Ход урока:
- Организация класса.
- Сообщение темы и цели урока.
- Прочитайте, пожалуйста, тему урока, записанную на доске.
- Как вы думаете, какие задания и для чего мы сегодня будем выполнять на уроке. (Дети предлагают свои варианты ответов).
- Закрепление изученного.
1). Индивидуальная работа ( у доски ).
Задание № 1.
- Составить рассказ о числе десять по плану:
- Место числа десять в натуральном ряду чисел.
- Назвать число, которое является предыдущим для числа десять.
- Назвать число, которое является последующим для числа десять.
- Число десять больше чисел, которые находятся ….
- Число десять меньше чисел, которые находятся ….
- Сколько единиц содержится в числе десять?
Задание № 2.
- Вставить пропущенные числа.
8 + 2
6 + 3
10 = 5 + 5
3 + 7
4 + 4
- Вычеркнуть лишние выражения. Какие еще выражения с ответом десять можно составить?
Задание № 3.
6 + 4 =10
10 – 2 = 7
5 + 4 =10
10 – 9 = 1
- Записаны равенства или неравенства?
- Найти ошибки в выражениях. Исправить их разными способами.
(5 + 4 = 10 Можно изменить значение 1 слагаемого: 6 + 4 = 10. Можно изменить значение 2 слагаемого: 5 + 5 = 10. Или изменяем значение суммы: 5 + 4 = 9.
10 – 2 = 7. Также рассматриваются три возможных варианта исправления ошибки).
Задание № 4.
_ – 1 = 9 _ + 5 = 10
10 – _ = 2 3 + _ =10
- Вставить пропущенные числа. Вспомнить правила нахождения неизвестных компонентов действий. Рассказать их.
Задание № 5.
- Записаны равенства или неравенства?
- Составить сумму и разность так, чтобы неравенства были верны.
6 < _ + _ < 10
2 < _ – _ < 10
2). Работа с классом.
- Продолжите ряд чисел: 6 8 10 …….. (12)
(Числа расположены в порядке возрастания, каждое последующее число на две единицы больше предыдущего).
7 4 …….. (3)
(Числа расположены в порядке убывания, каждое последующее число на три единицы меньше предыдущего).
- Вычислите:
10 увеличить на 4 единицы;
10 уменьшить на 5 единиц;
Какое число нужно вычесть из числа 10, чтобы получить 3?
Задумали число. К нему прибавили, 2 получили 10. Какое число задумали?
На сколько 10 больше 6?
На сколько 10 меньше 13?
- Попробуйте отгадать, какие числа “запрятались”:
10
/ \
? ?
- Игра продолжается до тех пор, пока кто–нибудь из детей не назовет правильный вариант.
- Учитель открывает ответы.
10
/ \
2 8
- Работа в паре по карточке.
- Дети работают по одной карточке вдвоем. Один читает выражение и называет свой ответ, другой его проверяет, так как на обратной стороне карточки написаны правильные ответы. Для указания места проверки используется карандаш.
Установление взаимосвязи между компонентами действий.
- Перечислите компоненты действия сложения.
- Как изменится сумма, если увеличится первое слагаемое? (Увеличится).
- Как изменится сумма, если уменьшиться второе слагаемое? (Уменьшится).
- Измените 1 слагаемое в 1 выражении и 2 слагаемое во 2 выражении так, чтобы сумма была равна 10:
6 + 1 = …
2 + 9 = …
_ + 1 = 10
2 + _ = 10
- Перечислите компоненты действия вычитания.
- Как изменится разность, если увеличится уменьшаемое? (Разность тоже увеличится).
- Как изменится разность, если вычитаемое уменьшится? (Увеличится).
- Измените уменьшаемое в первом выражении так, чтобы разность была равна 5:
8 – 5 = …
_ – 5 = 5
- Измените вычитаемое во втором выражении так, чтобы разность также была равна 5.
10 – 6 = …
10 – _ = 53). Проверка индивидуальной работы у доски.
Физминутка:
До пяти считали – гири выжимали.
Сколько раз ударим в бубен, столько раз дрова разрубим.
Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов.
Присядем столько раз, сколько бабочек у нас.
4). Решение задач.
Работа с сигнальными карточками.
У каждого из вас на парте лежат сигнальные карточки. (Дети с ними знакомы).
Работаем со схемами по плану:
- Рассмотри схему.
- Что неизвестно? (Целое или часть).
- Выбери нужную карточку.
- Как найти? Вспомни правила.
- Почему не можем воспользоваться этими карточками при работе со следующими схемами:
- Это задачи на сравнение.
- Здесь идет речь о большем числе, меньшем числе и разности.
Работаем с карточками № 2. (Дети также раньше использовали их в работе со схемами)
- План работы тот же (смотри выше).
Решение задачи в два действия.
“Винни – Пух собрал 3 стаканчика черники, а малины – на 4 стаканчика больше.
Сколько стаканчиков ягод собрал Винни – Пух?”. (Задача написана на доске).
- Какая схема подойдет к нашей задаче?
- Почему не подходят остальные схемы?
- Откройте учебник на странице 21. Найдите задачу № 5.
- (Аналитический разбор задачи).
- Работаем по плану, одновременно оформляем схему.
План:
- Прочитайте условие, вопрос.
- В задаче известно, что …. (Винни – Пух собрал 3 стаканчика черники, а малины на 4 стаканчика больше). Запишите.
- Надо узнать …. (Сколько всего ягод собрал Винни – Пух).
- Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно …. (Сложить число стаканчиков с черникой и малиной, т.е. найти целое).
- Сразу мы это сделать …. (можем, не можем), так как …. (неизвестно число стаканчиков с малиной).
- Чтобы найти …. (число стаканчиков с малиной), нужно …. (увеличить число стаканчиков с черникой на 4).
- Итак, в 1 действии мы узнаем …. (Сколько было малины). Записываем …. (3+4=7).
- Во 2 действии мы узнаем …. (Сколько стаканчиков ягод собрал Винни – Пух). Записываем …. (3+7=10).
- Мы ответили на вопрос задачи …. (10 стаканчиков ягод собрал Винни – Пух). Записываем ответ.
Примечание: Можно использовать синтетический разбор задачи (от данных к вопросу).
Составление обратных задач (устно).
Составьте одну обратную задачу к данной.
Анализ возможных неправильных решений.
Найдите ошибки в решении этой задачи, почему они допущены?
1). 3 + 4 = 7
2). 7 + 4 = 11
(Нужно было сложить большее число и меньшее, а ученик прибавил к большему числу разность).
3 + 4 = 7
(Не до конца решил задачу).
Варьирование.
- Что изменится, если мы заменим слово “больше” в условии на слово “меньше”? (Ее невозможно будет решить: из 3 нельзя вычесть 4).
- Что изменится, если Винни – Пух соберет не на 4 стаканчика больше малины, а на 5? (Стаканчиков с черникой и малиной вместе тоже будет больше).
- Если бы в задаче было известно, сколько стаканчиков малины собрал Винни – Пух, что изменилось бы в решении. (Задача решалась бы в 1 действие).
5). Самостоятельная работа (по карточкам).
а) Соединить выражения первого столбика с выражениями второго столбика, имеющие одинаковые ответы:
4 + 5
5 + 5
1 + 9
4 + 4
7 – 32 + 7
3 + 3
8 – 5
10 – 7
10 – 2б) Вставить пропущенные числа:
10 – _ + _ = 6
2 + _ + _ = 10
4. Подведение итога. Оценка своей работы.