Цели урока: обобщить, повторить и проверить знания.
Задачи урока:
- научить работать в коллективе,
- показать свои знания и умения при объяснении эксперимента,
- реализовать творческие способности.
Оборудование:
- кинофильм “Чудесная сила”, магнитофон с кассетой,
- карточки с заданиями,
- 4 схемы на альбомных листах,
- 4 низковольтные лампочки, 2 ключа, 2 амперметра и 2 вольтметра, 2 батареи.
Ход урока
Сегодня у нас урок повторения темы “Электрические явления”. Каждый из нас немного углубит свои знания и покажет то, что он уже знает и умеет по этой теме. Сначала мы просмотрим кинофильм “Чудесная сила” (5 минут).
– Итак, электрическую энергию можно превращать во многие виды энергии: механическую, тепловую, световую, и т.д. Для этого человек создал специальные устройства: электродвигатель, электрическую печь, электрическую лампочку и т.п.
1 кВт·час электроэнергии позволяет выпечь 36 кг хлеба, добыть 30 кг нефти, 15 кг железной руды или 40 кг угля, изготовить 2 пары резиновой обуви и т.д.
Но на сегодняшний день многие колхозы, совхозы и другие организации задолжали миллионы рублей за электроэнергию. Наш колхоз (будем называть по привычке) должен государству 879000 рублей – это значит, что надо сдать 88 откормленных быков в мясокомбинат или вырастить 40 гектаров сахарной свеклы и сдать около 1100 мешков сахара.
Прошу вас не включать без необходимости электроприборы!
А теперь я предлагаю классу разделиться на 2 команды и поработать. Какая же из команд “Электрон” или “Протон” разбирается больше в электричестве, и кто главный эрудит в нашем классе по теме “Электрические явления”. Помогут нам это определить ученики 10-го класса Татлыбаев Марсель, Хусаинова Рашида (члены жюри) и я, ваша учительница. Результаты своей работы вы сразу увидите на доске по каждому конкурсу. (На доске в готовую таблицу члены жюри записывают фамилии членов команд).
Команды | Ф.И. участника | Дальше, дальше.. | Экспер. тур | Задачи | Схемы | Ты мне, я тебе |
Эл. нагр. приборы | Загадки |
“Электрон” | 1. 2. … |
|||||||
“Протон” | 1. 2. … |
(Вступительная часть {после фильма} займет около 5 минут.)
I задание – “Дальше, дальше…” (4 минуты)
Я задаю команде вопросы, отвечают те, кто знает. Вопросы задаются в течении 2 минут. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Если не знают ответа, говорят “дальше, дальше…”, задаю новый вопрос. (см. вопросы к I заданию).
II задание – экспериментальное. (5 минут)
- Составить электрическую цепь последовательного (“Электрон”) и параллельного (“Протон”) соединений 2-х лампочек, чтобы они горели – собирают цепь по одному ученику из команд.
- Чертят на доске схему своей цепи (два ученика).
- Начертить дополнительно к схемам приборы для измерения силы тока и напряжения и измерить.
- Что будет с другой лампочкой, если одну из них выкрутить?
- Привести пример параллельного (“Протон” – розетки дома) и последовательного (“Электрон” – гирлянда) соединений в быту.
- Командам составить свою “живую электрическую цепь” (взявшись за руки).
III задание – по 4 карточки – задачи. (5–6 минут)
Карточки со схемами решают на доске, решения расчетных задач отдают членам жюри. Работают под тихую музыку.
IV задание – найти ошибки в схемах, вывешенных на доске (по 2 схемы). (3 минуты)
V задание – “Ты мне, я тебе…” (5 минут)
Какие сопротивления можно получить из четырех сопротивлений по 2 Ом, соединяя их разными способами. “Электрон” чертит схему, “Протон” считает, “Протон” чертит схему, “Электрон” считает. Несколько примеров (по времени) на доске. То, что осталось на листочках, в черновиках сдают жюри для проверки.
VI задание. (3 минуты)
На обратной стороне доски члены команд пишут электронагревательные приборы – каждая команда свой список. Чей список длиннее?
VII задание – разгадать загадки. (5 минут)
По очереди соперникам задаю загадки. Оценивать по 1 баллу каждый правильный ответ.
Жюри подводит итог.
В это время я обобщаю урок.
Многое, о чем мечтали люди с древних времен, писали, рассказывали друг другу в сказках, сегодня стало былью, благодаря ученым-физикам, инженерам, техникам. И работа многих из этих приборов возможна благодаря электрическому току. Например:
- чудо-зеркальце – телевизор;
- перо Жар-птицы – прожектор;
- золотой петушок – радиолокатор;
- белка умница, считает орехи – ЭВМ;
- конек-горбунок – космическая ракета;
- ковер-самолет – воздушный лайнер и т.д.
Итак, жюри, сообщите итог нашей работы…
Спасибо всем!
Об электрическом токе мы продолжим в 10-м и 11-м классах.
Примерный вид таблицы.
Команды | Ф.И. участника |
Дальше, дальше.. | Эксп. тур |
Задачи | Схемы | Ты мне, я тебе | Эл. нагр. приборы | Загадки | Итого | Оценки | |
“Электрон” | А.Арсланов Р.Гималетдинова И.Зайнуллин З.Гимранова В.Зарипов Р.Иткулов А.Лукманова |
1+1 1+1 1+1 1 1 1+1 1 |
1
1 1
|
1 1 1
|
1 1 |
1
1 1 |
1
1 1 |
1 1
1
|
6 5 2 4 5 3 3 |
35 | 5 5 - 4 5 - - |
“Протон” | А.Шарипова А.Фазылова Р.Хусаинова Р.Миньяров А.Ямакаев И.Султанова З. |
1+1 1+1 1+1+1 1 1+1 1 |
1 1 1 |
1 1
1 |
1 |
1 1 1
|
1 1
|
1 |
6 4 6 1 4 3 |
32 | 5 4 5 - 4 - |
Тем кто наберет не меньше 5 баллов, ставлю оценку “отлично”, кто 4 балла – “хорошо”.
Вопросы к заданию I.
Вопросы для первой команды:
- Заряженная частица, имеющая наименьший заряд. (Электрон)
- Кто экспериментально доказал существование электрона. (Иоффе и Милликен)
- Строение атома лития .(3 электрона, 3 протона, 4 нейтрона)
- Количество теплоты, выделяемое проводником с током. (Закон Джоуля-Ленца: Q=I2Rt)
- Каким зарядом обладает тело, с которого ушли несколько электронов? (Положительным)
- Чертежи, на которых изображены соединения электрических приборов. (Электрическая схема)
- Каким прибором измеряют силу тока? (Амперметром)
- Какое напряжение в бытовой сети? (220 В)
- От каких величин зависит сопротивление проводника? (От материала проводника, от длины и площади поперечного сечения)
- Прибор, который применяется для регулирования силы тока. (Реостат)
- Какая величина одинакова при последовательном соединении? (Сила тока)
- Каким прибором измеряют работу электрического тока? (Счетчик)
- Основная часть лампы накапливания? (Спираль)
- Причина сильного увеличения силы тока в цепи. (Короткое замыкание)
- Какая связь между общим напряжением и напряжениями в отдельных участках при последовательном соединении? (U= U1 + U2 +…)
Вопросы для второй команды:
- Что означает слово “электричество”? (Электрон – янтарь)
- Прибор для измерения заряда. (Электрометр)
- Какие действия оказывает электрический ток? (Тепловое, магнитное, химическое)
- Какой закон устанавливает связь между силой тока и напряжением? (Закон Ома: I=U/R)
- Направленное движение заряженных частиц. (Электрический ток)
- Работу по разделению зарядов выполняет... (Источник тока)
- Направление электрического тока принято... (от “+” к “-”)
- Какая величина силы тока опасна для человека? (Более 100 мА)
- Работа тока по перемещению заряда. (Напряжение)
- Какая величина характеризует проводимость проводника? (Сопротивление)
- Какая величина одинакова при параллельном соединении? (Напряжение)
- Что измеряют ваттметром? (Мощность)
- Чтобы избежать пожаров в электрическую сеть устанавливают… (Предохранители)
- Чему равна сила тока в цепи при параллельном соединении? (Сумме токов отдельных ветвей)
- Как называется универсальный прибор для измерения силы тока, напряжения и сопротивления. (АВОметр - тестер)
Задачи, используемые на карточках (III задание).
Для первой команды:
В какую сторону нужно передвинуть ползунок реостата, чтобы увеличить яркость лампочки.
- Как нужно выполнить проводку, чтобы одним звонком можно было воспользоваться из двух мест?
- Электрическая лампа мощностью 100 Вт рассчитана на напряжение 110 В. Какое добавочное сопротивление и как надо присоединить к этой лампе, чтобы можно было подключить ее к сети напряжением 220 В.
- Какое количество теплоты выделяется за 20 минут в электрическом чайнике сопротивлением 100 Ом, включенном в сеть напряжением 220 В.
Для второй команды:
- Показание амперметра равно 2 А, показание
вольтметра – 6 В. Какова сила тока в резисторе R?
- Начертите схему включения в осветительную сеть с напряжением 220 В трех ламп, из которых одна требует для нормального накала 220 В, а другие две одинаковые – по 110 В каждая.
- Как можно осветить елку 6-вольтовыми лампами, если напряжение в сети 127 В? Начертите схему включения.
- Плавкий предохранитель рассчитан на силу тока 6 А. Можно ли при наличии такого предохранителя включить в сеть напряжением 220 В потребитель мощностью 2,4 кВт?
Схемы к IV заданию.
Для первой команды: | Для второй команды: |
Электронагревательные приборы (VI задание):
“Электрон”
- Утюг
- Фен
- Плитка
- Лампочка
- Кипятильник
- Паяльник
- Микроволновая печь
“Протон”
- Электропечь
- Плитка
- Лампа накаливания
- Тен
- Электробигуди
Загадки (VII задание):
К далеким селам, городам
Кто идет по проводам.
Светлое величество
Это – (электричество).
Два соседних колеса
Собирают голоса,
Друг от друга тянут сами
Поясочки с голосами. (Магнитофон)
Как солнце горит,
Быстрее ветра летит,
Дорога в воздухе лежит,
По силе себе равных не знает. (Молния)
Горит ясно, если знаешь правила, то безопасно. (Электричество)
Без ног бежит, без огня горит. (Электричество)
Вострушка – вертушка уперлась в винт ногой,
потерял болтун покой. (Отвертка)