Внеклассное мероприятие по математике — КВН "Математика в мире животных"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Тема: “Математика в мире животных и животные в математике”.

Цель: развитие интереса к изучению математики, воспитание любознательности, стремления познать новое, расширение кругозора; активизация деятельности.

Оборудование: набор различных заданий, таблицы, графики, схемы, рисунки, иллюстрации и т.д.

Оформление:

1. Рисунки животных с помощью цифр (2-4 кл).
2. Высказывания о математике.
3. Цифры (от 1 до 5 жюри).
4. Музыкальное оформление: песни о животных

ХОД КВН

I. Вступительное слово учителя.

II. Литературный монтаж “Сколько” (учащиеся начальных классов держат в руках изображения животных).

1-й ученик.

Живет в зоопарке печальный жираф.
Вот если б поблизости был телеграф,
Тогда бы он по телеграфу
Из Африки вызвал жирафу
Дают ему листья – сплошной витамин,
Но скучно ему, он – один.

2-й ученик.

Живут в зоопарке тюлени-пловцы,
Тюлени похожи, они близнецы
Как станут резвиться, ныряя,
Подумаешь – целая стая:
Спина-голова, спина-голова …
А их в самом деле – два.

3-й ученик.

Живет в зоопарке семейка макак,
Спокойно сидеть не желают никак.
Как жаль, что бывают на свете
Макакообразые дети!
Попробуй таких шалунов усмири,
Хотя их немного – три.

4-й ученик.

Живут в зоопарке гривастые львы,
Им стыдно своей косматой своей головы,
Что ж делать, когда парикмахер
От них убегает в страхе?
Ведь нет зверей в целом мире
Страшнее, чем эти четыре.

5-й ученик.

Живут в зоопарке лесные ежи,
Ты сам их не трогай и всем расскажи,
Что лучше от всякого злюки
Держать за спиною руки.
Их гладить не надо, а лучше считать,
Их с папой и мамой – пять.

6-й ученик.

Живет в зоопарке двугорбый верблюд
Верблюды не просят изысканных блюд,
Не клянчат ситро и тянучки,
Верблюды едят колючки
В пустыне подолгу могут не есть
Здесь кушают сено все шесть.

7-й ученик.

Живет в зоопарке злодейка змея
С нею змеиная злая семья,
И все называются кобрами
И все претворяются добрыми.
Ты змеям не верь. Я не понял совсем
Зачем их так много – семь.

8-й ученик.

Живут в зоопарке речные бобры
И где только прячут они топоры?
Я слышал, бобры – строители,
И дети бобов, и родители
Пойдем у кого-нибудь спросим,
Как строят дома эти восемь.

9-й ученик.

Живет в зоопарке чистюля-енот,
Немытую пищу он в рот не берет.
А это – енотовы дети.
Сейчас им дадут по конфете.
Глядите: конфеты и те ведь
Полощут в корыте все девять.

10-й ученик.

Живут в зоопарке павлины-друзья,
И есть у павлинов забота одна.
Павлинам ужасно обидно –
Самим-то хвостов не видно!
Им зеркало надо повесить
Об этом мечтают все десять.

Все вместе.

Живут в зоопарке, как будто свои,
Синицы, и голуби, и воробьи.
Все прыгают с ветки на ветку,
Для них не построили клетку:
Стеречь их не нужно строго
Их очень и очень много.

III. Представление команд.

  • представление жюри
  • девиз
  • эмблема
  • приветствие сопернику, жюри
  • название

IV. Разминка (для всех).

Сейчас звери проверят, как вы подготовились к путешествию по миру животных.

1. Найдите две одинаковых бабочки?
2. Сколько ушей у трех мышей? (6)
3. Сколько лап у двух медвежат? (8)
4. Кто быстрее сосчитает сумму этих чисел? (Пятачок с шарами).
5. В зоопарке он стоял,
обезьянок все считал,
две играли на песке,
три уселись на доске,
а двенадцать спинки грели,
сосчитать вы их успели? (17)

Молодцы! Ребята готовы. Болельщики тоже. Проверим теперь капитанов.

V. Конкурс капитанов.

Попугай любит повторять слова и звуки. А вы попробуйте повторить скороговорки:

ЕЖ-ДРАЧУН

Угрожает еж ежу:
На лопатки положу!..
Уважать ежа ежу бы –
Пожалеть глажа и жубы.

ЛИНЬ И ЯЗЬ

Жили-были линь и язь
Жили в иле, не ленясь
В ясли язь возил язят,
Линь линят – в интернат

VI. Разминка команды.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самое крупное наземное животное – африканский слон. Узнайте высоту, длину тела (в см) его массу (в кг).

Высота (см) длина (см) масса (кг)

Участвуют по 3 человека из команды, четвертый участник находит вес слоненка (он в 60 раз меньше массы взрослого слона: 6000 : 60 = 100 кг).

VII. Большая эстафета “Хочу все знать”…

1. “Птицы – составители прогноза”.

На Земном шаре обитают птицы – безошибочные составители прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано примерами. Выполнив действия, вы замените числа буквами и прочтете название птиц-метеорологов.

450 :18
315 :15
420 :28
360 :8
2100 :15
600 :25
425 :25
490 :14

(Фламинго).

Фламинго из песка строят гнезда в форме усеченного конуса, в верхнем основании делают углубления, в которые откладывают яйца. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнезда строятся высоким, чтобы их не могла затопить вода, если засушливым – то более низкими.

2. “Черепахи-гиганты”.

а) На остовах Тихого океана живут черепахи-гиганты. Они такой величины, что дети могут кататься, сидя у них на панцире.
Узнать название самой крупной в мире черепахи поможет вам задание:
Вычислите разность, и замените получившиеся дроби числами:

(Дермохелис)

б) Решите уравнение, и вы узнаете массу черепахи дермохелис.

8х – 3683 = 1117

(600 кг)

3. Какой птицы не хватает? (см. Приложение №1)

Выбрать из трех возможных: правильную.

 4. “Мышкина шифровка” (см. Приложение №2)

Сидел мышонок под кустом
И на листе писал хвостом
Секретную шифровку:
О том, что в доме номер пять …

(в ответ дочитать: поставят ночью под кровать большую… мышеловку).

Заменяя числа буквами русского алфавита, вы прочитаете шифровку.

5. Кроссворд “Математические понятия”.

I команда

Г – единица, используемая при измерении углов (градус).

Д – величина, которую записывают с помощью черты или запятой (дробь).

Л – фигура, имеющая начало, но не имеющая конца (луч).

М – знак сравнения (меньше).

Н – числа, используемые для счета предметов (натуральные).

II команда

Б – знак сравнения (больше).

К – прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат).

П – сумма длин всех сторон (периметр).

Т – фигура, состоящая из трех точек, трех отрезков, попарно их соединяющих (треугольник).

У – фигура, ограниченная двумя лучами, выходящими из одной точки (угол).

Условие: математическое понятие начинается с той же буквы, что и животное, например, лось (л) и т.д.

6. Сосчитайте сколько здесь животных. Перечислите их. Какие это животные?

Домашние: гусь, коза, корова, лошадь, свинья, петух, курица (7).

На плакате контурами изображены 8–10 животных (желательно разноцветными красками).

VII. Задание всей команде “Все о бобрах”.

В нашей стране водится много бобров. Бобр – крупный грызун, ведет полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики, поперек реки делает плотины длиной 5–6 м.

Задание 1.

Узнайте длину тела бобра (в дециметрах). Поможет вам удивительный квадрат:

5,9

6,3

3,6

2.3

2,7

0

3,7

4,1

1,4

А) из первой строки выберите наименьшее число (3, 6)
Б) из второй стоки наибольшее число (2, 7)
В) из третьей число, которое не является наименьшим и не является наибольшим (3, 7)
Г) найдите сумму выбранных чисел: 3,6 + 2,7 + 3,7 = 10,0 (дц ) или (1 метр)

Задание 2.

Узнайте массу бобра (в кг)

;

;
; ; .

(25 кг)

Как называются фигуры, которые использовались в задании?

(Круг, четырехугольник, шестиугольник, прямоугольник, треугольник).

Задание 3.

Узнать сколько стоят 100 граммов жира бобра (в рублях) поможет вам схема:

 

Задание 4.

а) В строки таблицы впишите название чисел: 900, 600, 1000, 500. В одном из столбцов прочтите название числа, показывающего сколько минут бобр может находиться под водой.

(Пять минут).

б ) Расскажите , что вы узнали о бобрах.
в) Скороговорка: “по бревну бредут бобры”.

VIII. Конкурс художников.

Соедините точки по порядку и назовите получившееся животное (см. Приложение №3).

(Верблюд)

IX. Заключительный конкурс капитанов.

1. Отгадать название животного:

Правда, дети, я хорош, на большой мешок похож. По морям в былые годы обгонял я пароходы. (Дельфин)

2. Отгадать шараду:

Я по России протекаю, я всем известна, но когда ко мне прибавит букву с краю, свое значенье я теряю и птицей становлюсь тогда. (Иволга)

X. Домашнее задание.

1. Инсценирование сказки , в которой есть и математические понятия, и животные.

2. Считалочки, в которых упоминаются животные.

XI. Подведение итогов.

Награждение.

  • За победу – медаль со львом (лев – царь зверей, математика – царица всех наук).
  • За участие – медаль с лисой (в будущем будем хитрее).

 Игры, конкурсы, фокусы с болельщиками.

1. Какого числа здесь не хватает, чтобы сумма была равной 60? (Собака с цифрами)

2. Помогите колобку пройти через лес, чтобы его не съели звери.

3. Загадки о животных.

Пришли мужички без топоров,
Срубили избу без углов. (Муравьи и муравейник)

Лежит – молчит
Подойдешь – заворчит.
Кто к хозяину идет
Она знать дает. (Собака)

Мохнатенька
Усатенька
Лапки мягоньки
А коготки востры. (Кошка)

Белый по белому
Написал белым
Рыжая пойдет
Белого найдет. (Лиса заяц).

Лежала под елками
Подушечка с иголками
Лежала, лежала
Да побежала. (Еж).

4. Фокусы:

1) Угадай животное.
2) Гипноз (любимое животное).
3) Гипноз (вес животных).

5. Считалки с упоминанием животных (1 класс).

6. Кто быстрее сделает ослика? (см. Приложение №4)

Кисточкой – хвостик,
Мохнатые ножки
Маленький ослик
Стоит на траве
Ослик умеет двигать ушами
И обожает играть с малышами!

7. Поиграем-угадаем!

Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи, загадки?
Где отгадка, там конец
Кто подскажет – молодец!

Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Только то, верно, был
Никакой е крокодил,
А индюшек лучший друг.
Угадайте – кто? (Индюк!)

Да! Индюк! Признаться, братцы,
Трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо –
Превратился он в верблюда!
Стал он лаять, и рычать,
По земле хвостом стучать.
Я запуталась, однако
Он верблюд или …. Кто? (Собака).

Не зовут собаку Шавкой,
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко
И мяукает … Как кто? (Кошка).

8. Шутка

Почему, почему
Говорят коровы – му
Кошки – мяу
Гав – собаки
Овцы – ме
Козы – ме
А киты – ни бе ни ме?
Почему киты молчат,
Ничего не говорят,
Хоть имеют киты
Преогромные рты?
(Потому что киты в рот набрали воды).

9. Отвечайте, правда ли

В этот час, веселый час
Вам загадки я припас
Вам загадки я припас
Уж послушаю я вас.
Любит кошка на обед
Виноград и винегрет
Отвечайте, правда ли?

Ночью в дождик, как пастух
Вывел кур гулять петух
Отвечайте, правда ли?

Лебедь плавает в пруду
Спит на яблоне в саду
Отвечайте, правда ли?

Закудахтал пес Барбос
И в гнезде яичко снес
Отвечайте, правда ли?

Лапой хвать, зубами – щелк
Хищник – тигр и хищник – волк
Отвечайте, правда ли?

Верно, дети, молодцы!
Вам в награду леденцы
Но растаял леденец
И стихам пришел конец.

10. Игра “Сосчитай-ка”.

Вместо чисел, делящихся на 2 – “гав-гав”, на 3 – “мяу-мяу”.

11. Кто внимательней? (Игрушки зверей).

12. Пословицы и поговорки о животных и упоминание числа.

Добр бобр до бобрят.

Во поле затопали кони.
В пруду у Поликарпа –
Три карася, три карпа.

Добры бобры идут в боры.

Идет с козой косой козел.

Краб крабу сделал грабли,
Подарил грабли крабу.
Грабь граблями гравий, краб.

Кукушка кукушонку
Купила капюшон,
Надел кукушонок капюшон,
В капюшоне он смешон.

Перепелка перепелят прятала от ребят.

Проворонила ворона вороненка.

Уже ужи в луже.

У четырех черепашек по четыре черепашонка.

Литература.

1. Токмакова И. “Зоопарк”
2. Журналы: “Мурзилка”, “Миша”, “Веселые картинки”.
3. “Математика вне уроков”, Брянск, 1994г.
4. Коваленко В.Г. “Дидактические игры на уроках математики”, М, Просвещение, 1990г.
5. Стихи:

А.Босев “Поиграли-угадали”
И. Мазнин “Шутка”
Г. Чичинадзе “Правда, ли?”

Приложение 1.

Приложение 2.

АЛФАВИТ

А Б В Г Д Е Ё Ж З
И Й К Л М Н О П Р
С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ
Ъ Ы Ь Э Ю Я      

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Работник с трудным характером (рисунок газетной статьи, объем 130Кб)

Приложение 6.

ЛОТО