Урок "Угольная промышленность Российской Федерации"

Разделы: География


Задачи урока:

  1. Выявить состав угольной промышленности России и особенности размещения ее предприятий.
  2. Развивать умения работать с картами атласа, контурной картой и статистическими материалами.
  3. Воспитывать любовь к родному краю; аккуратность и быстроту в выполнении заданий урока.

Оборудование:

  • карта “Угольная промышленность России”, атласы, контурные карты;
  • видеофильм “Нерюнгри – это наш город”;
  • дидактический материал (карточки);
  • схема “Угольная промышленность России”;
  • учебник В.Я. Рома и В.П. Дронова “География России. Население и хозяйство”.

Межпредметные связи: математика.

Ход урока

I. Организационный момент

Тема нашего урока “Угольная промышленность России”.

II. Новая тема

1. Рассказ учителя и запись в тетрадь.

Угольная промышленность РФ – это комплекс отраслей по добыче, обогащению и переработке угля.

2. Словарная работа.

Флотация – смачивание поверхности, в результате которой получаются концентраты (поступающие в дальнейшую переработку) и отходы обогащения (хвосты).

Брикетирование угля – спрессованный в виде кирпича (плитки) уголь с целью уменьшения потерь при дальнейшем его использовании.

3. Беседа.

Используя таблицу 3 приложения учебника (с. 391), укажите факторы размещения отраслей угольной промышленности.

Перечислите и покажите на карте “Угольная промышленность РФ” основные месторождения каменного угля в России.

  • Каменный уголь: Донецкий, Кузнецкий, Печорский, Иркутский, Южно-Якутский.
  • Бурый уголь: Подмосковный, Канско-Ачинский.

В каких угольных бассейнах добыча угля ведется открытым (разрезы) способом, а в каких – шахтным?

  • Разрезы: Канско-Ачинский, Кузнецкий, Южно-Якутский, Подмосковный, Иркутский.
  • Шахты: Донецкий, Печорский.

4. Характеристика угольного бассейна.

Следующий этап нашего урока – описание угольного бассейна. И поскольку мы с вами живем именно в таком районе, где происходит добыча угля – мы посмотрим видеофрагмент из фильма “Нерюнгри – это наш город”, который поможет ответить на этот вопрос.

Просмотр видеофрагмента.

5. Практическая работа.

А теперь переходим к практической части нашего урока. У вас на партах лежит карточка с заданием. Вы должны высчитать долю угля в разные годы. Сделайте вывод о тенденциях возрастания или уменьшения значимости угля в абсолютном выражении. В своих рабочих тетрадях запишите итог расчетов, вывод и постройте график.

Производство первичных энергоресурсов по видам.

Год Производство условного топлива,
в млн. тонн
% Добыча угля,
в млн. тонн
%
1970 809,0 100 235,0  
1980 1430,0 100 267  
1990 1862,0 100 270  
1992 1656,0 100 230,0  
1994 1438,0 100 186,0  
1995 1402,0 100 181,0  
1996 1396,0 100 171,0  
1997 1359,0 100 164,0  
1998 13,67,0 100 154,0  

Задание:

  1. Высчитайте долю добычи угля в разные годы.
  2. Определите тенденцию возрастания или уменьшения относительной значимости угля.
  3. Составьте график динамики производства угля в абсолютном выражении.

Масштаб:

  • по оси Х: 2 клетки – 1 год;
  • по оси У: 1 клетка – 5 %.

Определите расстояние от крупных угольных бассейнов до крупных городов с миллионным населением. Результаты оформите в таблицу.

Крупное угольное месторождение Город-миллионер Расстояние, км
Донецкий Ростов-на-Дону  
Кузнецкий Новосибирск  
Печорский Екатеринбург  
Иркутский Новокузнецк  
Южно-Якутский Омск  
Подмосковный Москва  
Канско-Ачинский Красноярск  

III. Итог урока.

Выставление оценок по практической работе.

IV. Домашнее задание.

  • § 22;
  • на контурной карте отметить крупнейшие месторождения каменного и бурого угля.