Орфоэпическая работа в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Мой верный друг,
Мой друг коварный,
Мой царь, мой раб –
Родной язык.

В.Брюсов

Интенсивный процесс усвоения норм языка происходит преимущественно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Отсюда велика роль школы в становлении и развитии навыков правильной устной речи.
В начальных классах, как правило, уделяется особое внимание пополнению и обогащению словарного запаса школьников, однако, очень мало отводится времени нормам литературного произношения – орфоэпии русского языка.
Формирование и развитие у детей правил устной речи является содержанием произносительной работы в начальной школе, которая определяется орфоэпическим минимумом, обязательным для усвоения младшими школьниками. Такой минимум включает правила литературного произношения и ударения слов и грамматических форм современного русского языка.
Анализ частотного словаря русского языка, орфоэпического минимума, разработанного А.А.Бондаренко и М.Л.Каленчук, наблюдений за речью младших школьников позволил составить произносительный минимум, который включает несколько разделов.

1. Общеупотребительные слова с трудным ударением.

алфавит
библиотека
водопровод
гусеница
дециметр
диалог
договор
документ
звонить
каталог
квартал
километр
компас
красивее
мусоропровод
простыня
свёкла
случай
статуя
столяр
средства
хозяева
цепочка
щавель

2. Заимствованные слова.

произносится твёрдо

антенна
бутерброд
компьютер
свитер
тире
термос
шоссе

произносится мягко

музей
паштет
рельс
фанера
шинель

3. Слова с трудным звукосочетанием.

асфальт
балерина
бульон
велосипед
директор
женщина
йод
комбайн
конечно
коридор
мужчина
помощник
радио
район
скворечник
скучно
трамвай
чт
о

4. Имена существительные с неподвижным ударением.

на основе (во всех формах)

кран – кранов
торт – тортов
флаг – флагов
бант – бантов
стержень – стержней
шофёр – шофёров
туфля – туфель
шарф – шарфом

– на окончании (за исключением формы именительного падежа единственного числа)

плод – плода
бинт – бинта
блин – блина
герб – герба
гриб – гриба
пруд – пруда
серп – серпа
столяр – столяра

5. Имена существительные с подвижным ударением.

– ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание во множественном числе

директор – директора
доктор – доктора
слесарь – слесаря
шкаф – шкафы
суп – супы

– ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание в косвенных падежах множественного числа

гусь – гусей
лось – лосей
волк – волков
вор – воров
корень – корней
новость – новостей

– ударение с окончания в единственном числе перемещается на основу в винительном падеже, множественное число не даёт схемы движения ударения

голова – голову,
головы – голов – головам – головами – о головах;

доска – доску,
доски – досок – доскам – досками – о досках;

стена – стену,
стены – стен – стенам – стенами – о стенах;

щека – щёку,
щёки – щёк – щекам – щеками – о щеках

6. Форма родительного падежа множественного числа.

валенок
чулок
сапог
ботинок
яблок
дел
мест
пятен
блюдец
полотенец
помидоров
килограммов
мандаринов
апельсинов
шалашей
фонарей
носков

Составленный орфоэпический минимум усваивается в течение длительного времени и складывается в определённую систему произносительных навыков под влиянием двух взаимодействующих факторов:

– речевая среда, в которой ребёнок находится в учебной ситуации и вне школы;
– специально организованное овладение нормами культуры речи.

Конечно, в младшем школьном возрасте, когда в процессе обучения огромное значение имеет пример, показ, слушая правильное произношение, ребёнок невольно подражает ему, достаточно влияния одного фактора речевой среды. Однако необходимость специально организованной работы над формированием навыков литературного произношения вызвана тем, что многие учащиеся находятся в неблагополучной речевой среде, окружены стихией бытовой речи.

Работа по овладению нормами культуры произношения предполагает наличие системы упражнений по орфоэпии и акцентологии, основанной на развитии и совершенствовании речевого слуха детей, и спланирована в два этапа.
Первый этап связан с работой по развитию речевого аппарата учащихся в 1 классе, так как обучение нормам произношения невозможно без хорошо развитого артикуляционного аппарата. На уроках используются различные чистоговорки, дикционные и интонационные упражнения, скороговорки, логопедические стихи, артикуляционная гимнастика.
Второй этап работы начинается вместе с изучением темы “Имя существительное”. Часть слов из составленного орфоэпического минимума (1,2,3 разделы) усваивается детьми на уровне лексики, школьники запоминают слова с присущим им, персонально закреплённым ударением и произношением. Вторая половина слов изучается с грамматическими формами имени существительного: числа, падежа, склонения. Здесь широко используются: наглядность, в том числе и звуковая, разучивание стихов и рифмовок с интересующими нас словами, разгадывание ребусов, кроссвордов, работа в лингафонном кабинете, нахождение ошибок в средствах массовой информации.

Проблема обучения младших школьников нормам произношения нуждается в дальнейшей разработке. Необходимо продумать, например, такие вопросы:

– корректировка лексико-орфоэпического минимума,
– оптимальная взаимосвязь орфоэпии и дикции в процессе формирования культуры речи,
– введение в действующую программу по русскому языку для начальной школы раздела “Орфоэпия” и разработка соответствующего дидактического подкрепления,
– решение вопроса преемственности в обучении культуре произношения в старших классах.