Задачи урока:
- Выявить состав угольной промышленности России и особенности размещения ее предприятий.
- Развивать умения работать с картами атласа, контурной картой и статистическими материалами.
- Воспитывать любовь к родному краю; аккуратность и быстроту в выполнении заданий урока.
Оборудование:
- карта “Угольная промышленность России”, атласы, контурные карты;
- видеофильм “Нерюнгри – это наш город”;
- дидактический материал (карточки);
- схема “Угольная промышленность России”;
- учебник В.Я. Рома и В.П. Дронова “География России. Население и хозяйство”.
Межпредметные связи: математика.
Ход урока
I. Организационный момент
Тема нашего урока “Угольная промышленность России”.
II. Новая тема
1. Рассказ учителя и запись в тетрадь.
Угольная промышленность РФ – это комплекс отраслей по добыче, обогащению и переработке угля.
2. Словарная работа.
Флотация – смачивание поверхности, в результате которой получаются концентраты (поступающие в дальнейшую переработку) и отходы обогащения (хвосты).
Брикетирование угля – спрессованный в виде кирпича (плитки) уголь с целью уменьшения потерь при дальнейшем его использовании.
3. Беседа.
Используя таблицу 3 приложения учебника (с. 391), укажите факторы размещения отраслей угольной промышленности.
Перечислите и покажите на карте “Угольная промышленность РФ” основные месторождения каменного угля в России.
- Каменный уголь: Донецкий, Кузнецкий, Печорский, Иркутский, Южно-Якутский.
- Бурый уголь: Подмосковный, Канско-Ачинский.
В каких угольных бассейнах добыча угля ведется открытым (разрезы) способом, а в каких – шахтным?
- Разрезы: Канско-Ачинский, Кузнецкий, Южно-Якутский, Подмосковный, Иркутский.
- Шахты: Донецкий, Печорский.
4. Характеристика угольного бассейна.
Следующий этап нашего урока – описание угольного бассейна. И поскольку мы с вами живем именно в таком районе, где происходит добыча угля – мы посмотрим видеофрагмент из фильма “Нерюнгри – это наш город”, который поможет ответить на этот вопрос.
Просмотр видеофрагмента.
5. Практическая работа.
А теперь переходим к практической части нашего урока. У вас на партах лежит карточка с заданием. Вы должны высчитать долю угля в разные годы. Сделайте вывод о тенденциях возрастания или уменьшения значимости угля в абсолютном выражении. В своих рабочих тетрадях запишите итог расчетов, вывод и постройте график.
Производство первичных энергоресурсов по видам.
Год | Производство условного
топлива, в млн. тонн |
% | Добыча угля, в млн. тонн |
% |
1970 | 809,0 | 100 | 235,0 | |
1980 | 1430,0 | 100 | 267 | |
1990 | 1862,0 | 100 | 270 | |
1992 | 1656,0 | 100 | 230,0 | |
1994 | 1438,0 | 100 | 186,0 | |
1995 | 1402,0 | 100 | 181,0 | |
1996 | 1396,0 | 100 | 171,0 | |
1997 | 1359,0 | 100 | 164,0 | |
1998 | 13,67,0 | 100 | 154,0 |
Задание:
- Высчитайте долю добычи угля в разные годы.
- Определите тенденцию возрастания или уменьшения относительной значимости угля.
- Составьте график динамики производства угля в абсолютном выражении.
Масштаб:
- по оси Х: 2 клетки – 1 год;
- по оси У: 1 клетка – 5 %.
Определите расстояние от крупных угольных бассейнов до крупных городов с миллионным населением. Результаты оформите в таблицу.
Крупное угольное месторождение | Город-миллионер | Расстояние, км |
Донецкий | Ростов-на-Дону | |
Кузнецкий | Новосибирск | |
Печорский | Екатеринбург | |
Иркутский | Новокузнецк | |
Южно-Якутский | Омск | |
Подмосковный | Москва | |
Канско-Ачинский | Красноярск |
III. Итог урока.
Выставление оценок по практической работе.
IV. Домашнее задание.
- § 22;
- на контурной карте отметить крупнейшие месторождения каменного и бурого угля.