Доклад на тему: "Роль заместителя директора в формировании единого образовательного пространства учебного заведения по формированию познавательных и творческих способностей учащихся"

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


“Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предлагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и творческих способностей”, – говорится в Концепции модернизации образования до 2010 года.

Все педагоги (учителя-предметники, классные руководители) на уроках и во внеурочное время, насколько это возможно, работают над развитием познавательных и творческих способностей учащихся, используя разнообразные виды заданий, ситуаций, типы уроков. Но, как выявило диагностирование, 76 % учителей нашей школы удовлетворительно решают данный вопрос.

Отправной точкой в решении данного вопроса стал научно-практический семинар “Развитие творческого мышления и способностей учащихся” (1999–2000 год). Учителям были предложены вопросы:

  1. Творческая личность, какова она?
  2. Как можно узнать, в какой степени человек способен творчески мыслить?
  3. Развитие творческого мышления в процессе обучения
  4. Развитие творческой личности во внеурочной деятельности.

Анкетирование среди детей в классах с повышенной мотивацией к учению

  1. Умеете ли вы удивляться? Чему вы удивляетесь?
  2. Что такое творчество?
  3. Пытались ли вы сочинять стихи, рисовать, изобретать?
  4. В каких творческих кружках ты занимаешься или хотел бы заниматься?

Вот что получилось.

5-а 6-а 7-а 8-в 9-а 11-а
Пытались рисовать
82 % 80 % 50 % 66 % 70 % 70 %
Сочинять музыку
18 % 16 % 20 % 10 % 20 % 7 %
Изобретать
50 % 16 % 18 % 30 % 25 %
Сочинять, писать стихи
60 % 48 % 65 % 70 % 50 % 50 %

То есть, творческие задатки есть в каждом ребенке, надо только увидеть их и развить.

А гармоничное развитие личности предполагает и гармонию разных видов творчества учащихся: учебно-познавательного, художественного и технического. Формирование творческих черт должно проходить с учетом трех основных сфер деятельности:

  1. При усвоении учебных предметов
  2. В воспитательной внеурочной работе
  3. Во включении учащихся в общественную деятельность

При формировании учебного плана учитывали, как включенные в план дисциплины будут развивать личность ребенка.

Вариативная часть плана:

1 ступень.

  • “Детская риторика” – 2 класс,
  • “Естествознание” – 2 класс,
  • “Экология” – 3 класс,
  • “Введение в историю” – 4 класс.

2 ступень.

  • “Наглядная геометрия” – 5-6 класс,
  • “Русская словесность” – 5–7 класс,
  • “Литература и культура Сибири”,
  • “История Сибири” – 8 класс.

3 ступень.

  • “Экология” – 10–11 класс,
  • “Экономика” – 10–11 класс.

На начальной ступени обучения введены предметы гуманитарной направленности, способствующие развитию познавательных интересов, речи детей, воспитывающие интерес к истории, бережное отношение к окружающему.

На 2 ступени обучения 7 лет в школе ведется предмет “Культура и литература Сибири”, способствующий изучению и сознательному познанию культуры родного края. Учитель Барчук Т.А. использует разнообразные типы уроков (встречи, экскурсии, конференции, драматизация) и виды заданий, способствующие развитию творческой, познавательной деятельности. Ею создана авторская программа, утвержденная в 2003 году. Изучение и отслеживание результатов по данному предмету велось в течение 7 лет. Преодолевая все трудности и противоречия, возникающие при преподавании, учитель делился своими находками на методсовете, давал открытые уроки как для коллег школы, так и учителей города, выступал с опытом работы на научно-практической конференции, постоянно получал удовлетворение от своего труда, проводя анкетирование и контрольные срезы.

Интерес к предмету связан с познавательным характером изучаемого (из анкет: “Много узнал о своих родных, узнаем много интересного, нравится, что изучаем о нашем городе, старине и о России”).

Проведенные срезы в 2002 году (в 5-а классе – 100 %–80 %; в 5-б классе – 100 %–85 %), показали, что учащиеся знают понятия “микро” и “макротопонимика”, приводят примеры, знают жанры малого фольклора. В 6-а классе – 95 %–80 %, знают народности Сибири, особенности быта, занятий, изображают орнаменты северных народностей, сравнивают сказки народов Сибири с русскими народными. В 8-а классе (100 %–83 %), называют фамилии людей, внесших свой вклад в сохранение исторических и культурных ценностей, имена Сибирских сказателей, декабристов.

Проведена в 2003 году анкета-опрос. В 9-а классе опрошено 12 человек, в 9-б классе – 10 человек (не изучал):

  • Назвать коренных жителей Сибири (9-а класс – 11 национальностей, 9-б класс – 3: буряты, тунгусы, якуты)
  • Что такое топонимика? Примеры топонимики Усть-Кута (9-а класс – 7 человек, 9-б класс – 0)
  • Фамилии Сибирских писателей, поэтов (9-а класс: Ершов – 5; Вампилов – 10, М.Сергеев – 4, Г.Михасенко – 6, Фраерман – 10, Г.Граубин; 9-б класс: Вампилов – 8)
  • Культурные учреждения Усть-Кута (9-а класс – 10 человек, 9-б класс – 6 человек)

Она показала, что уровень владения информацией выше в 9-а классе. Учащиеся 7-х классов участвовали в творческом конкурсе, проводимом областной библиотекой “Авторучку мечтой начиняю”, в котором Щербак Егор стал призером.

Развитию познавательных и творческих способностей способствует и предмет “Русская словесность”, введенный в 2001 году. Введение данного предмета было связано как с низкой речевой культурой учащихся, так и недостатком часов, необходимых для развития творческих способностей, падением интереса к чтению.

На уроках словесности большое ме6сто занимает творчество. Цель не в том, чтобы сделать из учеников писателей и поэтов, а в том, чтобы пробудить и развить заложенное в ребенке творческое начало. А творческое начало, если его реализовать в занятиях словесностью, проявится и в жизни подростка, и в любой деятельности, которой посвятит себя человек в будущей взрослой жизни. Словесные игры, сочинение стихов, былин, загадок, частушек, рассказов, углубление знаний об языке (в 6 классе дается понятие синекдохи и метонимии) развивают и обогащают детей.

Проведенное анкетирование в конце 5 и 6 класса по вопросам

  1. Ваше отношение к предмету
  2. Трудно или легко воспринимается материал?
  3. Что дает вам изучение данного предмета?
  4. Как долго готовите домашнее задание?
  5. Какие виды заданий и формы работы вам нравятся?
  6. Ваше отношение к учителю?

показало, что в 5-б классе (отвечало 16 человек): нравится всем, легко усваивается- 12 человек, 2 – трудно, 2- нормально, предмет дает дополнительные знания – 13 человек, учит культурно разговаривать – 1, не дает – 1, особенно нравятся словесные игры – 12 человек. К учителю Сизых Н.Г отношение хорошее (1 написал “меня понимают, и я понимаю”)

Проведенный открытый урок для заместителей директоров, а также выступление на районном методическом совещании учителей-словесников получило одобрение коллег. А самое главное, когда дети в своих “корявых строках” “изливают самое сокровенное”.

Толмачева А.
6-б класс

Школа, школа –
Это первый раз,
Это первый класс,
Первая учительница,
Первая любовь,
Школа, школа –
Это дом родной,
Где мы учимся с тобой,
Учимся жить и любить,
Учимся дружбой дорожить.

Лазина Настя
6-а класс

Родная школа,
Моя родная школа.
Блестит на холме,
Да и всего 2 слова вновь дарят
Радость мне.
Шестая моя школа
Тебя я не забуду.
И лишь тебе одной
Всегда верна я буду.

Проведенный психологом вербальный тест Айзенка показал оптимальное владение словом (в середине 6-го класса).

Наряду с уроками математики развитию логического и пространственного мышления помогает “Наглядная геометрия” в 5–6 классах. Данный предмет ведется 5 год, интересен для детей, позволяет подготовить к систематическому курсу изучения геометрии, создает резерв для опережающего и углубленного изучения отдельных тем, формирует графическую культуру.

Контрольные срезы.

2000 год 2001 год 2002 год 2003 год
7-а класс 8-а класс 9-а класс 7-а класс
96 %–76 % 100 %–77 % 95 %–78 % 100 %–68 %

В 9-а классе из 20 учащихся 16 выбрали сдавать геометрию.

Ребята в анкетах на вопросы “Помогло ли изучение геометрии в 5-6 классах?”, отвечают: “Помогло. Хорошо провожу построения. Легко решаю логические задачи. Можем глубже изучать геометрию”.

В 2002 году опыт Копцевой Т.Д. по раннему преподаванию геометрии обобщен в школе, в 2003 году она выступала на педчтениях, доклад получил высокую оценку.

Освоение экономических знаний, раскрытие возможностей учащихся в их профессиональном самоопределении осуществляется на уроках экономики. Данный предмет 8 лет ведется в нашей школе. Необходимость ведения предмета вызвана изменениями в социально-экономической жизни страны, которые требуют от каждого гражданина ориентированного экономического мышления, знания определенного минимума экономических знаний, умения ориентироваться в современной экономической жизни. Опыт преподавания также обобщен в школе, проверялась результативность:

2000 год, 11 класс:

  • тест – 100 %-73 %
  • термины – 100 %- 100 %
  • теория – 100 %- 80 %

Экзамены.

1997–1998 1998–1999 1999–2000
Выбрало 3 человека Выбрало 9 человек Выбрало 13 человек
100 %–100 % 100 %–90 % 100 %–80 %

Поступили в экономические вузы:

  • 1998–1999 год – 7 человек
  • 1999–2000 год – 10 человек

Учащиеся принимали участие в научно-практической конференции, выступая с темой “Управление в фирме “Ириус” (доклад получил 2 место)

Предмет учащимся нравится, более всего они предпочитают такие формы занятий, как деловые игры и практические занятия. Считают, что изучение предмета дает возможность ориентироваться в жизни, использовать знания в жизни.

С современной экологией и экологическими проблемами знакомит предмет “Экология” в 10–11-х классах (учитель Тетерина Т.Н.).

Каждый предмет, введенный вариативно, обогащает и развивает личность ребенка. Но введение новых предметов тщательно отслеживается, изучается и координируется завучем .

Важнейшие задачи воспитания гармонически развитой личности продолжают решаться и во внеурочной, внеклассной работе.

В 2002 году создана постоянно действующая литературная гостиная (руководитель Барчук Т.А.). Формы проведения гостиных разнообразны: встреча, устный журнал, юбилей, книги. Хозяева гостиной – 10–11-е классы. Были проведены гостиные: “Встреча с Мариной Цветаевой”, “В.Высоцкий – поэт, певец, актер”, “Иркутские поэты”, “Виват, Санкт-Петербург”, “Юбилей книги “Маленький принц”. Учащиеся (16 человек) положительно относятся к проведению гостиных (“я очень рада, что такое проводится в нашей школе”). Более всего запомнили гостиные о М. Цветаевой и Санкт-Петербурге. Участие принимает весь класс – 19 человек. На вопрос “Какую роль играют в вашем развитии?” ответили:

  1. Получил много полезного – 5.
  2. Учит оратор искусству – 1.
  3. Учит умению выступать в аудитории – 6.
  4. Стихи стала лучше читать – 1.
  5. Стала больше читать стихов – 2.
  6. Учит этикету – 1.

Кроме “хозяев” на гостиных присутствовали желающие учащиеся 7, 9, 10-х классов. Эти праздничные встречи, я думаю, останутся в памяти у всех.

Очень дети любят инсценирование, и если это удается на уроках литературы, то они рады. Возможность выступать перед аудиторией, перевоплощаться, развивать свои творческие способности получили дети в студии “Вдохновение”.

Студия “Вдохновение” под руководством Плисовой Г.Ф. начала работать в 2002 году. Ею созданы спектакли “Прометей прикованный”, “Признание” по рассказу А.П.Чехова, “Гроза” по пьесе Островского А.Н., “Верь в великую силу любви”, “Новогодний шабаш”.

Участниками студии являются учащиеся 10-х классов, но привлекаются к участию и 7-е классы. На вопрос анкеты (отвечало 20 человек)

“Нужна ли в школе студия?”, 18 ответили: “Да, обязательно, конечно, нужна и не одна”, 2 – не знаю.

Нравится ли заниматься в студии? (“Да” – 18, нет – 1, не знаю – 1.

Какие качества личности развивает, что дают тебе занятия?

  • развивает память – 4;
  • умение выступать перед аудиторией – 10;
  • развивает актерские способности – 4;
  • интерес к литературе – 2;
  • раскрепощенность – 4;
  • умение общаться – 6;
  • уверенность в себе – 3;
  • развивает речь – 1;
  • приобретаю новых друзей – 1.

А в среднем звене, в 7-х классах драматический кружок ведет Хлыстова Г.П. Костяк кружка составляют дети из коррекционного 7-в класса, где Галина Петровна- классный руководитель. Учащиеся готовят выступления для учеников начальной школы, детского сада № 13, “Солнышко”, выступали в приюте для престарелых, детском доме, поддерживают связь с ассоциацией многодетных семей “Родники”. Ими приготовлены сказка “Колосок”, спектакль “Как-то раз под Новый год”, весенние посиделки, пасхальный калейдоскоп, инсценирование песни “Лапти”, новогодний утренник в детском саду “Солнышко”. Детям нравится готовить спектакли и выступать. При анкетировании (опрошено 9 человек):

  • мне нравится выступать – 3;
  • узнаю много нового – 2;
  • нравится, когда мы все вместе ездим на выступления – 1.

Дети ощущают свою значимость.

В этом учебном году начало работу поэтическое кафе “Лира” под руководством Смирновой В.А., объединив всех детей, пишущих стихи, рассказы. Состоялось 2 заседания, издан поэтический сборник в количестве 20 экземпляров, намечен выход 2 сборника в феврале.

В книге отзывов, которую они завели в кафе, можно прочитать: “Когда я первый раз пришел в поэтическое кафе “Лира”, мне очень понравилось. Во-первых, там ты можешь прочитать всем свои стихи, во-вторых, твои стихи поместят в сборник. Который сделают сами, в третьих, там очень гостеприимны. Я хочу, чтобы сюда приходило больше ребят”.

“Я пришла первый раз в кафе “Лира”. Были красивые стихи и рассказы. Мне очень хочется, что кафе длилось долго. И еще очень добрые слушатели. Так держать”.

“Очень хорошо, что существует поэтическое кафе “Лира”. Здесь ребята могут раскрывать свои таланты. Я предлагаю сделать книжку “Времена года” и поместить туда стихотворения ребят нашей школы о временах года”.

Постоянно наши ребята принимают активное участие в городских поэтических гостиных (в прошлом году 7 стихотворений напечатано в общегородском сборнике).

Второй год действует в школе и интеллектуальный клуб “Игра” под руководством Баевой Т.А. Участники клуба – учащиеся 9–11-х классов. В каждом классе есть команда, участники могут меняться. Соревнования проходят в виде игры “Брейн-ринг”. Темы игр предлагают ребята. Обсуждают предложение и утверждают тему. Состоялись игры по следующим темам:

  • “Символы России”,
  • “60-летие Сталинградской битвы”,
  • “Иркутской области- 65”,
  • “Египет”.

Ведется учет побед и поражений, определяется команда-победительница и лучшие игроки, все они поощряются призами и грамотами. Клуб имеет свою эмблему. Тема игры сообщается за месяц, что позволяет учащимся найти необходимый материал и достойно состязаться.

Такие игры обогащают ум, развивают умение работать с литературой, воспитывают чувство коллективизма, ответственности. Принимает сборная команда школьников участие в городской игре интеллектуалов:

  • в 2002–2003 учебном году – 1 место в сезоне “Весна”;
  • в 2003– 2004 учебном году – 1 место младшая группа в сезоне “Осень”;
  • 1 место старшая команда.

Лучшим игроком сезона “Весна-2003” признана Кабанец Алена, ученица 9-а класса, в сезоне “Осень-2003” – Кабанец Алена, ученица нашей школы.

Конструировать, создавать модели учащиеся учатся в “Театре мод” у Агафоновой Л.А. Театр существует уже 3 года. Успешно выступил театр на празднике “День Земли” в 2001 году, создав коллекцию моделей из бросового материала, тем самым “защищая землю от бед и напастей”. В театре они учатся не только моделировать, но и представлять разнообразные коллекции, подбирая музыку и танцы. В течение 3-х лет на суд зрителей представлены следующие коллекции:

  • Театральное конфетти
  • “Возрождение” (на конкурсе “Так зажигаются звезды”)
  • “За околицей”
  • “Брючный бунт”
  • “Новое в старом”

Всего охвачено учащихся:

1. “Литература и культура Сибири” 126
2. “Словесность” 54
3. “Экономика” 71
4. “Экология” 71
5. “Геометрия” 34
6. “Риторика” 15
7. “Естествознание” 15
8. “Введение в историю” 25
9. “Экология” 25
Итого 206
10. “Кукольный театр” 15
11. “Театр мод” 27
12. “Поэтическая гостиная” 16
13. “Литературная гостиная” 19
14. “Интеллектуальный клуб” 42
15. “Театральная студия” 20
16. Драмкружок 15
Итого 154

Роль заместителя директора заключается в выявлении, прогнозировании, помощи, координации, отслеживании результатов деятельности учителей и учащихся. Большое значение имеет индивидуальная работа с каждым учителем, умение увидеть “изюминку” в каждом учителе и суметь передать его талант и знания детям.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Литература и культура Сибири

1 год – выступление учителя на методсовете (успехи и проблемы).

2 год – открытый урок в методический день “Инновационные процессы в образовании” (знакомство педколлектива с новым предметом).

3 год – изучение состояния преподавания (формы, методы).

4 год –контрольные срезы по изученному (справка), выступление на городской научно-практической конференции с опытом преподавания в 5–6-х классах.

5 год – открытый урок на семинар заместителей директоров района.

6 год – выступление на методическом совещании “Самообразование – основа успешной работы учителя”. Создание авторской программы.

7 год – Утверждение программы курса в 5–9-х классах областным экспертным советом.

8 год – Спланировано обобщение опыта по преподаванию данного предмета.

Перспективы дальнейшей деятельности.