Сценарий занятия по духовно-нравственному воспитанию "Мир Души"

Разделы: Музыка


Оборудование:

1. Записи следующих произведений:

  • Л. Бетховен Симфония № 5, ч. 1; Симфония № 9, ч. 3;
  • И.С. Бах “Шутка” из сюиты № 2; В.А. Моцарт “Реквием”, “Лакримоза”;
  • Ф. Шуберт “ Серенада”,
  • И.С. Бах “Хоральная прелюдия”.

2. Репродукции картин.

3. Листочки, разделенные на две половины – на одной написано – душа, на другой – тело.

Ход занятия

Учитель:

Здравствуйте, ребята!

Тихонько садитесь и слушайте эту прекрасную мелодию, (в это время звучит “Серенада” Шуберта).

Музыка приглушается.

Учитель:

Ребята, у нас сегодня очень серьезная тема!

И поэтому я попрошу вас, соответственно этой теме, быть очень, очень серьезными. Мы будем говорить о том, чего никто, никогда не видел, но, все знают, что она существует, и часто люди говорят о ней (музыка отключается). Посмотрите на доску, здесь написаны определения. Прекрасная, страдающая, широкая, огромная.

Учитель:

К какому явлению подходят все эти определения?

Дети:

Все эти определения подходят к душе.

Учитель:

Правильно. Тема нашего занятия “Мир Души” (открывается надпись на доске).

Учитель:

Ребята, а как вы думаете, почему наше занятие мы начали с музыки?

Чтобы вам было легче ответить на этот вопрос, послушайте внимательно еще музыку. И потом скажите какие чувства, какое настроение она у вас вызвала?

(Включаю начало симфонии № 5 Бетховена, “Шутку” И.С. Баха, фрагмент “Лакримозы” из реквиема В.А. Моцарта.)

После звучания симфонии № 5 Бетховена.

Дети:

Эта музыка вызвала чувство тревоги, страха.

После звучания “Шутки” Баха.

Дети:

Эта музыка легкая, весёлая.

После звучания “Лакримозы” Моцарта.

Дети:

Эта музыка очень грустная, она говорит о чувстве горя, глубокой скорби.

Учитель: Правильно, ребята. А как вы это всё узнали?

Ведь никто вам не говорил страшных, весёлых или трагичных слов?

Дети: Мы почувствовали душой!

(Показываю на надписи на доске.)

Учитель:

Правильно, потому что “музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душа”. (Б.Ауэрбах)

“Музыка есть пища для души и духа. Человеческий дух возвышается через силу и очарование музыки”. (Из писаний религий Баха.)

Представьте, какая пустая и унылая была бы у нас жизнь, если бы не было музыки.

О, как тесны и безнадёжны
Дни без чарующих минут,
Где души дышат и поют,
И жизнь лишь только в них возможна.
М. Скребцова

Музыка с нами всегда и в радости и в горе. С её помощью лечат болезни и даже известны случаи, когда музыка спасала жизнь человека.

А теперь представьте, что у вас в классе двое близнецов, похожих друг на друга, как две капли воды. Но друзья близнецов могут разлизать их без особого труда.

Как вы думаете, почему, несмотря на всевозможные сходства, их различают? Перечислите все отличия, которые могут существовать между этими близнецами. (Записываю на доске.)

Дети:

Они могут различаться по характеру, по способностям, по уму.

Учитель:

Итак, мы поняли, что люди отличаются друг от друга не только внешними, видимыми признаками, а главным образом невидимыми, неуловимыми качествами и это неуловимое составляет внутренний мир человека. Это его душа, разум, характер, эмоции.

– Что, по вашему мнению, занимает более важное место в жизни: внешние характеристики людей или их внутренний мир? Душа или тело?

Ответы детей.

Учитель:

Да, ребята, человек – это прежде всего душа, а не тело.

– Как вы думаете, могло бы тело человека существовать без души? А душа без тела?

Ответы детей.

Вывод учителя: Тело без души не может существовать, человек без души – это не человек, а робот. А душа существует всегда, она бессмертна и даже когда человек умирает, умирает только тело, а душа уходит в другой мир, называемый тонким миром.

– Что, по вашему мнению, является смыслом жизни человека – развитие и совершенствование бессмертной, вечной души или развитие и совершенствование временного тела?

Ответы детей.

Вывод учителя: Конечно, смыслом жизни человеческой является развитие и совершенствование вечной бессмертной души, а не тела. Хотя тело мы должны беречь и заботиться о его здоровье, ведь оно является домом для души. Душа наша развивается в теле.

На столах детей лежат листочки, разделенные на две половины – на одной написано – душа, – на другой – тело. На доске слова – летать, радоваться, восхищаться, мерзнуть, питаться, жиреть, любить, расти.

Учитель: Выберите из данных слов, качества присущие душе или телу. И запишите их в соответствующе половинки. Затем обсуждаем ответы детей.

Дети приводят разные примеры из жизни, подтверждающие их мнения.

Душа: летать, радоваться, восхищаться, питаться, любить, расти.

Тело: мерзнуть, питаться, жиреть, расти.

Учитель: Мы увидели, что душа обладает более возвышенными, утонченными прекрасными качествами, чем тело. А способность расти и питаться присуща как душе, так и телу. Но вы знаете, что тело может расти только до определенного возраста – взрослые люди не растут, а душа может расти бесконечно. И у ребёнка и у взрослого и даже у старого человека может расти душа. Тело ваше растет независимо от вашего желания, а душа в основном, когда человек хочет и старается питать свою душу.

– Ребята, а чем питается, благодаря чему растет наша душа?

Ответы детей.

Вывод учителя: Наша душа растет, когда мы радуемся, бываем добрые, любим и прощаем друг друга. Когда мы умеем видеть красоту природы, прекрасные картины, слушать хорошую музыку, стихи, сказки.

Вот послушайте одну!

(Читаю отрывок из сказки Г.Андерсена “Чудо рождения”.)

Начиная со слов “Если ты внимательно глядел на небо” и до слов “дети больше не помнят”. Читаю в сопровождении тихой музыки. (И.С. Бах “Хоральная прелюдия”, “Взываю к тебе Христос”.)

По окончании чтения вопросы:

– А вы, смотрели когда-нибудь на звездное небо?

Может быть даже видели падающие звезды?

Ответы детей.

Учитель: Теперь, ребята, сядьте прямо. Положите ваши руки, сложенными ладонями вверх, опираясь на соединение бедер и живота. (Показываю.) Закройте глаза и представьте себя маленькой звездочкой, падающей с небес Божьей искрой.

(В течение двух-трех минут, во время представления детей, тихо звучит “Хоральная прелюдия” И.С. Баха.)

Учитель: Расскажите, что вы в это время чувствовали.

Ответы детей: легкость.

Учитель: Есть ли у вас любимый цветок?

Ответы детей.

Учитель. Почему вам нравится именно этот цветок?

Ответы детей.

Учитель: Ребята, дома вы сядьте так же, как мы сидели на нашем занятии к представьте себя звёздочкой, божьей искрой, лежащей в вашем любимом цветке.

– Мы с вами выяснили, при каких условиях растет, увеличивается наша душа. Кто нам повторит эти условия?

Ответы детей.

Учитель: О человеке с большой душой говорят – душевный человек. Ребята, как мы сразу отличаем душевного человека?

Ответы детей.

Вывод учителя: Душевный человек – это, в первую очередь, человек, любящий людей. И любовь его проявляется через уважение, внимание к людям. Ко всем без исключения. И к детям, и к взрослым.

Душевный человек всегда старается понять, посочувствовать, помочь другому человеку. Душевность также проявляется в доброте к животным.

Учитель: Но бывают случаи, когда душа человека может и уменьшаться и становиться совсем незаметной. О таких людях говорят – бездушный человек.

– Ребята, а как мы определяем, что перед нами бездушный человек?

Ответы детей.

Вывод учителя: Душа становиться слабенькой и незаметной, когда мы злился, ругаемся, говорим нехорошие, матерные слова, обижаем животных.

Вопрос: Почему?

Ответы детей.

Вывод учителя: Потому что, как мы уже говорили, “Души наши настроены к созвучию'' только с прекрасным, а не с безобразным и ужасным.

Целью жизни человека является развитие и совершенствование бессмертной души.

Поэтому, ребята, как нужно стараться жить, чтобы становиться людьми с огромной душой, а не бездушными монстрами?

Ответы детей.

Учитель: Заканчивая наше занятие, в качестве напутствия, я прочту вам стихотворение М. Скребцовой

С рожденья в каждом сердце доброта,
Блаженны те, что дар святой хранят,
В нем Божьей сути вечна красота,
Он вечным смыслом навсегда объят,
в тихом сопровождении Симфонии № 9 ч. 3 Л. Бетховена.

О, души, – вы носители любви,
Призванье ваше – излучать тепло,
В стремленья светлые во дни свои,
О, не вносите, не впускайте зло.

Музыка отключается.

Господь вручил вам дар неповторимый,
Носители его – ваш путь высок,
О, не затмите в суете дорог
Священной силы вещие порывы…

в тихом сопровождении симфонии № 9 ч. 3 Л. Бетховена.

Приложение № 1

Чудо рождения
(Отрывок из сказки)

Г. Андерсен

Удивительно, как хорошо разбираются во всем нынешние дети! Трудно сказать, чего они только не знают! Старую сказку о том, как аист нашел их в колодце или в мельничном пруду и принес папе с мамой, они и слушать не хотят , а между тем сказка эта истинная правда.

Вот только вопрос, откуда дети берутся в колодцах и мельничных прудах? Не всякий на это ответит, но кое-кому и это известно. Если ты внимательно глядел на небо в звездную ночь, то, конечно, видел множество падающих звезд. Звезды падают с неба, как маленькие елочные свечки, и гаснут; это искры божьи, что летят вниз на землю. Как только они попадают в наш густой, плотный воздух, сияние их меркнет, и наши глаза перестают различать их, потому что они нежнее и воздушнее самого воздуха. Теперь это уже не звезда, не искра, а небесное дитя, маленький ангел без крыльев, кот оралу предстоит превратиться в человека. Тихо скользит он по воздуху” ветер подхватывает его и опускает в чашечку цветка-то в ночную, фиалку, то в одуванчик, то в розу, а то в гвоздику .Там дитя лежит и набирается сил. Оно такое легкое и воздушное, что муха может унести его на своих крыльях, а пчела и подавно. И те и другие так и вьются над цветкам в поисках сладкого нектара. Если воздушное дитя им мешает, то столкнуть его на землю, они все равно не решаются, а переносят его на большие круглые листья кувшинок и оставляют лежать на солнышке. “Малыш потихоньку сползает с листа в воду, дремлет там и все растет, растет, пока не станет таким большим, что аист увидит его, выловит и принесет людям, в какую-нибудь семью, где уже давно мечтают иметь такого милого ребенка.

Дети больше не помнят, как они дремали под листом кувшинки, как лягушки по вечерам пели им хором: “Ква-ква-ква! Что по-нашему означает: “Спите крепче, пусть вам приснятся хорошие сны! Не помнят дети и о цветке, в который упали с неба, не помнят даже его запаха, и все-таки, когда они становятся взрослыми, что-то заставляет юс выбрать себе любимый цветок, как раз тот, где они лежали, прилетев на землю.

Методические рекомендации по разработке и проведению занятий по духовному воспитанию

1. Это должен быть праздник для детей. Начиная с внешнего вида участников, оформления помещения и отношений, как друг с другом, так и учителя к детям.

2. Учитель является воплощением доброты, любви и мудрой, доброжелательной строгости и требовательности. Никаких замечаний, оценок, принуждений, давлений и т.д., то есть исключить все давящее, сковывающее дух ребенка. Если какой-то шалун нарушает обстановку торжественности, то подойти к нему и тихонько попросить его выйти. Хотя при правильной организации занятия, никаких таких эксцессов не будет, потому что души детей, в отличие от взрослых, более чуткие и открытые. Они легче отрываются от земли и отзываются на духовные знания.

3. Занятие лучше проводить до уроков, пока дети не уставшие.

4. Учителю необходимо хорошее знание содержания занятия, необходимо прочувствовать, “пропустить” его через себя.

5. Обязательное присутствие на занятии произведений искусства – музыки, поэзии, живописи. Ибо это язык, голос души, способ общения с высшим миром. Это средство утончения, возвышения, одухотворения.

6. Занятия проводить не часто. Вначале возможно один раз в месяц, чтобы дети ждали и скучали, чтобы этот день был из светлой перспективой.

7. Правильно развитое воображение, расширяя сознание и усовершенствуя жизнь, открывает окно к Прекрасному Высшему миру. Умение представлять главное качество для творчества духа. На основании этого мы считаем необходимым на занятиях по духовному воспитанию использовать элементы воображения и представления. Поэтому полезно на некоторых уроках – на ИЗО, на музыке и других проводить регулярные упражнения по развитию воображения и наблюдательности. Для этого ставят перед детьми какой-нибудь предмет или вешают картину и предлагают внимательно рассмотреть их. Затем, закрыв глаза, описать признаки виденного.

8. Заканчивать занятия всегда словами благодарности к детям за интересный, плодотворный урок. И в детях постоянно воспитывать умение быть благодарными за малейшую услугу. Ибо “благодарностью, даже у людей малокультурных и малоразвитых, куются рельсы, по которым едут ввысь все черты характера человека”.