Цель: Формировать представления о звездах, Солнце, Луне, как спутнике Земли.
Оборудование:
- Футбольный мяч и горошина;
- Рисунки или слайды о Луне;
- У каждого ученика – пластилин (синий, красный, белый, желтый), клей, ножницы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Повторение изученного материала (учебник стр. 86).
- Индивидуальное задание 3 ученикам: Вспомнить по картинкам, какие вопросы задавал Муравьишка Вопросик? Вопросы должны начинаться со слов “где” или “когда” (“Когда придет суббота?”, “Когда наступит лето?”, “Где живут белые медведи?”, “Когда ты станешь взрослым?” и т.д.).
- Остальные дети отгадывают кроссворд, который лежит у всех на партах.
По горизонтали:
2. Человек, который изучает звезды и другие небесные тела.
5. Птица, которая живет в теплых странах и не умеет летать.
8. Часть велосипеда.
9. Животные, которые вымерли очень-очень давно.
10. Время года, которое наступает после осени.
11. Основная работа этого человека – печь хлеб
12. В нее одевались первобытные люди.
По вертикали:
1. Первый месяц весны.
3. Излюбленная пища белых медведей.
4. Он бывает только зимой. Про него говорят: “Хоть невелик, да стоять не велит!”
5. Крупное животное, житель жарких стран.
6. Часть велосипеда.
7. Третий день недели.
8. Часть велосипеда.
Ответы:
По горизонтали: 1. Астроном. 2. Страус. 3. Рама. 4. Динозавры. 5. Зима. 6. Пекарь. 7. Шкуры.
По вертикали: 1. Март. 2. Рыбы. 4. Мороз. 5. Слон. 6. Педаль. 7. Среда. 8. Руль.
После того, как дети разгадали кроссворд, слово детям, выполнявшим индивидуальные задания. Ученики выступают в роли учителя. Они по очереди называют вопросы и спрашивают любого ученика.
III. Работа над новой темой.
– Муравьишка приготовил для вас новый вопрос (стр. 88 – прочитать).
Ответы детей.
Учитель направляет: Солнце не просто светит днем, а оно-то и создает нам день. Когда Солнце восходит и освещает Землю, начинается день. А когда Солнце заходит, начинается ночь. И только ночью становятся видны звезды.
Отгадать загадку:
Голубой платок,
Желтый колобок
По платку катается,
Людям усмехается. (Небо и Солнце).
– Что такое Солнце? (Вспомнить стр. 6 учебника).
– Учитель рассказывает о Солнце.
Cтр. 88 учебника: нарисовать грустное и веселое Солнышко.
Вопросы:
– А почему Солнышко может загрустить?
А когда Солнышко будет веселым?
Отгадать загадку:
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего.
Что это? (Звезды)
– В старину люди думали, что звезды – это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так. Кто знает, что такое звезды?
Ответы детей.
Стр. 88 учебника – чтение текста вверху.
– Так что же такое звезды?
– Почему они кажутся нам маленькими светящимися точками?
– Рассмотреть рисунок на стр. 88; что можно рассказать о звездах?
Учитель с детьми читает названия звезд и предлагает вылепить их из пластилина (дети лепят, а учитель рассказывает о звездах).
– Что такое звезды?
– Что такое Солнце?
Учебник, стр. 88 (нижний текст). Вопросы по прочитанному:
– Что такое Солнце?
– Что создает нам Солнце?
– Почему днем не видно другие звезды?
– Кто изучает звезды?
– С помощью чего астроном изучает звезды?
Работа в рабочей тетради стр. 35
Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена. Отгадайте, о каком созвездии идет речь:
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы).
Учебник стр.6 + свои наблюдения по “Научному дневнику” (задание 1).
-Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звезд.
Стр.89 (учебник)
Миф о созвездии Льва:
Созвездие названо в честь льва, который свирепствовал около греческого города Немен. Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем.
Работа по учебнику стр.89 (внизу)
-Самая большая звезда этого созвездия – Регул, что значит “царь” (домашнее задние: ночью на небе отыскать звезду).
-Из чего состоят созвездия?
-Что такое звезды?
-Что такое Солнце?
-Что вы запомнили о звездах и Солнце?
-Почему днем на небе не видно звезд? Почему они становятся видны ночью?
IV Физкультминутка (учитель читает загадку, дети выполняют движения):
Кто-то утром, не спеша, (ходьба на месте)
Надувает желтый шар, (дети дуют и разводят руки)
А как выпустишь из рук – (поднять руки вверх, хлопок)
Станет вдруг светло вокруг (поворот).
Что это за шар? (дети хором: “Солнце!”)
V Работа над вопросом : Почему на Луне не живут люди?
-Узнал Муравьишка, что такое Солнце, звезды. Взглянул на небо и увидел еще что-то:
Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.
-Что увидел Муравьишка Вопросик?
-Кто из вас видел Луну? Нарисуйте.
-Еще в древности люди тоже заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то на серп, который назвали Месяцем. Люди не могли объяснить это явление и придумали сказки, легенды, мифы.
Сказка “Почему у месяца нет платья” (сербская сказка).
-А мы с вами сможем объяснить, почему Луна так меняет внешний вид?
-Чтобы это объяснить, надо знать один секрет Луны. Этот секрет в том, как она светит. Солнце – это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна…
Учебник, стр.90 (вверху). Узнаем: в чем секрет Луны, как она светит?
-Что изображено голубым цветом?
-Что делает Земля?
-Значит, сейчас какая часть суток?
-Что изображено белым цветом?
-А красным?
–Что делает Солнце?
-Что делает Луна?
-А может ли Луна сама испускать свет?
Стр.90 учебник: “Луна сама не испускает света, она, словно зеркало, отражает свет Солнца”.
-Вот мы и узнали секрет Луны. Раз она сама не светит, то мы видим только ту ее часть, которая освещена солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам и кажется, что ее форма меняется. А на самом деле она не меняет своей формы.
-Какую форму она имеет?
Рисунок стр.91 (учебник).
-Вместе с нами на Луну смотрят Муравьишка и Мудрая Черепаха. А каким прибором они пользуются?
-Что мы видим на поверхности Луны?
Рассказ о Луне.
-Луна – это естественный (природный) спутник Земли.
-Что больше по размерам: Земля или Луна?
Стр.91 учебник.
-А как еще изучают Луну?
Стр.90 (учебник).
-Что люди посылали на Луну?
-Как они ими управляли?
-Представьте, что вы с друзьями отправляетесь в космическое путешествие на луноходе.
(Работа в рабочей тетради стр.36 №2).
Советы улетающим на Луну (звучит космическая музыка):
- Если на Луне тебе захотелось немножко попрыгать, учти, что ты подпрыгнешь в 6 раз выше, чем на Земле, и падать будешь гораздо медленнее. Почему? Потому, что сила тяжести на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле.
- Будешь прогуливаться по Луне – смотри под ноги. Вся поверхность усыпана камнями, которые падают из космоса.
- Не забудь взять часы с календарем, а то совсем запутаешься в днях. На Луне 1 день длится 2 наших недели, а потом на 2 наших недели наступит ночь.
- Зонтик тебе не пригодится: дождей на Луне не бывает. Да что там дождей – там вообще нет воды. Нет облаков, туманов, радуги. Правда, дожди там все-таки бывают – метеоритные, каменные.
- Если полетишь на Луну вместе с друзьями, не забудь, что разговаривать вы сможете только при помощи радиопередатчиков. Звуков на Луне нет, там даже метеориты падают бесшумно. Это из-за того, что на Луне нет атмосферы.
- Подумай, как ты будешь дышать? Ведь на Луне нет воздуха.
- Подумай, как тебе одеться, так как длинным двухнедельным днем поверхность Луны нагревается до +130о, а за длинную ночь охлаждается до -170о.
Составить рассказ о путешествии на Луну по стр.90-91 учебника.
VI Итог урока.
-Что такое Луна?
-Почему на Луне не живут люди?
-Что такое Солнце?
-Почему звезды видны только ночью?
Задание для проверки знаний
Графический диктант.
Условные обозначения: “?”-да, “V”-нет, “–”-не знаю.
-Луна больше Земли.
-Луна сама не испускает света, а отражает свет Солнца.
-Люди уже несколько раз бывали на Луне.
-Солнце – самая большая звезда.
-Звезды – огромные пылающие шары.
-На Луне есть воздух и вода.
-Луна – естественный спутник Земли.
-Солнце – ближайшая к Земле звезда.
-В созвездии Большой Медведицы семь ярких звезд.
-На Луне живут люди.
VII Рекомендации для работы дома
“Научный дневник” задание №2. (наблюдение в течение месяца 1 раз в неделю – в один и тот же день недели).
Культурно-образовательная программа “Радость”
Пояснительная записка
В свое время Дмитрий Менделеев предупреждал: “Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего”. Вот почему, чем богаче знаниями человек, тем острее ставится вопрос его нравственных ценностей, его уровня воспитанности. Сегодня, когда нет ни педагогических установок, нет единой программы воспитания, нет привычного контроля за воспитательной работой школы, появились новые концепции, взгляды, формы, методы, направления воспитательной деятельности. В начале 90-х на “рынке” воспитательной деятельности все чаще и чаще стали публиковаться в специальной литературе “Программы детского движения” (в журнале “Воспитание школьника” даже была такая рубрика). Эти программы предлагались как основа воспитательной работы в школе, внешкольных учреждений так же за основу создания детских организаций.
Программы детского движения были очень интересны, хороши, новы, даже экстравагантны и давали большое поле деятельности. Но постепенно как-то интерес к этим программам поубавился, исчезли публикации об опыте работы в регионах России. После небольшого, но все-таки опыта работы по программам, взяли на себя смелость назвать такие программы “культурно-образовательные программы”. Такое понятие “культурно-образовательные программы” впервые встречается у В.С. Библера в работе “Диалог культур”. Почему культурно-образовательные? Если это название разбить:
культурно – использование в работе форм культурно-досуговой деятельности (представления, праздники, конкурсы, викторины, шоу и др.) с элементами драматизации;
образовательные – в работе по этим программам мы даем определенные умения, навыки а главное – знания, которые выходят далеко за рамки школьной программы.
Вот и получаются культурно-образовательные программы.
Создатели культурно-образовательных программ видят смысл своей жизни, работы в объединении детей на основе идей гуманизма и демократии. В основном они ставят своей целью оказать влияние на формирование характеров, мировоззрения, самостоятельности молодых людей, способствовать развитию личности, формированию навыков общения, а так же ответственного подхода к жизни. Таким образом, культурно-образовательные программы решают следующие задачи:
- развивать индивидуальность, прививать навыки, необходимые для лучшей адаптации детей в обществе, его социализации и личностного развития;
- дать практику общения молодых людей в демократической среде, создает определенный социальный иммунитет, помогающий разрешать сложные проблемы, возникающие в межличностном общении;
- формировать активную социальную среду и гражданскую позицию у детей и развивать у нее способность и готовность производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;
- развивать способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей, диагностировать и корректировать личностные качества и умения; снятие барьеров, мешающих реальной и продуктивной деятельности, изучение индивидуализированных приемов межличностного взаимодействия для повышения его эффективности;
- развивают: поиск, изобретение, конструирование нестандартных дел, игр, способствующих развитию внутреннего мира личности, формировании нравственных отношений в коллективе.
Проанализировав так называемый “рынок” культурно-образовательных программ, пришли к выводу, что для старшей ступени и ступени младшего школьного возраста выбор программ огромен. В них четко прописаны цели и задачи.
Во-первых, отвечают запросам, интересам детей с учетом психологических, физических способностей, с учетом общеобразовательной программы школы, а это немаловажно, особенно в культурно-образовательных программах для младшего и среднего звена.
Во-вторых, они отвечают требованиям времени.
В-третьих, создана система подготовки, поддержки и обучения организаторов работы по программе.
А вот программ для средней ступени или нет, или они очень слабо прописаны и непонятны, участвовать в них может ограниченный круг детей. Для работы в условиях образовательного учреждения они не подходят. Поэтому созрела необходимость в создании своей, адаптивной программы для средней ступени, которая потом перешла в школьную культурно-образовательную программу “Радость”.
С учетом психических, физиологических и, конечно же, возрастных особенностей детей был составлен план школьных праздников, мероприятий, которые в свою очередь были разбиты по ступеням: 1-я ступень, 2-я ступень, 3-я ступень, куда вошли традиционные праздники в школе.
1-я ступень: упор на соревновательный характер.
2-я ступень: упор на коллективные праздники, дела.
3-я ступень: интеллектуальные игры, вечера отдыха.
Остальные мероприятия планируются с учетом запросов детей, родителей, учителей (внепредметные мероприятия):
- предметные недели;
- литературные гостиные;
- математический клуб;
- психологический клуб;
- общество тайных друзей.
В основе всего этого лежит, конечно же, коллективное планирование и, что важно в современных условиях, целенаправленный активный досуг.
Программа “Радость”
ЦЕЛЬ: формирование личности творческой, самостоятельной, гуманной и внутренне свободной, способной адекватно оценивать себя, свои поступки и уважать мнение других.
ЗАДАЧИ:
- Организовать внеурочную работу, внеклассные мероприятия с учетом развития самостоятельных возможностей учащихся.
- Продолжить формирование качеств каждого ученика в зависимости от личностных особенностей ребенка, его интересов, склонностей, состояния здоровья, возрастных особенностей характера и психики ребенка.
- Способствовать формированию сплоченного классного коллектива учащихся через развитие коммуникативных способностей учеников, через организацию работы по единению, сотрудничеству классного руководителя, коллектива работающих учителей, учащихся и родителей для достижения поставленной цели.
В программе принимают участие все классы..
1-я ступень: 7-9 лет – 1-4 классы под девизом: “Играйте с нами, играйте, как мы, играйте лучше нас!”
2-я ступень: 10-12 лет – 5-7 классы под девизом: “Твори, выдумывай, пробуй!”
3-я ступень: 13-17 лет – 8-11 классы под девизом: “Каждое дело – творчески, а иначе зачем?”
Условия смотра программы “Радость”: ежемесячно подводить итоги и наглядно оформлять на стенде “Экран наших дел” со следующими оценками (критериями):
- Ну, что же вы? (синий цвет)
- Подтянитесь! (черный цвет)
- Так держать! (красный цвет)
Лидеров наградить (вымпелами, грамотами), в конце года отметить учащихся и родителей на “Вечере школьных успехов”.
Дела и мероприятия по ступеням
1-я ступень: Это должен каждый знать обязательно на “5” - сентябрь
Осенний марафон - октябрь
Мульти-пульти – чудная страна - декабрь
Посвящение в первоклассники - ноябрь
Новогодняя сказка - декабрь
Посиделки у Татьяны - январь
Смелые, быстрые, ловкие - февраль
Мисс очаровашка - март
Веселые нотки - апрель
Памяти павших будем достойны - май
А ну-ка, бабушки! - март
Экологическое ассорти - апрель
2-я ступень: Осенины - сентябрь
Улица полна неожиданностей - сентябрь-октябрь
Новогоднее шоу - декабрь
Татьянин день - январь
Во имя прекрасной любви - февраль
Рыцарский турнир - февраль
Игра “Зарница” - февраль
Весенний переполох - март
Ступень к успеху - апрель
Вахта памяти - май
Упор делается в основном на коллективные праздники и дела.
3-я ступень: Осенний калейдоскоп - октябрь
В здоровом теле здоровый дух - ноябрь
Новогодний вечер - декабрь
День влюбленных - февраль
День мужества - февраль
День красоты - март
Апрельская ассамблея - апрель
Общешкольные традиционные дела
День знаний
День учителя
Папа, мама, я – спортивная семья
Новогодний калейдоскоп
Вечер встречи выпускников
Проводы русской зимы
День открытых дверей
День памяти
Последний звонок
Вечер школьных успехов
Возможные праздники
День матери
День земли
День воды
День космонавтики
День защиты детей
День птиц
День семьи
Наш девиз:
Мы берем с собой в дорогу:
Песни, творчество, мечты.
И в любую непогоду
Веселишься с нами ты.
Наш девиз – не унывать,
Радость людям доставлять.
Наши заповеди:
- Делай добро!
- Люби и прощай людей!
- Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе!
- Бойся обидеть человека!
- Не ищи оправдания собственным слабостям и не ленись!
- Найди свою цель в жизни!
- Познай себя и мир!
- Лучше отдай свое, чем возьмешь чужое!
- Не теряй веры в себя!
- Умей дарить радость людям!