Тема |
Лексико- |
Пальчиковая гимнастика |
Работа в |
Упражнения для |
---|---|---|---|---|
Осень Деревья осенью |
1.Образование
множественного числа именительного падежа от
названия деревьев (В парке растут… клены, липы,
березы). 2. Образование множественного числа родительного падежа (В лесу много сосен, осин, кленов). 3. Образование относительных прилагательных от названия деревьев (лист- дубовый, иголка сосны – сосновая, лист клена –кленовый). 4. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе (это желтый лист березы, это желтые листья березы, это красная ветка рябины, это красные ветки рябины) 5. Подбор определений к слову “дождик” “Дождик осенью какой?” (осенний, холодный, частый, моросящий) 6. Упражнение в правильном употреблении предлогов “на”, “с” “Листья падают с березы на землю”. |
“Дерево” (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы). “Солнышко” (ладони соединены, напряженные пальцы разведены в стороны). “Ёлка” Елка быстро получается, если пальчики
сжимаются, локотки ты подними, пальчики
разведи.(ладони от себя под углом друг к другу, |
1. Обводка и штриховка
сверху вниз прямыми линиями лекал листьев. 2. Рисование штрихами тучка и дождик; солнце за дождем. 3. Рисование по точкам “нарисуй капли осеннего дождя”. 4. “Дождик” проведи прямые линии так, чтобы каждая капелька |
1. Выкладывание из спичек
дерева (елочка, дуб). 2. Выкладывание на бархатной бумаге из шерстяных ниток лучиков солнца, лужиц. 3. Вырезывание листьев из бумаги, их раскрашивание прямыми штрихами. |
Овощи Огород осенью |
1. Образование
множественного числа именительного и
родительного падежа от названий овощей (баклажан
– баклажаны – много баклажан, огурец – огурцы- много огурцов). 2. Образование относительных прилагательных от названий овощей ( котлета морковная, картофельная, капустная; сок – томатный, огуречный). 3.Согласование прилагательных, обозначающих цвет, форму с названием овоща в роде и числе “Это желтый круглый помидор” “Это овальный зеленый огурец” Это желтая овальная тыква” 4. Согласование числительных 1,2 с существительными, обозначающими название овоща “У меня в корзине одна морковка” “У меня в корзине две морковки” “У меня в корзине один кабачок” “У меня в корзине два кабачка” 5. Упражнение в правильном употреблении предлогов “на”, “в”, “из” “Назови овощи, которые растут на земле” “Назови овощи, которые растут в земле” “Назови овощи, которые выкапываем из земли”. |
“Корзинка” “Я корзиночку беру, овощи в неё кладу”. (ладони на себя, пальчики переплетаются, локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручки). “Грабли” Огород я уберу, граблями мусор я сгребу” (ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя). |
1. Обводка и штриховка
сверху вниз лекал овощей. 2. Дорисуй заборчик), ребенок продолжает начатый рисунок по точкам. 3. Преврати овал, круг в овощи и раскрась (штриховка слева направо) (круг- помидор, редис, овал –огурец, горох) 4. Нарисуй овощи, которые растут на земле, в земле (ребенок соединяет цветными карандашами плавной линией точки, изображающие контуры овощей. Ребенок сам рисует цветным карандашом овощи). |
Построим забор для
огорода из палочек. - Выкладывание из гороха огородного чучела; - Выкладывание контуров овощей из семян, огурцов, арбуза. |
Фрукты Сад осенью |
1. Образование и
употребление множественного числа
именительного падежа на =Ы=И= (слива- сливы; груша – груши) 2. Образование и употребление множественного числа родительного падежа ( яблоки - много яблок; персик – много персиков) 3. Согласование притяжательных прилагательных “мой”, “моя” с существительными, обозначающими названия фруктов (это мой абрикос; это моя груша) 4. Согласование числительных 1,2,5 с существительными, обозначающими название фруктов в роде и числе (один персик, два персика, пять персиков, одна груша, две груши, пять груш). 5. Образование относительных прилагательных от названий фруктов. 6. Согласование прилагательных с существительными в роде и падеже (У меня стакан персикового сока У меня стакан грушевого сока) |
“Ваза” округленные ладони соединить со стороны мизинца. “Стакан” прямые вытянутые ладони со стороны мизинца запястья и большого пальца. “Корни яблони” тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опущены вниз. “Сад” “Неразлучный круг подруг, тянет к солнцу сотни рук, а в руках душистый груз. Разных бус на разный вкус”. (слегка согнутые большие и средние пальцы обеих рук соединены в круг. Обе руки с прямыми пальцами подняты вверх. Слегка согнутые округленные ладони соединены. Указательный и большой палец образуют кольцо). |
1. Обводка и штриховка
слева направо лекал фруктов 2. Дорисуй фрукт (ребенок цветным карандашом плавной линией соединяет точки второй половинки фрукта) 3. Преврати овал, круг во фрукт, раскрась его (круг – персик, апельсин, овал – банан). 4. Нарисуй по точкам яблоню с яблоками. |
1. Выкладывание из спичек
ящика для хранения фруктов. 2. Выкладывание из палочек вазы для фруктов. 3. Выкладывание из мозаики различных фруктов. 4. Выкладывание контуров фруктов из семян арбузов, косточек абрикосов. |
КОНСПЕКТЫ
примерных занятий по формированию лексико—грамматических категорий посредством
развития мелкой моторики
Занятие №1.
Тема: Осень. Деревья осенью.
Цель: образование множественного числа именительного и родительного падежа от названия деревьев.
Образование относительных прилагательных от названий деревьев.
Подбор определений к слову “дождик”, упражнение в употреблении предлогов “на”, “с”.
Учить проводить прямые линии, выполнять штриховку прямыми линиями.
Оборудование: бумага, цветные карандаши, большие рисунки осеннего леса, осеннего пейзажа, игрушка-гриб, лекала со шнурками.
ХОД :
Организационный момент.
Ребята, сегодня у входа в детский сад меня поджидал, кто бы вы думали? (Ответы детей). Не угадали, вот этот гриб Боровик. он пришел к нам, чтобы пригласить вас к себе. А куда, как вы думаете? Верно, в лес. Давайте оденемся (имитация одевания брюк, курток, ботинок, шапок). Завяжем шапки, зашнуруем ботинки (завязывают шнурки на лекалах).
Вот мы с вами и пришли в лес. (На доске большой рисунок осеннего леса) Какие деревья здесь растут? Дубы, клены, липы, березы… вот подул ветерок (дети дуют),
Сейчас мы покажем Боровику, что знаем, какие листья падают с какого дерева. (Дети обводят лекала листьев и выполняют штриховку цветными карандашами сверху вниз прямыми линиями).
Боровику стало интересно какие листья у вас в руках:
- у меня желтый лист березы – березовый
- у меня красный лист рябины – рябиновый
- у меня коричневый лист дуба- дубовый
- у меня оранжевый лист клена – кленовый.
Опавшие листья образовали разноцветный ковер (дети бросают на пол листочки, сопровождая словами)
- лист падает с березы на землю
- лист падает с клена на землю.
Ой, ребята, небо затянулось тучами, и начал накрапывать дождик. Давайте откроем зонтики (имитируется открывание зонтиков) наш друг Боровик очень любит дождик. Он хорошо растет под ним. А какой бывает дождик осенью? (Частый, моросящий, мелкий, холодный) Давайте нарисуем этот дождик (Дети на большом ватмане, прикрепленном к доске, обводят контуры капель дождя и от каждой капли проводят прямую линию к нарисованной луже).
Ну, вот выглянуло солнышко. Стало ясно и потеплело. Покажите ваше солнышко (ладони соединены, напряженные пальцы разведены в стороны).
Нам пора возвращаться в детский сад, давайте еще раз напомним Боровику, каких деревьев было много в его лесу:
- в лесу растет много кленов
- в лесу растет много берез.
До свидания, Боровик, мы еще вернемся к тебе в твой лес. Покажите пальчиками, какой был Боровик
(Левая рука сжата в кулачок. Правая полусогнутая ладонь лежит на кулачке).
Занятие №2
Тема: Овощи. Огород.
Цель: образование именительного падежа множественного числа от названий овощей.
Согласование прилагательных, обозначающих цвет, форму с названием овоща в роде и числе.
Согласование числительных 1,2 с существительными, обозначающими название овоща.
Упражнение в правильном употреблении; упражнение в плавном соединении точек.
Учить выполнять штриховку слева направо.
Оборудование: ватман, на котором нарисованы грядки, листочки с контурами овощей в виде точек,
карандаши, мелкие муляжи овощей.
ХОД:
Организационный момент.
Показываю выложенное из гороха и семечек чучело.
- Как вы думаете, кто это?…
- Верно, это чучело или пугало.
- Где его можно встретить?
- Почему оно живет на огороде?…
Давайте пройдем с вами на “огород”. Что здесь растет? Возьмите листочки, плавно соедините точки и скажите, какие растут на огороде (дети соединяют точки, получают овощи, раскрашивают их прямыми линиями слева направо).
- На огороде растут помидоры.
- На огороде растут огурцы.
- На огроде растут баклажаны.
Верно. А где растет каждый овощ? На земле, на кустике или в земле? (Дети обводят контуры овощей на ватмане).
- редис растет в земле;
- тыква растет на земле;
- перец растет на земле;
- репа растет в земле.
А сейчас мы “возьмем” корзиночки:
Я корзиночку беру
Овощи в неё кладу.
(ладони на себя, пальчики переплетаются, локотки разводятся в стороны, ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручки). Сложим в них овощи (кладу в каждую “корзиночку” нарисованный ребенком на листе овощ).
Какие овощи лежат в ваших “корзиночках”?
- у мены лежит красный, круглый помидор;
- у меня лежит зеленый овальный огурец…
А сейчас посчитаем, сколько овощей лежит в ваших корзиночках (листочки с рисунками убираю, кладу вместо них по 1,2 “овоща”)
- сколько овощей лежит в твоей “корзиночке”?
- у меня лежит одна морковка;
- две морковки
- у меня лежит один огурец
- два огурца
Где мы с вами побывали?
- на огороде;
- чтобы на огороде было чисто, давайте возьмем грабли и соберем листву.