Сегодня мы собрались на праздник, посвящённый русскому языку. Первой книгой первоклассника является «Букварь». Он научил нас слышать звуки, читать слова, писать.
Давайте вспомним, чему вы научились, поиграем, посоревнуемся. В добрый путь, друзья!
1 ученик:
Вот букварь-
Начало всех начал,
Ведь слова рождается из букв.
Если будешь буквы знать,
Сможешь книжку прочитать
И услышишь в тот же час
Увлекательный рассказ.
Букварь 33 родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице
А повсюду славятся
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы –
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.
2 ученик:
Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая,
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё.
3 ученик:
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить.
4 ученик:
Мы не буквы, мы звуки речи,
Изучает фонетика нас.
Мы не буквы, мы звуки речи,
Произносят и слышат нас.
5 ученик:
Дыхание свободно в каждой гласной
В согласной – прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
6 ученик:
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовёт
Звук получается гласный.
Послушайте стихотворение Суслова и отгадайте, кто какие звуки из детей не выговаривает?
Мимо сада не спеша
Шли четыре малыша
- Поиграем что ли в пятки?
- Луссе в мячик на плоссядке!
- Вот пвидумав! Под говою
Вучше в вунки поигвать!
В пятки? В вунки?
Что такое? Ничего не разобрать!
(1 ребёнок не выговаривал звук –р, 2 – звуки –ч, -щ, 3 –р, –л)
7 ученик:
В жизни трудящихся звуков
Разное может случиться,
Могут они оказаться
В слабой и сильной позиции,
Гласные и согласные
Бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется,
Проникнув в тайны фонемы
Освоим мы эти проблемы.
Дальше проведём игру по группам. Дети берут карточки с буквами и создаются группы:
1) Дети, у кого карточки с гласными буквами.
2)Дети, у кого карточки с парными звонкими согласными.
3) Дети, у кого карточки с парными глухими согласными.
4) Дети, у кого карточки с шипящими и ъ, ь знаками.
Разминка. Конкурс скороговорок.
Произнесите скороговорку быстро. Определите, какие звуки повторяются в вашей скороговорке.
1 группа. У ёлки иголки колки.
2 группа. Пришёл Прокоп, кипит укроп.
3 группа. Добр бобр для бобрят.
4 группа. Около кола бьют колокола.
Учитель:
Конкурс скороговорок между группами.Дети, вы слышали о корабле
Самом прекрасном на всей земле?
Этот корабль называется так
Сангл – бангл – тингл – таг.
Спешите, спешите узнать поскорей
Строгий приказ министерства морей.
Матросом на борт поднимается тот,
Кто быстро название произнесёт.
Кто больше вспомнит и произнесёт скороговорок.
Учитель:
Вы произносили звуки, а теперь попробуем их услышать в сказке «Лесной карнавал» и отгадать, какие животные и насекомые ведут разговор.
Летят над лесом …, звенят над каждым кустом:
З-звери, насекомые! З- завтра на з-закате праз-здник!.
Что за ш-шутки?- шуршит по траве … . Вы что ш-шалуны расш-шумелись?
З-знаем, з-знаем, тётенька…, вы не любите раз-звлекаться. А дяденьке… нравится эта з-затея. Верно дяденька…?
Вот это ж-жизнь! – жужжит …- Ж-жаль, …, что ты не пойдёшь. Потом пож-жалеешь. Пож-жалеешь от ж-жадности.
Летит мимо …:
О чём р-разговор-р? Какой пр-раздник? Кар-рнавал? А кар-русель будет? Ур-ра! Кр-расота! Пр-римчусь р-раньше всех. Не з-запаз-здывайте!
(Комар, змея, жук, ворона)
Кто пригласил гостей на карнавал?
Как узнали об этом? Кто отказался ехать?
Кто жужжал, упрекая змею в жадности?
Что вам помогло узнать жука?
Кто решил приехать на праздник в карете? Почему вы так думаете?
Конкурс «Перевёртыши».
Кто больше сумеет заменить слов звуками и прочитать новые слова. Какое слово получается , если поставить те же звуки в обратном порядке?
Шрам, рай, юг, код, ель, лоб, торг, краб.
Алгоритм работы:
1) прочитать слово
2) произнести и записать звуками
3) прочитать обратно
Конкурс «Буквы – озорницы».
Найдите ошибку в стихах. Работа по группам.
Тащит мышонок в норку
Огромную снежную горку.
(Корку)
На поляне весной
Вырос зуб молодой.
(Дуб)
У печки с удочкой сижу,
От рыбы глаз не отвожу.
(Речки)
Под берёзами, где тень,
Притаился старый день.
(Пень)
Конкурс капитанов.
Записать слова в транскрипции, назвать количество звуков.
Дверь, конь, Женя, Люда
Конкурс. В гостях у Тима с Томом.
Чем отличаются слова?
Нос – нёс, выл – вил, лук – люк
Игра у доски. Зачеркни слова Тома, чтобы остались слова Тима.(т.е. ,в которых есть мягкий согласный звук)
Мир, сон, пел, жар, мел, свет, суп, лес, флот, нет, мёд, дом.
Подведение итогов.
Оценивание конкурсов.
Конкурс 1 – 1 очко за хорошо произнесённую скороговорку.
1 очко за правильно названные буквы.
Конкурс 2 – 1 очко тому, кто больше вспомнит скороговорок (скороговорки не повторять)
Конкурс3 - 1 очко, если отгадали животное или насекомое из сказки «Лесной карнавал».
Конкурс 4 – 1 очко за каждое слово, правильно написанное в транскрипции.
Конкурс 5 –1 очко за отгаданное слово в стихах.
Конкурс капитанов – 1 очко за правильно записанное слово.