Если вы решили попробовать использовать метод проектов в своей деятельности, возможно, вам пригодятся комментарии относительно деятельности ученика и учителя на каждом из этапов проекта. Следует отметить, что выбор тем проектов осуществляют сами учащиеся, исходя из собственных интересов и потребностей. Но, чтобы это произошло, учителю необходимо тщательно продумать содержание урока. Обучение будет бесполезным, если у ученика не вызвать заинтересованности к предложенному материалу. Содержание урока должно быть таким, чтобы школьник поглощал знания с увлечением, а не из чувства долга. Чтобы вызвать интерес, содержание урока должно касаться непосредственно сегодняшней жизни школьника: приносить ему пользу, развлекать либо помогать утверждаться в высокой самооценке. Для учителя важно затрагивать на уроке вопросы, которые могут быть интересны учащимся для самостоятельного разрешения не только на уроке, но и во внеурочное время, например в ходе проектной деятельности.
Рассмотрим с этой точки зрения более подробно одну из тем курса химии 8-го класса – “Вода. Водные растворы”. На ее изучение отводится до 10 часов учебного времени. Тема содержит очень много возможностей для организации проектной деятельности учащихся. В таблице 1 показано, какие вопросы могут возникнуть у учащихся (или их может поставить перед учащимися учитель, но не навязывая необходимость их решения, помня, что для проектной деятельности учащиеся выбирают только те проблемы, которые имеют для них личную значимость).
Таблица 1.
Примерные вопросы для учащихся, позволяющие
организовать их проектную деятельность.
№ п\п | Тема урока | Вопросы |
1 | Вода в природе. Получение воды. | Возможна ли жизнь без воды? Какая связь между водой и старением организма? Может ли вода быть вредна для здоровья? Чем может быть загрязнена вода и какое значение это может иметь для человека? Как можно определить, вода чистая или она загрязнена? Как можно очистить воду самостоятельно, например, в походных условиях? |
2 | Физические свойства воды. | Почему вода – вещество, при обычных
условиях существующее в трех агрегатных
состояниях? Всегда ли температура кипения воды равна 100оС? Влияет ли жесткость воды на живые организмы? Что такое тяжелая вода, находит ли она применение? |
3 | Вода – растворитель. | Может ли вода быть не растворителем, а
растворенным веществом? Почему воду называют универсальным растворителем? |
4 | Растворение – физико-химический процесс. | Какие еще процессы, кроме растворения, сложно отнести к чисто физическим или химическим явлениям? |
5 | Способы выражения количественного состава раствора. | Как приготовить из имеющегося раствора
раствор с заданной концентрацией? Можно ли определить, какую концентрацию имеет данный раствор? Что такое биожидкости и каков их состав? |
6 | Растворимость веществ. | Почему одни вещества легко
растворяются в одних растворителях и плохо или
совсем не растворяются в других? Имеет ли значение растворимость веществ для живых организмов? Какая связь между растворимостью и кессонной болезнью? |
7 | Химические свойства воды. | Вода – это кислота или основание? Что происходит в желудочно-кишечном тракте с основными компонентами пищи с участием воды? Какова роль воды в освобождении энергии, необходимой для работы живого организма? Почему щелочные металлы хранят под слоем керосина? Где в строительстве нельзя обойтись без воды? |
В таблице 2 представлены темы проектов, в которых учащиеся выразили желание участвовать при изучении темы “Вода. Водные растворы” с указанием цели и планируемого продукта.
Таблица 2.
Перечень проектов учащихся по теме “Вода. Водные
растворы”.
№ п\п | Название проекта | Цель | Продукт |
1 | “100о по Цельсию” | Выяснить, всегда ли температура кипения воды составляет 100оС | Сообщение |
2 | “Зимние запасы” | Провести расчеты для получения необходимого количества 9%-го раствора уксусной кислоты из 70%-ной, необходимого для консервирования овощей | Рецепты консервирования, дополненные расчетами |
3 | “Жизнь без воды” | Доказать, что жизнь без воды действительно невозможна | Статья в школьную стенгазету |
4 | “Воды! Воды!” | Собрать в брошюру различные способы обеспечения себя водой для питья в трудных ситуациях | Брошюра |
5 | “Можно ли избежать старения?” | Выяснить взаимосвязь между способностью организма удерживать воду и старением и проанализировать возможности приостановления старения | Доклад на научно-практической конференции |
6 | “Оценка качества питьевой воды” | Установить показатели пригодности воды для питья и на их основе оценить водопроводную воду | Описание показателей, на основе которых оценивается пригодность воды для питья, и результатов оценки водопроводной воды |
7 | “Очистка воды в походных условиях” | Написать главу учебника по ОБЖ, изложив наиболее доступные способы очистки воды в походных условиях | Глава учебника |
Рассмотрим этапы работы над проектом “Очистка воды в походных условиях”. Тип проекта – информационный, межпредметный, групповой, среднесрочный. Конечный продукт – глава учебника по ОБЖ. Работа над проектом проводится в несколько этапов. Часть этапов можно провести непосредственно на уроке (поисковый, презентационный), часть – во внеурочное время (аналитический, практический, контрольный).
Первый этап (на уроке по теме “Вода в природе. Получение воды”.)
На данном уроке учителем предлагается для обсуждения вопрос о том, встречается ли в природе чистая вода, какие проблемы могут возникнуть у человека с ее отсутствием (это так называемое тематическое поле, обсуждение его может быть парным, групповым, коллективным). Начинается обсуждение, результатом которого является формулирование группой детей проблемы: человеку необходима для питья чистая вода, но, например, в походных условиях не всегда возможно обеспечить себя большим запасов такой воды, а воду, встречающуюся в природе, не всегда можно использовать для питья. Данная группа учащихся принимает решение по поводу темы проекта – “Способы очистки воды в походных условиях” и формулирует (в результате обсуждения в группе, может быть с помощью учителя) цель проекта - обобщить наиболее доступные способы очистки воды в походных условиях.
Комментарий. Под тематическим полем понимается некая ограниченная область знаний, выделяемая на основе наблюдений познавательных потребностей и интересов детей. При определении тематического поля проекта можно опираться, например, на потребности человека в различных областях жизнедеятельности: школа, дом, досуг, отдых, общественно полезная деятельность, производство и предпринимательство, общение [1]. При этом основополагающим принципом должна стать самостоятельность выбора ученика – основа для формирования его ответственности за процесс и результат работы [2]. Следующим шагом работы является постановка проблемы. Возможными источниками проблемы могут выступать базовые дидактические противоречия:
- между известным и неизвестным;
- между знаниями и умениями;
- между сложностью задачи и наличием способа ее решения;
- между потребностями и возможностями их реализации [3].
Кроме этого, ситуация может приобрести проблемный характер, если:
- имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить;
- требуется установить сходства и различия;
- важно установить причинно-следственные связи;
- необходимо обосновать выбор;
- требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта - теоретическими закономерностями;
- стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.
В любом случае проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося [1].
Второй этап (во внеурочное время, на так называемой консультации).
Для данной консультации учащиеся проводят поиск и сбор информации о типах природных источников воды, видах и степени их загрязнений, различных способах очистки воды. Учитель при необходимости помогает им определить круг источников информации, рекомендует специалистов, которые могли бы им помочь. Во время консультации учащиеся определяют, что будет являться продуктом данного проекта. Поскольку данная информация может пригодиться многим людям, оказавшимся в подобной ситуации, было решено изложить ее в форме главы учебника по ОБЖ. Таким образом, на данном этапе была окончательно сформулирована цель проекта – написать главу учебника по ОБЖ, изложив в ней наиболее доступные способы очистки воды в походных условиях. Далее происходит процесс подробного описания планируемого продукта, пошаговое планирование работы по его созданию с распределением ролей, анализ необходимых ресурсов. Чем подробнее опишут учащиеся планируемый продукт (сколько страниц займет глава учебника, будет текст печатным или письменным, будут ли иллюстрации, на какой возраст будет данная глава рассчитана, какие именно способы очистки воды будут в ней предложены и т.д.), тем проще будет впоследствии оценить полученный продукт на основе заданных критериев. Для отбора наиболее доступных способов очистки воды в походных условиях учащимся необходимо будет провести систематизацию и анализ собранной информации, учитель предлагает учащимся различные варианты хранения и систематизации ее (например, с помощью компьютера). При распределении ролей учащиеся должны сами договориться, кто чем будет заниматься, учитывая свои возможности и интересы (например, один отбирает материал, другой набирает текст на компьютере, третий оформляет иллюстрации, четвертый готовит презентацию и т.д.). В таком случае каждый ребенок будет знать, что от него зависит данная часть работы, более ответственно отнесется к ее выполнению, сможет оценить свой вклад в общую работу, осуществлять в ходе работы самоконтроль.
Комментарий. На данном этапе должна быть окончательно сформулирована цель проекта. Цель отвечает на вопрос: “ЧТО должно быть изменено в реальной ситуации (чтобы она совпадала с идеальной, с точки зрения ученика)?” Определив цель, учащийся предлагает один или несколько способов их достижения (отвечает на вопрос “КАКИМ ОБРАЗОМ?”. Когда учащимся ясна цель проекта, следует организовать работу по определению задач, которые указывают на промежуточные результаты и отвечают на вопрос, ЧТО должно появиться (быть сделано), чтобы цель проекта была достигнута (чтобы результат был получен). Задачи могут решаться в различной последовательности, их не следует путать с этапами работы. Затем каждая задача дробится на шаги (отдельные действия, которые ученик выполняет полностью за ограниченный промежуток времени). Затем ученик составляет план работы, расставляя шаги в определенной последовательности, учитывая то, что некоторые действия он не сможет выполнить без предварительного завершения других шагов. На основании полученного списка шагов учащийся может планировать необходимые для их реализации ресурсы.
Третий этап (во внеурочное время).
Учащиеся выполняют все запланированные действия самостоятельно, дома или, если есть возможность, в школе в свободном от занятий помещении, где они могут работать в группе или в комбинированном режиме, периодически встречаясь и осуществляя текущий самоконтроль работы, пользуясь теми критериями, которые они задали при планировании продукта. На данном этапе учитель ни в коем случае не должен вмешиваться в процесс, даже если он видит, что деятельность учащихся построена неверно. Это позволит учащимся в дальнейшем попытаться самим определить причины своих неудач и найти пути избежать их в будущих проектах.
Комментарий. На этом этапе наиболее высока степень самостоятельности учащихся, а учитель выступает преимущественно в роли консультанта. При консультировании учитель – руководитель проекта может занимать разные позиции: инструктора, эксперта, тьютора. Например, если ученик выполняет какие-либо действия, связанные с угрозой для здоровья и жизни, учитель выступает в роли инструктора по технике безопасности, то есть может жестко рекомендовать или запретить какие-либо действия. Как специалист в какой-либо области учитель может быть экспертом, то есть носителем определенных знаний и опыта. Если же учащиеся демонстрируют достаточно высокую степень самостоятельности при работе над проектом, то руководителю проекта логичные при консультировании занять позицию тьютора. В этом случае ему ни в коем случае не следует предлагать учащимся готовую версию “правильного ответа”. Такой консультант обязан переводить вопросы, связанные с получением конкретного ответа, в поиск учениками оснований для самостоятельного принятия решения [4].
Четвертый этап (во внеурочное время и на уроке).
После получения продукта – главы учебника по ОБЖ, учащиеся определяются, каким образом они представят его классу (форму презентации). Во время презентации, которую можно провести на уроке (не более 10 минут), учащимся необходимо аргументировать, почему они поставили перед собой именно такую цель, наглядно представить свой продукт, представить возможности его использования. Учителю необходимо организовать обсуждение данного проекта классом, при отсутствии вопросов от учащихся класса самому задавать вопросы участникам проекта, позволяющие наиболее полно раскрыть их заинтересованность, владение материалом, умение отвечать на вопросы.
Комментарий. Презентация по своей сути предназначена для демонстрации полученного продукта, а не для рассказа о процессе работы над проектом. По своему педагогическому эффекту это один из самых важных этапов проекта, когда учащийся получает возможность предоставить плоды своего труда. Педагог несет ответственность за создание условий для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т.п.) [1].
Пятый этап (во внеурочное время, желательно сразу после презентации).
Это наиболее важный этап, позволяющий учащимся и учителю оценить результаты их деятельности, высказать свое отношение по поводу участия в проекте. Наиболее удобно оценивать письменный отчет учащихся о выполнении проекта, в котором они
- описывают свою работу;
- пробуют указать свои успехи и неудачи, объяснить их причины;
- оценивают эффективность групповой работы;
- сравнивают полученный продукт с предполагаемым;
- называют тех, кому данный продукт может быть полезен и интересен.
Комментарий. Учитель имеет возможность оценить уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся не только на контрольном, но и на всех остальных этапах работы учащихся над проектом.
Использованная литература:
- Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара: Изд-во “Профи”, ЦПО, 2003. – 236 с.
- Горячев А.В. Работа над темой. Методические рекомендации. – М.: “Гендальф”, 1999.
- Казакова Е.И. Познавательные проблемы в учебниках // На путях к новой школе. – 2000-2001. - № 4. – С.4-6.
- Чеглакова Л.М. Консультирование в практике работы учителя // Компетентностно-ориентированный подход к образованию. Образовательные технологии. Вып. № 3. – Самара: изд-во “Профи”, 2003.