Тема урока: “Расчет горизонтального движения с использованием законов Ньютона”.
Цель : совершенствовать формирование навыков решения задач на расчет механического движения с использованием законов Ньютона.
Домашнее задание: № 270 – 276, “Задачник для 10 – 11 классов”, А.П. Рымкевич. Выбрать для себя посильные любые три задачи, но стремиться к более сложным номерам № 276 и № 275, т. к.
“ Задача должна быть кусачей, иначе она не задача!”
Из школьного фольклора.
“… всегда, везде, во всем хочу дойти до самой сути…”
Н Заболоцкий.
ХОД УРОКА
Вступление учителя .
Для достижения заявленной цели урока нам необходимо вспомнить:
- основные силы, используемые в механике,
- нахождение равнодействующей,
- законы Ньютона и границы их применимости.
Законы динамики повторим через презентации (Приложения
1 – 4) , которые подготовили в качестве
домашнего творческого задания Ласточкин Роман,
Сидоренко Андрей и Новиков Сергей (идет просмотр
презентаций с комментариями учащихся).
А теперь на оценку проверяем знание
характеристик сил, часто используемых в механике
( через заполнение таблицы характеристик сил ) и
умение находить равнодействующую силу ( через
работу с тестом на компьютере ).
1-й вариант работает за ученическими столами и заполняет таблицу.
Фамилия …………….. класс……………….. дата………….
Силы \ характ. | Модуль сил. | Направление. | Точка прилож. | Природа. |
Сила тяжести | ||||
Сила трения. | ||||
Сила упругости | ||||
2-й вариант работают с тестами (Приложение 5) за компьютерами.
ТЕСТ
1. На одну и ту же точку действуют три силы, расположенные в одной и той же плоскости ( рисунок 1 ). Модуль вектора силы F3 равен 1Н. Чему равен модуль равнодействующей трех сил?
А. 0Н;
Б. 6Н;
В. 7Н;
Г. 8Н;
Д. 4,7Н.
Рис. 1
2. Каковы скорость и ускорение движения тела массой m = 2 кг, если равнод
ействующая всех сил равна 4Н?
А. V = 0, a = 2 м/с2;
Б. V = 2 м/с, a = 0;
В. V = 2м/с, a = 2 м/с2;
Г. V – любая, a = 2 м/с2;
Д. V = 2 м/с, a – любое.
3. На рисунке 2 представлены векторы скорости и ускорения движения тела. Какой вектор на рисунке 3 указывает направление вектора равнодействующей всех сил действующих на это тело?
Рис. 2
Рис. 3
А. F1;
Б. F2;
В. F3; Г. F4;
Д. F5.
4. На тело со стороны Земли действует сила притяжения F1. Какое из приведенных ниже утверждений справедливо для силы F2 действующей со стороны этого тела на Землю?
А. F1 = F2;
Б. F2 < F1;
В. F2 = 0;
Г. F2 > F1;
Д. F2 = F1.
Учащиеся работают в течение 5 минут и обмениваются местами.
Учитель. Отдельные простые задачи на законы Ньютона уже решались в 9 классе. Сегодня на уроке наша цель научиться решать не отдельную задачу, а целый блок задач, у которых очень разная жизненная ситуация, а схема решения одинакова. Для этого нужно выяснить алгоритм решения таких задач. Начинаем рассматривать самые простые ситуации постепенно их усложняя и развивая.
На доске заранее представлены различные ситуации с их постепенным усложнением. Учащимся предлагается в каждой ситуации, на каждом рисунке изобразить векторы сил, действующих на тело и написать уравнение на основании второго закона Ньютона. Из каждого уравнения предлагается выразить ускорение, т. к. далее можно развивать решение по цепочке:
a – v – s – x.
Затем учащимся предлагается “ оживить” ситуацию конкретным условием задачи, придумать его.
1.
Рис. 4
Примеры “оживления” ситуаций: санки тянут за веревку, автомобиль включил двигатель, вагон следует за тепловозом … все без учета трения и сопротивления.
2.
Рис. 5
Самолет разбегается по взлетной полосе с учетом сил трения, лодочник подтягивает лодку к берегу с учетом сопротивления воды …
3.
Рис. 6
Тепловоз тащит несколько вагонов, дети связали несколько саней в поезд, буксир тащит лодку,………..
Затем предлагается вторую ситуацию представить в табличном виде. На базе этой таблицы составить всевозможные обратные задачи и их решения, придумать условия обратных задач.
ax | m | Fтяг х | Fтр х | Формулы решения. |
? |
Х |
Х |
Х |
|
Х | ? |
Х |
Х |
|
Х |
Х |
? |
Х |
|
Х |
Х |
Х |
? |
Итоги.
Дойдя до самой сути и поняв, какие шаги надо предпринять для решения задач этого типа, можно сформулировать следующий свод правил – алгоритм решения подобных задач.
Алгоритм решения задач на законы динамики.
- Сделать рисунок, на котором изобразить все силы, действующие на каждое тело.
- Выбрать систему координат, оси которой направить в соответствии с направлением вектора ускорения движения системы тел, или одного из них.
- При движении тела по окружности одну из координатных осей удобно направить по направлению центростремительного ускорения, т. е. к центру окружности
- Записать второй закон Ньютона для каждого тела в отдельности в проекции на оси координат, получить систему уравнений в скалярной форме.
- В случае необходимости использовать уравнения кинематики и законы сохранения, решить полученную систему уравнений и определить искомые величины.
Получив данный алгоритм решения задач, перейдем к самостоятельному исследованию довольно сложной ситуации – изучение движения связанных брусков на горизонтальной плоскости. Исследование проведем с помощью компьютерной модели и результаты исследования оформить в виде лабораторной работы.
Учащиеся переходят к компьютерам и выполняют лабораторную работу
№ 1.6 из компьютерного курса “Открытая физика”(вид экрана приводится на рисунке 7). Отчет оформляется на заранее заготовленных бланках для лабораторной работы.
Рис. 7
Бланк отчета учащегося о лабораторной работе
Лабораторная работа № 1.6
Задание 1.
Установить m = 1 кг, mi = 2 кг, та – З кг.
Вычислить а, Т, Fai и сравнить полученные
результаты со значениями этих величин в правом
окне модели.
Обратить внимание на силы, приложенные к брускам.
Что можно сказать о модулях и направлениях
упругих сил, действующих на разные бруски со
стороны одной и той же нити (Fi2 и Fai)?
Вывод: упругие силы, действующие на разные бруски со стороны одной и той же нити .................................... и направлены ..........................................
Задание 2 (дополнительное).
Установить m = 2 кг, т = 2 кг, та = З кг.
Пронаблюдать за упругими силами снова. Какой
вывод можно сделать относительно их модуля и
направления?
Вывод: модули упругих сил .................................. а направления .....................
Задание 3 (дополнительное).
Ответить на вопросы 1 – 5 к лабораторной работе.