“Предмет математики настолько
серьёзен,
что полезно не упускать случаев делать его
немного занимательным”.
Б. Паскаль
Активизация внеклассной деятельности по математике призвана не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к предмету, но и желание заниматься ею дополнительно, как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности по приобретению новых знаний. Одной из форм внеурочной работы по предмету является неделя математики.
Проведение предметных недель в нашей школе стало традицией. Неделя математики проходит в ноябре каждого учебного года. В подготовке участвуют все учителя математики и инициативная группа из учеников, проявляющих повышенный интерес к математике. Примерно за 2 недели продумывается план проведения мероприятий, степень заинтересованности учеников школы. При составлении плана мероприятий учитываются возрастные и психологические особенности развития учеников. В течение недели проводятся математические КВНы, конкурсы, викторины, вечера. В завершении недели проводится школьная математическая олимпиада. Неделя заканчивается общешкольным математическим вечером, на котором подводятся итоги, награждаются победители, выпускается стендовый доклад.
План мероприятий в этом учебном году:
По параллелям:
5 кл. Математический КВН;
6 кл. Путешествие по станциям “В мире
математики”;
7 кл. Счастливый случай;
8 кл. Брейн-ринг;
9 кл. Биржа знаний;
10-11 кл. Интеллектуальный марафон.
Сквозные мероприятия:
5-6 кл. Конкурс математических сказок;
5-11 кл. Конкурс “Лучший счётчик”;
7-11 кл. Конкурс “Наследники Декарта”;
5-11 кл. Математический базар;
6-8 кл. Математические мини-спектакли.
Предлагаю Вашему вниманию разработку одного мероприятия.
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КВН – 5 класс
Цели и задачи:
- развитие интереса к математике;
- развитие логического мышления, быстроты реакции, внимания;
- воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи;
- применение навыков счёта, развитие умений взаимопроверки, совершенствование умений рационально планировать свою деятельность;
- восприятие математики через мир песен, стихов, рисунков, пословиц и поговорок.
Содержание конкурса
При подборе заданий учитывалось:
- развитие творчества (“Визитка”, “Художники”, “Пантомима”);
- от простого к сложному, от общих знаний к предметным (“Разминка”);
- умение детей работать в группе (“Решаем вместе”, “Рыбалка”, “Художники”);
- умение решать базовые задачи начальной школы (“Рыбалка”);
- индивидуальная ответственность за общий результат (“Капитаны”, “Решаем вместе”).
При составлении конкурсов учитывалась смена деятельности.
Прогнозируемый результат:
- эмоциональные переживания, радость победы, огорчение при поражении, удовлетворение или неудовлетворение собой или другими, т. е. проведённое мероприятие не должно оставить учеников равнодушными;
- изменение в личности ребёнка (появился интерес к предмету, притупился страх перед математикой – это можно будет наблюдать на уроках).
О, математика земная, гордись прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой.
Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли,
Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли!
В веках овеяна ты славой, светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой недаром Гаусс окрестил.
Строга, логична, величава, стройна в полёте, как стрела
Твоя немеркнувшая слава в веках бессмертье обрела.
Я славлю разум человека, дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук!
Звучит музыка. Команды занимают свои места. Представляется жюри.
№1. “ВИЗИТКА”.
В этом конкурсе команды должны представиться: название команды, девиз, приветствия жюри, соперникам, болельщикам.
№2. “РАЗМИНКА”.
Каждой команде по очереди задаются вопросы, на которые они должны ответить.
- Какой ключ не отмыкает замок? (Скрипичный)
- Какую траву и слепой узнает? (Крапиву)
- Из какой посуды не едят? (Из пустой)
- Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)
- Петух, стоя на одной ноге весит 5кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (5кг)
- На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
- У родителей 6 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье? (7)
- Тройка лошадей пробежала путь 30км. Сколько пробежала каждая лошадь? (30км)
- Какое число приказывает? (Три)
- Сколько единиц в дюжине? (12)
- Сколько разных букв в названии нашей страны? (5)
- Когда сутки короче: зимой или летом? (Одинаковы)
- Катались 2 сына на трёхколёсных велосипедах, и их отец – на двухколёсном велосипеде. Сколько всего было колёс?(8)
- Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули и вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку?(12)
- Какие два числа, если их перемножить, дают такой же результат, что и при их сложении? (2 и 2)
- Из-под забора видно 6 пар лошадиных ног. Сколько этих животных во дворе? (3)
- К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? ( в 11 раз)
- Чтобы дойти Ивану Васильевичу до работы требуется 1,5 часа. С работы, торопясь домой, он возвращается по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясните такую разницу? (Нет разницы)
- Сколько лет двадцатилетнему человеку было 4 года назад? (16)
- Каким по счёту является “Ь” в названии последнего месяца осени? (6)
Дополнительные вопросы:
- Сколько рогов у трех коров? (6)
- Сколько музыкантов в квартете? (4)
- Наименьшее двузначное число? (10)
- Чему равен пуд? (16 кг)
№3. “РЕШАЕМ ВМЕСТЕ”.
Каждой команде предлагается решить пример. Команда самостоятельно выбирает тактику своих действий таким образом, чтобы решить быстро и правильно.
(1218 : 3 + 3785 x 68) x (371 + 23 x 78 – 2165)
Пока команды решают пример - проводится игра со зрителями. (см. приложение)
№4. “КАПИТАНЫ”.
Капитанам предлагается разгадать ребусы. Задание даётся одновременно для всех капитанов. Жетон за правильный ответ получает тот, кто быстрее даёт ответ. Количество жетонов влияет на балл за этот конкурс.
№5. “ХУДОЖНИКИ”.
Конкурс проводится во время состязаний капитанов. Команде необходимо нарисовать картину, используя только математические фигуры, символы, знаки, цифры и т.д.
№6. “РЫБАЛКА”.
В пруду плавают рыбки. Капитан команды с
помощью удочки ловит рыбку и несёт её команде. На
брюшке рыбки - задача, которую необходимо решить.
Ответ задачи команда записывает в специальный
бланк для жюри. За отведённое время команда
должна решить как можно больше задач.
(Задачи взяты из задачника Г. Остера)
Степень сложности задачи учитывается при
оценивании.
№7. “НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ”.
Конкурс проводится в 2 этапа.
Первый этап: всем командам одновременно на 3 сек. показывается карточка. Задание: найти сумму чисел. (На карточке нарисованы квадрат, круг и треугольник. В них соответственно числа : 9, 4, 3).
На самом деле задаются следующие вопросы:
- Какое число записано в квадрате?
- Каким цветом нарисован круг?
- В какой фигуре записано число 9?
- Какая фигура стоит последней?
Второй этап: читается отрывок из стихотворения К.И.Чуковского “Мойдодыр”.
Одеяло убежало, улетела простыня,
И подушка, как лягушка, ускакала от меня.
Я – за свечку, свечка – в печку,
Я – за книжку, та – бежать
И вприпрыжку под кровать.
Я хочу напиться чаю, к самовару подбегаю,
Но пузатый от меня убежал, как от огня!
Что такое? Что случилось? Отчего же всё кругом
Завертелось, закружилось и помчалось колесом?
Утюги за сапогами, сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами, кочерга за кушаком.
Всё вертится, всё кружится и несётся кувырком!..Вопрос: сколько предметов убежало от грязнули? (11)
№8. “ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ”.
Каждой команде нужно показать в виде пантомимы какую-нибудь пословицу или поговорку, в которой встречаются числа. Игроки других команд и болельщики должны отгадать пословицу или поговорку.
Жюри оценивает качество, оригинальность, доступность.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ
Музыка Соловьёва-Седого из к\ф “Небесный тихоход”
В глубокой древности, древности, древности,
Когда науки были выше повседневности
Герон, Фалес и Архимед обогатили белый свет
И нам послали зажигательный привет.Припев: Во славу науки
Мы клятву верности, дерзости, доблести даём.
Мажорные звуки
Из нас посыпались, и мы поём.
Пускай мы Пифагорами не станем. А вдруг?
Ведь столько не разгадано ещё вокруг!
И творчества муки нам интереснее сердечных мук.Мы уже в третье, в третье, в третье,
Мы уже в третье перешли тысячелетие.
“Зашьём” озонную дыру, найдём друзей в антимиру
И к марсианину заявимся в нору.Припев.
Мы парни бравые, бравые, бравые,
И нас не редко посещают мысли здравые.
Мы математике верны, мы с информатикой дружны
И, как нестранно, мы в искусство влюблены!
Подведение итогов. Награждение команд.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задания для болельщиков.
1. К серой цапле на урок прилетело 7 сорок.
А из них лишь 3 сороки приготовили уроки.
Сколько лодырей сорок прилетело на урок ? (4)2. Я, Серёжа, Коля, Ванда – волейбольная команда.
Женя с Игорем пока – запасных два игрока.
А когда подучатся, сколько нас получится? (6)3. Мы – большущая семья, самый младший – это я.
Сразу нас не сосчитать!
Юра, Шура, Клаша, Саша и Наташа тоже наша.
Мы по улице идём, говорят, что детский дом.
Сосчитайте поскорей, сколько нас в семье детей? (6)4. Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 13 окуней,
Рыбак Евсей – 4 карасей,
А рыбак Михаил двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? (19)5. Что за цифра акробатка? Если на голову встанет –
Ровно на 3 меньше станет. (9)6. Он давно знакомый мой, каждый угол в нём прямой,
Все 4 стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад. Как зовут его? (Квадрат)7. Разделите число 1888 пополам, чтобы получилось два раза по 1000.
8. Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? (11)
9. Мальчик лёг спать в 8 часов вечера, поставив будильник так, чтобы он прозвенел в 9 часов утра. Сколько времени проспит мальчик? (1)
10. Когда Коля и Толя были маленькими, они часто пугались, и от страха у них по спинам бегали мурашки. У Коли по спине бегало 27 мурашек, а у Толи на 3 мурашки больше. Сколько всего мурашек бегало по спинам у мальчиков? (57)
11. Первое – цифра – она в середине,
Буква сначала и буква с конца.
В целом – леса, города и равнины,
К целому – полны любовью сердца. (Родина.)12. Я приношу с собою боль, в лице – большое искаженье
А “Ф” на “П” заменишь коль, то превращусь я в знак сложенья. (Флюс – плюс)13. Со звуком “С” я невкусна, но в пищу каждому нужна.
С “М” берегись меня, не то – я съем и платье, и пальто. (Соль – моль)14. Часто знает и дошкольник, что такое треугольник!
А уж вам- то, как не знать, ну совсем другое дело.
Быстро, точно и умело треугольники считать.
Например, в фигуре этой - сколько разных, посмотри.
Всё внимательно исследуй и по краю и внутри.