцип социальной справедливости:
- равномерно распределять не только учебную, но и общественную нагрузку среди учителей;
- систематически освещать в коллективе деятельность администрации;
- предоставлять педагогам равные “стартовые” возможности;
- приводить в соответствие заслуги труда педагога с их общественным признанием.
5. Принцип индивидуального подхода во внутришкольном управлении:
- глубоко изучать систему работы каждого учителя;
- систематически повышать качество и глубину педагогического анализа урока учителя;
- помочь учителю создать свою собственную творческую лабораторию;
- вселять в учителя профессиональную уверенность;
- постепенно выравнивать профессиональное мастерство педагогов, доведение отстающих до уровня передовых;
- учитывать и корректировать временные эмоциональные состояния членов педагогического коллектива;
- определять для каждого учителя его индивидуальные цели и рубежи их достижения и этим обеспечивать ему путь к успеху.
6. Принцип обогащения работы учителя:
- следить за повышением квалифакиции учителей;
- проводить семинары, “круглые столы”, симпозиумы по проблемам методики преподавания отдельных предметов;
- проводить с учителями консультации по поводу их сегодняшних и будущих профессиональных потребностей;
- систематически обсуждать в педагогическом коллективе литературные и поэтические новинки.
7. Принцип личного стимулирования:
- справедливо использовать моральные и материальные стимулы;
- иметь хорошо продуманную систему стимулов. Вежливость, улыбка, внимательное и чуткое отношение к человеку – более сильно действующие стимулы, чем награждения;
- помнить, что стимулы являются действенным инструментом создания в педагогическом коллективе обстановки приподнятости, здорового микроклимата.
8. Принцип единого статуса: все работники школы, учителя и учащиеся независимо от занимаемой должности и положения в школе должны находится в одинаковых демократических условиях.
9. Принцип перманентного повышения квалификации:
- обеспечить постоянное повышение квалификации учителей через работу методических комиссий, творческих семанаров, проблемных творческих групп, самообразовательную работу учителя внутри школы;
- формировать стимулирующие мотивы развития внутришкольной системы повышения квалификации педагогов.
10. Принцип консенсуса:
- объективно оценивать точки зрения членов коллектива при обсуждении проблем и принятии решения;
- четко и логично аргументировать точку зрения и логично аргументировать точку зрения, чтобы ее воприняло большинство в коллективе;
- осуществлять логический анализ ошибочных суждений, вскрывать противоречия, добиваться пересмотра противоречивых точек зрения;
- “мобилизировать” мнение наиболее влиятельной части педагогов.
11. Принцип коллективного принятия решения:
- принимать коллективное решение только по важным, перспективным, стратегическим вопросам;
- принимать жизненно важные решения при активном участии тех, кому придется их выполнять;
- вовлекать в процесс выполнения решения несогласное “меньшинство”.
12. Принцип участия в управлении учителей и делегирование полномочий:
- не привлекать учителей к управлению без их желания;
- приобщать учителя к управлению, учитывая его индивидуальные особенности;
- добиваться, чтобы учитель рассматривал участие в процессе управления как акт доверия, как одну из возможностей его профессионального роста;
- оказывать учителю на порученном ему участке внимание и помощь;
- добиваться общественного признания результатов управленческой деятельности учителей.
13. Принцип целевой гармонизации:
- чтобы в школе не делалось – все должно делаться на основе осмысленной, предыварительно сформулированной, педагогически целесообразной цели;
- стремится сформировать целевое единство педагогического коллектива.
14. Принцип горизонтальных связей: способствовать установлению связей учителей друг с другом для достижения конечного результата – развития личности ребенка.
Данный принцип работает в рамках деятельности школы. Творчески работающие педагоги объединины в “мини-команды” с определенными задачами.
15. Принцип автономизации управления:
- во главе автономных участков управления должны находится высококвалифицированные педагоги, избираемые на собрании всего коллектива, прошедшие соответствующую подготовку;
- за эту работу обязательно нужно определить материальное вознаграждение.
16. Принцип постоянного обновления:
- любые крупные изменения необходимо заранее готовить, создавая в коллективе определенный психологический настрой;
- если уверенности в успехе изменений нет, то их лучше не проводить;
- не бояться сопротивления изменениям со стороны учителей;
- помнить, что процесс перемен в школе – это процесс перемен во взглядах, методах, решениях организационных проблем и т.д. учителя.
“Технология” успешного управления школой состоит из трех основных этапов:
- сбор информации о состоянии управляемого объекта;
- ее переработка;
- выдача командой информации.
Значит, успех управления зависит от наличия внутришкольной системы информации.
Каждый директор школы должен иметь “обязательный минимум информации” о тех людях, которыми он управляет, об их взаимоотношениях и связях, о состоянии, ходе развитии тех процессов, звеньев, участков работы школы, за которые он отвечает и на которые пытается оказывать управленческие воздействия.
Координация – основная задача управленческой деятельности.
Успешное управление – это реализованная цель. Цель – это желаемый и заранее запрограмированный результат, достижимый в будущем.
Главное в управлении – четко видеть цель. Цель вызывает организацию, необходимость программно-целевого планирования и разработки конктретной программы достижения каждой цели.
Главное назначение руководителя – создавать системы: система внутришкольного контроля, система внеклассной и внеурочной воспитательной работы, система работы с родителями и т.д..
Управлять современной школой успешно можно только в том случае, если подчинять свои действия определенным правилам, четкому режиму. Системный подход к управлению заключается в четком, скрупулезнейшем распределении функциональных обязанностей не только среди руководителей, но и среди всех членов педагогического коллектива. При распределении функциональных обязанностей необходимо придерживаться следующих требований:
- определение обязанностей и прав работников должно быть четким, определенным, оформленным в письменном виде;
- каждый должен отвечать определенному лицу за результаты своей работы;
- обязанности дролжны быть четко расчленены;
- права решения делигируются вниз в максимально возможной степени.
Чтобы управление было демократичным и эффектиным, а сотрудники интеллектуально росли, необходимо делегирование полномочий.
Делегирование – это проявление доверия, это инструмент включения сотрудника в процесс управления, а следовательно, демократизация последнего.
Одной из важнейших управленческих функций является контроль.
Контроль в определенной степени должен рассматриваться как УСЛУГА, которую управленец оказывает своим сотрудникам.
В ходе контроля управленец обязан закладывать в каждого сотрудника “чувство успеха”, чувство победителя и постоянно поддерживать его, потому что победа – это жизнь и движение вперед!
Ни одна функция управления (сбор информации, анализ и оценка ситуации, формирование и выбор управленческих решений, выдача заданий и корректировка хода работ, оценка результатов) не может быть реализована без делового общения. Чтобы успешно управлять людьми нужно создать все условия, чтобы люди хотели быть управляемыми. Главная роль тут принадлежит общению.
Человек, не способный к общению, никогда не станет хорошим руководителем, т. к. через общение и посредством личного примера он оказывает необходимое влияние на людей.
В деловом общении важна информация:
Персонифицированная – внешний
вид;
Внешние реакции —> эмоциональное состояние партнера.
Текстовая – рекомендательные письма, положительные отзывы и характеристики, демонстрация материальных доказательств.
Информация состояния – физическое и эмоциональное состояние партнеров (недомогание, усталость, душевное волнение, расстроенные чувства, испорченное настроение).
Информация окружения (место, обстановка, окружение, “атмосфера”, шум, запахи, температурный режим, присутствие посторонних людей, дефицит времени).
Учитывая информационные “потоки” делового общения, можно распложить к себе, “завоевать” внимательного и доброжелательного собеседника. Не учитывая их, можно, наоборот, задеть, возмутить, травмировать его – и тогда собеседник превращается во врага.
Для того, чтобы общение было деловым, надо:
- Уметь владеть собой. Не делать скоропалительных выводов.
- Уметь до конца все внимательно выслушать,
понять, продумать.
Принимать решения и действовать только тогда, когда мнение будет подтверждено уверенностью. - Быть беспристрастным. В управлении эмоции неуместны.
Главная заповедь управления – располагать (привлекать, притягивать) к себе подчиненных.
Взаимное уважение между руководителем и подчиненными, является необходимым условием их служебных взаимоотношений.
Истинное руководство – это искусство общения, искусство так влиять на людей с помощью личного примера и убеждений, чтобы они признали руководителя как самого способного и достойного человека в организации.
Чтобы расположить человека к себе, воспитать в нем эмоциональное отношение (приязнь, симпатия, дружба, любовь), человека надо искренне уважать, ценить.
Успех директора школы зависит не столько от наличия деловых качеств, сколько от умения их ярко подавать окружающим.
Успех на 80 % связан с развитостью навыков общения.
Важно как ярко и интересно подать себя, произвести хорошее впечатление, так и распознать характер и намерения других людей по их жестам.
III. Директор школы несет ответственность за судьбу, здоровье и благополучие детей.
Эта должность предполагает не только огромных интеллектуальных и нравственных, но и эмоциональных и физических затрат. За счет каких же ресурсов можно справиться с такой огромной ношей? Надо уметь непрерывно меняться: не подстраиваться под кого-либо, а выработать в себе функции саморегуляции, самокоррекции, самоорганизации, т.е. надо познать себя, преодолеть свои стереотипы, раскрыть свои природные ресурсы. В любой трудной ситуации, не надеясь ни на кого, следует использовать свои собственные ресурсы. Ресурсы любого человека практически неограниченны. Поверив в неограниченность своих ресурсов, человек начинает процесс постоянного самосовершенствования, но происходит это лишь тогда, когда он:
- искренне и глубоко верит в свои ресурсы;
- знает особенности физического и психологического развития, обладает навыками управления различными состояниями и использования своего потенциала;
- обладает волей, ибо процесс совершенствования должен быть планомерным и целенаправленным.
Итак, для того, чтобы контролировать свои поведенческие и эмоциональные реакции, распознать и оценить ситуацию, достойно выйти из конфликтной ситуации, уметь быстро восстановиться и переключиться, привести себя в творческое состояние, необходимо:
1. Принять себя таким, какой ты есть, обрести любовь к себе, признав собственную уникальность.
2. Признать уникальность других. Найти в себе качества, помогающие понять мнение, точку зрения, поведение другого.
3. Изучить свои предпочтения, реакции, состояния в различных жизненных обстоятельствах, ситауциях, отрезках времени, исследовать свой характер, особенности его проявления в различных сферах его деятельности, постоянно наблюдать за работой своего организма.
4. Найти собственный алгоритм достижения равновесия.
5. Перестать тревожиться и научиться жить сейчас.
6. Научиться прощать.
7. Научиться избавляться от страха и предпочесть любовь страху.
Директорами не рождаются, директорами становятся!