Введение.
Я хочу поделиться опытом применения в учебном процессе одной интересной и эффективной формы обработки информации, которая называется “Карта памяти”.
О ней я узнала из книги авторов Бобби Депортера и Майкла Хенаки “Квантовое обучение”, а затем попробовала вести записи таким образом сама и применить в учебном процессе с учащимися 8 –10 классов на уроках географии для решения разных учебных задач. Использую данную форму работы на протяжении 5 лет, за это время наработан определенный опыт, который применяют коллеги по работе, и называют данную форму записи картой смыслов, опорным конспектом.
Конспектирование – способ работы с информацией.
Одна из задач учителя научить учащихся способам работы с информацией. Один из способов – конспектирование.
Конспектирование – это активный способ не только понимания и запоминания информации, но и концентрирования внимания на читаемом. Умение составлять конспект письменного текста, безусловно, оказывает влияние на конспектирование устной речи, лекций. Умению вести записи в форме конспекта особое внимание должно уделяться в старших классах. Эффективное конспектирование относится к наиболее важным навыкам, которые приходится осваивать человеку. Основным доводом в пользу ведения записей является то, что они стимулируют процесс восстановления материала в памяти. Память человека не хуже, чем у компьютера, задача в том, чтобы помочь вспомнить то, что хранится в памяти.
Большинство людей легче всего извлекает материал из памяти, если ведет записи. Не записывая и не просматривая конспекты, мы способны вспомнить лишь незначительную часть услышанного или прочитанного по истечении всего лишь одного дня. Эффективное конспектирование экономит время, позволяя оптимально упорядочивать информацию, и вспоминать ее по требованию.
Традиционный конспект не так уж и хорош. Проблема в том, что, даже проводя занятия по такому плану-конспекту, преподаватели редко излагают материал одним и тем же образом. Когда задают вопрос или возникает необходимость вернуться в какую-то часть материала, возникают проблемы. А если какая-то информация пропущена, как ее поместить в нужное место, в уже аккуратно оформленный план. Пользуясь традиционным видом конспектирования, трудно составить общий взгляд на проблему и уловить взаимосвязи различных идей. Кроме того, чтение конспектов скучное занятие, и часто при чтении пропускается материал целыми кусками. При составлении конспекта по тексту учащиеся часто сводят его к переписыванию, а по рассказу учителя, стремясь записывать дословно, просто не успевают, и заняты не осмыслением информации, а проблемой конспектирования. И еще традиционный конспект часто занимает много места.
Карта памяти – эффективный способ ведения записей.
Данный подход позволяет представить всю проблему на одном листе. При составлении карты памяти мозг задействуется целиком, а зрительные образы и другие графические приемы создают более глубокое впечатление.
Этот метод ведения записей был разработан в начале семидесятых годов Тони Бузаном, который опирался на опубликованные к тому времени результаты исследований деятельности мозга. Наш мозг часто вспоминает информацию в форме картин, символов, звуков, форм и чувств. Карта памяти объединяет эти зрительные и чувственные ассоциации в виде взаимосвязанных идей.
Возможности карты памяти.
Карта памяти позволяет без труда вспомнить детали, поскольку их организация отражает естественную деятельность мозга.
Карты памяти можно использовать при обучении, планировании и в организационной деятельности. Она позволяет генерировать оригинальные идеи и облегчает процесс вспоминания. Такой подход требует меньше усилий по сравнению с традиционными методами конспектирования. Ведение записей здесь осуществляется в менее напряженном творческом режиме. Большинство людей для хранения информации, создавая образы, воспроизводит их в памяти в виде картинки по центру и часто в цвете. Именно так информация хранится в мозге. Создание карты памяти построено на этом принципе, конспект начинается в центре и ведется с помощью знаков, символов, рисунков разным цветом и шрифтом.
Карту памяти можно использовать при планировании, проведении мозгового штурма, ведении заметок, записи лекции, работы с текстом.
Преимущества: способствует повышению понимания, запоминания, успеваемости, развитию творчества.
Карта памяти позволяет:
- Запоминать информацию.
- Воспроизводить информацию, даже если чтение и воспроизведение разорвано во времени.
- Позволяет вернуться в любую часть материала.
- Помогает в усвоении абстрактного материала.
- Позволяет устанавливать взаимосвязи между объектами.
- Помогает учащимся почувствовать веру в свои силы (использование при ответе).
- Повышает организованность.
- Углубляет понимание.
- Позволяет хранить информацию в свернутом виде, а при необходимости разворачивать.
- Оценивать информацию с разных точек зрения.
- Фиксировать ключевые моменты.
- Помогает вспомнить детали, связанные с ключевыми моментами.
Практическое применение в учебном процессе.
Карту памяти можно использовать при изучении нового материала во время самостоятельной работы учеников по учебнику и другим источникам информации, а также во время объяснения или лекции учителя.
Карту памяти можно использовать для проведения обобщения по теме и контроля за усвоением и пониманием материала, за полнотой восприятия информации, за установлением связей, за умением сворачивать и разворачивать информацию.
Учителю такая форма контроля экономит время, а учащемуся при ответе карта памяти служит опорой.
Опробовав в своей деятельности эту форму работы, увидела преимущества данного способа обработки информации. Так, например, учащиеся 10 класса смогли изучить самостоятельно сложную, большую по объему, абстрактную, требующую установления множества связей и выделения большого количества опорных понятий тему “НТР и Мировое хозяйство”, представив отчет в форме карты памяти.
При проведении собеседования с учащимися по данной теме я смогла зафиксировать внимание на тех моментах, которые отсутствовали в карте памяти, быстро осуществить контроль. Учащиеся при ответе с картой памяти чувствовали себя уверенней. Карта памяти помогла в данной теме создать представление о НТР и Мировом хозяйстве, установить взаимосвязи.
При работе по составлению карты памяти учащиеся вынуждены учиться выделять главное, структурировать текст, информацию.
В 10 классе на протяжении ряда лет использую данную форму записи при изучении темы “Взаимодействие общества и природы”,
в 9 классе при обобщении темы “Народное хозяйство России”. Начинаю учить такой форме записи с 8 класса с изучения темы “Почвы”.
Пользуясь данной формой обработки информации, учащиеся составляют визитные карточки экономических районов, территорий.
Интересно наблюдать, как по мере освоения данного способа ученики вырабатывают свой стиль записи, уходя от традиционных форм (таблицы, конспекта, тезисов), проявляют творчество.
На практике увидела, что эта форма записи позволяет наиболее эффективно учить детей сворачивать информацию для хранения, запоминания. Ученики вынуждены искать способы (ключевые слова, символы, рисунки и т.д.) сворачивания информации, т.к. это задается правилами составления “карты памяти”. Причем “карта памяти” позволяет увидеть наглядно и оценить результат овладения учащимися умением работать с информацией.
Когда начинаю учащихся обучать составлению карт памяти, использую памятку, заимствованную из книги.
Советы тем, кто составляет карту памяти.
- В центре страницы напишите и обведите главную идею.
- Для каждого ключевого момента проведите расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.
- Для каждого ответвления напишите ключевое слово или фразу, оставив возможность для добавления деталей.
- Добавляйте символы и иллюстрации.
- Пишите разборчиво ЗАГЛАВНЫМИ буквами.
- Важные идеи записывайте более крупным шрифтом.
- Придайте карте памяти личностный характер.
- Подчеркивайте слова и используйте жирные буквы.
- Проявляйте творческое начало и фантазию.
- Для выделения определенных элементов или идей используйте линии произвольной формы.
- При построении карты памяти располагайте лист бумаги горизонтально.
Литература.
Бобби Депортер, Майкл Хенаки. “Квантовое обучение” (Разбудите спящего в вас гения!) Попурри. Минск. 1998г.