Изучение истории семьи на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Формирование у школьников активной жизненной позиции осуществляется на основе обращения к семейным истокам и исторической памяти поколений посредством проведения исследования по вопросам генеалогии.

Конечными продуктами творческой деятельности старшеклассников становятся рефераты, историко-документальные очерки, доклады, проекты по вопросам генеалогии на английском языке, иллюстрируемые средствами наглядности, такими как электронные презентации в среде Power Point, веб-страница или вебсайт в Интернете. Результатом совместной деятельности учащихся является проведение классных и школьных конференций, защита разработанных проектов, организация конкурсов на лучшую творческую работу (исследование, реферат, очерк, проект) с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

У школьников воспитывается чувство гордости за их способность внести свой личный вклад в развитие глобального образования посредством создания проектов по проблемам генеалогии и их представления мировому сообществу посредством Интернета.

Модуль “My Roots” учебно-методического комплекта “English with the Internet” развивает систему обучения, положенную в основу учебно-методических комплектов для базового курса изучения английского языка, а именно коммуникативный подход к овладению всеми аспектами поликультуры в условиях глобального образования. Глобальное образование есть фактически передача поликультуры. Поликультура как содержание глобального образования есть та часть духовного богатства, которую способен дать человеку процесс образования в познавательном (культурологическом), развивающем (психологическом), воспитательном (педагогическом) и обучающем (социальном) аспектах.

Основой реализации целей и задач модуля “My Roots” (Мои корни) являются познавательный, учебный, развивающий и воспитательный аспекты поликультуры в условиях глобального образования.

Данный модуль реализует следующие задачи глобального образования.

В познавательном (культурологическом) аспекте учащиеся знакомятся:

  • с событиями из истории России и мировой истории XX века, повлиявшими на судьбы героев историко-документальных очерков школьников;
  • с понятиями: genealogy, genealogical tree, pedigree, educational project.

В учебном аспекте решаются следующие задачи:

  • в говорении формируются лексические навыки по темам “Genealogy and My Roots” (Генеалогия и мои корни), “A History of a Family in a History of Russia” (История семьи в истории России), “A History of My Family in the World History” (История моей семьи в мировой истории). Формируются и совершенствуются грамматические навыки употребления в речи различных типов вопросов, а также сложноподчиненных предложений с придаточными предложениями причины и следствия, условные предложения реального характера, утвердительные, отрицательные, вопросительные конструкции в косвенной речи. Развивается умение запрашивать и анализировать информацию в Интернете, участвовать в виртуальной конференции, выступать перед аудиторией, высказывать и обосновывать свою точку зрения по результатам проведенного исследования, задавать вопросы по услышанному выступлению;
  • в чтении объектами обучения являются лексические навыки по трем темам учебного модуля “My Roots”. Ведется работа по развитию умения работать с гипертекстом. Продолжается работа над тремя видами чтения: чтение с целью понимания общего содержания гипертекста (reading for the main idea), чтение с целью детального понимания гипертекста (reading for detail), чтение с целью извлечения конкретной информации (reading for specific information) (см. в Интернете вебсайты “Мои ученики” <http://alumni.iubip.ru/Makarenko/Students/>, “Корни” <http://alumni.iubip.ru/Makarenko/>);
  • в аудировании объектами обучения являются: умение понимать речь выступающего на конференции, умение понять основную идею, общее содержание выступлений, диалогов, дискуссий на уроке-конференции, уроке-защите проекта;
  • в письме развиваются следующие умения: делать необходимые выписки из прочитанного гипертекста, составить и записать план, тезисы, текст реферата или очерка, составить и записать план, тезисы прослушанного устного высказывания по теме для подготовки собственного высказывания, аннотации, оформить проект, дать письменную оценку проекту в соответствии с предложенной памяткой, составить официальный документ (информационная справка) о партнерах проекта, составить резюме (resume) в качестве приложения к заявке на участие в конкурсе, подать заявку на конкурс проектов.

Объектами развития являются:

  • англоязычная коммуникативная компетенция учащихся в условиях углубления поликультурной направленности языковой подготовки, организации проектной работы с использованием Интернет-технологий, в новой информационно – образовательной среде;
  • умение проводить исследования по проблемам истории семьи;
  • способность к анализу, сравнению, формулированию выводов по прочитанным и изученным документам и гипертексту при проведении исследовательской и творческой деятельности обучаемых;
  • умения к осуществлению репродуктивных и продуктивных речевых действий, к выбору выражений, адекватных ситуации общения на конференции;
  • умение участвовать в виртуальной научно-практической конференции как формы обучения;
  • информационно-коммуникативная компетенция обучаемых в условиях Интернет-среды;
  • умение проектировать исследовательскую работу;
  • умение работать в проектной группе;
  • критический подход к информации, получаемой в глобальном образовании.

Основными воспитательными задачами являются:

  • формирование у школьников активной жизненной позиции на основе обращения к семейным истокам и исторической памяти поколений посредством проведения исследования по вопросам генеалогии;
  • формирование духовно-нравственных качеств у учащихся;
  • приобщение школьников к отечественной истории и культуре;
  • воспитание патриотизма и гражданственности на основе знаний истории семьи;
  • развитие гражданской инициативы и ответственности школьников;
  • приобщение молодежи к работе с историческими документами, научно-популярной литературой на русском и английском языках по вопросам генеалогии.

Предлагая учителю поурочные рекомендации, автор видит свою задачу в том, чтобы,

  • во-первых, помочь учителю адаптировать материал к конкретному классу, компьютерной технике, имеющейся в данном учебном заведении;
  • во-вторых, обеспечить учителя дополнительным материалом, который может потребоваться для изучения тем, связанных с историей семьи в нашей стране и в англоязычных странах как составной части поликультуры;
  • в-третьих, дать учителю ключ для разработки уроков по английскому языку с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих реализацию школьного компонента образования, направленного на развитие личности школьников на основе деятельностного, личностно-ориентированного, культуросообразного и критического подходов к содержанию образования на современном этапе его развития.

ПРИМЕРНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Предметное содержание речи

Социально-бытовая сфера. Повседневная жизнь, быт, семья.

Тема урока: Genealogy and My Roots (Генеалогия и мои корни)

Продолжительность урока: 80-90 минут

Цели:

  • познавательный аспект – знакомство с понятиями “генеалогия”, “родословная”, системой изучения истории семьи в школах США и России как составной части поликультуры; внедрение современных информационных технологий: организация работы учащихся в Интернете, введение электронных презентаций в учебный процесс как составной части современного образования;
  • развивающий аспект – развитие умения работать с гипертекстом: анализировать, сравнивать, формулировать выводы; развитие информационно-коммуникативной компетенции у обучаемых в условиях Интернет – среды; развитие умения проектировать исследовательскую работу;
  • воспитательный аспект – приобщение школьников к отечественной истории и культуре; приобщение молодежи к работе с историческими документами, научно-популярной литературой на русском и английском языках по вопросам генеалогии;
  • учебный аспект – формирование умения сочетать ознакомительное и изучающее чтение при работе с информационным гипертекстом на сайтах в Интернете; формирование навыков говорения: передавать основное содержание прочитанного, выделять главную мысль из прочитанного, выражать собственное мнение по поводу содержания прочитанного гипертекстового документа.

Речевой материал:

  • лексический – descendant, hypertext, alumna, alumnus, alumni, further (furthered), internship, the State of Utah, genealogical tree, investigate (investigated), global education, communicative competence, information competence, humanitarian values, democratic ideals, polycultural knowledge, distance education, civic position, critical approach, family relationship, generalize experience, spread generalized experience;
  • грамматический – времена английского глагола; неличные формы глагола: Gerund, Participle I; выражения и союзы для описания причинно-следственных связей: (because, thanks to, the fact that, due to, so, that’s why); структура косвенного вопроса (Indirect question): Do you know...? Can (Could) you tell me..., please? I wonder if you could tell me ..., I should be interested to know... .

ХОД УРОКА

1. Во вступительном слове учитель определяет задачи урока, используя электронную презентацию в среде Power Point.

2. Учащимся на выданных учителем листах предлагается заполнить таблицу “I Start Studying My Roots” (Assignment 1).

Self-assessment Table for Students “I Start Studying My Roots”

Self-assessment of Knowledge and Skills

poor

fair

good

excellent

How well I know a history of my family
How well I know a history of my family in a history of my country
I can make a genealogical tree of my family
I can write a composition about my roots
I can develop a historical documentary essay about my family
I can make a family archive
I can create a family museum (historical corner)
I can deliver a report at a conference
I can prepare my creative work for publication
I can research
I can search the Internet for information
           

3. Для того, чтобы создать историю семьи, учитель предлагает учащимся изучить материал по вопросам генеалогии:

  • определить сущность понятия “генеалогия”, используя поиск по ключевым словам в Интернете (genealogy, genealogical tree, history of a family, family archive, pedigree), записать определения в тетрадь; составить список посещенных сайтов (Assignment 2);
  • изучить гипертекст на сайте “Корни” (Roots) http://alumni.iubip.ru/Makarenko/ о школьном проекте “История семьи в истории России”, гипертекст “Генеалогия” (Genealogy) на сайте “Мои ученики” (My Students) http://alumni.iubip.ru/Makarenko/Students/ и выразить свою точку зрения о творческих работах школьников, заполнив таблицу “Школьный проект “История семьи в истории России”. Учащиеся-авторы очерков пишут, что школьный Интернет-проект “История семьи в истории России” способствовал социальному, экономическому и политическому развитию России. Как вы думаете, почему? Учащимся предлагается выбрать варианты ответов, представленные в правой части таблицы, а также дать свой вариант ответа (Assignment 3).

Why did the School Internet Project “A History of a Family in a History of Russia” further the social, economic and political development of Russia? Do your choice marking the following items. Then write your own opinion.

Table “School Internet Project ‘A History of a Family in a History of Russia’”

Do your choice

School Project furthered the social, economic and political development of Russia because

   students studied their roots through history of a country within distance global education using Internet technologies, enlarged and deepened their communicative and information competences on the basis of gaining knowledge on humanitarian values, democratic ideals, polycultural knowledge, using critical approach in their learning.
   students’ parents had a possibility of developing their family relationship through learning their roots together with their children.
   teachers, teachers’ trainers, school administration, educational specialists had generalized experience in this field which can be spread in different forms including the Internet.
   Write your own opinion (4-5 items)

4. С целью развития монологической речи учащиеся, используя заполненную таблицу в качестве опоры для ответа, отвечают на поставленный выше вопрос: “Я думаю, что участие учащихся в школьном проекте “История семьи в истории России” способствовало социальному, экономическому и политическому развитию нашей страны потому, что …” (Assignment 4).

5. Учащимся предлагается принять участие в разработке личного или группового проекта по теме “История моей семьи в мировой истории” и записать его в рабочей тетради (Assignment 5). Даются рекомендации “Как разработать проект”.

Recommendations “How to Develop a Project”

Develop your project which may be written in the form of a historical-documentary essay done as a regular book, scientific report, a Power Point presentation, a web - page for a future site on the Internet, etc.

How to Develop a Project

Part I. Project Information. Name the topic of your project. Applicants should use full legal names. Personal or organization names should not be translated into English. They should be transliterated. Information materials about organizations or institutions where you study should be given in your project proposal.

Part II. The Project Proposal. The project proposal should include five main sections: (1) a description of the project; (2) a statement of need; (3) a narrative of the project steps; (4) a list of project partners and team members and their expected role; and (5) a statement of how you will evaluate the project.

(1) Description

Please provide a narrative outline of your project. Describe the project, what it will accomplish, and how it will achieve these goals while overcoming obstacles or challenges that you can foresee.

(2) Statement of Need

Describe the problems or conditions in your community that this project will address. You should also describe the people who will benefit from this project and why it is important to you personally.

(3) Project Steps

Most projects require careful planning and sustained effort on the part of the organizer to complete. Please determine and list here the steps you will take in order to finish this project. These steps may include, among other things, mobilizing human resources, cooperating with institutional and individual partners, and executing organizational tasks.

(4) Project Partners

Please indicate what institutions or individuals have agreed to assist in the execution of this project and what their role will be. Any in-kind work that is included in your activities must be accompanied by a cost-share letter as an attachment to this proposal. Attach resumes of key individuals (project leader, consultants, specialists, experts).

(5) Project Evaluation

What are the ways this project can be evaluated? Please think about and identify what the outcomes of your project will be. Please also think in terms of both short-term results and long-term outcomes and processes that may be set in motion by your project.

Part III. Detailed Timetable. Applicants should attach a detailed project timetable showing the project start and end dates as well as dates of key events for the project, responsible parties, venues, etc.

Part IV. Administrative Information:

(1). Country, city, oblast (or region), institution where your project will take place:

(2). Contact information for you

a. Address (apartment, building, street, city, and index):
b. E-Mail:
c. Telephone/Fax:

Signature of Project Leader:___________Date:____________

Sample Cost-Share Letter

Logo / Organization Letterhead (if available)
Date
Name of Applicant
Applicant’s address

Dear (Name of Applicant).
I am writing to offer my support to your application – proposal for the Project entitled “A History of My Family in the World History”. Should you win this competition, I will be happy to provide the work of a consultant for organizing project activities free of charge to your project.
I look forward to working with you within this interesting and useful project.
Please let me know if you have any further questions.
Sincerely,
Irina Anatolyevna Makarenko, Teacher of English as a Foreign Language
Signature

6. Подведение итогов урока проводится посредством анализа выполнения задач урока.

7. Задание на дом:

  • с целью подготовки реферата (доклада) по вопросам генеалогии изучить электронные статьи на сайтах “Family Tree: Build It Now”
    <www.allvitalrecords.com>, “Family Tree Review” < www.Genealogy-Software-Review.com>, Genealogy Today – Family Tree Search Tools and Genealogy Information <www.genealogy today.com>;
  • определить свое место и роль в школьном проекте “A History of My Family in the World History” (История моей семьи в мировой истории).

Тема урока: A History of My Family in the World History (История семьи во всемирной истории)

Продолжительность урока: 80-90 минут

Цели:

  • познавательный аспект – провести конференцию “История семьи в мировой истории”, используя Интернет-ресурсы, показывая учащимся, как в культуре разных народов изучается история семьи; подвести учащихся к пониманию того, что изучение нами истории семьи в разных культурах народов мира стало возможным благодаря тому, что новый учебный курс “Мои корни” стал составной частью глобального образования;
  • развивающий аспект – развитие умения выступить перед аудиторией с докладом на конференции с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (электронная презентация, использование Интернет-ресурсов и др.), проводить рефлексию: анализ и оценивание собственной деятельности, результатов учебной деятельности одноклассников по проведенному исследованию и подготовке доклада, реферата, эссе, историко-документального очерка по теме конференции;
  • воспитательный аспект – воспитание у школьников интереса к изучению проблем генеалогии в контексте глобального образования и поликультуры посредством Интернет-обучения;
  • учебный аспект – продолжить работу по развитию речи школьников: монологическое высказывание – выступление на конференции; формирование умения понимать основное содержание более сложных, информационно насыщенных текстов – докладов участников конференции, содержащих незнакомый языковый материал; продолжить работу по формированию умения переспросить выступающего, попросить повторить высказывание из доклада, дать разъяснение; продолжается работа по развитию умения обобщать сказанное другими участниками школьной конференции, развитию умения определять свое отношение к услышанному сообщению по результатам проведенного исследования, обобщать циркулирующую в группе информацию в самостоятельно сформулированный вывод; осуществлять контроль уровня развития речевых умений.

Речевой материал: лексика и грамматические явления предыдущих уроков.

ХОД УРОКА

1. Учитель знакомит учащихся с задачами урока: принять участие в конференции “История семьи в мировой истории”, проанализировать и оценить собственную деятельность, результаты деятельности одноклассников по выполненному исследованию и определить основные направления индивидуального и группового участия в проектной деятельности.

2. Используя мультимедийный проектор, учитель знакомит участников конференции с порядком работы на данном форуме (Assignment 1).

CLASS CONFERENCE

“A History of My Family in the World History”

Agenda

  • How I Study My Roots
  • A History of My Family and My Roots
  • A History of My Family in the History of Russia
  • A History of My Family in the History of Rostov-na-Donu
  • A Family Archive and Its Role in Investigating a Family History
  • A History of My Family in the World History
  • My Classmates’ Participation in the School Project “A History of My Family in the World History”

Так как исследования учащихся по проблемам конкретной семьи проводятся только добровольно и с согласия их родителей, часть учащихся может не изучать историю своей семьи. Эти школьники выступают на данной конференции с результатами выполненных исследований по вопросам генеалогии, изучения истории семьи в культуре разных народов мира, изучения истории семьи в мировой истории как составной части глобального образования на основе анализа информационных ресурсов Интернета и использования информационно-коммуникационных технологий. В связи с этим повестка дня может быть дополнена следующими вопросами:

  • Роль генеалогии в изучении истории семьи
  • История семьи в культуре народов мира
  • Изучение истории семьи в мировой истории как составной части глобального образования
  • Роль Интернет-технологий в изучении истории семьи как составной части всемирной истории

3. После прослушивания выступления участники конференции задают докладчику вопросы (Assignment 2).

4. Участники конференции изучают статьи учащихся школы № 12 г. Ростова-на-Дону по теме конференции, размещенные на сайте в Интернете, и в рабочей тетради, заполняя таблицу “Мои вопросы автору”, выполняют задание: “Какие вопросы ты бы хотел задать авторам творческих работ, размещенных на сайте в Интернете?” (Assignment 3). Read fragments of students’ essays about their families’ history placed on the website “My Students” http://alumni.iubip.ru/Makarenko/Students/. Which questions would you ask authors after reading their essays?

Table “My Questions to Authors”

Do your choice placing a student’s name here

Questions

 

Why did you choose a topic for your essay concerning a history of your family?

 

How did you find documents for your historical-documentary essay?

 

What is your personal growth and development within studying this topic and conducting this research?

 

What historical material did you learn to develop your family history?

 

Is it possible for a person to study a history of a family without relatives’ help ? Who helped you to investigate your roots?
Make a list of questions you would like to ask the authors (4-5 questions).  

5. По окончании конференции учащимся предлагается провести рефлексию, заполняя таблицу: оценить свою деятельность, результаты деятельности одноклассников на данной конференции. В правой части таблицы учащиеся читают выводы о результативности познавательной деятельности участников конференции, а в левой части отмечают значком “+” свое согласие с утверждением. Затем в правой части таблицы учащиеся записывают свои выводы (5-6 положений) о том, что дала данная конференция для расширения, углубления, развития их англоязычной коммуникативной компетенции и для их личностного развития (Assignment 4).

In the chart below, please, mark which knowledge did you learn at this Class Conference?

My New Knowledge on the Topic “A History of My Family in the World History”

Do your choice

New Knowledge

   A student can develop a historical-documentary essay about a family history using a family archive and reminisсences of relatives living in other cities, towns, villages and countries.
   In order to develop a history of a family you should study a historical period when your relatives lived.
   While developing a history of your family you better learn a history of your country and the world history.
   Historical events taking place in a country and in the world can influence a person’s life
   The students – researchers have formed an active life position in themselves by facing to family roots and historical memory with the help of genealogical investigation.
Your answer (4-5 items)   

6. Домашнее задание: проанализировать и оценить собственную деятельности по расширению и углублению англоязычной коммуникативной компетенции при изучении тем по проблемам генеалогии и заполнить таблицу “Я изучил/а мои корни” (Assignment 5):

Self-assessment Table for Students “I Have Learned My Roots”

Self -assessment of Knowledge and Skills

poor

fair

good

excellent

How well I know a history of my family
How well I know a history of my family in a history of my country
I can make a genealogical tree of my family
I can write a composition about my roots
I can develop a historical documentary essay about my family
I can make a family archive
I can create a family museum (historical corner)
I can deliver a report at a conference
I can prepare my creative work for publication
I can research
I can search the Internet for information
           

Каждый ученик определяет свою роль и место в проектной работе по теме: “Мои корни” (My Roots), оформляя заявку для участия в школьном Интернет-проекте.