Тема: “Математика в мире животных и животные в математике”.
Цель: развитие интереса к изучению математики, воспитание любознательности, стремления познать новое, расширение кругозора; активизация деятельности.
Оборудование: набор различных заданий, таблицы, графики, схемы, рисунки, иллюстрации и т.д.
Оформление:
1. Рисунки животных с помощью цифр (2-4 кл).
2. Высказывания о математике.
3. Цифры (от 1 до 5 жюри).
4. Музыкальное оформление: песни о животных
ХОД КВН
I. Вступительное слово учителя.
II. Литературный монтаж “Сколько” (учащиеся начальных классов держат в руках изображения животных).
1-й ученик.
Живет в зоопарке печальный жираф.
Вот если б поблизости был телеграф,
Тогда бы он по телеграфу
Из Африки вызвал жирафу
Дают ему листья – сплошной витамин,
Но скучно ему, он – один.
2-й ученик.
Живут в зоопарке тюлени-пловцы,
Тюлени похожи, они близнецы
Как станут резвиться, ныряя,
Подумаешь – целая стая:
Спина-голова, спина-голова …
А их в самом деле – два.
3-й ученик.
Живет в зоопарке семейка макак,
Спокойно сидеть не желают никак.
Как жаль, что бывают на свете
Макакообразые дети!
Попробуй таких шалунов усмири,
Хотя их немного – три.
4-й ученик.
Живут в зоопарке гривастые львы,
Им стыдно своей косматой своей головы,
Что ж делать, когда парикмахер
От них убегает в страхе?
Ведь нет зверей в целом мире
Страшнее, чем эти четыре.
5-й ученик.
Живут в зоопарке лесные ежи,
Ты сам их не трогай и всем расскажи,
Что лучше от всякого злюки
Держать за спиною руки.
Их гладить не надо, а лучше считать,
Их с папой и мамой – пять.
6-й ученик.
Живет в зоопарке двугорбый верблюд
Верблюды не просят изысканных блюд,
Не клянчат ситро и тянучки,
Верблюды едят колючки
В пустыне подолгу могут не есть
Здесь кушают сено все шесть.
7-й ученик.
Живет в зоопарке злодейка змея
С нею змеиная злая семья,
И все называются кобрами
И все претворяются добрыми.
Ты змеям не верь. Я не понял совсем
Зачем их так много – семь.
8-й ученик.
Живут в зоопарке речные бобры
И где только прячут они топоры?
Я слышал, бобры – строители,
И дети бобов, и родители
Пойдем у кого-нибудь спросим,
Как строят дома эти восемь.
9-й ученик.
Живет в зоопарке чистюля-енот,
Немытую пищу он в рот не берет.
А это – енотовы дети.
Сейчас им дадут по конфете.
Глядите: конфеты и те ведь
Полощут в корыте все девять.
10-й ученик.
Живут в зоопарке павлины-друзья,
И есть у павлинов забота одна.
Павлинам ужасно обидно –
Самим-то хвостов не видно!
Им зеркало надо повесить
Об этом мечтают все десять.
Все вместе.
Живут в зоопарке, как будто свои,
Синицы, и голуби, и воробьи.
Все прыгают с ветки на ветку,
Для них не построили клетку:
Стеречь их не нужно строго
Их очень и очень много.
III. Представление команд.
- представление жюри
- девиз
- эмблема
- приветствие сопернику, жюри
- название
IV. Разминка (для всех).
Сейчас звери проверят, как вы подготовились к путешествию по миру животных.
1. Найдите две одинаковых бабочки?
2. Сколько ушей у трех мышей? (6)
3. Сколько лап у двух медвежат? (8)
4. Кто быстрее сосчитает сумму этих чисел? (Пятачок с шарами).
5. В зоопарке он стоял,
обезьянок все считал,
две играли на песке,
три уселись на доске,
а двенадцать спинки грели,
сосчитать вы их успели? (17)
Молодцы! Ребята готовы. Болельщики тоже. Проверим теперь капитанов.
V. Конкурс капитанов.
Попугай любит повторять слова и звуки. А вы попробуйте повторить скороговорки:
ЕЖ-ДРАЧУН Угрожает еж ежу: |
ЛИНЬ И ЯЗЬ Жили-были линь и язь |
VI. Разминка команды.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Самое крупное наземное животное – африканский слон. Узнайте высоту, длину тела (в см) его массу (в кг).
Высота (см) длина (см) масса (кг)
Участвуют по 3 человека из команды, четвертый участник находит вес слоненка (он в 60 раз меньше массы взрослого слона: 6000 : 60 = 100 кг).
VII. Большая эстафета “Хочу все знать”…
1. “Птицы – составители прогноза”.
На Земном шаре обитают птицы – безошибочные составители прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано примерами. Выполнив действия, вы замените числа буквами и прочтете название птиц-метеорологов.
450 :18 315 :15 420 :28 360 :8 2100 :15 600 :25 425 :25 490 :14 |
(Фламинго).
Фламинго из песка строят гнезда в форме усеченного конуса, в верхнем основании делают углубления, в которые откладывают яйца. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнезда строятся высоким, чтобы их не могла затопить вода, если засушливым – то более низкими.
2. “Черепахи-гиганты”.
а) На остовах Тихого океана живут
черепахи-гиганты. Они такой величины, что дети
могут кататься, сидя у них на панцире.
Узнать название самой крупной в мире черепахи
поможет вам задание:
Вычислите разность, и замените получившиеся
дроби числами:
(Дермохелис)
б) Решите уравнение, и вы узнаете массу черепахи дермохелис.
8х – 3683 = 1117
(600 кг)
3. Какой птицы не хватает? (см. Приложение №1)
Выбрать из трех возможных: правильную.
4. “Мышкина шифровка” (см. Приложение №2)
Сидел мышонок под кустом
И на листе писал хвостом
Секретную шифровку:
О том, что в доме номер пять …
(в ответ дочитать: поставят ночью под кровать большую… мышеловку).
Заменяя числа буквами русского алфавита, вы прочитаете шифровку.
5. Кроссворд “Математические понятия”.
I команда
Г – единица, используемая при измерении углов (градус).
Д – величина, которую записывают с помощью черты или запятой (дробь).
Л – фигура, имеющая начало, но не имеющая конца (луч).
М – знак сравнения (меньше).
Н – числа, используемые для счета предметов (натуральные).
II команда
Б – знак сравнения (больше).
К – прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат).
П – сумма длин всех сторон (периметр).
Т – фигура, состоящая из трех точек, трех отрезков, попарно их соединяющих (треугольник).
У – фигура, ограниченная двумя лучами, выходящими из одной точки (угол).
Условие: математическое понятие начинается с той же буквы, что и животное, например, лось (л) и т.д.
6. Сосчитайте сколько здесь животных. Перечислите их. Какие это животные?
Домашние: гусь, коза, корова, лошадь, свинья, петух, курица (7).
На плакате контурами изображены 8–10 животных (желательно разноцветными красками).
VII. Задание всей команде “Все о бобрах”.
В нашей стране водится много бобров. Бобр – крупный грызун, ведет полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики, поперек реки делает плотины длиной 5–6 м.
Задание 1.
Узнайте длину тела бобра (в дециметрах). Поможет вам удивительный квадрат:
5,9 |
6,3 |
3,6 |
2.3 |
2,7 |
0 |
3,7 |
4,1 |
1,4 |
А) из первой строки выберите наименьшее число (3,
6)
Б) из второй стоки наибольшее число (2, 7)
В) из третьей число, которое не является
наименьшим и не является наибольшим (3, 7)
Г) найдите сумму выбранных чисел: 3,6 + 2,7 + 3,7 = 10,0 (дц
) или (1 метр)
Задание 2.
Узнайте массу бобра (в кг)
; |
; | |
; | ; | . |
(25 кг)
Как называются фигуры, которые использовались в задании?
(Круг, четырехугольник, шестиугольник, прямоугольник, треугольник).
Задание 3.
Узнать сколько стоят 100 граммов жира бобра (в рублях) поможет вам схема:
Задание 4.
а) В строки таблицы впишите название чисел: 900, 600, 1000, 500. В одном из столбцов прочтите название числа, показывающего сколько минут бобр может находиться под водой.
(Пять минут).
б ) Расскажите , что вы узнали о бобрах.
в) Скороговорка: “по бревну бредут бобры”.
VIII. Конкурс художников.
Соедините точки по порядку и назовите получившееся животное (см. Приложение №3).
(Верблюд)
IX. Заключительный конкурс капитанов.
1. Отгадать название животного:
Правда, дети, я хорош, на большой мешок похож. По морям в былые годы обгонял я пароходы. (Дельфин)
2. Отгадать шараду:
Я по России протекаю, я всем известна, но когда ко мне прибавит букву с краю, свое значенье я теряю и птицей становлюсь тогда. (Иволга)
X. Домашнее задание.
1. Инсценирование сказки , в которой есть и математические понятия, и животные.
2. Считалочки, в которых упоминаются животные.
XI. Подведение итогов.
Награждение.
- За победу – медаль со львом (лев – царь зверей, математика – царица всех наук).
- За участие – медаль с лисой (в будущем будем хитрее).
Игры, конкурсы, фокусы с болельщиками.
1. Какого числа здесь не хватает, чтобы сумма была равной 60? (Собака с цифрами)
2. Помогите колобку пройти через лес, чтобы его не съели звери.
3. Загадки о животных.
Пришли мужички без топоров,
Срубили избу без углов. (Муравьи и муравейник)Лежит – молчит
Подойдешь – заворчит.
Кто к хозяину идет
Она знать дает. (Собака)Мохнатенька
Усатенька
Лапки мягоньки
А коготки востры. (Кошка)Белый по белому
Написал белым
Рыжая пойдет
Белого найдет. (Лиса заяц).Лежала под елками
Подушечка с иголками
Лежала, лежала
Да побежала. (Еж).
4. Фокусы:
1) Угадай животное.
2) Гипноз (любимое животное).
3) Гипноз (вес животных).
5. Считалки с упоминанием животных (1 класс).
6. Кто быстрее сделает ослика? (см. Приложение №4)
Кисточкой – хвостик,
Мохнатые ножки
Маленький ослик
Стоит на траве
Ослик умеет двигать ушами
И обожает играть с малышами!
7. Поиграем-угадаем!
Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи, загадки?
Где отгадка, там конец
Кто подскажет – молодец!Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Только то, верно, был
Никакой е крокодил,
А индюшек лучший друг.
Угадайте – кто? (Индюк!)Да! Индюк! Признаться, братцы,
Трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо –
Превратился он в верблюда!
Стал он лаять, и рычать,
По земле хвостом стучать.
Я запуталась, однако
Он верблюд или …. Кто? (Собака).Не зовут собаку Шавкой,
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко
И мяукает … Как кто? (Кошка).
8. Шутка
Почему, почему
Говорят коровы – му
Кошки – мяу
Гав – собаки
Овцы – ме
Козы – ме
А киты – ни бе ни ме?
Почему киты молчат,
Ничего не говорят,
Хоть имеют киты
Преогромные рты?
(Потому что киты в рот набрали воды).
9. Отвечайте, правда ли
В этот час, веселый час
Вам загадки я припас
Вам загадки я припас
Уж послушаю я вас.
Любит кошка на обед
Виноград и винегрет
Отвечайте, правда ли?
Ночью в дождик, как пастух
Вывел кур гулять петух
Отвечайте, правда ли?
Лебедь плавает в пруду
Спит на яблоне в саду
Отвечайте, правда ли?
Закудахтал пес Барбос
И в гнезде яичко снес
Отвечайте, правда ли?Лапой хвать, зубами – щелк
Хищник – тигр и хищник – волк
Отвечайте, правда ли?Верно, дети, молодцы!
Вам в награду леденцы
Но растаял леденец
И стихам пришел конец.
10. Игра “Сосчитай-ка”.
Вместо чисел, делящихся на 2 – “гав-гав”, на 3 – “мяу-мяу”.
11. Кто внимательней? (Игрушки зверей).
12. Пословицы и поговорки о животных и упоминание числа.
Добр бобр до бобрят.
Во поле затопали кони.
В пруду у Поликарпа –
Три карася, три карпа.Добры бобры идут в боры.
Идет с козой косой козел.
Краб крабу сделал грабли,
Подарил грабли крабу.
Грабь граблями гравий, краб.Кукушка кукушонку
Купила капюшон,
Надел кукушонок капюшон,
В капюшоне он смешон.Перепелка перепелят прятала от ребят.
Проворонила ворона вороненка.
Уже ужи в луже.
У четырех черепашек по четыре черепашонка.
Литература.
1. Токмакова И. “Зоопарк”
2. Журналы: “Мурзилка”, “Миша”, “Веселые
картинки”.
3. “Математика вне уроков”, Брянск, 1994г.
4. Коваленко В.Г. “Дидактические игры на
уроках математики”, М, Просвещение, 1990г.
5. Стихи:
А.Босев “Поиграли-угадали”
И. Мазнин “Шутка”
Г. Чичинадзе “Правда, ли?”
Приложение 1.
Приложение 2.
АЛФАВИТ
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З |
И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р |
С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ |
Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Работник с трудным характером (рисунок газетной статьи, объем 130Кб)
Приложение 6.
ЛОТО