Создание оптимальной системы интегрированно-профильного биологического образования: основные идеи, приемы, находки

Разделы: Биология, ОБЖ, Экология


За десятилетия учительства выработалась своя методика преподавания, стиль работы по созданию оптимальной системы воспитывающе-развивающего обучения на уроках интегрированной биологии в разноуровневых (профильных) классах на основе деятельно-творческого подхода.

Метод моей работы — творческая лаборатория:

  • кабинет-читальный зал;
  • методико-оздоровительная лаборантская;
  • живой уголок «Времена года»;
  • экоцветопарк;
  • творческая тетрадь.

Цель творческой лаборатории

  • создание комфортных условий для развития мышления, формирования духовной, физически здоровой, трудолюбивой, творческой личности.

Основные задачи

  1. Учить во всех уголках творческой лаборатории «Человек-природа» не только учиться, но и познавать, наблюдать, умножать, беречь, восхищаться, чувствовать, мыслить, понимать живую природу.
  2. Осмысленно-деятельно любить природу, охранять и создавать окружающую красоту.
  3. Творить в ней через сотворчество и сотрудничество.

Формула технологии

(Сопознание, сотворчество, сотрудничество, содеятельность) + (самоосмыление, самообразование, самовоспитание, саморазвитие, самонаблюдение, самосознание, самодеятельность) = (знание, умение, навыки, способности) = ЧЕЛОВЕК (трудолюбивый, здоровый, интеллигентный, творческий)

Основной закон

«Всегда и везде за свою жизнь оставляйте для людей только хорошее: цветы, мысли, славное воспоминание о себе».

Основные компоненты творческой лаборатории

1. Кабинет – читальный зал (личная библиотека учителя)

Научить(ся) самостоятельно работать с различными источниками аудиовизуальных и интерактивных средств информации, но в первую очередь с книгой.

— Настольная книга (учащиеся выбирают из предложенного учителем списка литературы 1-2 книги. В результате коллективного, непроизвольного устно-письменного информирования в форме минисообщения, биотелетайпа каждый учащийся прочитывает в год 20-25 научно-популярных, занимательных и других книг).

— Одноместные учебные парты. Расстановка в зависимости от формы урока.

2. Экоцветопарк (школа-парк)

Экологизация биообразования через создание предметных природно развивающих сред в школьном парке

Обеспечение деятельно-творческого подхода в системе непрерывного экологического воспитания и осознанного отношения школьников к окружающей среде продолжается и во внеурочной деятельности. В школе стали традиционными двухмесячник «Биология. Экология. Здоровье»; олимпиады по биологии, экологии, основам медицинских знаний и ОБЖ; выставки творческих работ: «Мир моей фантазии», «Удивительный мир комнатных растений», «Мои любимые питомцы»; научные конференция учащихся «Мы, экология и наше здоровье»; конкурсы: «Лучшая цветочная клумба», «Лучший экологический уголок», «Лучший мини-букет»; фотоконкурс «Цвети мой край, Башкортостан»; экзамен-конференция с защитой газет, рефератов, видеофильмов – докладов, экологических проектов; зачеты в природе; недели и дни здоровья, ЗОЖ.

— Экологическое мышление, здоровье, красота и культура воспитываемые у учащихся при создании в микрорайоне школы детских парков, скверов, садов заменят экологическое безкультурие и болезни поведения.

— Экологический лагерь творческого труда и отдыха при школьном парке с горячим питанием поможет в организации практики и интеллектуальном отдыхе учащихся.

— Экологическая культура это высшая степень гуманизации . В связи с этим необходимо не допускать сокращения минимально возможного количества часов отведенных на преподавание биологии во всех профильных классах

  • 4-5 классы Естествознание (по 2 часа)
  • 6 класс Биология с экологией, ОБЖ (3 часа)
  • 7 класс Биология с экологией, ОБЖ (2 часа)
  • 8 класс Биология с экологией, валеологией, ОБЖ (3 часа)
  • 9 класс Введение в общую биологию (2 часа)
  • 10-11 классы Биология с экологией России (по 2 часа)

3. Интегрированный урок

Введение учащихся в современную ботанику, зоологию, анатомию, физиологию, психологию, общую биологию основано на многодисциплинарном подходе к любой теме урока, делающее понятным для них любую научно-популярную книгу, журнал; способных прогнозировать гипотезы, идеи, решать возникающие проблемы, проводить научные, исследовательские работы.

— Интеграция учебной деятельности учащихся при выполнении домашних заданий. (Одну творческую работу оценивают несколько предметников).

— Интегрированный экзамен «Биология с экологией, валеологией, ОБЖ» (материалы для аттестации по авторской программе прилагаются) 9-й кл. За курс средней (полной) школы – «Экология» (биология, физика, химия, география)

— Интегрированные предметные праздники, олимпиады.

— За счет интеграции предметов: Биология с экологией Башкортостана; География с экологией РБ; музыка и культура Башкортостана; ИЗО и КБ; История и история РБ; филология (русский язык, родной язык, иностранные языки); Обществознание (право, экономика, общество и д.р.) осуществлять постепенный переход учащихся 5-9-х классов на пятидневку.

— Уроки физической культуры, трудового обучения, искусства вести по дополнительному расписанию, тем самым, обеспечить занятость культурного досуга учащихся в системе внеклассной работы. Пересмотреть программу физической культуры.

— Увеличить количество часов на кружки и нестандартные факультативы.

— Суббота – день спорта, искусства (ИЗО, музыка, ритмика, театры, фестивали, конкурсы), трудовые акции и т.д. Возможны дополнительные платные услуги.

— Открыть на региональном телевидение детский канал (кабельное телевидение имеют 5%). Расширить ассортимент учебно-познавательных видеокассет, компакт дисков.

4. Методико-оздоровительная лаборантская

В методическом уголке собрана вся необходимая методическая литература, пособия(таблицы, схемы, конспекты уроков, памятки), разработки внеклассных мероприятий, поурочные методические папки, планы воспитательной работы (на каждую параллель классов), лабораторно-исследовательские и проектные работы, творческие тетради учащихся.

Уголок здоровья представлен немедикаментозными средствами профилактики заболеваний: исцеляющие психологические настои, пальцевые упражнения, массажер для пальцев «Су джок», «Критон», целебными лекарственными растениями: герань, алоэ, и др. фиточайным набором, настойками календулы, валерианы и т.д.

В каждой лаборантской должен быть компьютер, ксерокс.

5. Творческая тетрадь

(издательство «Сам»)

Результатом целенаправленной работы по формированию творческих способностей и личностного развития являются творческие тетради (5-11 классы) и творческие работы учащихся.

— Домашнее задание записывается на форзаце обложки тетради на первом уроке учебного года.

  1. Вопросы к параграфу (составляет сам по схеме).
  2. Проверь в природе (проверка народных примет и их объяснение. Календарь природы (5-8 классы).
  3. Творческие работы: мини-букеты, (коллекции, гербарии), выращивание комнатных композиций, мини-клумб, букетов в интерьере фасада школы; мини-рефераты (доклады, вкладыши, атласы, кроссворды, фотопутешествия, экскурсии); видеофильм (доклад, рассказ и т.д.).

— Вкладыш в творческую тетрадь или учебник (Лабораторно-исследовательские работы «Познай себя», «Проверь в природе», таблицы, схемы, памятки.

6. Живой уголок

Создание уголков психологической разгрузки в интерьере школы. Выращивание в сезонных живых уголках цветочных композиций.

Реализация оптимальной системы на уроках интегрированно-профильной биологии является одним из путей модернизации биологического образования.

Базовыми общеобразовательными предметами, обязательными должны стать: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, физическая культура, а также интегрированные курсы: естествознание (4-5 кл.), биология с экологией ОБЖ (6-9 кл.). Профильные предметы в форме нестандартных факультативов(7-8 кл.).

Профильные классы (10-11 кл.):

  • гуманитарный профиль (эколого-экономический, социально-психологический – биология с экологией (2 часа));
  • естественно-математический (биология — 2 часа, экология – 1 час).
  • Углубленное изучение за счет элективных курсов — 5 часов и более (по выбору);

  • общеобразовательный (производственный — биология с экологией (2 часа)).

ЕГЭ сдают:

  • в 9-м классе (русский язык, математика, биология с экологией и ОБЖ) + 1 по выбору;
  • в 11-м классе( русский язык, иностранный язык, алгебра, физика, химия, биология, история, география, информатика) по выбору, поступающие в высшие учебные заведения; остальные - 3 экзамена в школе по выбору: филология (русский, иностранные, родной языки), математика, экология (основы биологии, химии, географии, физики), обществознание (общество, экономика, история) в любой форме.

Приложение

Материалы для аттестации учащихся общеобразовательных школ (из опыта работы учителя биологии Корниловой Н.М.)

Экзамен по биологии «Человек. Здоровье. ЗОЖ» является обязательным для изучающих биологию по основной программе (8) 9 кл. Предлагаемые вопросы, основные направления творческих работ, медицинские термины помогают учащимся лучше подготовиться к эгзамену. Теоретические вопросы предназначены для контроля усвоения знаний, умений, навыков учащихся за основную школу (6-9 кл.), практические — определения состояния здоровья, умения везти ЗОЖ, оказывать первую медицинскую помощь.

Экзамен проводится в форме:

1) собеседования (призёры школьных, районных и других уровней олимпиад, конференций, конкурсов, фестивалей и т.д.);

2) экзамен-конференция (защита творческих работ: реферат, научный доклад, видеофильм (доклад), научно-исследовательская работа);

3) устный экзамен по билетам. Составляется два варианта вопросов: один для изучающих биологию по программе биология с экологией, валеология ОБЖ, а другой – для углубленного изучения профильных предметов;

4) тестирование (тесты, вопросы, медицинские термины);

5) Е.Г.Э. для поступающих в профильные средние специальные учебные заведения лицеи и школы.

Экзаменационные билеты по биологии с экологией, валеологией, ОБЖ

9-й класс 2003 год

Билет № 1.

1. Клетка — структурная, функциональная единица живых организмов.

2. Понятие здоровья.

3. Гигиена питания.

Составить свой рацион питания с учетом возраста, пола и энергетических затрат.

Билет № 2.

1. Ткань. Типы тканей человеческого организма.

2. Факторы здоровья.

3. Гигиена зрения. Техника безопасного чтения. Тест на зоркость.

Билет № 3.

1. Дыхание растений, животных и человека, органы дыхания (строение и функции).

2. Этическое здоровье.

3. Шумовое загрязнение. Предупреждение нарушений слуха.

Балет № 4.

1. Питание, его значение в жизни организмов. Современные системы питания.

2. Болезни человека. Борьба с инфекционными заболеваниями.

3. Безопасное поведение пешехода. Первая доврачебная помощь при переломах.

Билет № 5.

1. Строение и функции кожи. Терморегуляция.

2. Человек в системе органического мира.

3. Гигиена умственного труда. Приемы, повышающие продуктивность.

Билет № 6.

1. Уровни организации жизни. Характеристика органов и систем органов человека.

2. Пищевые и биологически активные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельное! Пищевые добавки.

3. Гигиена кожи. Точечный массаж. Правила самомассажа.

Билет № 7.

1. Орган зрения человека. (Строение, функции, болезни и их профилактика)

2. Психическое здоровье. Закалка психики.

3. Гигиенический режим во время болезни. Самодиагностика.

Билет № 8.

1. Внутренняя, среда организма, ее компоненты, их функции.

2. Растения в жизни человека, их выращивание.

3. Несчастный случаи. Способы остановки кровотечений.

Билет № 9.

1. Обмен веществ и энергии. Витамины и минералы.

2. Царство животных. Животные в доме.

3. Что показывает анализ крови.

Билет № 10.

1 . Нейро-гуморальная регуляция функций в организме человека.

2. Царство растений. Роль растений в городе.

3. Травмы. Последовательность первой помощи при ушибах.

Билет № 11.

1. Кровь, её состав и функции. Переливание крови.

2. Птицы в городе. Сальмонеллез, птичий грипп и др.

3. Первая доврачебная помощь при тепловых и солнечных ударах, поражение электротоком.

Билет № 12.

1 . Органы чувств и их значение.

2. Нитраты и здоровье. Внесение удобрений.

3. Правила личной безопасности при занятиях спортом. Первая помощь при растяжениях и вывихах.

Билет № 13.

1. Железы внутренней и внешней секреции, их значение, последствие нарушений.

2. Грибы, их строение и жизнедеятельность. Экология и профилактика заболеваний.

3. Гигиена физического труда.

Билет № 14.

1. Система органов выделения человека (строение, функции, профилактика болезни).

2. Здоровый образ жизни.

3. Предупреждение желудочно - кишечных заболеваний. Отравления.

Билет № 15.

1 . Условные и безусловные рефлексы. Составить схему.

2. Экологическое здоровье человека.

3. Правильная осанка. Предупреждение сколиоза и плоскостопия.

Билет № 16.

1. Значение слуха. Ухо его строение и функции. Причины нарушения его деятельности.

2. Репродуктивное здоровье и планирование семьи

3. Профилактика химических отравлений. Первая помощь при асфиксии и отравлении газом.

Билет № 17.

1. Сон и сновидения. Биоритмы.

2. Науки о человеке и здоровье.

3. Меры безопасности при пользовании препаратами бытовой химии. Первая помощь при остановке дыханиия.

Билет №18.

1. Иммунитет. ВИЧ и СПИД. Способы передачи и профилактика ВИЧ-инфекции

2. Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в жизни человека. Туберкулез.

3. Техника личной безопасности при работе с компьютером. Гимнастика от компьютерной усталости.

Билет № 19.

1. Мышцы, их строение, функции и работа. Утомление, гимнастика, двигательная активность.

2. Организмы — паразиты. Профилактика глистных заболеваний.

3. Профилактика пожаров, первая помощь при ожогах.

Билет № 20.

1. Физиологические и психические особенности подросткового возраста.

2. Закаливание организма (солнце, воздух, вода). Системы природного оздоровления.

3. Ожирение, ИМТ. Гидротест.

Билет № 21.

1. Строение и рост костей. Скелет человека.

2. Табакокурение и его вредное влияние на организм.

3. Первая помощь при укусах насекомых и бешеных животных.

Билет № 22.

1. Речь и мышление.

2. Алкоголь и его вредное влияние на организм.

3. Профилактика простудных заболеваний. (Грипп и простуда, ОРВИ и ОРЗ).

Билет № 23.

1. Строение нервной системы. Спиной мозг.

2. Наркотики, психотропные вещества и их вредное влияние на организм.

3. Первая помощь в дороге и в походе (укачивание, аллергия, тошнота, рвота, понос).

Билет № 24.

1. Работа сердца и ее регуляция. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний

2. Квартира как экосистема.

3. Правила поведения в природе. Скорая помощь природными средствами.

Билет № 25.

1. Головной мозг.

2. Режим дня . Профилактика переутомления.

3. Домашняя аптечка. Отравление лекарствами.

Основные направления для творческих работ на экзамен - конференцию (9-й класс)

1. Здоровый образ жизни.

2. Красота и здоровье.

3. Экологическое здоровье (репродуктивное, этическое, физическое, психическое)

4. Болезни органов дыхания (пищеварения, выделения и т.д.)

5. О старении органов кровеносной (мочевыделительной и т.д.) системы.

6. Болезни поведения:

а) когда привычка приводит к болезни;

б) проблемы табакокурения (алкоголизма, наркомании);

в) венерические заболевания;

г) СПИД - чума XX века.

7. Гигиена сна; одежды и обуви; зрения; слуха и т.д.

8. Физиология и гигиена девушки (юноши).

9. Учусь жить с сахарным диабетом (и др.).

10. Организация и гигиена умственного труда.

11. Память. Речь. Мышление.

12. Первая медицинская помощь.

13. Науки о здоровье.

14. Эволюция пищеварения (нервной системы и др.)

15. Достижение в хирургии сердца и др. органов.

16. «Не болей!»

• 55 способов скорой помощи

• Все болезни от нервов

• 222 варианта победы над диабетом

• 200 секретов здорового сердца

• 111 способов самоисцеления

• Атака на аллергию

17. Загрязнение окружающей среды и заболевание органов дыхания (и другие)

18. Различные гипотезы о механизмах памяти ( и о др. процессах)

19. Работы И. П. Павлова в области физиологии пищеварения ( Сеченова «Рефлексы головного мозга» и др).

20. Грипп: почему с ним так трудно справиться? ( и др. болезни века)

21. В ритмы весны ( зимы, лета, осени)

22. Современные системы оздоровления (питания и т.д.)

23. Химия и здоровье

24. Физика в природе и организме человека.

Тему реферата формируют ученики с учителем на основе собранной литературы.