Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность. Бернард Шоу.
Игровая деятельность – одна из ведущих разновидностей деятельности. В широком смысле игра трактуется как любая деятельность, приносящая удовольствие.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
- Развлекательная, являющаяся объективно её основной функцией (воодушевить, пробудить интерес и т.п.)
- Коммуникативная – освоение диалектики межличностного общения и взаимодействия.
- Самореализации в игре как полигоне человеческой практики.
- Психотерапевтическая – преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности человека.
- Диагностическая – определение отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры.
- Коррекционная – внесение позитивных изменений в структуру личности.
- Социализации – включение в систему общественных отношений, усвоение человеком норм человеческого общежития.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные и развивающие;
- репродуктивные, продуктивные и творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные и психотехнические.
По характеру игровой методики:
- предметные,
- сюжетные,
- ролевые,
- деловые,
- имитационные
- игры – драматизации.
Вашему вниманию предлагается описание деловой игры “Книжная фабрика” разработанной авторами [1] и апробированной и дополненной (этим и хотелось бы поделиться с коллегами) мной в течение нескольких лет преподавания в школе основ экономики. Деловая игра – хорошая форма для коллективного познания. Приведенная разработка в полном объеме ориентированна на старшие классы. Вместе с тем она легко может быть использована и в средних классах, стоит лишь сократить объем и степень подробности информации. Таким образом, деловая игра, моделирующая реальную производственную деятельность, полностью или частями в зависимости от целей обучения эта игра с успехом проводилась в разных (с 5-го по 11-й) классах.
Экономические знания представляют собой основу формирования мировоззрения ученика, т. к. именно они в наибольшей степени имеют отношение к реалиям окружающей действительности и затрагивают интересы каждого ученика.
Цель занятия:
- Развить у учеников представления о понятиях, связанных с производством, привить детям элементарные навыки ведения экономической документации;
- Активизировать познавательную деятельность учащихся.
Деловая игра развивает умения и навыки общеучебного характера через: организацию мыслительной деятельности (систематизация и классификация данных, аргументирование, формулирование выводов); оценка результатов своих действий. Среди коммуникативных умений и навыков, формируемых в ходе деловой игры, следует выделить следующие: организация внутригруппового сотрудничества и делового общения; совместная выработка решений; публичное выступление, презентация результатов работы; решение демократическим путем конфликтных ситуаций.
Чему должны научиться школьники:
- Давать определение понятия производительности, связывая ее не только с затратами труда.
- Перечислять факторы, влияющие на производительность, понимать их взаимосвязь.
- Различать постоянные и переменные издержки, уметь рассчитывать себестоимость, производительность.
Описание урока
В основе занятия лежит деловая игра “Книжная фабрика”, в которой моделируется производство книг. Сравнение результатов деятельности при различных способах организации производства позволяет продемонстрировать преимущества разделения труда и специализации. Познакомить школьников с важными понятиями, необходимыми для анализа производственной деятельности (производительность, себестоимость, фиксированные и переменные расходы, капиталовложения и т.д.)
Требуемое время: 2-4 часа.
Для занятия понадобятся.
- Пачка писчей бумаги.
- Скрепки, ручки.
- Таблицы Т-1, Т-2,Т-3 (в расчете на каждого ученика)
ТАБЛИЦА № 1. Подсчёт производительности труда
Название компании __________________класса__________
№ п/п |
Обозначения |
Наименования |
Образец |
1 этап |
2 этап |
3 этап |
4 этап |
5 этап |
Q |
Количество изготовленных книжек | 3 |
||||||
VC |
Стоимость материалов (0,15руб. за каждую книжку) | 0,45 |
||||||
Количество работающих | 5 |
|||||||
VC |
Заработная плата (50 руб. за каждого) | 250 |
||||||
FC |
Рента (75 руб. за одну парту) | 150 |
||||||
FC |
Капиталовложения (1 руб. за одну ручку ) | 1 |
||||||
TC |
Общие затраты и издержки (рублей) | 401,45 |
||||||
TC/Q | Себестоимость книжки | |||||||
t |
Общее время работы (3 мин. х на число работающих | 15 |
||||||
Q/t |
Производительность труда |
Таблица № 1 предлагается учащимся в начале занятия и заполняется поэтапно.
Таблица № 2 “Данные по фабрике” и Таблица № 3 “Результаты работы фирм” считаю необходимыми для логического завершения урока, т.к. учащиеся, получая разные данные в ходе игры работают на общий результат задания.
ТАБЛИЦА № 2. Данные по фабрике
Фирма |
ТП ( Всего товарной продукции) |
ТС (Общие затраты) |
t ( Общее время) |
Количество работающих |
Стоимость ОПФ |
ТАБЛИЦА № 3. Результаты работы фирм
Фирма |
|||||
Себестоимость | |||||
Произв. труда | |||||
Произв. капитала |
Выводы:
Оценка ____________ учитель _____________Участники игры:
Фирмы производители – несколько групп учеников (оптимально 5 человек);
Отдел технического контроля – эту роль берет на себя учитель, но уже в ансамбле с 2-3 учениками
До игры:
Учитель готовит на карточках технологию производственного процесса по изготовлению книжек для каждого этапа и для каждой фирмы.
Формируются фирмы, определяется состав и название. Заготавливаются таблички с названием;
Учитель знакомит класс со схемой игры. Цель созданных компаний – изготовление максимального количества книжек. При этом по окончании каждого периода игры (продолжительностью 3 минуты) для производительности труда учитывается только качественная готовая продукция, оставшиеся же полуфабрикаты или брак учитываются для подсчета себестоимости!
Ход игры:
Попросите школьников убрать все вещи со столов, раздайте им бумагу и скрепки, предложите каждому попробовать изготовить книжку.
Объясните школьникам технологию изготовления книжки, продемонстрируйте ее: сложив лист бумаги пополам, разорвите его по сгибу, сложив еще раз, вновь разорвите. Сложив в 3-тий раз получившиеся 8 листов, получаем 16-страничную книжку. Необходимо пронумеровать все четные внутренние страницы (со второй по четырнадцатую), на обложке написать название фирмы (название, чем короче, тем лучше) и скрепить страницы скрепкой.
Убедитесь, что все учащиеся поняли задание. Раздайте каждой группе ТАБЛИЦУ № 1 “Подсчёта производительности труда”, объясните, каким образом ведется учет результатов производства. Соберите сделанные образцы и укажите на хорошие качественные и неудачные бракованные книжки. Это теперь обязанность Отдела технического контроля (ОТК) отслеживать на каждом этапе по фирмам производство продукции.
Объявите о первом этапе производства. На этом этапе все школьники производят книжки самостоятельно от начала до конца, специализация отсутствует. При этом на каждую фирму приходится только по одной ручке. По истечении трех минут производство прекращается. Подсчитывается результат и заполняется таблица.
Объявите о втором этапе производства. На этом этапе производственный процесс школьники делят на операции, специализируясь на конкретной операции. Количество ручек при этом не меняется. По истечении трех минут проведите те же процедуры контроля и подсчета результатов, что и на первом этапе.
Объявите о третьем этапе производства. Компании получают возможность использовать столько капиталовложений, сколько сочтут необходимым для более эффективной работы фирмы, не забывая о стоимости каждой ручки.
Объявите о четвертом этапе производства. Проблемы безработицы и сокращения рабочих мест актуально рассмотреть и обсудить этот вопрос.
Объявите о пятом этапе производства. На этом этапе предложите учащимся проявить свое творчество и придумать свою ситуацию. В конце каждого этапа не забывайте проводить подсчет результатов.
Обратите внимание на методы оценки производительности труда, использованные в ходе игры. Дайте общее определение производительности как отношения количества произведенных благ к количеству использованных ресурсов.
Предложите школьникам заполнить ТАБЛИЦУ № 2 “Данные по фабрике” и ТАБЛИЦУ № 3 “Результаты работы фирм” и проанализировать результаты деятельности фирм в целом.
Обсуждение игры:
Предложите учащимся продемонстрировать на основе данных таблицы № 1 повышение производительности в результате разделения труда. Обсудите причины снижения себестоимости.
Проанализируйте результаты, достигнутые после приобретения дополнительных капиталовложений, обсудите ситуацию при сокращении рабочих мест.
Предложите школьникам обратить внимание на обозначения в таблице № 1 постоянных и переменных затрат, обсудите их изменения.
Подведите итоги обсуждения, сформулируйте еще раз возможные способы повышения производительности: разделение труда, дополнительные капиталовложения, вложения в человеческий капитал(образование, здравоохранение, профессиональная подготовка пр.), сокращение и т.д.
Закрепите новые формулы и проведите блиц – контрольную (7-10 стандартных заданий на расчет производительности и себестоимости) с применением варианта самопроверки по вывешенному учителем плаката с правильными ответами.
Положительные результаты такой формы урока: учащиеся готовы к решению более сложных задач; ученики являются активными партнёрами в процессе обучения; учитель открывает в себе резервы для совершенствования.
ЛИТЕРАТУРА:
[1] – Л.Б.Азимов, Е. В. Журавская, О.Ю. Макарова “ Преподавание экономики в школе”. Москва 1994 г.