Задача урока:
- Воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров, обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нём.
- Создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного и художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями.
- Развитие речевых навыков школьников: слушание, говорение, чтение; развитие творческих речевых способностей.
Цели урока:
- Приобщить учащихся к познавательной литературе
- Развивать технику чтения вместе с интересом к чтению
- Развивать познавательную деятельность , логическое мышление, речь, внимание
Цель курса чтения: Осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений, развитие внимания, мышления и собственного литературного творчества.
Оборудование:
- Выставка книг Ю. Нагибина, портрет автора.
- Репродукция картины И. Э. Грабаря “Февральская лазурь”.
- Гербарий, иллюстрации с изображением дуба.
- С. И. Ожегов “Толковый словарь”.
Дети готовы к уроку чтения. Звенит звонок. Дети садятся, смотрят на доску, читают тему, рассматривают выставку книг, узнают портрет Ю. Нагибина. И вот первая поднятая рука.
- Я догадалась, что на уроке мы будем читать рассказ “Зимний дуб”, а автор его Ю. Нагибин.
- Да, мы уже знакомы с его произведениями, я помню, мы читали во 2-м классе.
- Меня заинтересовало уточнение “Зимний”, видимо, будем читать о том, как живёт, существует дуб именно зимой.
- Верно, ребята. Ваши мысли правильные. Этот рассказ большой, интересный.
Пауза.
Некоторые ребята подготовили чтение части рассказа в лицах, остальные помогу прочитать я.
Перед чтением не ставлю никакого проблемного вопроса. Пусть дети прослушают внимательно весь рассказ. Они из моих слов поняли , что рассказ интересный и внимание надо удерживать в течении всего рассказа, а не на какую-либо его часть, эпизод. Таким образом лучше происходит целостное восприятие текста.
Чтение рассказа начинаю сама со слов “выпавший за ночь снег…” до слов “Шапочки, ушанки и башлыки”. стр. 260
Чтение в лицах со слов “Здравствуйте, Анна Васильевна…” до слов “После уроков ты меня проводишь”. стр. 260 – 263.
Заканчиваю чтение рассказа сама. стр. 264 – 267.
Перед чтением описания зимнего дуба делаю значительную паузу и начинаю читать полушепотом с восторгом “Посреди поляны в белых сверкающих одеждах стоял дуб, огромный и величественный, как собор”.
Дети, затаив дыхание, слушают рассказ, представляя то, о чём читаю.
После чтения текста – пауза.
- О чём вы не знали, а узнали сейчас на уроке?
Детям даю время сосредоточиться, вспомнить, то о чём прочли.
Интересно в это время за ними наблюдать. Кто-то закрыл глаза, кто-то лёг на парту, кто-то поднял глазки вверх.
- Я не знал, что дети могут так далеко жить от школы. Конечно, они могут опаздывать, столько вокруг интересного видишь, если идёшь через лес. Мне бы хотелось видеть то, что видел Савушкин, я такого никогда не видел.
- Мне никогда не приходилось видеть сохатого, я не знал, что его нельзя бить палочкой, он обидится.
- Мне понравилось описание зимнего дуба. Так здорово. Великан. Интересно бы посмотреть.
- Я узнал, почему опаздывал Савушкин. Он любовался зимним дубом.
- Не только зимним дубом, а ещё его постояльцами, что жили в нём, о ёжике интересно.
- Я ещё узнала, что дуб оберегал их, проверял все ли живы, уютно ли им холодной зимой.
- Нет, нет, дуб-то оберегал, а проверял Савушкин, поэтому он и опаздывал.
- Очень хорошо, дети. Поделитесь ещё мыслями. О чём же этот рассказ или о ком?
- Я думаю о Савушкине, Анне Васильевне и о дубе. А о дубах рассказал Савушкин. Нет, рассказ о мальчике, о Савушкине, интересно то, что не только учительница его учила, но и он учил её и своих ребят.
- Да? Интересная мысль. О чём же узнала учительница от ученика?
- Савушкин знал, почему не замерзает ручей.
- А почему же?
- В нём тёплые ключи бьют.
- Ещё про лягушку. Мне очень понравилось это сообщение, но я не запомнил, как рассказал о ней Савушкин. Мне бы хотелось ещё прочитать.
- Да, ребята, всё мне понятно, но почему рассказ называется “Зимний дуб” ?
- Весной и летом автор не видел того, что он увидел зимой, скольких насекомых пригрел и спас дуб. Ведь летом им легче, чем зимой.
- Что же вы можете сказать об авторе?
- Он любит природу, знает её тайны, показывает и описывает для нас, проводит для нас заочные экскурсии.
- Хорошо. А что вы можете сказать о Савушкине?
- И он любит природу, очень внимательный и наблюдательный, и заботливый, добрый.
- Почему Савушкин хотел непременно показать своей учительнице дуб, этого могучего великана, как произошла встреча с великаном?
- Мне это и хотелось перечитать, но там мне непонятны слова. Дуб завораживал Савушкина и он заботился о тех, кто был рядом.
- Давайте дети перечитаем это описание, а объяснить значение слов нам поможет толковый словарь Ожегова С. И.
Словарь всегда на столе в классе. Дети читают описание на стр. 265 от слов “Посреди поляны…” до слов “присыпанные снегом”. По ходу чтения объясняю слова, записываю на доске
гротик – пещера, преимущественно искусственная
свод (свести) – сведённые в одно целое и расположенные в известном порядке предметы, материалы)
собор – главная или большая церковь в городе, монастыре
мириада – неисчислимое множество (звёзд)
сохатый – с ветвистыми рогами олень или лось.
- А прав ли был Савушкин, когда сказал на уроке, что зимний дуб – имя существительное?
- Да, да ! Ведь все эти предметы, о которых он заботился, и есть существительные, они же отвечают на вопрос кто? или что? (Лягушка.)
- Можете ли ещё доказать, что именно зимний дуб – имя существительное? Карандашом подчеркните эти слова, назовите их.
Дети с интересом делают это задание. Им хочется больше найти имён существительных. Прохожу по рядам, смотрю, есть ли ошибки, здесь же исправляем вместе с учеником, ставя вопрос к слову – кто? – что? Результат поразительный: дети находят много имён существительных: и 8, и 10, и 20!
На обратной стороне доски слова записаны, называем их устно, потом прочитываем вместе, а их всего 50.
На доске появляются слова:
поляна | одежда | собор | деревья | сила |
ветви | шатёр | снег | морщины | листва |
охват | ствол | солнце | нити | свет |
вершина | листья | мириады | звёзды | глыба |
сон | сказка | жизни | подножие | иголки |
земля | трава | ямка | шарик | сосулька |
ёж | корень | гротик | бахрома | постояльцы |
лягушка | картон | кожа | солнышко | зверьё |
жуки | ящерица | козявки | тепло | лучи |
насекомые | жильё | зима | кора | солнце |
- Итак, ребята, посмотрите как вы удачно доказали, что зимний дуб – имя существительное. Да, вы были правы, что Нагибин любит природу, понимает жизнь природы, удачно показал нам сказочность того мира, в котором оказались Савушкин и Анна Васильевна. Он хорошо знает тайны природы, любит спокойствие и тишину. Эту любовь он передаёт и нам.
- Автор рассказывает о некоторых предметах , как о людях.
- Какая, Оля, ты внимательная. Докажи.
- Тропинка бежала вдоль ручья. Бежала.
- Ручей под снегом живой. Живой.
- Мне кажется тропинка весёлая, ей нравится жить в лесу.
- А я чувствую, будто ручей и вправду тёплый, если он живой.
- Мне понятны, ребята, ваши чувства. Давайте ещё раз перечитаем описание зимнего дуба и постараемся передать чувство восторга.
Дети читают самостоятельно. Двух учеников слушаем для сравнения, по желанию.
- Кому же удалось передать чувство удивления, восторга.
- Мне понравилось, как прочитала Аня. Она прочитала так, будто дуб старый человек, у него глубокие морщины, добрый. Всех ласкает, манит к себе. Он огромный, толстый. А полные люди всегда добрые.
- Ребята, посмотрите на гербарий. Потрогайте листочки.
- Может под таким листочком, в снегу, затаился жучок?
- Да, листик жёсткий, не придавит жучка, а накроет и будет греть.
- Какие ещё чувства и мысли скрываются в рассказе?
- Жизнь лесных постояльцев – это тайна, значит чувство таинственности и загадочности прекрасного.
- Красота зимней природы волнует не только писателей, но и художников. Посмотрите, как изобразил художник И. Э. Грабарь зимнюю берёзку. Можно ли здесь пронаблюдать за жизнью насекомых, как в рассказе “Зимний дуб”?
- Да, я даже предполагаю, где может затаиться майский жук.
- Где же?
Показывает: – А вот здесь у основания, в коре.
- Это тайничок. Его можно найти в зимнем спящем лесу.
- Я вижу, что вам очень понравилось угадывать, как прячутся насекомые, вы уже фантазируете.
- А что ещё хотели бы перечитать?
- О том, как проходил урок русского языка, как ребята не могли подобрать примеры слов.
- О сомнении Анны Васильевны, врал Савушкин или нет?
- А я ещё раз прочитал бы о дубе, его описании.
- Моя бабушка мне рассказала, как зимует уж. Я завтра принесла такую книгу, прочитаю вам.
- Хорошо, ребята, перечитайте дома ещё раз те части рассказа, которые вам особенно понравились, удивили. Расскажите об этом родителям. Завтра поделитесь новыми открытиями со мной.