Последнее десятилетие, в котором мы живем, – это время формирования гражданского общества и правового государства, время признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Изменения, происходящие в обществе определяют новые требования к системе образования. Важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса становится успешная социализация личности. В связи с этим перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений стоят непростые задачи воспитания гражданских чувств у детей и их социальной компетентности.
Формирование гражданственности неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается с дошкольного возраста.
Наше дошкольное учреждение работает по программе «Детство» (В.И.Логинова и др.) и авторской программе «Юный эколог» (Л.А.Репникова, Р.И.Вашурина), которая прошла апробацию в условиях эксперимента и была рекомендована к внедрению. Совершенствуя программу, разрабатывая региональное краеведческое содержание, возникла необходимость создания авторской интегрированной краеведческой программы, которая разрабатывается коллективом авторов в сотрудничестве дошкольных учреждений № 149, 159, 169, ОДОУ ОАО «АВТОВАЗ».
Основная цель краеведческой программы – в условиях поликультурного этнического региона воспитание уважения к культурным традициям этносов. Воспитание познавательного интереса и любви к своей малой Родине.
Актуальность создаваемой программы заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых.
Концептуальным подходом в разработке программы является раннее формирование культуры ребенка, его личности, начиная с дошкольного возраста. Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть своя Родина; близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг: и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.
Цель разрабатываемого краеведческого блока «Ладушка» в том, чтобы дать детям целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к городу, в котором они живут, помочь им осознать значение города Тольятти как крупнейшего российского центра автомобилестроения.
Предлагаемый краеведческий блок «Ладушка» рассчитан на 3 года и содержит информацию о современном городе Тольятти, начиная с 1953 года – строительства ГЭС им. Ленина.
Следуя дидактическим путем от близкого к далекому, от известного к неизвестному, от простого к сложному, предлагаем начинать ознакомление с родным краем с района, в котором находится детский сад.
Основной принцип построения занятий с дошкольниками базируется на использовании новых педагогических технологий:
- игровой;
- музейной педагогики;
- метода проектов;
- домашнего кинотеатра;
- компьютерных игр.
Учитывая психологические особенности дошкольников, педагогу необходимо стремиться затронуть их эмоционально-чувственную сферу, а не давать как можно больше информации, даже на его взгляд, нужной и занимательной.
Информативная часть программы усвоится детьми успешнее, если педагог отдает предпочтение методам поисково-экспериментальным, проблемным.
Не спешите с ответом на его вопрос. Не забывайте, что совместный поиск посредством наблюдений, опытов, чтение книг, подведет к правильному ответу опосредованно. Пусть малыш переживет состояние первооткрывателя, свою «Эврику!». Поддерживайте в нем уверенность в том, что он сам непременно найдет правильный ответ, додумается, решит трудную для себя задачу.
Основные задачи блока «Ладушка»:
- Формировать чувственное, эмоционально-действеное отношение к родному городу, Самарскому краю;
- Расширять представление детей о достопримечательностях городов: Тольятти, Самара;
- Формировать у детей чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов, проживающих в Поволжье, сопричастности к событиям в городе Тольятти, Самарском крае;
- Помочь ребенку правильно ориентироваться в предметах материальной культуры, истории их происхождения и технического развития;
- Формировать устойчивую потребность общения с музеем, развивать основы музейной культуры;
- Воспитывать в детях чувство достоинства, гордости за свою семью, народ, город, край;
- Воспитывать осознанно-бережное, экологически-целесообразное отношение к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.
Реализация блока программы также способствует воспитанию любви к малой Родине и Отечеству, развитию познавательного интереса, эстетических чувств, речевых, трудовых, изобразительных умений, творческих способностей.
Город растет. Новейшая история будет реализовываться через разные формы работы с дошкольниками. Реальность будет диктовать сам процесс. Развитие новых ориентиров даст пищу для творчества. Этому способствует открытость программы.
Для успеха работы по программе важное значение имеет создание в детском саду атмосферы эмоционального благополучия, психологического комфорта для детей и сотрудников. Важным условием успеха в эколого-краеведческом образовании детей дошкольного возраста является понимание всеми педагогами ДОУ значимости проблемы и необходимости содержательного педагогического сотрудничества и эффективного взаимодействия с семьей.
В системе формирования эколого-краеведческих представлений используем разные виды детской деятельности:
- игра (игровые обучающие ситуации с использованием игрового персонажа – куклы Ладушки, которая «встречает» детей в эколого-краеведческом музее нашего дошкольного учреждения, детские игры и упражнения, компьютерные игры и др.)
- наблюдения;
- экспериментирование;
- моделирование;
- художественно-творческая деятельность;
- работа с книгой и разнообразными изобразительными материалами;
- детский досуг.
Особое место занимают дидактические средства музейной педагогики, которые помогают приобщить детей к традиции музейной культуры, расширить кругозор, обогатить художественный опыт ребенка, адаптировать к окружающему миру.
Предусматривается ознакомление с экспозициями различных музеев города, проведение циклов музейных занятий, организация мини музеев в детском саду, музейных центров в группах и в семье.
В связи с изменением условий и задач, была предпринята широкая программа оснащения материальной базы дошкольного учреждения. Создан музей краеведения с экологической значимостью. Его содержание отражает современность города Тольятти и соответствует цели и задачам 3 блока краеведческой программы «Ладушка». Музей имеет большое значение для сотрудничества дошкольного учреждения с семьей. Дети с гордостью представляют «семейные экспонаты», которые они нашли или создали вместе с родителями.
Тема «Мой детский сад»
(Средняя группа)
Цели
- Систематизировать имеющиеся у детей знания о детском саде, о тех, кто работает в нем, какую работу выполняет.
- Развивать желание быть в детском саду.
- Развивать у детей элементарные навыки труда, используя алгоритм действий.
- Совершенствовать диалогическую речь.
- Воспитывать у детей внимательность и предупредительность друг к другу.
Лексика
- улица Маршала Жукова,
- лесопарк,
- путешествие,
- карта,
- детский сад – любимый, родной.
Материал и оборудование
- Дидактическая кукла «Ладушка», технологические карты на каждого ребенка, фотографии помещений и территории детского сада.
- Дидактическая игра «Кто, что делает», оборудование хозяйственно-бытового труда.
- Карта «Страны Детсадии».
Структура и методические приемы
- Игровая ситуация «У нас в гостях кукла Ладушка»;
- Слушание стихотворения Нодара Думбадзе «Сад».
Я думала и в правду,
Что сад – это сад.
Где бабочек ловят,
Едят виноград . . .
Ой, мамочка – мама,
Куда я пришла?!
Сажают детей
За обеденный стол!
Котлеты несут
И молочный кисель!
А после, как дома,
Уложат в постель!
Ой, мамочка,
Лучше вернемся назад, –
Я сама покажу,
Где находится сад!
Вопросы к детям
- Про какой сад рассказала кукла Ладушка? (Детский)
- Вы можете рассказать кукле Ладушке, где находится ваш детский сад? (На улице Маршала Жукова)
- Как называется это место? Почему? (Лесопарковая зона)
Детская игра «Угадай и назови»
Дети, рассматривая фотографии участков и групп разных дошкольных учреждений, находят те, на которых изображен родной детский сад.
Ладушка читает стихотворение:
Хорошо у нас в саду
Не дождусь, когда пойду.
– Мама, раньше разбуди,
Раньше в садик отведи!
Игровая ситуация: Путешествие по карте «Страны Детсадии» (Дети, используя кубик, продвигаются по карте от пункта к пункту, которыми обозначены интересные места в дошкольном учреждении. О том, в каком пункте находятся карты, дети сообщают: пантомимой, описанием, загадкой.)
Последний пункт на карте – «Загадочный ларец»
Детская игра «Все работы хороши»
В ларце находятся картинки с изображением предметов, орудий труда работников детского сада.
Дети отбирают картинки и называют кому это нужно для работы (кастрюли, ножи, чайник – повару; и т.д.)
Проблемный вопрос:
- Что бы вы сделали, чтобы наш детский сад стал еще лучше и красивее?
Совместный хозяйственно-бытовой труд детей по технологическим картам.
Совместная деятельность:
- Беседа «Что такое детский сад?»
- Творческие игры в игровых центрах группы.
- Экскурсия по детскому саду.
- Труд на участках детского сада.
- Кормление животных в зооуголке.
- Встреча с поваром.
- Экскурсия на прачечную, в медицинский кабинет.
- Чтение.
- Концерт для малышей.
- Рисование «Наш любимый детский сад».
Взаимодействие с семьей:
- Беседа «Что ты знаешь о своем детском саде?»
- Совместное изготовление интерьерной игрушки для украшения группы.
- Совместный труд на участке детского сада.
- Совместное украшение группы к празднику.
Тема «Любимый город – ты цветок из камня»
(Старшая группа)
Цели
- Расширять представление детей об архитектурных достопримечательностях города;
- Закрепить понятие адреса.
- Формировать элементарные умения пользоваться планом.
- Вызвать желание делиться впечатлениями о своем городе.
- Находить красивые слова и определения для яркой его характеристики.
- Воспитывать «маленьких граждан», которые ценят красоту малой Родины.
Лексика
- район,
- улица,
- план,
- адрес,
- новостройки,
- жилой дом,
- архитектурное сооружение.
Материал к занятию
- конверт с рисунками детей,
- видеофильм,
- план Автозаводского района (на каждого ребенка),
- песня П. Градова «Здравствуй, город Тольятти»
Структура, методические приемы
- Игровая ситуация «Построй главную улицу» (из детских рисунков, изображающих впечатления от экскурсии по улице Революционной);
- Рисование: маршруты «детский сад – детский парк», «торговый центр «Русь на Волге» – мой дом»;
- Беседа «Мой адрес»;
- Видео экскурсия «Красивые постройки моего города»;
- Творческие рассказы-описания гидов;
- Проблемная ситуация «Почему про Тольятти можно сказать: «Любимый город – ты цветок из камня»?»;
- Пение песни на слова П. Градова «Здравствуй город Тольятти».
Совместная деятельность
- Знакомство с планом города (в городе 3 района – Автозаводский, Центральный, Комсомольский);
- Экскурсия по городу по улице Революционной;
- Просмотр видеофильма «Наш Тольятти»;
- Чтение стихотворения С. Мосина «Песня о Тольятти»;
- Д/игра «Красивые слова – тебе, любимый город»;
- Рисование «Главная улица города»;
- Составление творческих рассказов, описаний о достопримечательностях города.
Взаимодействие с семьей
- Прогулки по городу;
- Фотовыставка «Мой город»;
- Беседы с детьми «Твои маршруты»;
- Чтение стихотворений о родном крае, городе.
Тема «О чем может рассказать новенький автомобиль?»
(Подготовительная группа)
Цели
- Формировать представления о том, что автомобиль выпускают не только в Тольятти, но и в Ульяновске, в Нижнем Новгороде, Москве и т.д.
- Дать детям элементарные представления о процессе сборки автомобиля «Лада».
- Познакомить детей с трудом рабочих автомобильного завода.
- Закреплять умение рассказывать о трудовом процессе по предметно – схематической модели.
- Развивать интерес к профессии автомобилестроителей.
- Воспитывать уважение к умелому человеку и стремление подражать ему, гордость за трудовые достижения.
Лексика
- автомобиль,
- машиностроитель,
- слесарь-сборщик,
- салон,
- конструктор,
- сварщик,
- штамповщик,
- токарь,
- испытатель.
Материал к занятию
- видеомагнитофон,
- видеосюжет «Как рождается автомобиль»,
- модели процесса сборки автомобиля, семейные фотографии родителей на производстве,
- бумажная заготовка автомобиля,
- клей,
- кисточка,
- модели автомобилей»УАЗ», «Волга»,
- условная карта с отметкой трех городов: «Ульяновск, Нижний Новгород, Тольятти».
Структура, методические приемы
- Проблемная ситуация: «О чем может рассказать новенький автомобиль?» (о том, кто его собирал на заводе);
- Просмотр видеосюжета «Как рождается автомобиль»;
- Дидактическая игра «Кто работает на автомобильном заводе?»;
- Рассматривание фотографий «Мама и папа – машиностроители»;
- Моделирование процесса сборки (кузов – покраска кузова – сборка автомобиля – салон – стекла, руль, сидения, мотор, колеса);
- Дидактическая игра «Узнай и назови Российский автомобиль»;
- Демонстрация моделей автомобилей «УАЗ», «Волга» и рассказ воспитателя о том, где их выпускают, используя условную карту;
- Конструирование автомобиля из цветного картона.
Совместная работа
- Рассматривание фотографий «Автозавод»;
- Рассказы детей о трудовых процессах рабочих автозавода по предметно-схематической модели;
- Рисование «Автомобиль Лада – что надо!»;
- Заучивание стихотворения «Где Ладу одевают» А.Степанов;
- Посещение «Автосалона».
Взаимодействие с семьей
- Рассказ родителей о своей работе на заводе;
- Экскурсия с мамой (и папой) на завод;
- Посещение музея «Трудовой славы АВТОВАЗа»;
- Посещение выставок, кастингов, связанных с темой автозавода.