Цели:
- Повторение орфографии, типов текста;
- Отработка навыков определения художественных изобразительных средств языка;
- Углубленная работа по определению стилей речи.
Работа по карточкам (индивидуальная словарная работа).
Предполагает повторение темы “Корни с чередованием.”
Учащиеся делают вывод и обобщение в форме синквэйна под названием “ Чередование”.
Например:
- Чередование.
- Понятное, объяснимое.
- Правила учить заставляет.
- Много ошибок из-за него.
- Внимательность.
- Чередование.
- Коварное, необычное.
- Внимания требует всегда
- От суффикса или ударения зависящее.
- Позиционная мена.
Экспресс-опрос.
Класс получил раздаточный теоретический материал, дающий возможность вспомнить известное о тексте, его композиции, об основных элементах композиции, о составляющих трех основных частей текста.
Раздаточный материал богат яркими примерами, которые учащиеся могут использовать для иллюстрации своих ответов.
– Что такое текст?
– Что называется композицией текста?
– Каковы основные элементы композиции?
– Что представляет собой вступление?
– Что включает основная часть текста?
– Что представляет собой заключение?
– Типы текста?
– Стили речи?
Работа в парах.
Определение типа текста, доказательство своего мнения. Поиск художественных изобразительных средств языка. У каждой пары индивидуальное задание, т.е. свой текст, представляющий описание, рассуждение или повествование. Пользуясь в затруднительном положении все тем же теоретическим раздаточным материалом, учащиеся определяют виды тропов и стилистические фигуры, характерные для данного текста, приводят доказательства принадлежности своего текста к определенному функциональному стилю речи.
Самостоятельная работа со связным текстом.
Все получают один и тот же текст (В.М. Шукшин “Раскас”)
Задание:
– Исправить ошибки.
– Распределить по группам орфографические, лексические, грамматические и пунктуационные ошибки.
– Определить тип текста, стиль речи, доказать свою точку зрения.
– Ответить на вопрос “ Почему “раскас” Ивана Петина, по мнению редактора, нельзя назвать рассказом?” Дать письменный ответ.
Домашнее задание
Миниатюра “Мои летние каникулы” в нетрадиционном жанре (письменный монолог) с использованием разнообразных художественно-изобразительных средств языка.
На данном уроке русского языка прослеживается связь с литературой, т.к. класс работает с художественным текстом, который будет анализироваться на следующем уроке литературы. Учитель использует новую технологию, способствующую развитию критического мышления учащихся (составление синквэйнов).
Предполагаемые трудности, которые класс может испытывать, предупреждены: под рукой раздаточный справочный теоретический материал. Подобная работа поможет успешному выполнению части “С” ЕГЭ по русскому языку.