Любовь к прекрасному

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Я педагог дополнительного образования. Преподаю в изо-студии “Семицветик”. Моя задача – ввести ребенка в мир изобразительного искусства, развить его зрительное восприятие, сформировать элементарные эстетические представления об окружающей действительности. Развитие зрительного восприятия, наблюдательности, пространственного мышления, чувства цвета, тонких и гибких двигательно-моторных навыков, которые вырабатываются в правильно организованной изобразительной деятельности школьников, имеют большое значение в различных областях жизни.

Способность ребенка удивляться миру, его эмоциональная чуткость дают нам, родителям и воспитателям, возможность развить в нем эти качества, связать их с творческой практикой самого ребенка и с восприятием художественных произведений.

Если эта способность ребенка будет своевременно замечена, осознана и утверждена в его собственных творческих поисках, то она уже никогда не покинет человека и будет обогащаться и развиваться с возрастом.

Особенности зрительного восприятия, приобретаемые на занятиях изобразительным искусством, - это точность глазомера, чуткость зрения к цвету, его тончайшим, разнообразным оттенкам и качествам – легкости и плотности, звонкости, монотонности.

Уроки изобразительного искусства в начальных классах закладывают основы чувственного познания у детей. Чувства, мысли и представления людей в изобразительном искусстве выражаются в зримой, конкретной форме – в зрительных образах. Образы изобразительного искусства воплощаются на плоскости, на поверхности предметов, в разных материалах и разными инструментами.

Развитое зрительное восприятие помогает человеку полнее и глубже понимать и оценивать не только красоту предметов окружающей действительности, но и сложные эмоции людей.

Посредством искусства у детей воспитываются интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Перед ними раскрываются богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений. С помощью искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями.

Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Они усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности – карандашом, кистью, ножницами. А, как известно, овладение этими действиями способствует умственному развитию детей. На этих занятиях развивается и речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдения предметов и явлений, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи. Педагог должен активно включать детей в объяснение задания, последовательности его исполнения.

Содержание произведений, которые показывают детям, должны быть богатыми и разнообразными. Однако не каждая картина или скульптура доступны детям: в них могут быть выражены еще непонятные детям чувства и отношения – об этом надо всегда помнить.

Восприятие искусства развивается постепенно, поэтому к произведениям, предназначенным для детей, предъявляется ряд требований. Рисунок должен быть отчетливым, передавать ярко и выразительно наиболее характерные признаки предмета – форму, цвет, относительную величину, положение в пространстве. В сюжетной картине или скульптуре должен быть ясно очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы детям по тем или иным признакам было понятно, кто изображен, что он делает, где и когда происходит действие. Существенное значение для понимания произведения имеет композиция. Четкое выделение основного, главного облегчает восприятие целого и понимание изображенного. Цвет привлекает и радует детей, поэтому большинство картин и иллюстраций для детей выполняется в цвете. Включение цвета придает большую полноту изображению, создает впечатление живой жизни, что очень важно для эстетического воспитания. Опираясь на общие требования к отбору произведений, воспитатель знакомит детей с различными видами изобразительного искусства.

Иллюстрации к книгам являются самым распространенным видом изобразительного искусства, с которым встречаются дети. Воплощая идейное содержание литературных произведений в художественных образах, ярких, выразительных, конкретных, искусство иллюстрации является одним из сильных средств воспитания. Иллюстрация тесно связана с текстом литературного произведения, помогает детям глубже и лучше воспринимать текст, лучше запоминать его. Детей старшего возраста можно знакомить с произведениями живописи. Взрослые люди, конечно, воспринимают и понимают картины гораздо полнее и глубже, но и то, что в этих произведениях понятно детям, оказывает на них большое воспитывающее влияние, воздействует на их мысли и чувства. Наиболее доступно детям восприятие ясно выраженного действия, поэтому при ознакомлении со скульптурой следует обращать внимание на характер движений, постановку фигур, выражение лиц. Важно научить детей точно называть и определять характер действий.

При ознакомлении с декоративно-прикладным искусством, дети должны понять целесообразность вещей, сочетание красоты с назначением и употреблением вещи. Во всех случаях, когда это целесообразно, следует предоставлять детям возможность действовать с вещами, использовать их. При рассматривании узоров на вещах, декоративных рисунков можно и нужно вносить элементы игры: например, учитель предлагает найти в узоре одинаковые или однородные элементы, указать как они повторяются, отметить одинаковые цвета или различие в окраске одинаковых элементов.

Художественно выполненные игрушки и скульптура служат образцами для лепки и рисования, знакомят детей с пластическими изображениями, с передачей формы, движения.

Нужно организовывать экскурсии детей в музей или на выставки. Познакомившись на занятиях и в играх с аналогичными произведениями, дети с интересом посмотрят экспонаты музея или выставки.

Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается еще в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно – волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности. А в процессе создания коллективных работ у детей воспитывается умение объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.

Все дети способны. Они рисуют, сочиняют стихи, музыку, любят фантазировать. И чтобы не иссякло в человеке ощущение счастья творчества, знакомое каждому ребенку, необходимо с детства развивать эту способность открывать и познавать окружающий мир. Эти качества пригодятся ему в любой деятельности.