Развитие русской разговорной речи учащихся в национальной школе

Разделы: Внеклассная работа


Впервые с проблемой разговорной речи на русском языке я столкнулась в 1968 году в татарском селе Нижний Таканыш, когда мне, выпускнице Арского педучилища, администрация школы доверила первый класс. Школа национальная, но были желающие учиться на русском языке. Только желающие совершенно не говорили на нем. Первым делом я поставила перед собой следующую задачу:

  • Научить детей слушать, понимать и говорить на русском языке.

Но когда? Специальных разговорных уроков не полагалось. Оставаться дополнительно - получится перегрузка детей. Но помогло совместное проведение перемен, на которых я начала интенсивно приучать слух учащихся к звукам и словам русской речи. На помощь мне пришел метод имитации. Я показывала образец произношения, учащиеся внимательно слушали, сначала повторяли индивидуально, потом хором. Однако с помощью только бессознательного подражания трудно добиться правильного произношения русских звуков, звукосочетаний, слов.

С целью предупреждения подобных ошибок я показывала и разъясняла учащимся артикуляцию трудных звуков. Оба этих методических приема, применяемых совместно, дополняли друг друга.

При изучении русского языка в национальной школе существенную помощь оказали мне подвижные игры: “У медведя во бору”, “Краски”, “Два Мороза” и другие, то есть те игры, где помимо бега нужно было произносить определенные слова. Например игра “Гуси и волк”. По желанию один из детей был хищником, другой хозяином, остальные домашней птицей. Гуси и хозяин становились на противоположных концах площадки друг против друга. Волк ждал добычи посередине.

Хозяин: Гуси, гуси!

Гуси: Га – га- га!

Хозяин: Есть хотите ?

Гуси: Да, да, да!

Хозяин: Так летите домой!

Гуси: Серый волк под горой не пускает нас домой.

Хозяин: Ну летите, коль хотите….

И вот дети перебегают на противоположную сторону, волк их ловит. Пойманный становится волком.

Долго в одну игру не играли, переходили к следующей, не менее интересной. При этом я закладывала основы правильного произношения трудных звуков, звукосочетаний, слов, готовила слуховую базу для обучения чтению и письму.

Игры старалась подбирать ролевые, сюжетные, создавала их сама. Дети входили в образ. Каждая игра помогала усваивать слова, новые типовые предложения, правильно воспринимать их на слух, произносить, правильно интонировать.

Хороши в этом плане языковые игры. С их помощью можно организовать различные тренировочные упражнения по закреплению слов, предложений и грамматических форм слов русского языка. Интересны игры с картинками. Детям раздаются картинки и предлагается сказать, что нарисовано у них на картинках. Дети отвечают как односложно, так и словосочетаниями, предложениями. Или же произношу слова, а учащиеся показывают соответствующие картинки. С желанием дети играют “в договаривание предложений”

Например:

Зазвенел звонок веселый,
Наш ………..у доски.
Мы пришли сегодня в ……
Мы теперь …………. .

Парта – это не кровать,
И нельзя на ней……….
Ты сиди за партой – стройно,
И веди себя …………..

Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Мойте ……, мойте ………
Ваши руки и………………

Можешь пальцы сосчитать:
………………………………
На другой руке опять:
………………………………

Десять пальцев, пара рук -
Разве мало это, …………..?
Десять пальцев,
Пара рук –
Вот твое богатство, …….

Постепенно наши игры усложняются, в том плане, что дети должны самостоятельно ставить вопросы, строить предложения. Активное овладение языком продолжается на экскурсиях. Благо сельская местность обильна родниками, лесами, полями…. Даже растущая во дворе школы раскидистая береза не остается без внимания. Я выбираю тот краткий миг, когда она покрывается инеем . (К тому времени (к зиме) дети уже составляют небольшие рассказы.) И вот мы возле серебристой красавицы, и я прошу их, используя личные наблюдения, описать ее…..Ребята стараются . Вот Фархад составил: Чудесно хороша береза в солнечный морозный день. Обязательно подбадриваю, хвалю. А затем предлагаю послушать, как сказал о березе Есенин.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

Читаю медленно, выразительно, показываю на березу, окно, пушистые ветви….. Дети в восторге, они тут же с желанием заучивают эти две строфы, и вот уже звучит тихое, проникновенное хоровое чтение.

Познакомила первоклассников с двумя строфами “Печальной березы” А. Фета.

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

И дети березу Фета пожалели. “Она красивая , но печальная, а вот у Есенина праздничная”, - делают вывод ребята. Художественное видение природы пробуждает в них любовь к живому слову. Помогает этому и заучивание с моих слов загадок, поговорок, песенок. Это имеет большое значение для запоминания слов, словосочетаний и оборотов речи русского языка. Заучив рифмованные строки, дети лучше усваивают слова, их произношение, лучше улавливают ритм русской речи, ее интонацию и прочнее усваивают грамматические формы слова. Кроме того, заучивание увеличивает интерес к изучению языка, оживляет восприятие.

Уроки музыки я вела под звуки домбры. Репертуар о временах года сопровождался непременно выходом на природу, диалоговым общением, обязательным прослушиванием созвучных теме произведений Петра Ильича Чайковского. Затем переходили к работе над содержанием текста песни, ее исполнением.

Изобразительное искусство также предваряла беседа. То есть межпредметная связь по воспитанию желания знать русский язык дала результаты. Были выработаны практические навыки правильного понимания и говорения на русском языке. Ведь в младшем возрасте, как известно, язык легче воспринимается в слуховых образах. Дети усваивают его через слуховое восприятие и многократное воспроизведение услышанного. Еще академик Л.В. Щерба говорил: “Изучение живого разговорного языка является более конкретной и на первых порах общедоступной задачей, тогда как овладение книгой требует привычки и большой абстракции”.

После овладения разговорной речью легче приступить к обучению чтению и письму, сохраняя пятиминутки для развития полученного навыка разговорной речи. Так словесная разминка на слова С. Михалкова диалогом:

Первый класс!
Первый класс!
Сколько грамотных
У вас?

Тридцать три,
Тридцать три,
Все раскрыли
Буквари.

Очень удачны в применении тематические физкультминутки типа “Хитрая лиса”, “Шустрый зайчик”, “Дятел – доктор леса”. Поощряю детей на самостоятельное создание подобных разминок. И что замечательно, дети пытаются рифмовать. Вот некоторые из их опытов в этом направлении.

Муравей, муравей,
Ты работай веселей, -
Потрудись, потрудись
И пониже наклонись.

Ах, лягушка! Я – лягушка,
Озорная поскакушка.
Я скачу, я скачу,
Но на вас не наскочу.

Скандируя хором, дети имитируют движения героев четверостиший.

Значение пения в процессе обучения неоднократно отмечал К. Д. Ушинский. Он считал пение освежающим средством, способным возродить детскую энергию. С моих слов разучивается песенка:

Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
Веселые друзья.

Нам весело живется,
Мы песенку поем.
А в песенке поется
О том, как мы живем.

Тра – та – та
Тра – та – та
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку – забияку,
Обезьяну, попугая –
Вот компания какая!

Затем встаем друг за другом, взявши за согнутые локотки впереди стоящего. Паровозик готов. И пошли “змейкой” с выразительным произношением, а затем и пением. Ход “паровозика” убыстряется. Восторг детей бесконечен….

Устали, предлагаю поиграть. Называю прилагательные, дети из песенки должны подобрать к ним подходящих персонажей из песни: голосистый, веселый, верная, задиристый, смешная, разноцветный. Согласование в роде обязательно.

Во внеклассной работе стараюсь вызвать живой интерес к татарской литературе. “Болтливую утку” А. Алиша, “Шурале”, “Водяную” Г. Тукая инсценируем..…. Это помогает активизировать процесс мышления, обогащает лексический запас учащихся. Процесс усвоения новых слов идет увлекательно и живо.

И мы становимся с детьми искренними друзьями в усвоении языка через произведения родных поэтов.

Искусству звучащего слова я придавала и придаю большое значение в обучении русскому разговорному языку.