Открытый урок по русскому языку по системе развивающего обучения Эльконина — Давыдова

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Тема: "Образование кратких прилагательных"
Цели:

  1. Познакомить учащихся с образованием кратких прилагательных от полных.
  2. Формировать умения распознавать краткие прилагательные и доказывать.
  3. Продолжить работу над развитием орфографической зоркости, речи, творческого воображения, пополнять словарный запас.
  4. Продолжить обучение в сотрудничестве в малых группах под девизом "Помогая другим, учимся сами".
  5. Развитие умения размышлять, осмысливать, делать самоанализ (рефлексия).

Оборудование: Учебник "Русский язык", автор В. В. Репкин; учебник "Доброе утро, имя прилагательное!", автор Т. Г. Рик; "Русская орфографическая рабочая тетрадь 2*5", автор В. В. Репкин, Т. В. Некрасова; схемы-опоры, таблицы.

Ход урока.

I. Психологический настрой на урок (под тихую музыку)

У: Возмитесь за руки и мысленно подарите добрые слова друг другу, улыбнитесь и пожелайте доброго дня.

II. Гимнастика для рук.

Наши нежные цветки
Распускают лепестки (раскрыть пальцы).
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет (шевелят пальцами).
Наши алые цветки
Закрывают лепестки (закрыть пальцы в замок).
Тихо засыпают,
Головой качают (вращение кистями рук).

III. Запись даты.

IV. Нацеливание на новую тему.

У: Прочтите четверостишие и угадайте тему нашего урока.

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

Д: Имя прилагательное.

У: Что такое имя прилагательное? Для чего в нашей речи нужны имена прилагательные?
(На доске схема)

(Дети отвечают на вопросы учителя, пользуясь схемой)

V. Разминка.

У: К нам на урок пришёл грустный человечек, давайте ему поможем, развеселим его. Части слова.

У: Что здесь зашифровано?

Д: Состав слова (корень, суффикс, приставка, окончание, основа)

У: Расставим порядок разбора по составу.
(Дети расставляют на схеме порядок разбора по составу)

У: Учёные по скелету давно умершего животного могут восстановить его облик, а вы можете по схеме восстановить слово?

Работа в тетради (работа в малых группах по 5-6 человек)

На доске схемы, и дети по схемам составляют слова.

Проверка - экзамен (вытягивает билеты по группам)

I группа - дети называют слова, которые составили, и отвечают на билет.
Вопрос в билете: Что такое корень? Что такое окончание?
II группа - дети называют слова, которые составили, и отвечают на билет.
Вопрос в билете: Что общего и чем различается приставка и суффикс?
III группа - дети называют слова, которые составили, и отвечают на билет.
Вопрос в билете: Без какой части слова не может быть слова?

VI. Словарная работа.

А) Игра "Редактор" (в малых группах по 5 - 6 человек)

У: Ребята, представьте, что вы редакторы и отвечаете за выпуск газеты. Вам необходимо проверить текст, в данном случае слова: (на доске словарные слова в столбик с ошибками) вакзал, жилеза, багатства, митал, пасажыр.
(дети в группах в тетрадях записывают слова без ошибок)

У: К какой части речи относятся слова? Разберите их по составу.

Б) Проверка в группах: (проверяют лидеры групп; лидер первой группы идёт в третью группу и проверяет у детей выполнение задания, лидер из второй группы идёт в первую группу, лидер из третьей группы идёт и проверяет выполнение задания во второй группе)

В) Разбор по составу.

У: Вы прекрасные сочинители, творческие личности. Образуйте от существительного прилагательные, разберите их по составу.
(Для каждой группы индивидуальное задание)

Например:

поставь прилагательные в родительный падеж. Н: богатого, железного Описание: дети следят глазами за бабочкой, которая прикреплена к указке учителя, он направляет указку плавными движениями в разные стороны.
  • Физминутка.
  • Вы наверное устали
    И поэтому все встали
    Дружно вытянули шеи
    И как гуси зашипели,
    Зашипели, помолчали
    И как зайки поскакали.
    Поднимайте плечики,
    Прыгайте кузнечики.
    Раз, два - выше голова
    Три, четыре - руки шире,
    Пять, шесть - тихо сесть.

    VIII. Новая тема. Театрализация (участвуют два заранее подготовленных учащихся).

    Сценка.

    Ученица (Алёна) - Я между прочим творческая личность. Я уже сочинила стишок:

    В сказке девочка жила
    Как она была мила!
    Как она была мала!
    Как умна она была!

    Ученик (Саша)

    Лично мне, такой стишок неинтересен,
    Он слишком короток и прост.

    Ученица - Подумаешь, критик!

    У: Не ссортесь, ребята! Вы сами того не зная, помогаете нам раскрыть ещё один секрет русского языка об имени прилагательном.

    (На доске написаны слова: мила, мала, умна, прост, короток)

    Проблема.

    У: Прочтите слова, которые говорили Алёна и Саша.Как образовались эти слова? К какой части речи они относятся?
    Д: Они походят на прилагательные.
    У: Ребята, посмотрите внимательно, Саша говорил про стишок: прост, а как по другому можно сказать про этот стишок?
    Д: Простой.

    Запись на доске и в тетрадях

    У: Что происходит с полными прилагательными?
    Д: Они становятся короткими, у них нулевое окончание.
    Работа с учебником.

    Чтение вывода: Прилагательные бывают полными и краткими. Прилагательные, которые встречались раньше, назывались полными, а краткие называются краткими, потому что в мужском роде окончание "убегает", т. е. становится нулевым.

    Наблюдение.

    На доске таблица:

    img5.jpg (11981 bytes)

    У: Ребята, прочтите вопросы прилагательных. Что вы заметили? (На доске таблица с вопросами)

    Вопросы:

    полные:
    какой?
    какая?
    какое?
    какие?

    краткие:
    каков?
    какова?
    каков?
    каковы?

    Вывод: (делают дети) Прилагательные укорачиваются, становятся короткими и вопросы у них становятся другие короткие.

    Запомни.
    Вопросы кратких прилагательных, чтобы по этим вопросам всегда и везде их узнавать.

    Физминутка.

    Два притопа, два прихлопа
    Ёжики - ёжики.
    Наковальня - наковальня
    Ножики - ножики.
    Бег на месте, бег на месте
    Зайчики - зайчики.
    Ну-ка дружно, ну-ка вместе
    Девочки! Мальчики!

    IX. Закрепление.

    I. У: Какой секрет русского языка мы сегодня раскрыли? Какие бывают прилагательные? Как они образуются?
    Работа с учебником (выполнение упражнения по образованию кратких прилагательных от полных, и разбор их по составу)
    Широкий - широк, красивая - красива, милая - мила, глупый - глуп.

    II. Сказка "Лягушка - невеста"

    У: Сейчас я вам прочту сказку, а вы попробуйте найти в ней краткие прилагательные. Возмите карандаш - наш внимательный сигнал. Как услышите краткое прилагательное, ударите карандашом о парту. Не волнуйтесь, вы их отыщете, все краткие прилагательные отвечают на квакающие вопросы:

    (на доске таблица с вопросами)

    Ква - ква - какова?

    Ква - ков - каков?

    У: Сказка наша будет про лягушку (рисунок лягушки - невесты)

    Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: "Конечно, я немного толста, слишком зелена, лупоглаза, не особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест ещё! Чёрный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен и, прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умён, знатен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!"

    X. Творческое домашнее задание.
    Опишите лес, используя краткие прилагательные.

    XI. Итог урока:
    У: Какой секрет русского языка на уроке мы раскрыли? Для чего нам нужны краткие прилагательные?
    Для большей яркости речи.
    Например: Как красив лес!
    Для рифмы в стихотворениях.
    Например: у Некрасова

    Пушисты ли сосен вершины
    Красив ли узор на дубах...

    У Пушкина

    Ветер, ветер, ты могуч...

    Рефлексивная деятельность.

    У: Ребята, как мы сегодня с вами потрудились на уроке, чему научились? На таблице:

     Ребята сами оценивают свою работу и работу детей по данной таблице.

    "Древо творчества"

    У: Ребята, вы сегодня отлично потрудились, прочтите на табличке: сегодня вы были:

    Урок окончен.