Расширение международных связей, создание условий для вхождения российского образования в мировое образовательное пространство делает иностранный язык реально востребованным государством, обществом, личностью. В настоящее время иностранный язык рассматривается как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия людей, познания других национальных культур, развития личности.
Изучение иностранного языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной);
- развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний;
- способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному самоопределению в отношении их будущей профессии;
- социальная адаптация; формирование качеств гражданина и патриота*.
* Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование./Министерство образования Российской Федерации. - М. 2004. - С. 55.
Разработанный автором настоящей статьи специальный учебный курс “Интернет в изучении английского языка” (Internet in Learning English), реализующий компонент образовательного учреждения государственного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранному языку, обеспечивает выполнение цели изучения школьниками иностранного языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования, определенной Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.
Настоящий учебный курс ставит своими целями:
- расширение и углубление англоязычной коммуникативной (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной) компетенции, развитие поликультурной и информационно-коммуникативной компетенций школьников на основе углубления поликультурной направленности их языковой подготовки и использования современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
- совершенствование и расширение круга общих учебных умений, навыков и способов деятельности учащихся, овладение которыми как существенными элементами культуры является необходимым условием их развития и социализации;
- развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы с использованием английского языка; формирование активной жизненной позиции гражданина и патриота, субъекта межкультурного взаимодействия;
- воспитание на принципах общечеловеческих ценностей, уважения российской культуры и своей национальной культуры, толерантного отношения к другим культурным национальным ценностям; воспитание чувства гордости за способность внести свой личный вклад в развитие глобального образования посредством создания проектов по проблемам генеалогии, поликультуры, демократии и толерантности, представления созданных проектов мировому сообществу посредством Интернета.
Реализация данных целей курса подводит учащихся к пониманию необходимости участия в диалоге культур для выживания человечества.
Автором настоящего УМК обобщен опыт работы по использованию Интернет-ресурсов на уроках английского языка, опубликованный в форме электронной статьи, размещенной на сайте Издательского дома “Первое сентября” в рамках первого Всероссийского фестиваля педагогических идей “Открытый урок”<https://urok.1sept.ru/2003_2004/>.
Учебно-методический комплект “Английский с Интернетом” (English with the Internet) состоит из Книги для ученика, Рабочей тетради для ученика, Книги для учителя, CD приложения к Книге для ученика, CD приложения к Книге для учителя. Настоящий УМК состоит из трех модулей, каждый из которых имеет несколько разделов:
- Мои Корни (My Roots).
1.1. Генеалогия и мои корни (Genealogy and My Roots).
1.2. История семьи в истории России (A History of a Family in a History of Russia).
1.3. История моей семьи в мировой истории (A History of My Family in the World History).
2. Поликультурный мир и глобальное образование: проблемы и решения (Polycultural World and Global Education: Problems and Solutions).
2.1. Глобальное образование: цели, задачи, содержание (Global Education: Aims, Goals, Content).
2.2. Критический подход в глобальном образовании (Critical Approach in Global Education).
2.3. Поликультурный мир. Изучение поликультуры в глобальном образовании (Polycultural World. Cross-cultural Learning in Global Education ).
2.4. Глобальное образование и международные образовательные проекты (Global Education and International Educational Projects).
3. Демократия и толерантность (Democracy and Tolerance).
3.1. Демократична ли твоя школа? (Is Your School a Democracy?)
3.2. Глобальные диалоги по вопросам демократии (The Global Democracy Dialogues).
3.3. Как развивать демократию? (How to Promote Democracy?)
Основой учебного курса “Интернет на уроках английского языка” (Internet in Learning English) автором программы и УМК определена поликультурная модель образования, состоящая из совокупности компонентов.
- “Мировоззренческие универсалии” как концептуальная, методологическая и семантическая основа обучения английскому языку. Мировоззренческие универсалии, включая в себя гуманистические идеи, веру в доброе начало, заложенное в природу ребенка, идеи свободы и ненасилия присутствуют в любой национальной культуре. Поэтому на их основе становится возможным решение основной задачи поликультурного образования – способствовать уяснению учащимися общего и особенного (уникального) в традициях, образе жизни, культурных ценностях российского, британского, американского и других народов мира.
- Поликультурный подход к языковой подготовке школьников. Поликультурное образование – важная составная часть современного общего образования, способствующая воспитанию молодежи в духе уважения иных культурных, жизненных и мировоззренческих ценностей, если они не нарушают права человека и гражданина.
- Толерантностный подход к особенностям культуры, религий различных народов, наций, к иного рода взглядам, нравам, привычкам. В условиях участия в межкультурной коммуникации и познания иных культур на первый план выдвигается проблема воспитания у школьников терпимости к иным культурам, пробуждения интереса и уважения к ним, преодоление в себе чувства неприятия других культур.
Примерные рекомендации по проведению урока учебного курса “Интернет на уроках английского языка” (Internet in Learning English)
РАЗДЕЛ “Polycultural World. Cross - cultural Learning in Global Education”
(Поликультурный мир. Изучение поликультуры в глобальном образовании)
Тема урока: Universal Human Values and National Cultural
Values on the Internet
(Общечеловеческие и культурные национальные
ценности в Интернете)
Цели:
познавательный аспект – углубление поликультурных знаний, основанных на сравнении фактов родной культуры и культуры англо-говорящих стран, на контрастивном принципе овладения содержанием поликультурного образования, на уважении других культур, умении жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, убеждений и верований; оказание учащимся помощи в использовании критического подхода при анализе Интернет-ресурсов, в освоении механизма осуществления выбора самой личностью мировоззренческих идей и формулировании своих мировоззренческих взглядов, в основе которых лежат общечеловеческие ценности, для формирования своего мировоззрения;
развивающий аспект – развитие умений отражать гуманистические идеи в учебном материале выполняемых творческих заданий; дальнейшее формирование умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата); совершенствование умений осуществлять поиск информации в глобальной сети Интернет, необходимой для решения поставленной учебной задачи, работать с информацией по вопросам поликультуры на основе изучения Интернет – ресурсов: составлять тематический, аннотированный список сайтов; пользоваться языковой и текстуальной догадкой при чтении гипертекстовых документов и аудировании; прогнозировать содержание гипертекстового документа, размещенного на сайте в Интернете, по заголовку, началу статьи; игнорировать лексические и смысловые трудности, не влияющие на понимание основного содержания гипертекстового документа; дальнейшее формирование умения заполнять обобщающие таблицы для систематизации поликультурных знаний; дальнейшее формирование умения работать в малой группе, используя технологию обучения в сотрудничестве; развитие умения подготовить доклад для участия в конференции; совершенствование формирования умения пользоваться словарями различных типов, включая электронные;
воспитательный аспект – воспитание у школьников интереса к изучению поликультуры на основе использования Интернет-технологий; ориентация на уважение культурных, жизненных и мировоззренческих ценностей других народов, не нарушающих прав человека и гражданина;
учебный аспект – формирование умения использовать просмотровое/поисковое чтение с целью выборочного понимания необходимой/интересующей информации из гипертекста, размещенного на сайтах в Интернете; считывать информацию, передаваемую по Интернету, добиваясь точного понимания отобранных отрывков; развитие умений выделять основные факты при работе в проектной группе с текстами заданий, выполненных учащимися; формирование умения соблюдать логику парного и группового рассуждения при выполнении творческих заданий, являясь участником проектной работы в малой группе; дальнейшее совершенствование навыков говорения: публично выступать (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следуя этическим нормам и правилам ведения диалога; дальнейшее развитие понимания на слух высказываний собеседников в процессе общения; дальнейшее развитие письменной речи: составить и записать план, тезисы, аннотацию прочитанного гипертекстового документа, размещенного на сайтах в Интернете, составить тезисы письменного сообщения, выступления, в том числе на основе выписок из гипертекстовых документов; развитие умения отбирать нужную информацию для проведения сравнения культурных ценностей, отображенных на вебсайтах в Интернете.
Речевой материал:
лексический – universal human values, national cultural values, polycultural competence, polycultural direction, polycultural knowledge, polycultural society, polycultural world, polyculture, human rights, humanitarian values, kindness, god, love, happiness, truth, common weal, dialogue of cultures, minority, 10 - 12 новых лексических единиц, выписанных учащимися из гипертекстовых документов, размещенных на сайтах в Интернете;
Well, I think I’d prefer..., Let me explain..., The reason was that..., You see...;
грамматический – расширение объема значений изученных грамматических явлений: видовременных, неличных и неопределенно-личных форм глагола, использования косвенной речи, согласования времен; развитие соответствующих грамматических навыков в процессе самостоятельной познавательной деятельности при решении задач творческого и поискового характера, участия в проектной деятельности и научно-исследовательской работе.
ХОД УРОКА
1. Учитель вместе с учащимися определяет задачи урока: научиться использовать критический подход при анализе Интернет-ресурсов, содержащих материал об общечеловеческих ценностях и культурных национальных ценностях разных народов;
2. Учитель дает задание учащимся: “Working individually on the Internet, analyse if human and national cultural values are reflected on websites. For this visit the following websites”. Выполняя задание по анализу гипертекстовых документов, размещенных на сайтах в Интернете, с точки зрения наличия в них материалов об общечеловеческих и культурных национальных ценностях, учащиеся изучают вебсайты, список которых дан в Книге для ученика, после чего в Рабочей тетради заполняют сравнительные таблицы “Universal Human Values on the Internet”, “National Elements of Cultural Values on the Internet”.
СПИСОК САЙТОВ ДЛЯ АНАЛИТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ
http://www.nga.gov/ – National Gallery of Arts in
Washington D.C., USAhttp://www.tate.org.uk/britin/ - Tate Gallery in London, UK
http://www.abcgallery.com/list/2003july14.html
– National Gallery in London, UK
http://www.wpfdc.com/eng/foto –
Dialogue of Civilizations
http://www.moscow-taxi.com/sightseeing/
– Tretyakov-Gallery.html
http://www.hermitagemuseum.org/html_En/03/hm3_14.htm/
– The Hermitage in St.Petersburg
http://www.saint-petersburg.com/virtual-tour/russian-museum.asp
– Russian Museum in St.Petersburg
http://www.publib.rsu.ru
– The Donskaya State Public Library, Rostov-na-Donu, Russia
http://www.loc.gov
– American Treasures of the Library of Congress, Washington D.C., USA
http://www.loc.gov/exhibits/
– American Treasures of the Library of Congress, Washington D.C., USA
http://www.infoplese.com/ce6/world/A0808988.html
– The Library of British Museum in London = British Library
http://www.crf-usa.org
– Civics Education in Constitutional Rights Foundation, Los Angeles, CA, USA
http://www.citfou.org.uk
– Civics Education in Citizenship Foundation, London, UK
http://www.amnesty.org.uk – International Human
Rights Protection Organization in London , Great Britain - “International Amnesty”
http://sinnfein.org – Sinn Fein
http://www.royal.gov.uk – Royal.Government
http://www.bitc.org.uk – Gender and Ethnical
Issues
http://www.blink.org.uk – Black Information Line
http://www.nics.gov.uk – Government
http://www.britishirishcouncil.org –
British - Irish Council
http://www.nireland.com – Northern Ireland
Information Centre
http://www.dup.org.uk – Democratic Unionist Party
http://www.pup.org.uk – Progressive Unionist
Party
http://www.irlnet.com/sinnfein – Sinn Fein
http://www.sdlp.ie/sdlp – Social Democratic Labour
Party
http://www.uup.org.uk – Ulster Unionist Party
http://www.plaidcymru.org – Plaid Cymru
http://www.open.gov.uk/cre – Commission for
Racial Equality
http://www.snp.org.uk – Scottish National Party
http://alumni.iubip.ru/Makarenko/ –
Roots
http://alumni.iubip.ru/Makarenko/Students/
– My Students
Assignment. In the Workbook fill in the following table
“Universal Human Values on the Internet”
Universalies and |
UK Website Address |
USA Website Address |
Russian Website Address |
World (Мир) |
|
|
|
Human being (Человек) |
|
|
|
God (Божество) |
|
|
|
Soul ( Душа) |
|
|
|
Common weal (Благо) |
|
|
|
Kindness (Добро) |
|
|
|
Beauty (Красота) |
|
|
|
Freedom (Свобода) | |||
Fortune (Судьба) | |||
Happiness (Счастье) | |||
Life (Жизнь) | |||
Death (Смерть) | |||
Suffering (Страдание) | |||
Eternity (Вечность) | |||
Truth (Истина) |
Assignment. Fill in the following table
“National Elements of Cultural Values on the Internet”
Elements of Culture |
UK Website Address |
USA Website Address Short Description |
Russian Website Address |
Literature | |||
Folklore | |||
Art | |||
Music | |||
Artefacts | |||
Beliefs | |||
Values | |||
Institutions | |||
Customs | |||
Habits | |||
Traditions | |||
Holidays | |||
Leisure | |||
Dress | |||
Foods |
3. Учащиеся получают задание: “Working together in small groups gather precise segments of information, share and discuss what you have discovered, in order to form a more complete picture, interpret the information within the context of the target culture in comparison with the culture of your country. Then develop a 20 - 25-sentences group story ‘Universal Human Values and National Cultural Values on the Internet’ and write it down in the Workbook. Recommend speakers from your group to deliver this short report.” После индивидуального аналитического изучения гипертекстовых документов и заполнения таблиц, учащиеся, работая в малых группах, обсуждают результаты поиска с целью создания рассказа (20 – 25 предложений) “Universal Human Values and National Cultural Values on the Internet”, который записывается каждым учеником в Рабочей тетради. В группе принимается решение, кто выступит в классе с презентацией выполненного задания.
4. После завершения работы в группах в классе проходит презентация и обсуждение выполненных заданий. Для обсуждения выполненных творческих заданий учитель дает всем учащимся задание для активизации внимания и познавательной деятельности.
5. При подведении итогов работы учащиеся анализируют выполнение задач урока:
- как они научились использовать критический подход при анализе Интернет-ресурсов, содержащих материал об общечеловеческих ценностях и культурных национальных ценностях разных народов;
- какие новые знания о поликультурном мире они получили на данном уроке,
- как осуществлялось расширение и углубление их иноязычной коммуникативной компетенции, развитие поликультурной и информационно-коммуникативной компетенций.
6. На дом: написать рассказ “My Personal Values (20-25 предложений).
Мотивы профессионального применения современных ИКТ вызывают у школьников желание использовать возможности Интернета при решении разных учебных задач, включая задачи по расширению и углублению иноязычной коммуникативной компетенции.
Цели и задачи обучения английскому языку на основе учебного курса “Интернет на уроках английского языка” (Internet in Learning English) могут быть реализованы при выполнении следующих педагогических, технических условий и гигиенических требований:
- организация учебного процесса на основе авторской программы “Интернет на уроках английского языка” (Internet in Learning English);
- организация обучения школьников по данному курсу на основе УМК “Английский с Интернетом” (English with the Internet);
- наличие у учащихся элементарного уровня сформированности информационно-коммуникативной компетентности для работы на компьютере и в Интернете на этапе начала изучения данного учебного курса;
- наличие у учителя английского языка знаний и умений элементарного пользователя компьютером и Интернетом;
- наличие компьютерного класса с доступом в Интернет;
- соблюдение эргономических требований при работе с персональными ЭВМ.
На старшей ступени обучения учебный курс “Интернет на уроках английского языка” (Internet in Learning English) может
- входить в состав базового общеобразовательного предмета “Иностранный язык” гуманитарного, естественно-математического, социально-экономического и других профилей;
- входить в состав профильного общеобразовательного предмета “Иностранный язык” гуманитарного, технологического (специализация - информационные технологии) и других профилей;
- быть использован в общеобразовательных и профильных классах как элективный курс (проекты и исследовательская деятельность), предлагаемый образовательным учреждением для удовлетворения познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека, выходящей за рамки выбранного ими профиля.
УМК “Интернет на уроках английского языка” (Internet in Learning English), предназначенный старшеклассникам и учителям английского языка, разработан
- с учетом требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- с использованием передовых идей педагогического опыта работы учителей школ, преподавателей колледжей и университетов Великобритании и США по использованию ИКТ в учебно-познавательной деятельности британских и американских студентов и школьников; <http://alumni.iubip.ru/Makarenko/>;
- на основе обобщения автором настоящей статьи своего опыта использования современных информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку <http://alumni.iubip.ru/Makarenko/Students/>;
Реализуя компонент образовательного учреждения государственного стандарта общего образования, настоящий учебный курс “Интернет на уроках английского языка” (Internet in Learning English) и учебно-методический комплект “Английский с Интернетом” (English with the Internet) способствуют модернизации российского образования посредством обеспечения наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации на основе углубления поликультурной направленности языковой подготовки школьников с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.