“Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предлагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и творческих способностей”, – говорится в Концепции модернизации образования до 2010 года.
Все педагоги (учителя-предметники, классные руководители) на уроках и во внеурочное время, насколько это возможно, работают над развитием познавательных и творческих способностей учащихся, используя разнообразные виды заданий, ситуаций, типы уроков. Но, как выявило диагностирование, 76 % учителей нашей школы удовлетворительно решают данный вопрос.
Отправной точкой в решении данного вопроса стал научно-практический семинар “Развитие творческого мышления и способностей учащихся” (1999–2000 год). Учителям были предложены вопросы:
- Творческая личность, какова она?
- Как можно узнать, в какой степени человек способен творчески мыслить?
- Развитие творческого мышления в процессе обучения
- Развитие творческой личности во внеурочной деятельности.
Анкетирование среди детей в классах с повышенной мотивацией к учению
- Умеете ли вы удивляться? Чему вы удивляетесь?
- Что такое творчество?
- Пытались ли вы сочинять стихи, рисовать, изобретать?
- В каких творческих кружках ты занимаешься или хотел бы заниматься?
Вот что получилось.
5-а | 6-а | 7-а | 8-в | 9-а | 11-а |
Пытались рисовать | |||||
82 % | 80 % | 50 % | 66 % | 70 % | 70 % |
Сочинять музыку | |||||
18 % | 16 % | 20 % | 10 % | 20 % | 7 % |
Изобретать | |||||
50 % | 16 % | 18 % | 30 % | 25 % | — |
Сочинять, писать стихи | |||||
60 % | 48 % | 65 % | 70 % | 50 % | 50 % |
То есть, творческие задатки есть в каждом ребенке, надо только увидеть их и развить.
А гармоничное развитие личности предполагает и гармонию разных видов творчества учащихся: учебно-познавательного, художественного и технического. Формирование творческих черт должно проходить с учетом трех основных сфер деятельности:
- При усвоении учебных предметов
- В воспитательной внеурочной работе
- Во включении учащихся в общественную деятельность
При формировании учебного плана учитывали, как включенные в план дисциплины будут развивать личность ребенка.
Вариативная часть плана:
1 ступень.
- “Детская риторика” – 2 класс,
- “Естествознание” – 2 класс,
- “Экология” – 3 класс,
- “Введение в историю” – 4 класс.
2 ступень.
- “Наглядная геометрия” – 5-6 класс,
- “Русская словесность” – 5–7 класс,
- “Литература и культура Сибири”,
- “История Сибири” – 8 класс.
3 ступень.
- “Экология” – 10–11 класс,
- “Экономика” – 10–11 класс.
На начальной ступени обучения введены предметы гуманитарной направленности, способствующие развитию познавательных интересов, речи детей, воспитывающие интерес к истории, бережное отношение к окружающему.
На 2 ступени обучения 7 лет в школе ведется предмет “Культура и литература Сибири”, способствующий изучению и сознательному познанию культуры родного края. Учитель Барчук Т.А. использует разнообразные типы уроков (встречи, экскурсии, конференции, драматизация) и виды заданий, способствующие развитию творческой, познавательной деятельности. Ею создана авторская программа, утвержденная в 2003 году. Изучение и отслеживание результатов по данному предмету велось в течение 7 лет. Преодолевая все трудности и противоречия, возникающие при преподавании, учитель делился своими находками на методсовете, давал открытые уроки как для коллег школы, так и учителей города, выступал с опытом работы на научно-практической конференции, постоянно получал удовлетворение от своего труда, проводя анкетирование и контрольные срезы.
Интерес к предмету связан с познавательным характером изучаемого (из анкет: “Много узнал о своих родных, узнаем много интересного, нравится, что изучаем о нашем городе, старине и о России”).
Проведенные срезы в 2002 году (в 5-а классе – 100 %–80 %; в 5-б классе – 100 %–85 %), показали, что учащиеся знают понятия “микро” и “макротопонимика”, приводят примеры, знают жанры малого фольклора. В 6-а классе – 95 %–80 %, знают народности Сибири, особенности быта, занятий, изображают орнаменты северных народностей, сравнивают сказки народов Сибири с русскими народными. В 8-а классе (100 %–83 %), называют фамилии людей, внесших свой вклад в сохранение исторических и культурных ценностей, имена Сибирских сказателей, декабристов.
Проведена в 2003 году анкета-опрос. В 9-а классе опрошено 12 человек, в 9-б классе – 10 человек (не изучал):
- Назвать коренных жителей Сибири (9-а класс – 11 национальностей, 9-б класс – 3: буряты, тунгусы, якуты)
- Что такое топонимика? Примеры топонимики Усть-Кута (9-а класс – 7 человек, 9-б класс – 0)
- Фамилии Сибирских писателей, поэтов (9-а класс: Ершов – 5; Вампилов – 10, М.Сергеев – 4, Г.Михасенко – 6, Фраерман – 10, Г.Граубин; 9-б класс: Вампилов – 8)
- Культурные учреждения Усть-Кута (9-а класс – 10 человек, 9-б класс – 6 человек)
Она показала, что уровень владения информацией выше в 9-а классе. Учащиеся 7-х классов участвовали в творческом конкурсе, проводимом областной библиотекой “Авторучку мечтой начиняю”, в котором Щербак Егор стал призером.
Развитию познавательных и творческих способностей способствует и предмет “Русская словесность”, введенный в 2001 году. Введение данного предмета было связано как с низкой речевой культурой учащихся, так и недостатком часов, необходимых для развития творческих способностей, падением интереса к чтению.
На уроках словесности большое ме6сто занимает творчество. Цель не в том, чтобы сделать из учеников писателей и поэтов, а в том, чтобы пробудить и развить заложенное в ребенке творческое начало. А творческое начало, если его реализовать в занятиях словесностью, проявится и в жизни подростка, и в любой деятельности, которой посвятит себя человек в будущей взрослой жизни. Словесные игры, сочинение стихов, былин, загадок, частушек, рассказов, углубление знаний об языке (в 6 классе дается понятие синекдохи и метонимии) развивают и обогащают детей.
Проведенное анкетирование в конце 5 и 6 класса по вопросам
- Ваше отношение к предмету
- Трудно или легко воспринимается материал?
- Что дает вам изучение данного предмета?
- Как долго готовите домашнее задание?
- Какие виды заданий и формы работы вам нравятся?
- Ваше отношение к учителю?
показало, что в 5-б классе (отвечало 16 человек): нравится всем, легко усваивается- 12 человек, 2 – трудно, 2- нормально, предмет дает дополнительные знания – 13 человек, учит культурно разговаривать – 1, не дает – 1, особенно нравятся словесные игры – 12 человек. К учителю Сизых Н.Г отношение хорошее (1 написал “меня понимают, и я понимаю”)
Проведенный открытый урок для заместителей директоров, а также выступление на районном методическом совещании учителей-словесников получило одобрение коллег. А самое главное, когда дети в своих “корявых строках” “изливают самое сокровенное”.
Толмачева А. Школа, школа – |
Лазина Настя Родная школа, |
Проведенный психологом вербальный тест Айзенка показал оптимальное владение словом (в середине 6-го класса).
Наряду с уроками математики развитию логического и пространственного мышления помогает “Наглядная геометрия” в 5–6 классах. Данный предмет ведется 5 год, интересен для детей, позволяет подготовить к систематическому курсу изучения геометрии, создает резерв для опережающего и углубленного изучения отдельных тем, формирует графическую культуру.
Контрольные срезы.
2000 год 2001 год 2002 год 2003 год 7-а класс 8-а класс 9-а класс 7-а класс 96 %–76 % 100 %–77 % 95 %–78 % 100 %–68 %
В 9-а классе из 20 учащихся 16 выбрали сдавать геометрию.
Ребята в анкетах на вопросы “Помогло ли изучение геометрии в 5-6 классах?”, отвечают: “Помогло. Хорошо провожу построения. Легко решаю логические задачи. Можем глубже изучать геометрию”.
В 2002 году опыт Копцевой Т.Д. по раннему преподаванию геометрии обобщен в школе, в 2003 году она выступала на педчтениях, доклад получил высокую оценку.
Освоение экономических знаний, раскрытие возможностей учащихся в их профессиональном самоопределении осуществляется на уроках экономики. Данный предмет 8 лет ведется в нашей школе. Необходимость ведения предмета вызвана изменениями в социально-экономической жизни страны, которые требуют от каждого гражданина ориентированного экономического мышления, знания определенного минимума экономических знаний, умения ориентироваться в современной экономической жизни. Опыт преподавания также обобщен в школе, проверялась результативность:
2000 год, 11 класс:
- тест – 100 %-73 %
- термины – 100 %- 100 %
- теория – 100 %- 80 %
Экзамены.
1997–1998 1998–1999 1999–2000 Выбрало 3 человека Выбрало 9 человек Выбрало 13 человек 100 %–100 % 100 %–90 % 100 %–80 %
Поступили в экономические вузы:
- 1998–1999 год – 7 человек
- 1999–2000 год – 10 человек
Учащиеся принимали участие в научно-практической конференции, выступая с темой “Управление в фирме “Ириус” (доклад получил 2 место)
Предмет учащимся нравится, более всего они предпочитают такие формы занятий, как деловые игры и практические занятия. Считают, что изучение предмета дает возможность ориентироваться в жизни, использовать знания в жизни.
С современной экологией и экологическими проблемами знакомит предмет “Экология” в 10–11-х классах (учитель Тетерина Т.Н.).
Каждый предмет, введенный вариативно, обогащает и развивает личность ребенка. Но введение новых предметов тщательно отслеживается, изучается и координируется завучем .
Важнейшие задачи воспитания гармонически развитой личности продолжают решаться и во внеурочной, внеклассной работе.
В 2002 году создана постоянно действующая литературная гостиная (руководитель Барчук Т.А.). Формы проведения гостиных разнообразны: встреча, устный журнал, юбилей, книги. Хозяева гостиной – 10–11-е классы. Были проведены гостиные: “Встреча с Мариной Цветаевой”, “В.Высоцкий – поэт, певец, актер”, “Иркутские поэты”, “Виват, Санкт-Петербург”, “Юбилей книги “Маленький принц”. Учащиеся (16 человек) положительно относятся к проведению гостиных (“я очень рада, что такое проводится в нашей школе”). Более всего запомнили гостиные о М. Цветаевой и Санкт-Петербурге. Участие принимает весь класс – 19 человек. На вопрос “Какую роль играют в вашем развитии?” ответили:
- Получил много полезного – 5.
- Учит оратор искусству – 1.
- Учит умению выступать в аудитории – 6.
- Стихи стала лучше читать – 1.
- Стала больше читать стихов – 2.
- Учит этикету – 1.
Кроме “хозяев” на гостиных присутствовали желающие учащиеся 7, 9, 10-х классов. Эти праздничные встречи, я думаю, останутся в памяти у всех.
Очень дети любят инсценирование, и если это удается на уроках литературы, то они рады. Возможность выступать перед аудиторией, перевоплощаться, развивать свои творческие способности получили дети в студии “Вдохновение”.
Студия “Вдохновение” под руководством Плисовой Г.Ф. начала работать в 2002 году. Ею созданы спектакли “Прометей прикованный”, “Признание” по рассказу А.П.Чехова, “Гроза” по пьесе Островского А.Н., “Верь в великую силу любви”, “Новогодний шабаш”.
Участниками студии являются учащиеся 10-х классов, но привлекаются к участию и 7-е классы. На вопрос анкеты (отвечало 20 человек)
“Нужна ли в школе студия?”, 18 ответили: “Да, обязательно, конечно, нужна и не одна”, 2 – не знаю.
Нравится ли заниматься в студии? (“Да” – 18, нет – 1, не знаю – 1.
Какие качества личности развивает, что дают тебе занятия?
- развивает память – 4;
- умение выступать перед аудиторией – 10;
- развивает актерские способности – 4;
- интерес к литературе – 2;
- раскрепощенность – 4;
- умение общаться – 6;
- уверенность в себе – 3;
- развивает речь – 1;
- приобретаю новых друзей – 1.
А в среднем звене, в 7-х классах драматический кружок ведет Хлыстова Г.П. Костяк кружка составляют дети из коррекционного 7-в класса, где Галина Петровна- классный руководитель. Учащиеся готовят выступления для учеников начальной школы, детского сада № 13, “Солнышко”, выступали в приюте для престарелых, детском доме, поддерживают связь с ассоциацией многодетных семей “Родники”. Ими приготовлены сказка “Колосок”, спектакль “Как-то раз под Новый год”, весенние посиделки, пасхальный калейдоскоп, инсценирование песни “Лапти”, новогодний утренник в детском саду “Солнышко”. Детям нравится готовить спектакли и выступать. При анкетировании (опрошено 9 человек):
- мне нравится выступать – 3;
- узнаю много нового – 2;
- нравится, когда мы все вместе ездим на выступления – 1.
Дети ощущают свою значимость.
В этом учебном году начало работу поэтическое кафе “Лира” под руководством Смирновой В.А., объединив всех детей, пишущих стихи, рассказы. Состоялось 2 заседания, издан поэтический сборник в количестве 20 экземпляров, намечен выход 2 сборника в феврале.
В книге отзывов, которую они завели в кафе, можно прочитать: “Когда я первый раз пришел в поэтическое кафе “Лира”, мне очень понравилось. Во-первых, там ты можешь прочитать всем свои стихи, во-вторых, твои стихи поместят в сборник. Который сделают сами, в третьих, там очень гостеприимны. Я хочу, чтобы сюда приходило больше ребят”.
“Я пришла первый раз в кафе “Лира”. Были красивые стихи и рассказы. Мне очень хочется, что кафе длилось долго. И еще очень добрые слушатели. Так держать”.
“Очень хорошо, что существует поэтическое кафе “Лира”. Здесь ребята могут раскрывать свои таланты. Я предлагаю сделать книжку “Времена года” и поместить туда стихотворения ребят нашей школы о временах года”.
Постоянно наши ребята принимают активное участие в городских поэтических гостиных (в прошлом году 7 стихотворений напечатано в общегородском сборнике).
Второй год действует в школе и интеллектуальный клуб “Игра” под руководством Баевой Т.А. Участники клуба – учащиеся 9–11-х классов. В каждом классе есть команда, участники могут меняться. Соревнования проходят в виде игры “Брейн-ринг”. Темы игр предлагают ребята. Обсуждают предложение и утверждают тему. Состоялись игры по следующим темам:
- “Символы России”,
- “60-летие Сталинградской битвы”,
- “Иркутской области- 65”,
- “Египет”.
Ведется учет побед и поражений, определяется команда-победительница и лучшие игроки, все они поощряются призами и грамотами. Клуб имеет свою эмблему. Тема игры сообщается за месяц, что позволяет учащимся найти необходимый материал и достойно состязаться.
Такие игры обогащают ум, развивают умение работать с литературой, воспитывают чувство коллективизма, ответственности. Принимает сборная команда школьников участие в городской игре интеллектуалов:
- в 2002–2003 учебном году – 1 место в сезоне “Весна”;
- в 2003– 2004 учебном году – 1 место младшая группа в сезоне “Осень”;
- 1 место старшая команда.
Лучшим игроком сезона “Весна-2003” признана Кабанец Алена, ученица 9-а класса, в сезоне “Осень-2003” – Кабанец Алена, ученица нашей школы.
Конструировать, создавать модели учащиеся учатся в “Театре мод” у Агафоновой Л.А. Театр существует уже 3 года. Успешно выступил театр на празднике “День Земли” в 2001 году, создав коллекцию моделей из бросового материала, тем самым “защищая землю от бед и напастей”. В театре они учатся не только моделировать, но и представлять разнообразные коллекции, подбирая музыку и танцы. В течение 3-х лет на суд зрителей представлены следующие коллекции:
- Театральное конфетти
- “Возрождение” (на конкурсе “Так зажигаются звезды”)
- “За околицей”
- “Брючный бунт”
- “Новое в старом”
Всего охвачено учащихся:
1. “Литература и культура Сибири” | 126 |
2. “Словесность” | 54 |
3. “Экономика” | 71 |
4. “Экология” | 71 |
5. “Геометрия” | 34 |
6. “Риторика” | 15 |
7. “Естествознание” | 15 |
8. “Введение в историю” | 25 |
9. “Экология” | 25 |
Итого | 206 |
10. “Кукольный театр” | 15 |
11. “Театр мод” | 27 |
12. “Поэтическая гостиная” | 16 |
13. “Литературная гостиная” | 19 |
14. “Интеллектуальный клуб” | 42 |
15. “Театральная студия” | 20 |
16. Драмкружок | 15 |
Итого | 154 |
Роль заместителя директора заключается в выявлении, прогнозировании, помощи, координации, отслеживании результатов деятельности учителей и учащихся. Большое значение имеет индивидуальная работа с каждым учителем, умение увидеть “изюминку” в каждом учителе и суметь передать его талант и знания детям.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Литература и культура Сибири
1 год – выступление учителя на методсовете (успехи и проблемы).
2 год – открытый урок в методический день “Инновационные процессы в образовании” (знакомство педколлектива с новым предметом).
3 год – изучение состояния преподавания (формы, методы).
4 год –контрольные срезы по изученному (справка), выступление на городской научно-практической конференции с опытом преподавания в 5–6-х классах.
5 год – открытый урок на семинар заместителей директоров района.
6 год – выступление на методическом совещании “Самообразование – основа успешной работы учителя”. Создание авторской программы.
7 год – Утверждение программы курса в 5–9-х классах областным экспертным советом.
8 год – Спланировано обобщение опыта по преподаванию данного предмета.
Перспективы дальнейшей деятельности.