Открытый урок по природоведению: Водоемы нашего края

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • привести знания детей в систему; проверить знания и умения учащихся;
  • уметь показывать на карте крупные реки и озера Челябинской области и учить наносить на контуры главных рек: Миасс, Урал, Уй, Ай, Аргази и др;
  • прививать любовь к родному краю, к водоемам, знать их значение.

Оборудование:

  • карта Челябинской области, трафареты с изображением Челябинской области и контуры Челябинской области;

Челябинская область

Трафарет Челябинской области

  • слайды и фотографии с изображением наших великолепных озер и рек;
  • стихи поэтов.

Ход урока

I. Организационный момент.

В класс входит почтальон, вручает учителю письмо от Л.Татьяничевой, учитель читает письмо:

“Дорогие ребята!

Пишет вам Людмила Татьяничева. Любите и изучайте свой край. Научитесь показывать наши озера и реки по карте. Я вам отправляю свое стихотворение о водоемах. Любите озера и реки, они приносят очень много пользы. Не засоряйте берега водоемов”.

(Стихотворение Л.Татьяничевой написано на доске.)

II. Работа по теме.

1. Эпиграф к уроку – стихи Л.Татьяничевой:

К названьям рек коротким, словно вскрик,
Мой слух ещё в младенчестве привык,
Зеленая, шальная речка Ай
Задорно мне кричала “Догоняй!”
Башкирской речки солнечную грань
Хранит в своем теченье Юрюзань,
Как звон струны, как влажное “буль-буль”
Озера Сарыкуль и Чебаркуль.
И кажется, что сам собой возник
Поэзии отзывчивый язык.

2. Воспитательная работа по содержанию стихотворения Л.Татьяничевой.

3. Ответы на вопросы.

– Какие озера и реки Челябинской области вы знаете?

Мы знаем реки Теча, Синара, Зюзельга, Миасс, Уй, Ай, Уфа. Мы знаем озера: Медиак, Аргаяш, Чебаркуль, Аргазинское водохранилище, Тургояк, Увильды, Кисегач, Еловое.

– Молодцы!

– Как называется река, на берегу которой расположены деревни Кузяшево и Акбашево?

– Река называется Зюзельга.

4. Работа по карте и контурным картам.

– Теперь, ребята, выполним задание Л.Татьяничевой. Будем работать по карте Челябинской области и по контурным картам.

5. Рассказ учителя.

В Челябинской области насчитываются более 360 рек и речек, и только 7 из них имеют длину более 200 км. Все реки неглубокие и несудоходные.

Водораздельным хребтом в Уральских горах является хребет Урал-тау. На запад от него текут реки бассейна Камы и Волги. Это в основном маленькие горные реки. К таким рекам относятся реки Ай, Сим, Юрюзань, Уфа (наносят на контуры).

На восток от водораздельного хребта текут реки обского бассейна. Это реки равнинные. К ним относятся реки Миасс, Уй, Теча, Синара. их течение спокойное (наносят на конуры).

– Какая река является главной рекой нашего края?

Река Миасс – самая большая река.

Река Миасс начинается в Башкирии на склонах хребта Нурали у д.Орловка, образует Аргазинское водохранилище, идет к Челябинску. У южных ворот Челябинска Миасс перегородили плотиной и создали Шершневское водохранилище.

Миасс поилец и кормилец. Миасс впадает в реку Исеть, которая впадает в реку Тобол, затем в Обь, далее – в Карское море Северного Ледовитого океана.

Значит, загрязняя нашу реку Миасс, мы загрязняем Северный Ледовитый океан.

(Учащиеся наносят на контур синим карандашом все эти реки и прежде всего реку Урал.)

6. Рассказы учащихся об озерах.

1 ученик: В Челябинской области много озер: 1340 крупных озер и 2000 маленьких озер. Они образовались в разломах земной коры. У озер обрывистые, скалистые берега, поросшие хвойными лесами, каменистое дно. Вода в них холодная и прозрачная. К таким озерам относятся Тургояк, Увильды, Кисегач, Чебаркуль, Еловое (наносят на контур).

2 ученик: Самое глубокое озеро – Увильды. Его глубина – 38 метров, а площадь – 71 м2. Оно имеет форму груши и расположено между городами Кыштым и Карабаш (наносят на контур). На его берегу очень много здравниц. Озеро Увильды объявлено памятником природы.

3 ученик: Озеро Тургояк– красивое озеро Южного Урала. Глубина озера 32,5 м, протяженность с севера на юг 12 км, с запада на восток – 9 км. В Тургояке лечебная вода. Об озере Тургояк есть стихотворение:

Между горными кряжами,
Словно полная чаша,
Золотистыми пляжами
Манит озеро наше,
Белым цветом завьюжено,
Ярким солнцем залито,
Как большая жемчужина
На груди малахита.

Международной комиссией Тургояк был включен в список ценнейших водоемов мира.

4 ученик: Рассказывает стихотворение об озере Аргази “Говорят, что здесь…” Александра Гольдберга.

Говорят, что здесь
Звезда упала,
Пролежала сто веков в грязи,
А потом, потом водою стала
Озером, с названьем Аргази.
Говорят, что Салават Юлаев
Перед боем искупался тут, что с тех пор
Его ни пуля злая,
Ни клинок, ни пушка не берут.

(Наносят на контур реки Аргази и Зюзельгу.)

– Какую роль играют водоемы в жизни растений, животных, человека?

Ответы учащихся.

Игра кто самый любознательный?

1. Какое озеро рядом с озером Тургояк имеет двойное дно? Легенда гласит, что Емельян Пугачев там затопил несколько бочек золота? (Озеро Инышко)

2. В какой реке жители двух частей света – Европы и Азии – ловят рыбу? (РекаУрал в г. Магнитогорске)

3. Найдите на карте области четыре реки, названия которых состоят из двух букв? (Уй, Ай, Ик, Ук)

4. Какое озеро нашей области считается самым высокогорным? (Озеро Зюраткуль)

5.

Я солнце на небе закрою –
Захочу дождем прольюсь;
Измени вторую букву –
я в речку тут же обернусь. (Туча – Теча)

Игра кто быстрее?

Против каждого города области укажи название реки, на которой они находятся.

(Работа с картой.)

Троицк – Уй, Увелька; Нязепетровск – Юрюзань; Южноуральск – Увелька; Челябинск – Миасс; Магнитогорск – Урал; Аша – Сим; Златоуст – Ай; Миасс – Миасс.

Итог по уроку. Поощрение. Оценки.