Урок русского языка в 4-м классе по системе Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • познакомить с правописанием новых слов, отрабатывать умения учащихся проверять написание безударных окончаний прилагательных во множественном и единственном числе;
  • способствовать развитию таких мыслительных операций, как сравнение, классификация;
  • воспитывать и прививать навыки культурного общения.

Оборудование: табличка чистописания с буквой о и соединений о с л, с; карточки со словами: “обезьяна”, “овца”, “классификация”; записи на доске, коробка, лимон, резиновый мячик, простой карандаш, индивидуальные листы с заданиями.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель. Урок русского языка. Сегодня мы на уроке закрепляем наши знания о способах проверки безударных окончаний прилагательных. Хотелось бы, чтобы вы все были активными на уроке, корректны в общении друг сдругом.

II. Минутка чистописания.

У. Прочтите слова, записанные на доске.

(На доске записаны словосочетания.)

Д. Глубокое озеро, пологий берег, молодое деревце, сладенькая малинка.

У. Буква для минутки чистописания находится в суффиксе прилагательного среднего рода и обозначает гласный звук. Какая это буква? В каком слове находится?

Д. Это буква о, находится в слове глубокое.

У. В тетрадях напишите строчную и прописную буквы: о, О.

(Учитель показывает написание буквы на доске).

III. Словарная работа.

У. Сегодня я предлагаю вашему вниманию словарные слова, начинающиеся с буквы о: овца, обезьяна. Сравните эти слова. По каким признакам их можно сравнить?

Д. По значению, грамматическим признакам, по орфограммам, по количеству звуков, букв, слогов и пр.

У. Какие сходства обнаружили?

Д. Оба слова обозначают название животных, оба являются существительными женского рода, 1-го склонения, стоят в форме единственного числа, содержат безударные гласные в корне слова.

У. Какие различия увидели?

Д. Первое слово обозначает домашнее животное, а второе – дикое. В первом слове 1 орфограмма: безударный гласный в корне слова, причем эту орфограмму можно проверить: овцы, а во втором слове два безударных, не проверяемых ударением и еще орфограмма – разделительный мягкий знак.

У. Запишите слова, поставьте знак ударения, подчеркните орфограммы. К слову обезьяна придумайте “запоминалку”, используя свои ассоциации.

Д. У обезьяны уши как буква о. Нарисуем обезьяну с бананом. У нее обед.

(У каждого ученика свой способ запоминания).

У. Составьте предложения, используя данные слова так, чтобы у первого варианта используемое словарное слово стояло в роли подлежащего, а у второго – в роли второстепенного члена предложения.

Д.
1 вариант. Обезьяна смешно передразнивала мальчика.
2 вариант. Мы видели в зоопарке много разных животных, в том числе и обезьян.

IV. Повторение знаний об имени прилагательном. Игра “Таинственная коробка”.

У. Перед вами “таинственная” коробка, в которой спрятан некий предмет. Предлагаю желающему заглянуть в коробку и рассказать о лежащем там предмете. Условие: использовать только имена прилагательные. А все остальные должны догадаться, о чем идет речь.

(В коробке по очереди появляются лимон, мяч, карандаш).

Д. Желтый, кислый, овальный.

Д. Лимон.

Д. Круглый, маленький, резиновый.

Д. Мяч.

Д. Длинный, тонкий, острый, деревянный, простой.

Д. Карандаш.

У. Чем похожи прилагательные, названные вашими товарищами?

Д. Все прилагательные стоят в мужском роде, в форме единственного числа, т. к. поясняют существительные мужского рода.

У. Что вы можете сказать о части речи имя прилагательное?

(Учащиеся говорят определение данной части речи, называют грамматические признаки, говорят о роли в предложении и т. д.)

V. Физминутка.

У. Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные мужского рода и среднего рода. Если произнесу словосочетание, в котором существительное и прилагательное среднего рода, то вы хлопаете, мужского рода – топаете.
(Морское дно, зимнее утро, веселый праздник, старый дом, чистый воздух, далекое село, большой город).
А сейчас выполняем гимнастику для глаз.

VI. Работа над основной темой урока.

У. Запишите следующие слова: шустрая обезьяна, белая овца, новое пальто, красногрудый снегирь, косолапый медведь, голосистый соловей, рыжие лисицы.

(Учащиеся записывают под диктовку данные словосочетания, проверяют написание окончаний прилагательных, доказывают правильность выполнения задания).

У. Что объединяет данные выражения?

Д. Все выражения – это словосочетания, связь согласование.

У. Нет ли здесь “лишнего” словосочетания?

Д. Рыжие лисицы, т. к. стоит в форме множественного числа или новое пальто, т. к. это словосочетание говорит об одежде, а остальные о животных.

У. Измените словосочетание рыжие лисицы так, чтобы оно перестало быть лишним. Как этого добиться?

Д. Изменить число. Рыжая лисица.

У. Разделите полученные словосочетания на три группы.

Д. Разделили по родам: с.р. (новое пальто), ж. р. (шустрая обезьяна, белая овца, рыжая лисица), м. р. (косолапый медведь, голосистый соловей, красногрудый снегирь).

У. Назовите окончания прилагательных в каждой группе.

Д. С. р.: ое, ее. Ж. р.:ая, яя. М. р.: ой, ый, ий.

У. Как узнать, какое окончание в безударном положении у прилагательного нужно писать?

Д. Воспользоваться способом проверки: задать от существительного, с которым связано прилагательное, вопрос. Какое окончание будет в вопросе, то окончание нужно писать в прилагательном. Исключение составляет вопрос какой? (именительный падеж, мужской род).

У. Прочтите словосочетания. Вам нужно вставить пропущенные буквы.

(Словосочетания записаны на индивидуальных листах).

С чист… тетрадками, над высок.. елью, к сиренев.. кустам, к горн… озеру, по скучн.. дорог., между дальн… селами.

У. Объясните написание окончаний прилагательных. (Дети объясняют и доказывают, почему они выбрали то или иное окончание). Что интересного заметили?

Д. В одном словосочетании можно вставить разные окончания: по скучной дороге или по скучным дорогам, т. к. в существительном так же пропущено окончание, и нельзя понять в каком оно числе. Окончание прилагательного зависит от числа, падежа существительного.

У. Разделите данные существительные на две группы.

Д. Словосочетания можно разделить по числу: единственное и множественное, по падежу: творительный и дательный падежи.

У. Какую работу сейчас выполняли?

Д. Делили на группы по сходным признакам.

У. Есть слово синоним слову группировка классификация. Как вы думаете, от какого слова оно образовалось?

Д. От слова класс.

У. Иными словами, делить на группы, классы – это группировать, классифицировать.

VII. Подведение итогов урока.

У. Над какой темой работали? Что нового открыли для себя на уроке?

Д. Совершенствовали умения проверять безударные окончания прилагательных. Узнали, что такое классификация.

У. Благодарю всех за работу.