Система лингводидактических упражнений игрового характера по разделу "Словообразование" как средство развития мышления учащихся (из опыта проведения спецсеминара)

Разделы: Русский язык


Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления учащихся – одна из сложнейших проблем в психолого-педагогической практике. Справедливым, нам кажется, считать, что главный путь её решения – рациональная организация всего учебного процесса, включая соблюдение принципа диалогичности при проведении занятий, создание проблемных ситуаций в обучении.

В качестве же дополнительного, вспомогательного средства можно рассматривать дидактическую игру.

Игра как средство обучения, как средство формирования каких-либо качеств ребёнка притягательна во многих отношениях, в том числе и потому, что в процессе игры её участники находятся в положении субъектов игровой деятельности, то есть игровые действия и операции, выполняемые играющими, обусловлены внутренними потребностями личности.

Педагоги всех времён понимали, что в игре учащийся накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы. Очевидно, поэтому в истории развития педагогических систем игра была в значительной мере связана с образовательными задачами.

Развивались и культивировались игры, приспособленные к тому, чтобы обучать детей счёту, речи, письму. Если проследить эту тенденцию, можно заметить, что игры, разрешая, главным образом, познавательные задачи, являлись постоянно то содержанием, то формой, то методом образовательной работы.

Особо в характеристике игры выделяются исследования психологов (А.Р.Лурия, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина), свидетельствующие о том, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживаются именно в игровой деятельности. Это развенчивает представление, порой господствующее и среди педагогов, что игра – развлечение, разрушающее серьёзный учебный процесс.

Психолого-педагогические труды видных учёных доказывают, что в игре своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование психических процессов: сенсорных процессов, произвольного запоминания, припоминания; формирование мыслительных операций. “Поэтапная обработка” умственных действий и понятий в игре обычно происходит стихийно, но при соответствующих методах педагогического руководства в дидактических целях этот процесс может быть упорядочен.

На первых порах, то есть в дошкольном возрасте, игровые действия ребят носят развёрнутый характер и требуют материальной опоры (игровые предметы). В дальнейшем, к периоду обучения в школе, сокращаются и обобщаются игровые действия, идёт их вербализация. Впоследствии они могут совершаться частично или полностью в умственном плане, в плане воображения. В подростковых классах некоторые виды игр полностью переносятся в умственный план, появляется идеальная игра воображения. Альберт Эйнштейн утверждал, что воображение более важно, чем знание. Игровое воображение создаёт у игроков план наглядных представлений о действительности, формирует способность ими оперировать. В процессе игры становится возможным совершение познавательных действий, соответственно имеющемуся замыслу учебно-игровой ситуации. Игровое обучение при этом не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способность учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность обучаемых.

Предлагаем фрагменты системы лингводидактических упражнений, разработанной студентами Института филологического образования Самарского государственного педагогического университета в рамках спецсеминара по методике русского языка, проводимого мной, и апробирована на педагогической практике в школах Самары под моим руководством. Данная система помогает эффективно реализовать все функции такого многогранного явления, как игра, и добиться результативности лингводидактических упражнений игрового характера. Особо отметим, что нами предпринята попытка соотнести виды игры с этапами изучения раздела “Словообразование”. Материалы системы построены на основе соотношения этапа изучения и вида игры: от периода изучения темы до обобщения по теме. Совместно со студентами составлена таблица “Словообразовательные игры”, в которой соотнесены упражнения игрового характера и этап изучения темы, затем предложены занимательные задания, отобранные студентами.

Словообразовательные игры.

Этапы изучения и виды игр

Период изучения темы

Закрепление темы

Обобщение по теме, повторение

Интеллектуальные игры-упражнения:

Интеллектуально-творческие игры–упражнения, закрепляющего характера:

Интеллектуально-творческие игры–упражнения, обобщающего характера:

шарады, метаграммы, задачи, словесное лото, эстафеты

диалоги, сказки, путешествия, инсценировки

сказки, сюжетно-ролевые игры, домино, лото, задачи

Тексты каждого вида игр предлагаются с дополнительными комментариями из истории игры данного типа и методическими рекомендациями по организации предлагаемого лингводидактического упражнения игрового характера.

Шарады

Шарада (франц. “беседа”). Первые шарады появились в VI веке, российская история этих затей началась в XVIII веке.

Шарада – загадка, в которой задуманное слово разбивается на слоги, а потом эти части и всё слово целиком описываются по отдельности.

Рекомендуем использовать шарады в период изучения темы “Разбор слова по составу”, так как шарады помогают усвоению темы, привлекает к ней внимание, освещая её в неожиданном аспекте.

Предлагаем шарадную подборку:

Возьми начало – и в крокет играй
Найди антоним слова “рай”
В конце союз поставишь,
И будет то, что ты читаешь. (Шарада)

Корень тот же, что и в слове сказка
Суффикс тот же, что и в слове извозчик
Приставка та же, что и в слове расход. (Рассказчик)

Рифмованные шарады

Корнем с дорогой роднится,
В сборе приставка таится,
Суффикс, как и в слове "дневник"
Целым же в космос проник. (Спутник)

Корень мой находится в цене
В оценке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали
Весь же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)

Корень извлечь из начинки несложно,
Приставка в сосуде храниться надёжно,
Суффикс в гудении явно услышишь
Вместе – на темы различные пишешь. (Сочинение)

Метаграммы

Первую метаграмму (meta – между, gramma – буква) 29 марта 1879 года поместил в журнале “Ярмарка тщеславия” английский писатель, математик и логик Л. Кэрролл, написавший популярные сказки “Алиса в стране чудес” и “Алиса в Зазеркалье”. Для неё он использовал такие слова: начальное – head (голова), конечное – tail (хвост).

Чтобы преобразовать одно существительное в иное, цепочку промежуточных слов, которые отличаются друг от друга только одной буквой и не нарушают порядок расстановки всех букв, требовалось отыскать.

Российская история метаграммы пока изучена недостаточно, однако предлагаются интересные варианты превращений, например,

Со звонким – я цветов царица
С глухим – лишь капелька водицы. (Роза – роса)

С глухим шипящим – круглый он, как мяч
Со звонким – как огонь горяч. (Шар – жар)

Лингвистические задачи

I. Какое слово вы исключите (учитывая характер приставки)? Почему?

Подорожник
Подозрение
Подержать

II. Какую пару слов вы исключите? Почему?

Повар – повариха,
ткач – ткачиха,
электрик – электричка
журналист – журналистка,
ученик – ученица,
мельник – мельница
ростовчанка – ростовчанин,
украинец – украинка,
машинист – машинистка

III. Вспомнить и написать как можно больше слов, в которых

а – 2 приставки
б – два корня
в – 2 суффикса

IV. Подобрать синонимы к словам затруднение, граница, предместье, сознаваться, трогать с приставками при – пре-

“Игровой диалог с приставками” - игра имеет коммуникативный характер, способствует развитию речи, рекомендуется к использованию на заключительных уроках по теме “приставка”.

“Сказки” дают массу возможностей для творчества детей. Задачи сочинить сказку, ставящаяся перед детьми, даёт возможность учителю полноценно проверить процесс усвоения темы, так как творчество всегда индивидуально. Сказки развивают литературные способности детей, дают возможность учителю осуществить межпредметные связи, показать значимость, полученных в курсе “Словообразование” знаний.

Игровой диалог с приставками.

Ведущей будет называть вам только приставки, а вы попробуйте догадаться, что с ними нужно делать, к какому слову “подключить”, ой, нет, приставить. Представьте, что вы сидите перед телевизором.

Я вам говорю: В - !
Что вы сделаете? (Включим телевизор)
А если я скажу: - Пере -? (Переключим на другую программу)
Вы..? (Выключим)
Теперь представьте, что мы с вами сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: - Подо? (Пододвинемся к Вам вместе со стульями)
А если я скажу: Ото - ? (Тогда отодвинемся)
Какой вывод можно сделать из этой игры? (Каждая приставка несёт определённый смысл)
Да, правильно. Именно благодаря этому мы прекрасно понимаем друг друга.

Сказки

НЕОЖИДАННОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ

Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решимостью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были барабаны, ключи, стулья, колокола и многие другие, имеющие такой же характер.
Но вот появился суффикс Чик

Напишите продолжение сказки

Слово – Сказка

Учитель пишет на доске (дети в тетрадях) слово, с помощью которого нужно будет сочинить сказку (рассказ, зарисовку, стихотворение).
Слово пишется вертикально и “расшифровывается” (см. образец)

Ц - царевна
В - весна
Е - ель
Т - тепло
О - ожерелье
К - красавица

На основе этих шести слов дети должны будут сочинить своё литературное произведение.
Напиши сказку, используя ... например, глаголы только с приставкой при - (возможно очень много вариантов).
Представляется, что разработка и широкое внедрение систем лингводидактических упражнений игрового характера по разделам языка, может оказаться серьёзным подспорьем учебному процессу.