Эффективность учебного процесса по иностранному языку складывается из многих составляющих, среди которых дидактическим средствам принадлежит одно из ведущих мест, так как их использование позволяет решать основную задачу обучения иностранному языку в средней школе, то есть обучение устно–речевому общению.
Спецификой преподавания иностранных языков является необходимость привлечения обширной информации и культуре страны изучаемого языка. Такого рода информация содержит значительное количество национально–специфических элементов–реалий, которые, в свою очередь, готовят массу проблем в понимании их учащимися.
Большой вклад в разрешение этой проблемы вносит внедрение в учебный процесс аутентичных видеоматериалов, художественных фильмов, отрывков из художественных, экранизированных драматических произведений, имеющие аутентичные зрительный и звуковой ряды.
Анализ учебно–методической литературы и собственная практика показали, что аутентичные видеоматериалы обладают большими потенциальными возможностями для решения учебных, образовательных задач.
Опора на аутентичные видеоматериалы создает благоприятные условия для овладения обучаемым новой страноведческой информацией, речевым поведением носителей языка, способствует знакомству учащихся с бытом народа, его культурой.
Рождается “эффект присутствия” и “ эффект соучастия”, способствующий повышению интереса учащихся к воспринимаемому материалу, что несомненно сказывается на качестве их речи, эмоциональной окрашенности.
Таким образом, включение аутентичных видеоматериалов в процесс формирования иноязычной речи создает предпосылки для осуществления обучения на материале звучащей речи носителей языка, функционирующей в естественных условиях общения.
Кроме того, это путь максимального приближения учебных занятий к естественным условиям общения, т.е. это те условия, где запоминание идет непроизвольно, без оказания какого–либо давления.
Проблема рационального использования аутентичных видеоматериалов явилось основанием для разработки нашей программы использования аутентичных видеоматериалов на уроках немецкого языка при формировании навыков монологической речи.
Эта программа может моделироваться учителем с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики конкретной группы и быть применена равным способом при изучении любой темы. Подтверждением этому является реализация программы при изучении темы “ Рождество”.
Программа по формированию умений и навыков монологической речи с использованием аутентичных видеоматериалов
Номер урока |
Цель |
Использование аутентичных видеоматериалов |
Урок № 1 |
Развитие аудирования со зрительной опорой. | Первичное ознакомление с фильмом, вопросно–ответная работа над ним(проверка понимания). |
Урок № 2 |
Формирование умений и навыков репродуктивной монологической речи. | Дальнейшая работа над фильмом (составление плана пересказа в форме “ снежного кома” от имени одного из персонажей. |
Урок № 3 |
Закрепление речевых умений и навыков | Продолжение работы над темой без использования фильма на уроке. |
Урок № 4 |
Контроль умений и навыков устной и письменной монологической речи. | Итогом работы является письменные монологические высказывания учащихся по теме и озвучивание фильма. |
В качестве динамической наглядности мною был выбран сюжет из экранизированных драматических произведений Лориота, современного немецкого драматурга, длительностью в 5 минут. В данном сюжете воплотился в жизнь современный немецкий язык с многочисленными узуальными фразами.
В ходе работы над фильмами при формировании умений и навыков монологической речи был реализован лингвострановедческий подход, без которого невозможно овладение адекватной иноязычной речью. Кадеты ознакомились с культурой, бытом стран изучаемого языка, с ситуациями, на фоне которых происходит общение.
Вышеприведенная программа реализовалась в 3 взводе 2 роты с учетом диагностики ведущей репрезентативной системы, которая показала, что большинство кадетов данного взвода являются визуалами и аудиалами и, следовательно, окажутся в состоянии понять и усвоить поток информации с голоса. Наряду с этим, мною был принят во внимание уровень сформированности умений монологической речи.
В соответствии с этапами обучения монологу была проведена серия уроков по данной теме, фрагмент которых предложен ниже.
Принимая во внимание специфику фильма и темы в целом, воспитательными, общеобразовательными и развивающими целями уроков явились:
- развитие чувства уважения к культурным традициям немецкого народа;
- сообщение страноведческих сведений;
- обобщение знаний о Германии;
- развитие познавательной активности учащихся.
- развитие воображения и опыта творческой деятельности.
Урок № 1
Цель: Формирование умений и навыков монолога.
Задачи:
- формировать потенциальный словарный запас кадет по данной теме, обучать приемам обоснованной догадки о значении незнакомых слов по контексту;
- обучать воспринимать зрительно и на слух короткие экранизированные сюжеты драматического характера и решать коммуникативные задачи на их основе.
Оснащение:
- видеомагнитофон с ПДУ;
- видеокассеты с записью;
- чистая доска;
- мел;
- раздаточный материал.
Учитель объявляет кадетам о том, что они будут смотреть фильм о Рождестве в Германии, о том, как празднует Рождество немецкая семья.
Учитель : Heute sehen wir uns einen Film an. Die Rede ist hier von einem Lieblingsfest in Deutschland. Man feiert es am 25. Dezember und nennt Weihnachten. Das Weihnachtsfest feiern die Deutschen in engsten Familienkreisen. Jeder findet seinen Platz, die Haustüren werden geschlossen und hinter den Fenstern brennen die Kerzen. So feiert das Fest Familie Hoppenstedt.
На данном этапе дается лингвострановедческий комментарий, снимаются языковые трудности восприятия текста к сюжету и трудности понимания его содержания, вводятся и закрепляются новые слова:
- das Geschenk kriegen;
- die Weihnachtssendung sehen;
- der Wehnahtsmann;
- die Kravatte;
- Plattenspieler;
- die Steckdose;
- das Atomkraftwerk;
- explodieren;
- fröhliche Weihnachten
Учитель: Liebe Freunde, seht bitte an die Teffel. Dort gibt es einige neue Wörter. Versuchen wir sie zu erklären und zu verstehen.
Объяснение значения слов происходит на ситуативной основе, через контекст; после чего слова и выражения проговариваются и записываются в словарь.
Учитель : Hört zu und spreсht nach. Schreibt diese Wörter und Redewendungen in eure Wörterbücher auf.
Для осуществления первичной демонстрации фильма, сопровождаемой активной учебной деятельностью учащихся, кадетам предлагается делать записи в опорном конспекте к тексту сюжета, так как часть из них являются кинестетиками и, только фиксируя информацию, они могут понять и запомнить её.
Учитель: Jetzt sehen wir uns den Film an. Seid bitte aufmerksam und macht euch Nortizen, wenn es nötig ist.
На последнем этапе проверяется понимание сюжета, преимущественно в форме вопросно–ответной работы.
Кадетам предлагается вспомнить кадр и согласиться или опровергнуть следующее высказывание героя, сказанное им в этом кадре.
Учитель: Errinert euch an die Szene, wo sich die Familie auf das Fest vorbereitet hat. Opa hat dann gesagt : “ Ich möchte kein Gesсhenk. Ich gehe schlafen.” Stimmt das oder stimmt das nicht?”.
Ожидаемый образец:
У1 :Nein, das stimmt nicht. Opa wollte sein Geschenk kriegen und auspacken. У2: Doch, er war alt und müde.
После выполнения этого задания учащимся раздаются предложения на карточках. Обучаемые должны расположить предложения в логической последовательности (в соответствии с сюжетом фильма).
Учитель: Legt die Kärtchen der Reihe nach ( dem Sujet nach) und lest sie vor.
Кадеты проявляют большой интерес к выполнению данного задания.
Задание на самоподготовку( т.е. домашнее задание )предусматривает работу над активным словарем.
Урок № 2
Цель: Формирование умений и навыков монолога.
Задачи:
- учить воспринимать короткие сюжеты драматического характера и решать коммуникативные задачи на их основе:
- учить употреблять новую лексику в беседе и кратко выказываться по теме.
Оснащение:
- видеомагнитофоны с ПДУ;
- видеокассеты с записью;
- чистая доска;
- мел;
- раздаточный материал.
Учитель предлагает еще раз посмотреть сюжет, чтобы вспомнить содержание и подготовиться к выполнению упражнений репродуктивно–продуктивного характера. Обращается внимание на 5 предложений, написанных на доске. Из них нужно выбрать те, которые выражают идею сюжета.
Учитель: Wir sehen den Film noсh einmal, um uns an die Helden und Ereignisse zu erinnern. Wahlt einen Satz an der Тatel, der der Idee des Filmes nah ist.
После просмотра сюжета определяется структура фильма по композиционным частям.
Учитель: Sagt, in wieviel Teile kann man den Film gliedern ?
Предполагаемый образец ответа:
У1: Wir können ihn in 3 Teile gliedern.
Учитель : Na gut. Einverstanden. Nennen wir die Teile.
Кадеты высказывают cвое мнение, и наиболее оптимальные варианты становятся заголовками и записываются учителем на доске.
Учитель: Wir haben den Film in 3 Teile gegliedert. Sie sind an der Tafel. Sie werden uns helfen während der Nacherzählung.
Пересказ проходит по цепочке путем добавления каждым кадетом одного или нескольких предложений.
Учитель: Sascha beginnt. Und der Nachbar spricht weiter. Also der Reihe nach stellen wir die Situation zusammen.
У1: Familie Hoppenstedt feiert Weihnachten. Alle sind sehr froh.
У2: Und besonders Opa. Er will sein Geschenk kriegen.
У3:…
Задание на самоподготовку заключается в передаче содержания фильма от имени одного из персонажей.
Урок № 3
Цель: Закрепление умений и навыков монолога.
Задачи:
- учить вести беседу по теме;
- решать проблемные ситуации;
- составлять монологи по теме.
Оснащение:
- доска;
- мел;
- раздаточный материал.
Урок начинается с проверки задания на самоподготовку, заслушиваются рассказы от имени персонажей фильма, выбирается лучший.
Это задание меняется следующим образом: развернуть реплики в диалоге до сверхфразового единства.
Эта работа проводится по ролям, кадеты получают карточки со словами 2–х действующих лиц. Причем их роль ограничивается одним предложением, которое нужно закончить.
Учитель: Liebe Freunde ! Ihr bekommt diese Kärtchen. Dort gibt es Dialoge. Aber sie sind kurz. Eure Aufgabe ist sie zu ergänzen. Zum Beispiel: der Vater sagt :“ Jetzt wird erst der Baum geschmückt”. Die Mutter sagt : “ Nein, Walter, erst holen wir die Geschenke rein.
Предлагаемый образец ответа:
У1: Jetzt wird erst mal der Baum geschmückt. Dann sagt Dicki ein Gedicht auf, dann holen wir die Geschenke rein und sehen wir uns die Weihnachtssendung an, dann wird ausgepackt. Und weiter machen wir uns gemütlich.
У2: Nein, Walter, erst holen wir die Geschenke rein, dann sagt Dicki das Gedicht aus und wir packen die Geschenke aus. Wir machen Ordnung und sehen fern.
Все диалоги заслушиваются учителем и оцениваются.
Задание на самоподготовку: повторить активный словарь.
Урок № 4
Цель: Контроль умений и навыков устного и письменного монологического высказывания.
Задачи:
- учить вести беседу по теме;
- учить свободному монологическому высказыванию.
Оснащение:
- видеомагнитофон с ПДУ;
- видеокассета с записью.
Кадетам предлагается вспомнить эпизод о взрыве (из фильма) и сравнить действующих лиц из этого эпизода (их поведение, поступки), определить в чем их сходство, различие, т.е. строится беседа, где каждый высказывает свою точку зрения, опровергая или соглашаясь с другими.
Постепенно создается вторая проблемная ситуация на тему, хорош ли такой подарок, как атомная электростанция. Здесь нужно тоже не только самому высказаться, но и суметь понять отвечающих, отреагировать на их реплики, согласиться или опровергнуть.
Учитель : Ich meine, das ist ein gutes Geschenk. Wer ist auch dieser Meinung? Wer hat eine andere Meinung ?
У1: Das ist super ! Ich möchte auсh ein Automkraftwerk haben.
У2: Ich bin dagegen. Mir gefällt es nicht. Ich möchte lieber ein CD bekommen.
У3:…
После этой беседы становится совершенно понятно, что кадеты хорошо поняли и знают сюжет фильма, усвоили языковое содержание речи действующих лиц. Им предлагается озвучивание фильма с убавленным звуком. Ситуативная наглядность помогает справиться с возникшими языковыми трудностями и снять психологические барьеры говорения. Работа проходит быстро и интересно. (Выполнить это задание можно несколько раз, чтобы потренировалось большее количество учащихся).
Следующим заданием является cоставление сочинения по теме в форме письма к другу с рассказом о празднике Рождества в Германии.
Учитель : Schreibt den Brief an eure Freunde und erzählt über Weihnachten in Deutschland.
Кадеты увлеченно и довольно успешно справляются с данным заданием. Оно рассматривается как процесс, в течение которого обучаемые упражняются в размышлении, планировании, изложении мыслей, перебирают и исследуют различные варианты их предъявления.
Поэтому именно после этого задания кадетам дается установка: расскажите о празднике Рождества в Германии.
Над высказыванием они только что работали письменно, следовательно, трудностей с этим не возникает и при устной речи.
Итак, опыт работы подтвердил, что использование аутентичных видеоматериалов по представленной мной программе полезно и эффективно.