Праздник "Прощание с Азбукой"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • повторить изученные звуки и буквы;
  • развивать речь, память, мышление;
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес к книгам.

Оборудование:

  • рисунки с изображением обложек учебников “Русская азбука”, “Родное слово”;
  • шары с буквами русского алфавита;
  • энциклопедии для детей;
  • плакат со слогами; три куклы;
  • 20 удостоверений о том, что учащиеся научились читать.

Ход праздника

За окном снежинки вьются,
День приветливый такой.
Нынче праздник в первом классе:
День прощания с Азбукой!

Итак, наша встреча посвящается прощанию с первой учебной книгой “Русская азбука”.

1 ученик.

В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбуки на столах своих нашли.

2 ученик.

Мне теперь не до игрушек,
Я учусь по букварю.
Соберу свои игрушки
И Серёже подарю.

3 ученик.

Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли.

4 ученик.

Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
И уже на книжной полке
Нас другие книги ждут.

5 ученик.

Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна,
Но зато читать в полгода! –
Научила нас она.

Все 5 учеников.

Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего.

Старшеклассница в роли Азбуки.

Я Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо,
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.

А в книжках есть про всё, про всё: (показывает на энциклопедии )
Про реки и моря,
И что у неба нет конца,
И круглая Земля.
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.

Дети читают парами.

Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтёры,
Космонавты и актёры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы…
Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс.
Все за партами сидели,
Все на Азбуку глядели.

И не просто глядели, а серьёзно её изучали. Давайте сегодня ещё раз мысленно перелистаем свой первый учебник и вспомним, чему же учила нас Азбука.

Ученики.

Азбука учила нас читать, познакомила с русским алфавитом. Азбука учила нас быть аккуратными, трудолюбивыми, заботливыми, воспитанными детьми. Книга эта учила нас дружить, помогать друг другу.

Да, всего, чему учила “Русская азбука”, не перечислить. Но сегодня мы покажем родителям и всем гостям, чему же мы научились, работая по этому учебнику.

Итак, прежде всего мы узнали 33 буквы русского алфавита.

Дети выходят с шарами, на которых приклеены буквы, и читают стихи.

А

Абрикос, арбуз, айва –
Очень сладкие слова.
И все на букву А.

Б

Букве Б и страх неведом:
Бой, баран, боец, победа!

В

Ветер воет в чистом поле,
Волком воет он на воле.

Г

Гриб растёт среди дорожки,
Голова на тонкой ножке.

Д

Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил как долотом.

Е, Ё

Ель на ёжика похожа –
Ёж в иголках, ёлка – тоже.

Ж

Жук упал, и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.

З

В звезде найдёшь ты букву З,
И в золоте, и в розе,
Земле, алмазе, бирюзе,
Заре, зиме, морозе.

И

Иней лёг на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.

Й

Йод ребёнок знает каждый,
Йодом врач нам раны мажет.

К

Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.

Л

Лодки по морю плывут,
Люди вёслами гребут.

М

Мёд в лесу медведь нашёл,
Мало мёда, много пчёл.

Н

На коне наездник мчит:
Настоящий он джигит!

О

Ослик был сегодня зол –
Он узнал, что он осёл!

П

Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.

Р

Роет землю серый крот –
Разоряет огород.

С

Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.

Т

Таракан живёт за печкой,
То-то тёплое местечко.

У

Ученик учил уроки,
У него в чернилах щёки.

Ф

Флот плывёт к родной земле,
Флаг на каждом корабле.

Х

Ходит по лесу хорёк,
Хищный маленький зверёк.

Ц

Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.

Ч

Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.

Ш

Шалуны, прибавьте шагу!
Скорей несите мушкетёру шпагу!

Щ

Щёголь щётку уважает,
Щёткой щёголь пыль счищает.

Ъ, Ь

Мягкий знак живёт беспечно,
Он без кепки ходит вечно.
А упрямый твёрдый знак
Кепку носит только так.

Э

Экскаватор землю роет,
Это школу детям строят.

Ю

Юнга – будущий матрос –
Южных рыбок нам привёз.

Я

Я сказала про себя:
– Хоккеист известный я.
Шайба прямо в цель летит –
Гол! Закончен алфавит.

А какую букву не назвали? Что в ней особенного?

Азбука. Я рада, что вы, ребята, так хорошо знаете все 33 буквы. Отныне и навсегда они – ваши верные друзья и помощники.

Ребята приготовили тебе ещё подарок. Они споют песню “Азбука”.

Ученик.

Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.

Ученик.

В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку,
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.

Ученик.

Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края откроет
Путь от “А” до “Я”.

И мы выполнили советы С.Я. Маршака: успешно прошли этот путь от “А” до “Я”. Но мы научились не просто читать, а читать выразительно, читать по ролям, разыгрывать сценки. Посмотрите инсценировку стихотворения С. Михалкова “А что у вас?”.

А сейчас проведём конкурс.

Угадай литературного героя

1.

Многим долго не известный, стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной мальчик – луковка знаком.
Очень просто и недлинно он зовётся…( Чиполлино).

2.

Работать умела красиво и ловко, в деле любом проявляя сноровку.
Хлебы пекла и скатерть ткала, шила рубашку, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла…Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая).

3.

Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей.
И однажды бегемота вытащил он из болота.
Он известен, знаменит, это доктор…(Айболит).

4.

Он весел и незлобен, этот милый чудачок.
С ним хозяин мальчик Робин и приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник! И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник, медвежонок…(Винни-Пух).

Теперь такое задание. Составьте слова из данных слогов

ро- чу све
ча ща щу
кри та

А сейчас наши девчушки пропоют для вас частушки.

1.

Наша школа хороша: светлая, уютная,
А ещё известна тем, что очень многолюдная.

2.

Как начнётся перемена, в коридоре толкотня.
Ну, а мне какое дело, лишь не сбили бы меня.

3.

Вот идут труды у нас, лепили мы ежонка.
Получился дикобраз, или это ёлка?

4.

Чтение, чтение ты для нас мучение.
Нам бы сказочки читать, а стихов совсем не знать.

5.

Мы частушки вам пропели хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим, чтоб вы нам похлопали!

Наших мальчиков Азбука учила, как вести себя на перемене. Мальчики инсценируют стихотворение С.Я. Маршака “Угомон”.

Конкурс “Фразеологический зверинец”

Добавить недостающее слово – название животного.

Голоден как…(волк) Хитёр как…(лиса)
Труслив как…(заяц) Нем как…(рыба)
Колючий как…(ёж) Здоров как…(бык)

Девочек Азбука учила быть хорошими помощницами и воспитателями, хорошими хозяйками.

Девочки показывают инсценировку стихотворения А.Л. Барто “Помощница”, В.Берестова “Непослушная кукла”.

Стук в дверь. Учитель спрашивает: “Кто это?” Дети хором отвечают: “Это он! Это он! Азбукинский почтальон”.

Здравствуйте, ребята! Что это у вас за праздник?

Так вы все-все буквы знаете? Тогда помогите мне отгадать, кто прислал эти телеграммы.

  1. Спасите! Нас съел серый волк…
  2. Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко…
  3. Прибыть на праздник не могу, от меня сбежали брюки…
  4. Всё закончилось благополучно, только хвост остался в проруби…
  5. Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите!..
  6. Пришлите, пожалуйста, капли:
    Мы лягушками нынче объелись,
    И у нас животы разболелись…

Конкурс “Собери пословицу”

На одной половине доски записаны начала пословиц, а на другой – их продолжения в произвольном порядке. Дети должны “собрать половинки”.

Где дружбой дорожат, а нашёл – береги.
Нет друга – ищи, в деле познаётся.
Один за всех, лучше новых двух.
Всякий человек, все за одного.
Дружба крепка не лестью, там враги дрожат.
Старый друг а правдой и честью.

На каждом уроке Азбука учила нас дружить, уважать друг друга, помогать друг другу.

Дети поют песню “Когда мои друзья со мной”.

Игра “Что это?”

  1. Его вешают, когда приходят в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос)
  2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)
  3. Его проглатывают, упорно не желая о чём-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дёргают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)

Теперь все гости убедились в том, что Азбука научила нас многому. Давайте за это скажем нашему учебнику спасибо.

Дети хором: “За всё, чему ты нас учила, спасибо, Азбука, тебе!”

Ученик.

Учебник закрывается, пора с ним распроститься…
Он верным другом был для нас. Прощаясь с ним, грустит наш класс.
Но долго нам грустить нельзя: другие книги, ждут, друзья!

Ученик.

До свидания, учебник! А на следующий год
Ты других читать научишь, тех, кто в первый класс придёт.

Конкурс “Угадай-ка”

На доске рисунок учебника “Родное слово” заделан квадратиками из листов белой бумаги.

Учитель открывает по одному квадратику до тех пор, пока дети не отгадают, что там изображено. Затем хором читают название нового учебника.

Эта книга поможет узнать вам много интересного, неизвестного.

Мы переходим к торжественной части нашего праздника – вручению удостоверений.

Теперь вас поздравят родители.