Планирование по физической культуре: "Туристская подготовка". Конспект урока

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Пояснительная записка.

В условиях перехода общеобразовательных учреждений на трехразовые занятия проведения уроков физкультуры, предлагаем вашему вниманию разработки уроков для 5–6 классов. В нашей гимназии, где есть традиции в организации внеклассной работы по туризму и школе безопасности, эти уроки помогут повысить уровень подготовки учащихся к соревнованиям, дадут им жизненно необходимые знания и умения в ориентировании на местности, умению пользоваться компасом, устанавливать палатку, разжигать костер, знать правила поведения в походе, преодолевать препятствия.

В связи с погодными особенностями Крайнего Севера уроки проводятся в спортивном зале, при улучшении погодных условий занятия проводятся на открытом воздухе.

Поурочные задачи обучения.

1 урок.

1. Обучение установки палатки.
2. Разведение костра. Укладка растопки для разведения костра шалашом и колодцем.
3. Кросс 400 м.
4. ОРУ (общеразвивающие упражнения) в парах.
5. Полоса препятствий: переправа по бревну, перелезание через препятствия, “паутина”, лазание по гимнастической стенке, тоннель, переправа по кочкам.
6. Обучение вязке узлов: прямой узел.

2 урок.

1. Кросс 400 м.
2. ОРУ в движении.
3. Переноска пострадавшего в парах.
4. Повторить правила установки палатки по отделениям из 5–6 человек.
5. Укладка растопки для разведения костра.
6. Вязка пройденного узла.

3 урок.

1.Обучение укладке рюкзака.
2.Кросс 500 м.
3.ОРУ в движении.
4. Установка палатки на время по отделениям из 5–6 человек.
5. Обучение вязке узла "проводник".
6. Игра “чехарда”.

4 урок.

1. Знакомство с устройством компаса. Обучение определению сторон горизонта и азимута на местный предмет.
2. Кросс 300 м.
3. ОРУ в парах.
4. Работа по станциям:
а) установка палатки;
б) укладка рюкзака;
в) вязка узлов: прямой, проводник;
г) игра в волейбол в кругу.

5 урок.

1. Обучение вязке узлов: восьмерка, проводник, булинь.
2. Определение азимута на местный предмет. Вдоль стены стоят кегли на расстоянии 1 м. Стоя в центре зала, с компасом в руках и карточкой, на которой указан азимут, определить, под какой кеглей находится жетон.
3. Повторить пройденные узлы: проводник, прямой, восьмерка проводник, булинь.
4. Кросс 400 м.
. 5. Разминка в парах.
6. Игра в волейбол в кругу.

6 урок.

1.Условные знаки спортивных карт: масштабные, линейные, внемасштабные, знаки обозначения дистанции по спортивному ориентированию.
2.Повторить вязку пройденных узлов.
3. Определения на глаз расстояния до предмета.

7 урок.

1.Обучение определения азимута со старта на КП (контрольный пункт) по карте.
2. Определение расстояния, используя метод подсчета шагов.
3. Тестирование по карточкам на знание топографических знаков.

8 урок.

1. Повторить определение азимута по карте с КП на КП.
2. Повторить правила установки палатки.
3. Вязка узлов: прямой, проводник, восьмерка проводник, булинь.

9 урок. Обобщение пройденного материала по теме туристская подготовка. Урок-соревнование: работа по станциям.

1. Установка палатки на время.
2. Укладка дров любым способом для разведения костра.
3. Вязка узлов.
4. Определение азимута по карте и на предмет.
5. Определение азимута на оценку.

10 урок Туристический слет проводится с 6–16 сентября. Участвуют все параллели классов с 1–11кл.

Программа:
1. Полоса препятствий.
2. Соревнования по ориентированию на местности в заданном направлении.
3. Краеведение.
4. Оказание первой помощи пострадавшему.
5. Конкурс бивуаков.
6. Конкурс поваров.
7. Конкурс боевых листков.
8. Конкурс песни. Для начальной школы составляется упрощенная полоса препятствий и знакомство с основами туристкой техники.

Конспект открытого урока по физической культуре.

По теме: Обобщающий урок-соревнование по туристской подготовке.

Класс:5–6

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: рюкзак, туристическая палатка, дрова для костра, компасы, веревки.

Цель урока: закрепить полученные навыки по теме туристская подготовка.

Задачи урока:

1. Проверить усвоение знаний по туристским навыкам: в постановке палатки, укладке рюкзака, разведении костра, вязке узлов, определении азимута на предмет.
2. Развивать координационные качества средствами выполнения упражнений по туристской технике.
3. Воспитывать взаимопомощь, умение работать в группе.

Вводная часть 8 мин.

1. Построение, сообщение задач урока.
2. Рассказ о ходе урока-соревнования по туристским тропам.
3. Ходьба по полосе препятствий: кочки, барьеры, бревно, “паутина”, перелезание через препятствия.
4. ОРУ в движении.
5. Бег по полосе препятствий

Основная часть 25 мин.

1. Разделить класс на отделения, в каждом отделении должно быть 5–6 человек. Назначить судей на каждую станцию из числа учащихся класса. Провести краткий инструктаж по судейству соревнований. Выбрать капитанов команд. Объяснить задания на каждой станции. Выдать маршрутный лист (таблица 1).

Таблица 1.

Маршрутный лист.

Задание

Время

Штрафные баллы

Оценка за исполнение

Место

Установка палатки

       

Укладка рюкзака, костер

       

Вязка узлов

       

Определение азимута

       

Станция 1. Установка и сборка палатки на время. Методические рекомендации: выполнять имитацию крепления колышков в землю. Судьи держат стойки. Выполнять задание на время. За 1 место – 5 баллов, за 2 место – 4 балла и т.д.

Станция 2. Укладка рюкзака и растопки для разведения костра. Методические рекомендации: оценивать правильность исполнения. Для укладки рюкзака предложить набор вещей необходимых и ненужных для похода. За правильное выполнение задания команда получает – 5 баллов.

Станция 3. Вязка узлов. Каждый член команды завязывает один из пройденных узлов. За каждый правильный узел команда получает 1 балл.

Станция 4. Определение азимута на предмет. Каждый член команды получает задание взять азимут на определенный предмет. За каждый правильный азимут команда получает 1 балл.

Заключительная часть 7 мин.

1. Подведение итогов урока. Если команда получила за исполнение упражнения оценку 5 по 2 видам и установила палатку не более чем за 2 мин., то вся команда получает оценку 5. Оценка 4 ставится, если за 2 вида стоит оценка 4 и есть штрафные баллы за постановку палатки. Учащиеся могут быть отмечены судьями за хорошую работу и отдельно от команды получить оценку.

2. Игра на внимание: команде на 30 сек. показывают карточку c 10 топографическими знаками (таблица 2). Учащиеся должны назвать показанные топографические знаки.

Таблица 2.