Цель: осознание детьми фольклорных истоков авторского поэтического и музыкального творчества.
Задачи:
- Показать учащимся взаимосвязь музыкального и поэтического фольклора с авторским литературным творчеством
- Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода через инсценирование, сочинительство, исполнение музыкальных произведений
- Воспитывать уважение к духовной культуре русского народа.
Оборудование: звуковоспроизводящая техника (проигрыватель, магнитофон); фортепиано, ложки (деревянные), колокольчики, игрушка "Гном", маски-шапочки (медведь, лиса, заяц, еж), учебники "Литература" В.Ю. Свиридовой (2 часть), увеличенная карта-схема "Страны Литературии", использованная учителем в ходе подготовки к уроку книга-сборник " Мудрость народная, жизнь человека в русском фольклоре. Младенчество. Детство" (М., "Художественная литература" 1991г.).
Используемые произведения:
Музыка:
а) распевка "Как под горкой под горой…"
б) русская народная песня "Небылица"
в) русская народная песня "Савка и Гришка"
г) музыкальная игра "У оленя дом большой"
д) песня "Пестрый колпачок" муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой
е) песня "Простая песенка" муз. В. Дементьева, сл. В. Семернина
Литература:
а) А. Майков "Колыбельная песня"
б) С. Черный "Колыбельная"
в) И. Зиедонис "Не ешь, о дитя мое…"
г) русская народная колыбельная
д) небылица (русская народная)
е) потешки
ж) веселые стихи разных поэтов (по выбору уч-ся)
Подготовка к уроку: дать детям поисковое задание - найти и выучить наизусть веселые стихи разных авторов; разучить с ребятами музыкальную игру.
Ход урока:
Настрой на урок (начинает учитель литературы):
- Сегодня у нас необычный урок. Сегодня на уроке встретятся литература и музыка, и вы увидите и почувствуете, как тесно они связаны друг с другом.
- Первичное чтение учителем, выслушивание впечатлений детей, первый отклик;
- Чтение способом "Эхо" (по 2 строчки сначала читает учитель, давая образец чтения, за ним эхом повторяют дети);
- Словарная работа (выяснение значения непонятных детям слов);
- Выразительное хоровое чтение (по четверостишиям):
- Индивидуальное чтение по ролям - автор, мать ветра, ветер;
- Ответы на вопросы учебника после текста (№ 1,2,3,4).
- Сколько нянек позвала мать к сыну? (3)
- Почему именно таких? (орел-сила, зоркость; солнце-тепло и добро; ветер -всезнающий, мудрый)
- Найдите контраст (могучий ветер, гоняющий волны и воюющий со звездами, может быть очень нежным и ласковым)
- Заключительное хоровое чтение.
- Ребята! Встречались ли нам в учебнике литературы другие авторские колыбельные?
- Давайте перечитаем "Колыбельную", автор которой Саша Черный (стр. 47)
- Чем отличаются стихотворения А.Майкова и С.Черного? Чем похожи?
- Чье произведение ближе к фольклорному стилю? Чем?
- Что вы заметили?(дети отмечают сходство народной колыбельной и стихотворения Саши Черного)
- А вот еще фольклорное произведение. Послушайте и определите его жанр:
- Что вы услышали? (небылицу)
- На каком уроке вы уже встречались с небылицей? (на уроке музыки)
- Где мы сейчас находимся? (в Фольклорной волости)
- Продолжим наше путешествие по Фольклорной волости…. Вспомните, что в народном творчестве есть для того, чтобы развеселить, потешить малыша? (потешки)
- Какие потешки вы помните наизусть? (дети рассказывают)
- Да, русский народ сочинил замечательные потешки. А знаете ли вы авторов, которые пишут веселые, потешные стихи? Следом за ними мы отправляемся в Сады Поэзии! (учитель вновь обращает внимание детей на карту).
- Ребята, а если к веселым стихам добавить хорошую музыку, что получится? (веселая песня!) Знаете такую?
- Когда мы в рифму сочиняли, где мы с вами побывали? (см. карту - в Садах Поэзии)
- А теперь трудный вопрос! Художник нарисовал на карте Сады Поэзии рядом с Фольклорной волостью. Случайность? Осознанный выбор? (выслушиваются ответы детей)
- Все авторы - и писатели, и поэты, и мы с вами, иногда сами того не осознавая, берут идеи, мысли, настроение из русского народного творчества, из фольклора. С детства погружаясь в мир народной поэзии - в колыбельные, потешки, сказки, небылицы, взрослые поэты растят из нее свои поэтические сады, пьют из родников русского фольклора…. Конечно, не случайно Фольклорная волость граничит с Садами Поэзии…
- А как вы думаете, в кого могла бы превратиться Лягушка-царевна из народной сказки (см. карту), переплыви она на листике от фольклорного берега к авторскому? (в веселую “лягушку с гитарой на спине…”)
- Каким получился наш урок?
- Что бы вам хотелось сделать дома?
Начать наш необычный урок я хочу с необычного стихотворения. Послушайте.
Учитель начинает читать стихи И. Зиедониса, фоном звучит красивая, плавная русская народная мелодия.
И. Зиедонис
"Не ешь, о дитя мое, когда песню поют!
Никогда не ешь, о дитя мое, когда поют песню!
Там, в песне, чья-то душа маленькая умоляет, молит, она, может быть, проголодалась в это мгновение - не ешь, никогда не ешь, о дитя мое, когда песню поют.
Не пей, о дитя мое, не пей, когда песню поют!
Иволга там поет, дождика просит, росинку у листьев выпрашивает.
Мы народ едоков, о дитя мое, но ложку свою положи на стол, когда песню поют, положи свою ложку на стол, о дитя мое.
Одни двери для ложки и песни.
О дитя, возьми на руку ложку, в сторонку ее отведи, - первой песню пусти, о дитя"
По окончании стихов учитель делает паузу и задает вопрос:
Какую песню самой первой впускает в свою жизнь маленький ребенок (дитя)? (Конечно, колыбельную)
И на наш урок первой впустим "Колыбельную песню"! Ее автор А. Майков. Откройте, пожалуйста, учебник литературы - стр. 106.
Работа над литературным произведением:
1-е - ласково
2-е - с паузами на знаках препинания (обратить внимание на знак ;)
3-е - строго
4-е - с достоинством
Музыкальная часть урока (ведет учитель музыки).
Можно ли спеть колыбельную А. Майкова? Какая должна быть мелодия у колыбельной песни? (ласковая, нежная, певучая)
Далее уч-ся под руководством учителя музыки пытаются сочинить мелодию к первым 4 строчкам "Колыбельные песни" А. Майкова, напевают ее. Выслушиваются все желающие. Важно бережно отнестись к попыткам детского композиторского творчества: не оценивать, не критиковать, отмечать достоинства каждой мелодии.
Учитель литературы:
Дети высказывают свои мнения, предположения.
Учитель: - Подтверждение вашим мыслям я нашла в книге - сборнике русского фольклора (показывает книгу). Послушайте русскую народную колыбельную:
Ай, бай, бай
Ты, собачка, не лай.
Ты, корова, не мычи.
Ты, петух, не кричи.
А наш Юра будет спать,
Станет глазки закрывать.
Вы послушайте, ребята,
Моей сказки небогатой
От конька-горбунка
И медведя-плясунка:
Облоухая свинья
На дубу гнездо свила,
Поросила поросят
Все по маленьким сучкам.
Поросяты визжат -
Полететь они хотят.
Полетели, полетели
И на воздухе присели…
Учитель музыки после распевки "Как под горкой под горой" исполняет вместе с детьми русскую народную песню "Небылица". Затем знакомит учеников с русским народным инструментом дудочкой - свирелью. Показывает, как она звучит, как правильно играть на дудочке. После этого логично исполнить хором русскую народную песню "Савка и Гришка сделали дуду". В ходе исполнения дети движениями рук и пальцев показывают игру на дудочке.
В качестве физминутки двумя учителями совместно проводится музыкальная игра "У оленя дом большой" с постепенным ускорением (2-3 раза).
Учитель литературы обращает внимание детей на карту Литературной страны, расположенную на форзаце учебника (увеличенная копия карты – на доске).
Работа с учебником литературы (стр. 57): перечитывание народных потешек, инсценирование или чтение по ролям с использованием масок зверей - лисы, зайца, медведя, ежа.
Проверка поискового задания:
Дети рассказывают наизусть знакомые им веселые стихи разных авторов. Установка: рассказать так, чтобы всех повеселить, потешить; обязательно назвать автора.
Учитель музыки:
Исполняется песня "Пестрый колпачок" муз. Г. Струве, сл. Н.Соловьевой. Песня сопровождается игрой на детских музыкальных инструментах: колокольчиках, ложках, треугольниках. В ней поется о веселом гноме.
Учитель литературы держит в руках игрушку - гнома:
Познакомьтесь: гном Тимошка!
Просит он помочь немножко:
Очень любит сочинять,
Но не может рассказать…
Ну, ребята, помогайте,
Вместе с гномом сочиняйте!
Учитель дает начало строчки: "Гном веселый говорит…." Уч-ся сочиняют рифмовки - продолжение. Игрушка переходит из рук в руки, от одного юного поэта к другому. Рифмовки получаются разнообразными – и веселыми, и грустными, словом, - “авторскими”.
Обобщение:
Учитель подводит итог общих рассуждений:
Учитель музыки:
Класс исполняет произведение "Простая песенка" муз. Дементьева, сл. Семернина. Песня звучит как иллюстрация к предыдущим рассуждениям уч-ся.
Оба учителя обращаются к детям с вопросами, подводя итог урока:
Домашнее задание дети получают дифференцированно, в зависимости от индивидуальных особенностей ученика: нарисовать иллюстрацию к одному из произведений, придумать и записать свой стишок или свою мелодию, научиться выразительно читать стихи и т.п. Можно предложить детям, чтобы они сами себе дали домашнее задание. Желательно, чтобы оно носило творческий характер.