Цели.
- Научить действовать в случае возникновения пожара.
- Познакомить с правилами пользования утюгом.
- Повторить уже изученные правила по противопожарной безопасности.
- Прививать навыки самообслуживания.
- Воспитывать смелость, ответственность.
Оборудование.
- Телефон.
- Для демонстрации процесса глажения: стол, утюг, подставка для утюга, удлинитель или розетка, полотенце, салфетка.
- Для демонстрации защиты органов дыхания: графин с водой, платок носовой или полотенце.
- Тема практического занятия написана на листе ватмана, сюжетные плакаты несоблюдения правил противопожарной безопасности, маркеры.
Форма мероприятия. Практическое занятие.
Действующие лица.
Пожарный – учитель ОБЖ (родитель),
Тетя Кошка – ученица 6-го класса,
Котята – ученики 2-го класса.
Ход мероприятия
Организационный момент
Постановка цели
Учитель. Ребята, на уроках ОБЖ вы узнали причины возникновения пожара, а сегодня на практическом занятии мы с вами будем учиться действовать в случае возникновения пожара, научимся правильно пользоваться одним из электроприборов, повторим правила противопожарной безопасности, которые вы уже знаете. Давайте хором прочитаем тему нашего занятия. “Чтобы в ваш дом не пришла беда, будьте с огнём осторожны всегда”.
Основная часть
Учитель. Огонь издавна был другом и помощником человека. Приведите примеры огня-друга.
Дети: Керосиновые лампы и свечи освещают дома и квартиры. На газовой плите готовят еду. В деревнях огонь разводили в печах, чтобы в избе было тепло.
Учитель. Совершенно верно. “На огне человек научился готовить пищу. Огонь спасал от холода, отпугивал хищников от стоянок древнего человека. Проходили годы и века. Постепенно человек узнавал огонь лучше. Сила у друга-огня большая! Но если с этой силой обращаться неосторожно, то огонь может стать страшным и коварным врагом” [ 9] . Приведите примеры огня-врага.
Дети: Пожар.
Учитель. “Каждые 5 секунд на нашей планете возникает новый пожар. Огонь не щадит музеи и библиотеки, театры и школы, леса и хлебные поля. В результате – убытки. А самое главное – десятки тысяч человеческих жизней, среди них и дети. Чтобы этого не было, дети всегда должны осторожно обращаться с огнём, газом, электричеством, внимательно присматривать за младшим братом или сестрой, за всеми малышами. Ведь очень большое количество пожаров связано с детской шалостью и неосторожностью”[ 9] .
Учитель. Ребята, а как зовут волшебника, который может усмирить разбушевавшийся огонь?
Дети: Пожарный.
Учитель. Какой номер телефона надо знать, чтобы вызвать пожарного?
Дети: номер “01”.
Учитель. По этому номеру телефона нужно звонить, если случится пожар или маленькое возгорание. Звонить без причины и шутить по этому номеру телефона нельзя. Но ведь у нас сегодня занятие по противопожарной безопасности, значит, мы можем позвонить по этому номеру телефона и пригласить к нам на занятие пожарного. (Ученик набирает на диске телефона номер “01”.)
Ученик. Здравствуйте, уважаемый пожарный. 2-й “Б” класс приглашает Вас на занятие по противопожарной безопасности. Мы будем Вас очень ждать адресу улица Красная, 75, СОШ № 13. Да. Хорошо. Спасибо. (Кладёт трубку.) Пожарный сказал, что сейчас приедет, но не один.
Учитель. А пока мы ждем гостей, подумайте, почему номер пожарной службы стал именно номер “01”. Посмотрите внимательно на диск телефона. Где находятся цифры “0” и “1”?
Учитель. Совершенно верно, это первое и последнее отверстия на диске телефона и их можно найти очень быстро, даже если в комнате дым и глаза закрыты. (Стук в дверь.) А вот и наши гости. Скорее откроем дверь. (Учитель открывает дверь. Входит учитель ОБЖ, одетый в форму пожарного, Котята и тётя Кошка с лукошком в руках.)
Учитель. Ребята, к нам в гости пришёл пожарный.
Пожарный. Здравствуйте, ребята.
Котята.
“Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом!” [ 4]
Учитель. Ребята, вы узнали нашу гостью? Как ее зовут? Из какой она сказки?
Дети. Это Тётя Кошка из сказки Маршака “Кошкин дом”.
Тётя Кошка. “Вы, наверно, помните, что меня постигло большое горе – сгорел мой дом, потому что я не соблюдала правила противопожарной безопасности. Сейчас я живу в новом доме со своими племянниками. В моём доме много помощников и с одним из них я вас познакомлю. Угадайте, что это?
В Полотняной стране, по реке Простыне
Плывёт пароход то назад, то вперёд.
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать.” [4]
Дети. Утюг.
Тётя Кошка. Молодцы, ребята, правильно назвали моего помощника. (Достаёт из лукошка утюг.)
Тётя Кошка.
Вот купила я утюг,
Для того чтоб стал он другом
И помощником всегда,
Чтоб не сломался никогда,
Надо правила все знать
И их точно выполнять. [4]
(Тётя Кошка подходит к столу, на котором расстелено одеяло. Ставит на стол утюг на подставку, вставляет вилку в розетку обесточенного удлинителя. Расстилает на столе салфетку. Один котенок в это время умывается.)
Тётя Кошка.
Чтоб ученье было впрок,
Дам вам глаженья урок.
Чтоб пожара избежать,
Будем вместе изучать,
С утюгом как обращаться,
Чтоб утюжить не бояться.[4]
Тётя Кошка.
Подходи ты первым, детка,
Вот утюг, а вот салфетка. [4]
(Котёнок подходит с мокрыми лапками. Тётя Кошка вытирает ему лапки полотенцем.)
Тётя Кошка.
Разве можно, мой дружок,
Брать вот так утюжок?
Через воду ненароком
Поразить ведь может током.[4]
Учитель. Ребята, какую ошибку допустил Котенок?
Пожарный. Почему нельзя прикасаться к электроприборам мокрыми руками?
Тётя Кошка.
Разутюжь теперь при всех
Ты салфетку снизу вверх.[4]
(Котенок гладит салфетку, шнур попадает под рабочую поверхность утюга.)
Тётя Кошка.
Посмотри сюда, мой друг,
Шнур попал под утюг.[4]
Учитель. Ребята, почему шнур под подошвой утюга может стать опасным?
Тётя Кошка.
Чтобы гладкой ткань вся стала,
Намочи её сначала.[4]
(Котёнок оставляет утюг на салфетке, отходит от стола за стаканом воды.)
Тётя Кошка.
Вот и ты ошибся, крошка,
Поспешил сейчас немножко.
На белье утюг оставил
Это – нарушенье правил.[4]
Учитель. Ребята, какую ошибку допустил Котенок?
Пожарный. Почему нельзя оставлять утюг без присмотра?
Тётя Кошка.
Ну, погладил ты платок
И запомнил мой урок.
Отключу сейчас утюг.[4]
(Котёнок хочет помочь тёте Кошке отключить утюг и обхватывает рукой шнур.)
Тётя Кошка.
Но, чур
Не хватай его за шнур![4]
Учитель. Ребята, какую ошибку допустил Котенок?
Пожарный. А почему это опасно?
Учитель. Ребята, а кто должен включать и выключать электроприборы?
Дети: Родители.
Пожарный. Ребята, если родители разрешают вам включать и выключать электроприборы, и вы уже умеете утюжить свои вещи, то пользоваться утюгом можно только в присутствии взрослых.
Тётя Кошка.
А теперь мы здесь втроём
За собой всё приберём.
На столе оставим, братцы,
Лишь утюг наш остужаться.[4]
Учитель. Спасибо, тётя Кошка. Спасибо, Котята. Думаю, ребята запомнили правила пользования утюгом, не будут повторять ошибок Котят и пользоваться электроприборами в отсутствие взрослых. Но бывают случаи, когда пожар предотвратить не удалось, и он уже начался. Что делать в этом случае, расскажет пожарный.
Пожарный. “Если возгорание в помещении произошло, нельзя прятаться в шкаф, в ванной, под стол или кровать – можно задохнуться в дыму, да и пожарные не смогут вас найти. Несколько глотков дыма подряд – и человек не может правильно действовать и даже думать. Он отравлен воздушным ядом. Дым не даёт времени делать ошибки. Если в доме или квартире начался пожар, надо за секунду решить, что ты будешь делать дальше и немедленно спасаться от дыма. Во – первых, нужно закрыть дверь в ту комнату, где горит и немедленно покинуть горящее помещение. Если дома есть взрослые, зови на помощь, а если младший брат или сестра, схвати за руку и спасай. Пробираться к выходу нужно на четвереньках”.[1] А почему, ребята?
Пожарный. Вы правы, ребята. “При горении дым всегда поднимается вверх и внизу у пола дыма всегда меньше. Чтобы, не обжечь органы дыхания перегретым воздухом, надо закрыть нос и рот мокрым платком и оставить только глаза”.[1] А поможет мне это показать самый смелый второклассник. (Пожарный вместе с ребёнком демонстрируют защиту органов дыхания с помощью мокрого платка.)
Пожарный. “Но обычно возгорание происходит очень быстро и у вас в тот момент может не быть под рукой платка. Чем можно закрыть органы дыхания в этой ситуации?
Дети: полотенцем или шарфом”.[1]
Пожарный. Молодцы, ребята, правильно ответили. После того как вы закрыли нос и рот мокрым полотенцем, надо срочно покинуть горящее помещение и сообщить взрослым о возгорании или позвонить по какому номеру?
Дети (хором). “01”
Пожарный. Набрав этот номер, надо чётко сообщить, что горит и назвать адрес. А теперь давайте ещё раз повторим, что нельзя делать при возникновении пожара?
Пожарный. Как надо действовать в случае возгорания дома или квартиры?
Пожарный. Итак, мы с вами уже знаем, как выйти из горящего помещения. Давайте сейчас поиграем в игру “Что делать во время пожара?” и попробуем применить эти правила на практике. А помогут нам три самых смелых мальчика или девочки. (Выходят несколько детей, желательно в джинсах) Представьте, что взрослых нет дома. Вы с друзьями играете в этой комнате. Вдруг начался пожар. Вам нужно как можно быстрее покинуть квартиру или дом, используя те знания, которые вы сегодня получили. Задание понятно? Тогда покажите, как вы будете действовать в такой ситуации.
Дети. Раз, два, три, пожар!
Учитель. Молодцы, ребята, справились с заданием. Думаю, что в случае возникновения пожара ваши чёткие действия помогут сохранить жизнь и здоровье вам и окружающим людям. И в конце нашего практического занятия давайте на этих плакатах напишем пожелания другим детям, чтобы они соблюдали правила противопожарной безопасности. (Класс разделён на 3 команды. Капитан берёт понравившийся плакат “рис. 1”, “рис. 2”, “рис. 3” и получает маркер. Ребята обсуждают то, что они будут писать на плакате. После обсуждения командир подписывает плакат. Если команды еще работают, можно предложить детям отгадать загадки. Затем каждая команда зачитывает подпись к плакату.)
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Заключение
Учитель. А сейчас давайте подведём итог нашему практическому занятию. Что вы нового сегодня узнали? Чему научились?
Пожарный. Ребята, всегда помните, что ваше поведение – может стать причиной пожара или предотвратить его. Никогда не забывайте правил противопожарной безопасности.
Учитель. Ребята, давайте поблагодарим пожарного, тетю Кошку и Котят за то, что они пришли к нам в гости. Думаю, что знания, которые вы получили на практическом занятии, помогут овладеть навыками самообслуживания, а, в случае необходимости, спасти жизнь вам или вашим близким.
Дети: Спасибо! До свидания. (Пожарный, Тётя Кошка и Котята уходят.)
Загадки
С огнём бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (Пожарные)
В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь,
Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь. (Пожарный)
Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (Огонь)
Наш дед Ермолай
Съест всё, что ни дай. (Огонь)
Голова огнём пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу
Лампы нет – я посвечу. (Свеча)
Дремлют в домике девчонки –
Красные шапчонки. (Спички)
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки. (Спички)
Я мала, да зла,
Чуть-чуть свечу,
Иногда так упаду,
Что много горя принесу. (Искра)
Голова огнём пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу
Лампы нет – я посвечу. (Свеча)
Выпал на пол уголёк
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его... (Водой)
Я мохнатый и кудлатый,
Я зимой над каждой хатой.
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде меня
Не бывает без огня. (Дым)
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь,
А слышно там. (Телефон)
К дальним сёлам, городам,
Кто идёт по проводам?
Светлое Величество!
Это... (Электричество)
Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны. (Газовая плита)
Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато, когда сыта,
От Федоры теплота. (Печь)
Поверну волшебный круг,
И меня услышит друг. (Телефон)
По бокам коробки
Кругленькие кнопки.
Тут же рядом, в уголке
Ручка с трубкой на шнурке.
Без языка говорит,
Прекрасно слышит без ушей. (Телефон)
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжется в доме свет. (Электрический ток)
Дом – стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжётся. (Электрическая лампочка)
Живёт в нём вся вселенная,
А вещь обыкновенная. (Телевизор)
Пыль увижу – заворчу,
Заверчу и проглочу. (Пылесос)
Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет! ( Холодильник)
Летом папа наш привёз
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник)”[7]
Библиография
- Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 1-4-го кл. общеобразовательных учреждений. – М.: ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 1999.
- Маршак С. Я Кошкин дом // Родная речь Читаем дома: Учебн. Пособие для учащихся 1-2-х классов общеобразоват. школ. В 3 кн. Кн. 1. В 2 ч. Ч. 1 / Авт. – сост. М. В. Голованова, В. Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова. – М.: Дрофа, 1996.
- Методические рекомендации по обучению школьников правилам пожарной безопасности: Пособие для преподавателей курса ОБЖ в школах. – Краснодар, 1995 г.
- Морозова Л. К. О правилах кошке расскажем немножко / Классный руководитель. – 1998. – № 1. – с. 76-80.
- Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности I-XI классы. М.: “Просвещение”, 1994.
- Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья / Пер. с англ. – М.: Физкультура и спорт, 1992.
- 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина. – Ярославль: “Академия развития”, “Академия К”, 1999. – (Серия: “Игра, обучение, развитие, развлечение”.
- Цвилюк Г. Е. Азы безопасности: Кн. для детей и родителей: – М.: Просвещение, 1995.
- Чтобы не было беды: Детям – об огне и пожаре / Сост. Д. Б. Игуменова, И. Г. Иванников. – М.: Стройиздат, 1992.