Цели:
- выявить полученные знания, умения и навыки учащихся;
- развить вычислительные навыки и логическое мышление;
- оплотить учащихся в единый коллектив, научить дорожить дружбой.
Оборудование:
- карточки;
- магнитофон;
- кодоскоп;
- макет дома;
- монеты из фольги.
Действующие лица:
Ведущий (учитель)
Король
Старичок
Лягушка
Баба Яга
Королева
Ход урока
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Хочу вам рассказать сказку.
Ведущий: (Рассказывают и пересказывают удивительную историю, что случилось в давние времена.)
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был удачлив вый в делах, сильный, смелый, добрый Король со своей прекрасной женой Королевой. Соседи и соперники преклонялись перед ним, подданные обожали его. Королева была очаровательна и нежна, а их любовь была глубока и искренна. Роскошь и изобилие царили во дворце повсюду, советники Короля были щедры, слуги – трудолюбивы и верны, конюшни были полны самыми породистыми лошадьми, подвалы – неисчислимыми запасами еды и питья.
Но однажды с ним случилось беда. Кощей Бессмертный украл Королеву. Король поплакал, поплакал, поклонился на четыре стороны и пошел, куда глаза глядят – искать жену. Шел он близко ли далеко ли, долго ли коротко ли, сапоги проносил, кафтан истер, шапочку дождик иссек и дошел до царства математики. Попадается ему навстречу старичок.
Старичок: – Здравствуй, добрый молодец! Что ищешь, куда путь держишь?
Ведущий: Король рассказал ему про свое несчастие.
Старичок: Я тебе постараюсь помочь. Ты находишься в нашем царстве, поэтому должен выполнить мое условие – решить уравнения. Ты решай, а я поищу свой волшебный клубок (уходит).
Король: Ребята, помогите мне решить уравнения.
Я думаю, что я сам один не справлюсь. (Включаем кодоскоп). Ребята решают данные уравнения. Кто решил, пишут решение на доске. В это время включается магнитофон с тихой и спокойной мелодией).
- (х + 15) – 8 = 17;
- 125 + у – 85 = 65;
- 3х + 49 = 7;
- 45,7х + 0,3х – 2,4 = 89,6;
- 4х – х =8,7;
- ( х – 152 ) * 59 = 6018;
Ответы:
- 10;
- 25;
- –14;
- 2;
- 2.9;
- 254.
Король: Спасибо вам, ребята! Вы мне очень помогли.
Старичок: Ну что ж, вижу, ты быстро справился с моим заданием. Вот тебе клубок: куда он покатится, туда и ты ступай за ним смело.
Ведущий: Король поблагодарил старичка и пошел за клубочком. Клубок катится, он за ним идет. Подошел к болоту и увидел лягушку, которая поймала его клубок.
Лягушка: Здравствуйте, Король! Куда путь держишь?
Король: Искать свою жену-королеву.
Ведущий: И рассказал Король свою историю…
Лягушка: Отдам твой клубок, только ты должен решить примеры.
Король: Ребята, тут их очень много. Мне долго придется вычислять. Помогите мне пожалуйста, решить.
(Работа по карточкам. Король показывает карточки с заданиями, ребята отвечают устно.)
- 2,5 – 1,6 =
- 5 + 0,35 =
- 1 – 0,45 =
- 3,2 – 1,4 =
- 0,71 – 0,28 =
- 4 – 0,8 =
- 1,8 + 2,5 =
- 0,55 + 0,45 =
- 1,62 + 0,36 =
- 4,52 – 1,2 =
Ответы:
- 0,9;
- 5,35;
- 0,55;
- 1,8;
- 0,43;
- 3,2;
- 4,3;
- 1;
- 2;
- 3,32;
Спасибо, ребята. Что бы я без вас делал.
Ведущий: Отдала лягушка клубок королю, и пошел Король дальше. Долго ли, коротко ли, прикатился клубочек к лесу. Там стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.
Король: Избушка, избушка, стань по старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом
Ведущий: Избушка повернулась к нему передом, а к лесу задом. Из дверей появляется Баба Яга, костяная нога.
Баба Яга: Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал, меня, старую, потревожил?
Дело пытаешь, или от дела лытаешь?
Король: Ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала.
Ведущий: Баба Яга в бане его выпарила, напоила и накормила. Король рассказал ей, что ищет свою жену.
Баба Яга: Знаю-знаю, – твоя жена у Кощея Бессмертного. Я тебе помогу, если ты меня выручишь. Хоть и я старая и мне 300 лет, я хожу в школу. И нам дали домашнее задание. Помоги.
Король: Я так устал, да и сил больше нет. Может, мне помогут ребята. Давайте разделимся на 2 команды и быстро вычислим. (Одни за другим учащиеся 1-й и 2-й команды решают примеры на доске).
1-я КОМАНДА
- 4,55 * 10 =
- 6,25 * 4,8 =
- 0,8 * 0,92 =
- 0,07 * 1,15 =
- 0,07 * 1,15 =
- 20,7 : 9 =
- 772,8 : 12 =
- 10,5 : 3,5 =
Ответы:
- 45,5;
- 30 ;
- 0,736;
- 0,085;
- 2,3;
- 64,4;
- 12,6;
- 3.
2-я КОМАНДА
- 18,3 * 10 =
- 85,8 * 3,2 =
- 0,25 * 0,48 =
- 2,749 * 0,48 =
- 243,2 : 8 =
- 93,15 : 23 =
- 0,161 : 0,7 =
- 643 : 0,12 =
Ответы:
- 183;
- 274,56;
- 0,12;
- 1,31952;
- 30,4;
- 4,05;
- 0,23;
- 5300.
Король: Спасибо, ребята, вы меня уже 3-й раз выручаете.
Баба Яга: Как уже я говорила, жена твоя у Кощея Бессмертного. Трудно будет с Кощеем сладить. Его можно победить только с помощью верных друзей. Кощей запер ее у себя в доме. Двери дома откроются, если вы все вместе решите задачу! Жилище Кощея имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Если найдете площадь поверхности и объем дома, то освободите королеву. Перед вами макет дома Кощея, измерьте его данные и решите задачу.
Решение:
а = 9 см
в = 10.5 см
с = 12 см
V = авс
V = 9*10.5*12=1134 см3
S = 2 (ав + вс + ас)
S = 2(94.5+126+108)=657 см2
Ответ: 1134 см3; 657 см2
(Когда решение будет написано на доске и получится верный ответ, дверь медленно открывается и появляется прекрасная королева и целует короля).
Король: Спасибо ребята вам огромное. Вы мне все очень помогли и я вас всех щедро награжу. Каждый из вас получит столько, насколько постарался. (Король награждает учащихся монетами. Количество золотых монет соответствует полущенной оценке). Надеюсь вы довольны. Еще раз огромное спасибо.
Учитель: Давайте, ребята, проводим Короля и Королеву.
Учащиеся: До свидания.
Учитель: Надеюсь, всем урок понравился. На этом наш урок окончен. До свидания. Можете идти.