Новая система обучения русской грамоте в первых классах школ Республики Коми

Разделы: Начальная школа


Учебно-методический комплект по русскому языку для учащихся 1 класса Коми школ, разработанный доцентов кафедры методики преподавания русского и коми языков Коми пединститута Э.И.Поляковой, включает следующие учебники и учебные пособия:

Азбука. Часть первая: Учебник для 1 класса.– М., Вита-Пресс, 1999.

Азбука. Часть вторая: Учебник для 1 класса. – М., Вита-Пресс, 1999.

Русская речь: Учебник для 1 класса. – М., Вита-Пресс, 1999.

Тетрадь по письму для 1 класса. Часть первая. – М., Вита-Пресс, 1999.

Тетрадь по письму для 1 класса. Часть вторая. – М., Вита-Пресс, 1999.

Читалочка: Книга для внеклассного чтения. – М., Вита-Пресс, 1999.

Уроки обучения русской грамоте: Пособие для учителя. – Сыктывкар, 2001.

  1. Азбука в 2-х частях является составной частью учебно-методического комплекта по русскому языку для 1 класса. Учебник соответствует современной концепции развивающего обучения в национальных образовательных учреждениях и обязательному минимуму содержания образования на начальном этапе обучения русскому языку как неродному.
  2. Азбука включает богатый материал для организации речевой деятельности первоклассников. Лексика, которую необходимо усвоить детям, объединяется вокруг интересных и близких младшим школьникам тем. В учебнике достаточно материала для практического усвоения грамматических конструкций. Речевая деятельность учащихся организуется в занимательной, увлекательной форме на основе учебно-речевых ситуаций и речевых сюжетов. С опорой на сюжетные ситуативные иллюстрации учебника предполагается обучение детей правильной связной речи на русском языке.

    Художественно-образные иллюстрации “Азбуки” играют важную роль в развитии творческого воображения детей, повышении интереса и активности к общению на русском языке. Сказочные герои – персонажи русских народных сказок, потешек, песен, считалок – делают речевую деятельность детей более интересной. С целью продуктивного освоения механизмом чтения по-русски учебник насыщен наглядно-дидактическим материалом в занимательной форме. Букварные страницы сориентированы на обеспечение коммуникативного урока обучения русской грамоте, сотрудничество и развитие детей.

  3. Учебник “Русская речь” содержит материал для изучения русского языка как неродного в послеазбучный период. В данном учебнике находят продолжение и развитие идей, заложенных в “Азбуке”.
  4. Раздел “Чтение” включает произведения русской и советской художественной литературы. Включение произведений основных жанров предполагает учет перспективных связей с уроками чтения во 2-4 классах. Планируемые уроки чтения в послеазбучный период обучения грамоте выступают в качестве начального этапа единой системы литературного образования в начальной национальной школе. Уроки чтения базируются на коммуникативно-познавательной основе изучения литературы. В процессе чтения и анализа 22 небольших по объему художественных произведений закладывается система литературного развития первоклассника.

    Раздел “Русский язык” предназначен для изучения детьми элементов грамматики и правописания. Данный раздел является составной частью единого курса русского языка в 2-4 классах и предусматривает ознакомление с базовыми понятиями и правилами, изучаемыми в курсе русского языка. Небольшой курс русского языка включает 17 грамматико-орфографических тем и тесно связан с системой развивающего обучения русской грамоте. Автор учебника предусматривает организацию совместного поиска при решении языковых и речевых задач, что придает урокам русского языка диалоговый характер. В учебнике важное место отводится упражнениям творческого характера, в процессе выполнения которых учащиеся наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы, выявляют закономерности.

    В учебник “Русская речь” включен материал для организации работы над совершенствованием каллиграфического навыка (рубрика “Пиши красиво”), развития произносительных навыков и речевых умений (рубрика “Прочитай и запомни”). В целях повышения эффективности работы над развитием произносительных навыков в учебнике имеется справочный материал:

    1) Напечатанные на форзаце учебника столбики слов с выделением слабых позиций;
    2) Словарик “Произноси и пиши правильно слова”.

    Учебник сориентирован на овладение первоклассниками способами деятельности на уроке русского языка. С этой целью в учебник включены памятки, которыми учащиеся могут руководствоваться в процессе выполнения различных упражнений и заданий по русскому языку.

  5. Тетради по письму (I и II части) подчинены формированию графических, каллиграфических навыков письма по-русски. В тетрадях даны образцы рукописных заглавных и строчных букв для анализа, строчные буквы в соединении с предметным рисунком-контуром для обводки по точкам, предметные рисунки для раскрытия лексического значения русских слов и проведения звуко-буквенного анализа, изографы – записанные буквами предметы, схемы для анализа слов и предложений, контурные рисунки для обводки, штриховки и раскраски; образцы узоров, бордюров, линий. Для проверки уровня знаний и умений учащихся в тетрадях имеются тестовые задания под рубрикой “Проверь себя”.
  6. Книга для внеклассного чтения “Читалочка” содержит произведения различных жанров по 12 темам. Материал книги – это фольклорные произведения (русские народные песенки, считалки, потешки, прибаутки, заклички и приговорки, страшилки и дразнилки), русские народные и авторские сказки, рассказы и научно-художественные статьи о растениях и животных, рассказы о детях, стихи разных поэтов, произведения коми писателей и поэтов. Тематика, содержание текстов соответствует возрастным особенностям детей 6-7 лет. Произведения могут быть использованы и для семейного чтения.
  7. Пособие для учителя “Уроки обучения русской грамоте” содержит методические рекомендации по обучению первоклассников русскому языку и развитию речи, познавательных и речевых способностей, памяти и логического мышления.

Предлагаемые поурочные разработки 163 уроков обучения грамоте представляют собой методическую систему обучения коми детей русскому языку с учетом возрастных особенностей и трудностей усвоения русского языка как неродного. Данное пособие написано на основе новейших данных лингвистической, методической и педагогической науки. Автором включены методы, приемы и виды работ, которые обеспечивают высокую эффективность в обучении русскому языку в первом классе.

Содержание методической концепции обучения русской грамоте

и пути ее реализации

Актуальность. Современный этап развития национально-русского двуязычия дает возможность наиболее полно реализовать внедрение новых технологий обучения русскому языку в условиях дальнейшего развития системы образования. Наметившаяся тенденция совершенствования процесса обучения русскому языку как неродному в Республике Коми сопровождается поиском новых подходов, резервов в содержании, методах и средствах обучения. Важным направлением инновационной деятельности в образовательных системах является такое научно-методическое обеспечение школ, которое способствует развитию личности школьника. Издание учебно-методического комплекта по русскому языку для первого класса обусловлено необходимостью разработки новой модели обучения русской грамоте, которая обеспечивает общественно необходимый уровень практического владения русским языком как средством общения.

Основной целью обучения русскому языку в условиях национально-русского двуязычия является формирование личности, свободно владеющей речью во всех ее формах. Достижение поставленной цели требует принципиально нового подхода к первоначальному обучению русской грамоте в коми начальной школе. Таковым является коммуникативно-деятельностный и личностно-ориентированный подход, предполагающий повышение внимания к личности ученика и речевому его развитию.

Научная новизна. На базе основных положений лингвистики, психолингвистики и дидактики разработана методическая система первоначального обучения русской грамоте, включающая подготовительный, основной и послеазбучный периоды. Теоретически определена логическая последовательность овладения строем русского языка, использования усвоенной лексики и речевых фраз в аудировании, говорении, чтении и письме. На основе исследовательской работы в первых классах школ Республики Коми доказано, что языковой материал учебников "Азбука", "Русская речь", развивающие методы и приемы первоначального обучения русской грамоте, оказывает положительное влияние на овладение нерусскими учащимися практическими речевыми умениями. В результате опытно-экспериментальной работы выявлены методические условия, способствующие формированию фонетико-графических знаний и речевых умений:

  1. Организация процесса усвоения первоначальных знаний по фонетике и графике на основе новых технологий обучения языку.
  2. Координация решения образовательных задач по формированию фонетико-графических и речевых умений с задачами общего развития и воспитания личности с определенными качествами и нормами поведения.
  3. Положительная мотивация самого процесса обучения русскому языку в условиях деятельностного подхода и усиления коммуникативно-ситуативной направленности уроков обучения грамоте.
  4. Оптимальное внедрение в процессе усвоения учащимися фонетико-графических знаний метода межъязыкового переноса знаний, умений и навыков, координация работы по развитию русской и родной (коми) речи детей.
  5. Подготовка младшего школьника как учащегося, способного осуществлять учебную деятельность на первом году обучения в школе на познавательном материале с полным использованием потенциала личностного развития.

Практическое значение учебно-методического комплекта по русскому языку для учащихся первого класса определяется тем, что:

  1. Разработана и реализована на практике система взаимосвязанного изучения основ фонетики и графики, формирования речевых умений в условиях деятельностного и личностно-ориентированного подхода на первой ступени двенадцатилетней школы.
  2. Созданные учебники для учащихся первых классов и пособия для учителей начальных классов могут быть использованы для обучения русской грамоте в школах финно-угорской группы.

Апробация работы

Основные положения, выводы и рекомендации развивающего обучения русской грамоте в условиях национально-русского двуязычия освещались и получили одобрение в печати, на Республиканских и Межрегиональных научно-практических конференциях, на Международных симпозиумах, на курсах повышения квалификации учителей начальных классов, проводимых при Коми республиканском институте развития образования и переподготовки кадров.

Особенности обучения русской грамоте

  • Методическая система первоначального обучения русской грамоте строится на основе взаимосвязанного усвоения детьми совокупности фонетико-графических знаний, формирования речевых и общеучебных умений.
  • В период обучения грамоте на первый план выдвигается задача развивающего обучения, поскольку от уровня развития способностей зависит степень овладения детьми русской речью. Общему развитию учащихся первого класса способствует организация поисковой деятельности детей, установка на овладение младшими школьниками продуктивной познавательной деятельностью.
  • Учебная книга "Азбука" (I и II части) для обучения русской грамоте составлена на ситуативно-игровой основе. Единый сюжет учебника - путешествие за знаниями в город Буквоград. Дорогу в этот город показывает волшебный клубок, как символ источника знаний. Вымышленные герои Умник, Любознайкин, Речевичок, Читалкин,Этикеша и Почемучкин приглашают детей к деятельности: чтению, отгадыванию загадок, раскрытию значения слов, правильному общению, слушанию. В пути по дороге знаний первоклассники встречаются с героями русских народных сказок, потешек, песенок, считалок, стишков. В процессе обучения грамоте дети с героями произведений и вымышленными героями вступают в контакт. Игровые сюжеты позволяют по-новому организовать подачу учебного материала, создают активную речевую атмосферу и положительную мотивацию учебной деятельности младших школьников к изучению русского языка.
  • В целях мотивации учебного процесса в учебник "Азбука" введены герои – первоклассники девочка Настя и мальчик Саша. Они с первых дней обучения в школе вместе с учащимися узнают о звуках и буквах русского языка, учатся правильно общаться по-русски. Они вместе с детьми решают познавательные задачи фонетического, грамматического и речевого характера. Развитие сюжета каждого урока обусловливают смену лексического, фонетического материала, функционирования речевых средств. На некоторых уроках учащиеся сами выступают в позиции учителя: помогают Саше и Насте правильно выполнять аналитико-синтетические упражнения.
  • Важным средством обучения русской грамоте является моделирование. На форзаце учебника "Азбука" касса букв оформлена в форме города Буквограда. Классная настенная буквенная касса также оформлена в виде города с домика, в которых "живут" буквы. Иллюстрированные кассы букв с цветными домиками способствуют осознанию звуко-буквенной системы русского языка. На уроке обучения грамоте учащиеся сами находят место каждой буквы в городе Буквограде, обосновывая свои суждения.
  • В учебных книгах предусмотрено эмоционально-образное представление о звуках речи. При ознакомлении со звуками речи вводятся персонифицированные герои: девочка в красной одежде (понятие "гласный звук"), мальчик в синей одежде (понятие "твёрдый согласный") и мальчик в зелёной одежде (понятие "мягкий согласный"). Для введения детей в звуко-буквенную систему русского языка используются разнообразные схемы-модели. С опорой на схемы первоклассники учатся дифференцировать гласные и согласные звуки, мягкие и твёрдые согласные. В целях лучшего запоминания графического образа печатных букв в учебниках даны рисунки, в которых сочетается образ буквы и звуковое обозначение данной буквы, образ буквы и похожий на данную букву предмет.
  • Первоначальное обучение русской грамоте строится как коммуникативно-познавательная деятельность, предлагающая: а) формирование умений свободно и коммуникативно оправданно пользоваться русским языком при восприятии речи (аудирование и чтение) и создании речи (говорении и письме); б) взаимосвязь языкового и речевого содержания обучения грамоте; в) активность ученика, познающего звуко-буквенную систему русского языка и окружающую действительность; г) использование познавательного материала для обучения русскому языку; д) изучение всех единиц языка на коммуникативно-речевой основе.
  • Учебно-методический комплект по русскому языку предполагает комплексное обучение русскому языку как неродному, включающее следующие компоненты: а) интегрирование процесса обучения русской грамоте; б) интенсивное развитие всех видов речевой деятельности во взаимосвязи; в) единство и взаимосвязь учебного, познавательного, воспитательного и развивающего аспектов в процессе обучения русскому языку; г) взаимосвязь усвоения языковых, речевых и этнокультуроведческих единиц; д) формирование комплекса частноречевых, речевых и коммуникативно-риторических умений в процессе обучения русскому языку.
  • Важным принципом новой системы обучения русской грамоте является учет взаимосвязей систем родного (коми) и русского языков, опережающее обучение родной грамоте: а) опора на знания и умения детей в области коми языка при изучении явлений, совпадающих в русском и родном языках; б) выявление и осознание отличительных для русского и коми языков признаков; в) предупреждение отрицательного влияния родного языка при обучении русскому и рациональное использование того, что облегчает его усвоение.
  • В учебно-методическом комплекте реализовано разноуровневое обучение русскому языку как неродному. Индивидуализация и дифференциация обучения решается за счет отбора содержания языкового материала, применения определенных методов и приемов, использования разноуровневого дидактического материала, позволяющего варьировать содержание, методы и темпы обучения грамоте. Содержание учебников "Азбука", "Русская речь" и книги для чтения "Читалочка" дает учителю возможность работать одновременно с детьми разного уровня подготовки, обеспечивает продвижение каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
  • Первоначальное обучение русской грамоте представляет собой начальный этап введения в язык, поскольку учебно-методический комплект по русскому языку содержит целую систему языковых понятий из области фонетики, графики, лексики, морфологии, словообразования, синтаксиса и орфографии. Данное положение позволяет учащимся на первом году обучения видеть язык как целостную систему.

Учебно-методический комплект по русскому языку позволяет рассматривать русский язык как комплексный предмет в первом классе, включающий следующие компоненты:

1. Обучение русской грамоте (первоначальному чтению и письму по-русски).

2. Развитие русской речи детей (обучение аудированию и говорению по-русски, развитие диалогической и монологической речи).

3. Занятия по внеклассному чтению (работа по приобщению детей к детской книге).

4. Обучение элементарной русской грамматике (ознакомление с элементами русской грамматики и орфографии в период обучения грамоте, на уроках русского языка в послеазбучный период).

5. Работа над текстом и художественным произведением, анализ текстов разных жанров в период обучения грамоте и на уроках чтения в послеазбучный период.

Все вышеперечисленные компоненты тесно взаимосвязаны и в совокупности составляют единый предмет - русский язык, который призван заложить основы овладения строем русского языка в последующих классах.

"Азбука" (I и II части) включает два периода: подготовительный и основной. Цель подготовительного периода обучения грамоте - формирование навыков слушания и говорения на русском языке, развития устной речи и фонематического слуха детей. В данный период у учащихся создается определенный словарный запас, без которого невозможно обучение русской грамоте на последующих этапах. В течение всего подготовительного периода организуется работа над развитием устной связной речи детей.

В данный период учащиеся знакомятся с понятиями "предложение, "слово", "слог", "ударение", получают общее представление об ударных и безударных слогах, о звуках речи и звуко-слоговом составе слова.

На основном этапе обучения русской грамоте организуется работа по формированию механизма чтения и письма на русском языке. На данном этапе ставятся следующие задачи:

  1. Совершенствование представлений о звуках и буквах, полученных в период обучения коми грамоте.
  2. Закрепление навыков употребления грамматических форм и конструкций в речевых образцах, усвоенных в период устного курса, усвоение новых форм и конструкций.
  3. Развитие умений слитного чтения слогов и слов с учетом графики русского языка.
  4. Совершенствование графических и каллиграфических навыков, приобретенных учащимися на уроках родной грамоты. Обучение письму слов, предложений и небольших текстов по-русски.
  5. Пополнение знаний у учащихся элементарными сведениями литературного чтения.
  6. Выработка элементарных орфографических и пунктуационных навыков.
  7. Развитие произносительных и интонационных навыков.
  8. Обогащение словарного запаса учащихся новыми русскими словами, воспитание внимания к смысловой стороне слова; развитие умения различать и понимать многозначные слова, омонимы, синонимы, фразеологизмы, родственные слова (без терминов).
  9. Формирование коммуникативных умений на основе введения речеведческих понятий и навыков речевого этикета.

В основной период обучения грамоте по учебнику "Азбука" важное место отводится таким видам занятий:

  1. Работа над звуками речи: перенос знаний о звуке (звуках) коми языка; установление сходства звука (звуков) в коми и русском языках; артикуляционная характеристика нового звука (звуков); упражнения на развитие фонематического слуха; обучение правильному произношению.
  2. Лексическая работа по обогащению словаря, обучение правильному употреблению слов и грамматических конструкций в речи.
  3. Обучение чтению по-русски слов, предложений и текстов; отработка правильного, осознанного, беглого и выразительного чтения.
  4. Обучение диалогической и монологической речи, устному высказыванию. Работа над развитием устной и письменной связной речи.
  5. Обучение каллиграфически правильному письму букв, слов и предложений; отработка безотрывного и безнажимного письма.
  6. Обучение списыванию слов и предложений с образцов после орфографической подготовки. Работа над развитием умения проверять написанное при помощи орфографического проговаривания.
  7. Работа по приобщению детей к детской книге, искусству художественного слова. Ознакомление с произведениями разных жанров. Воспроизведение русских народных сказок по серии сюжетных картин, данных в учебнике "Азбука".

Послеазбучный период включает уроки русского языка и классного чтения. Для уроков в данный период издан учебник "Русская речь". Задачи уроков чтения в послеазбучный период:

1) Выработка умений работать с текстом.

2) Совершенствование навыков осознанного и орфоэпического правильного чтения, усвоение приемов выразительной речи и чтения.

3) Развитие творческих способностей детей.

4) Формирование потребности в чтении детских книг.

В небольшом курсе чтения (18 уроков) закладываются основы речевого и литературного развития учащихся первого класса. Материал для чтения подобран с учетом доступности по содержанию, языку и объему. Методический аппарат учебника "Русская речь" позволяет совершенствовать навык чтения, развивать речь и творческое воображение учащихся. Вопросы и задания способствуют вдумчивому чтению, многократному обращению к тексту для понимания содержания прочитанного и главной мысли (идеи) произведения. На каждом уроке предусмотрена словарная работа: объяснение детьми непонятных русских слов и выражений, уточнение значения известных учащимся слов. В учебник включены задания, которые побуждают детей связно рассказывать о своих наблюдениях.

Задачи уроков русского языка в послеазбучный период: усвоение учащимися специально отобранного учебного материала практическим путем в целях преодоления трудностей, которые испытывают коми дети при овладении грамматическим строем русского языка как неродного. На уроках русского языка предполагается обучение элементарной русской грамматике и орфографии на основе активной речевой деятельности учащихся.

Составной частью УМК является "Тетрадь по письму" (I и II части). Основное назначение тетрадей - совершенствование умений и навыков аккуратного, каллиграфически правильного письма с соблюдением правил безотрывного письма букв и их соединений. Предполагается, что при обучении письму учитель будет переносить сформированные умения писать буквы родного языка, слияние букв, слова и предложения на письмо по-русски. Дидактический материал "Азбуки" и "Тетради по письму" тематически связан, что создает благоприятные условия для организации высказывания по-русски. Весь аналитико-синтетический материал на страницах тетрадей требует активной мыслительной деятельности первоклассников.

В соответствии с программой на занятия по внеклассному чтению в первом классе отводится 20-25 минут один раз в две недели. Для организации уроков внеклассного чтения на русском языке на одном из уроков обучения грамоте составлена "Читалочка". Однако кроме данной книги для формирования интереса к детской книге и организации чтения-рассматривания учителю следует использовать разнообразные по тематике и жанру большеформатные детские книги. С первого дня на уроках обучения грамоте учителю необходимо заинтересовать детей детской книгой, научить их думать над книгой.