Открытый урок изучения новых знаний.
9 класс. Базовый курс
Цель урока:
- Показать, что свободное падение есть частный случай равноускоренного движения.
Задачи:
Образовательные задачи:
- вести понятие свободного падения тел и ускорение свободного падения;
- распространить применение уравнения равноускоренного движения на свободное падение;
- познакомить учащихся с историей возникновения и сутью экспериментального метода познания;
Воспитательные задачи:
- развитие интеллектуальных способностей учащихся;
- активизировать деятельность учащихся на уроке.
Оборудование:
- стремянка, оформленная под Пизанскую башню;
- шары;
- секундомер;
- круги разной массы;
- трубка Ньютона;
- насос Камовского;
- стробоскоп;
- капельница;
- паралон;
- портрет Аристотеля и Галилея.
План урока
- Познание природы через опыт.
- История открытия свободного падения.
- Опыт с трубкой Ньютона. Вводится понятие свободного падения.
- Выступление учащихся о биографии Галилея.
- Экспериментальное доказательство, что свободное падение, есть равноускоренное движение.
- Повторяется опыт Галилея – бросают шары с “Пизанской” башни.
- S t2, все тела падают с одинаковым ускорением.
- Определение величины ускорения свободного падения.
- Законы свободного падения.
- Свободное падение без начальной скорости. Из графика зависимости V(t) получается.
- l1: l2: l3:…ln = 1:3:5…(2n–1).
- Подтверждение l1 : l2 : l3 :…ln = 1 : 3 : 5…(2n–1) на опыте, где используется стробоскоп и капельница.
- Подведение итогов работы по теме “Свободное падение”.
Ход урока
1. Мотивация
Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни.
Он ответил: “Легче всего – научить других, а труднее – познать самого себя”.
На уроках физики мы говорим о познании природы, так как физика – наука о природе.
Вот и сегодня нам необходимо описать одно из явлений природы – Свободное падение. Необходимо описать его кинематически, то есть:
- определить вид движения.
- выявить его особенности.
- записать формулы для свободного падения.
И как истинные мыслители мы рассмотрим экспериментальный метод исследования.
Обратимся к стихам Ф. И. Тютчева:
Не то, что мните Вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Учитель: Запишите в тетради несколько слов, в состав которых входил бы корень пад с лексическим значением падения
Ученик: Листопад, камнепад, снегопад, водопад, падалица.
Учитель: Все эти слова являются примерами падения тел на земле.
2. История открытия свободного падения
Первое общеизвестное учение о падении тел принадлежит Аристотелю, который считал, что тяжелый камень падает быстрее сухого листа.
Учитель: От чего зависит скорость падения тел по Аристотелю?
Ученик: От массы.
Учитель: Проверим справедливость этого утверждения на опытах.
Методические замечания: Каждой группе предлагается пронаблюдать падение разных тел и выдвинуть своё предположение по поводу результатов опыта.
I группа
Два шара разной массы.
Ученик: Тела разной массы достигают поверхности одновременно. Аристотель не прав.
II группа
Два диска разной массы.
Ученик: Диски достигают поверхности не одновременно.
Учитель: Почему? Какие силы действуют на диски?
Ученик: Сила тяжести. Сила сопротивления.
m1> m2
так как Fc1= Fc2
Поэтому диски с большей массой падают быстрее.
III группа
Два бумажных листа одинаковой формы, один из которых сминают в ходе эксперимента.
Ученик: В данном опыте видно, что действуют силы сопротивления воздуха.
IV группа
Тела в трубке Ньютона с воздухом.
Ученик: Тела достигают конца трубки по-разному.
Учитель: Что необходимо сделать, чтобы тела в трубке падали одновременно?
Ученик: Откачать из трубки Ньютона воздух.
3. Опыт с трубкой Ньютона
Учитель: Откачаем из трубки воздух. Что мы видим?
Ученик: Скорость падения тел в вакууме одинакова.
Учитель: Какое падение тел называется свободным?
Ученик: Падение тел в безвоздушном пространстве называется – свободным падением.
4. Биография Г.Галилея
Почему 200 лет мысли Аристотеля не подвергались сомнению. Но в конце XVI века учение Аристотеля о падении тел было опровергнуто великим итальянским физиком Г.Галилеем.
5. Опыт Г.Галилея
Методические замечания: На этом этапе урока с учащимися необходимо повторить, как зависит путь от времени при равномерном и равноускоренном движении.
Учитель: К какому же виду движения относится свободное падение? Для ответа на этот вопрос повторим опыты Г.Галилея.
Как гласит легенда, Г.Галилей изучал свободное падение, бросая шары с Пизанской башни, которая находится в г. Пизе. Представим, что перед вами Пизанская башня.
Методические замечания: Для имитации Пизанской башни можно взять высокую стремянку.
Необходимо бросать шары с разной высоты 1 м и 3 м.
Результаты опыта запишем в виде таблицы.
S1 | S2 | t1 | t2 | ||
1 | 3 | 0,4 | 0,8 | 0,16 | 0,64 |
Учитель: На основе опыта проверим, пропорционален ли путь времени.
Для этого по результатам опыта составим пропорцию.
или
Какое это движение?
Ученик: Движение не равномерное.
Учитель: Проверим, пропорциональны ли S и t2, для этого составим пропорцию.
Ученик: По результатам опыта равенство справедливо.
Учитель: Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Ученик: Свободное падение является равноускоренным. Все тела на Земле падают с одинаковым ускорением.
Учитель: Вычислим величину ускорения свободного падения, пользуясь результатами опыта.
Ученик:
Дано: S2= 3м t2= 0,8с |
Результат неточен, так как действует сила сопротивления воздуха. |
а = ? |
Вывод: Свободное падение – это равноускоренное движение с ускорением свободного падения g = 9,8
6. Законы, характеризующие свободное падение
если V0 = 0; V = gt
если V0 = 0;
7. Свободное падение без начальной скорости
При свободном падении часто рассматриваются случаи, когда тело падает без начальной скорости.
Выясним, чему равны пути проходимые телом за равные, последовательные промежутки времени.
Учитель: Если , то чему пропорциональны пути проходимые телом за равные последовательные промежутки времени?
Ученик: l1: l2: l3:…ln = 1: 3: 5…: (2n–1)
Методические замечания: (Это отношение было получено методом математического расчета при прохождении темы: “Равноускоренное движение”.)
Учитель: Получим это выражение более простым способом.
Для этого построим график зависимости V(t) для свободного падения.
Пусть g 10 м/с для простоты , то
V | 0 | 10 | 20 |
t | 0 | 1 | 2 |
Методические замечания: Для любого движения в координатных осях V(t) пройденный путь равновелик площади фигуры ограниченной сверху графиком зависимости, а снизу осью времени. В данном случае это будет площадь треугольника.
Учитель: Чему будет равен путь, проходимый телом при свободном падении за 1-ю секунду?
Ученик:
Учитель: Чему равен путь пройденный телом за 2-ю, 3-ю, 4-ю секунды.
Посмотрите внимательно на рисунок, сколько треугольников, равных первому, можно разместить на площади этой трапеции?
Ученик:
Учащимися: Из данных вычислений можно сделать вывод l1:l2:l3:…ln = 1 : 3 : 5…(2n–1)
8. Наблюдение свободного падения капель
Методические замечания: Отрегулировав капельницу так, что бы частота падения капель была постоянна, и равнялась бы частоте вспышек стробоскопа.
Тогда создаётся впечатление, что капли как бы висят в пространстве, так как мы их видим только через определённый промежуток времени.
l1 : l2 : l3 = 5 : 15 : 25
l1 : l2 : l3 = 1 : 3 : 5
9. Подведение итогов работы по теме “Свободное падение”
Опишем свободное падение кинематически.
Учитель: К какому виду движения относится свободное падение?
Ученик: Это равноускоренное движение с ускорением равным 9,8м/с2.
Учитель: Каковы особенности свободного падения?
Ученик: Это движение с постоянным ускорением направленным постоянно вниз.
Учитель: Запишите уравнения, по которым меняются величины, характеризующие свободное падение.
если v0 = 0.
Учитель: Какие опыты проведенные на уроке доказывают, что свободное падение является равноускоренным?
Ученик:
- Падение шаров с Пизанской башни .
- Опыт с капельницей и стробоскопом.
Учитель: Какой опыт показывает, что все тела на Земле падают с одинаковым ускорением?
Ученик: Опыт с трубкой Ньютона.