Цели урока:
- Развивать речь учащихся.
- Учить делать выводы.
- Формировать умение осознанно ставить знаки препинания.
- Повторить правила обособления согласованных определений.
Дидактические и технические средства:
- Компьютер.
- Презентация.
- Карточки с синонимами.
Ход урока
1. Сообщение учителя о целях урока.
2. Рассказ учителя и показ слайдов.
У Л.Н. Толстого было восемь детей и двадцать шесть внуков. Некоторые из них написали свои воспоминания о нем. Его внук Сергей Сергеевич оставил воспоминания об "уроках жизни", которые давал ему дед. Лев Николаевич делал это так незаметно, что внук оценил их, только став взрослым.
Лев Толстой с семьей. 1892 г.
Лев Толстой рассказывает внукам сказку об огурце. 1909 г.
3. Чтение отрывка из воспоминаний об "уроках на целую жизнь".
(Текст есть у каждого ученика).
Первый урок Л.Н. Толстого
Мальчику сказали, что приехал его дедушка, отец папы.
"Где же он, – спрашиваю я. В ответ слышу: он внизу на кухне. Спускаюсь вниз и вижу: Лев Николаевич сидит на кухне и беседует с кухаркой. Я тогда же почувствовал, как это удивительно. Вместо того, чтобы сразу идти наверх и беседовать с профессором Рачинским (дедом Сергея Сергеевича по матери), Лев Николаевич остановился минут на двадцать поговорить с простой женщиной, мимо которой обычно проходили, не удостаивая ее вниманием.
Лев Николаевич хотел показать, что он видит в ней такого же человека, как и во всех других людях. Какой же жизненный урок я вынес из этой встречи с моим дедом?
Учащиеся отвечают на вопрос Сергея Сергеевича.
Чтение окончания размышления Сергея Сергеевича. (Запись дана на компьютере.)
Какие правила пунктуации вы можете объяснить?
4. Повторение правил обособления согласованных определений.
(Правила даны на компьютере.)
Ребята должны к каждому правилу зачитать пример из домашнего задания.
5. Слайд. Спишите, расставьте знаки препинания. Найдите "лишнее предложение".
Во время проверки учащиеся объясняют смысл каждого выражения.
Ответы:
6. Запись предложений у доски под диктовку.
В это время трем учащимся даются карточки для работы на месте.
Стояла прекрасная зима, с плотным скрипучим снегом и розовым инеем.
- Найти синоним к слову прекрасная (красивая, прелестная, обворожительная)
Равнодушные от усталости, они не замечали красоты, окружающей их.
- Найти синоним к слову равнодушные (безразличные)
Утомленные прогулкой, дети быстро уснули.
7. Слайд. Исправьте ошибки в употреблении причастий.
(Записать второе предложение.)
8. Слайд. Корректируя знаки препинания, превратите эти "нескладушки" в правильные предложения.
9. Слайд.
Проверка задания. Объясните постановку знаков препинания.
- На вершине гор лежали густые облака, не позволявшие различать их верхние очертания.
- Неожиданно застучали крупные капли дождя, заставившие нас искать убежище.
- Плох человек, ничего не знающий и не пытающийся что-либо узнать.
10. Слайд.
Проверка задания. Объясните постановку знаков препинания.
- На берегу лесного озера, поросшего камышом, растут дубы.
- Солнце село, и на небе замерли легкие облака, розовые от заката.
11. Подведение итогов урока.