Цель: познакомить учащихся с вегетативными органами покрытосеменного растения.
Задачи:
- Сформировать у учащихся знания о листе как о важной составной части побега;
- Познакомиться с особенностями строения и основными функциями листа;
- Научить распознавать простые и сложные листья, их жилкование и расположение на стебле.
Оборудование: компьютер, набор листьев, конверты, листы для ответов на тестовые задания.
Ход урока
Этап подготовки школьников к усвоению нового материала: - вызов (восстановление информации из долговременной памяти). На доске запись.
Знаю | Хочу знать | Узнал |
1. Лист – часть побега | 1. Какова роль листа в жизни растения? | 1. Лист состоит из листовой пластинки, черешка и основания |
2. Большинство листьев – зелёного цвета. | 2. Чем объяснить разнообразие внешнего строения листьев? | 2. Многообразие форм листовой пластинки и жилкования |
3. Листья разные по форме, окраске, размерам. | 3. Как в листьях располагаются жилки? | 3. Научился распознавать простые и сложные листья, их жилкование |
4… | 4. Как различаются листья разных растений? | 4. Разнообразие листьев объясняется потребностью в свете и его главной функцией – фотосинтезом |
( Из материалов теории “критического мышления”).
Эту таблицу заполнять последовательно по ходу урока.
Слово учителя: “Объектом нашего исследования сегодня на уроке является лист растения. Что вы знаете об этом объекте?”
Учащиеся устно высказывают свои суждения, а учитель заполняет первую колонку на доске.
Учитель предлагает записать ключевое слово в середине большого листа бумаги, затем записать слова или предложения, которые связаны с данным понятием (“Критического мышления” – технология “разбивка на кластеры”).
Рис.1
Задание: Установите и обоснуйте связи между этими понятиями, и обозначьте их стрелками.
На следующем этапе выявляется перечень вопросов, ответы на которые учащиеся хотели бы получать? (Учитель заполняет вторую колонку таблицы на доске).
II. Изучение нового материала
По ходу получения информации с компьютера, учитель предлагает продолжить составление “кластера”, дополняя его новыми понятиями и устанавливая связи с предыдущими.
Вопрос: “Чем отличаются представленные вам листья?” (Ответ: формой, количеством листовых пластинок).
Выделенными понятиями: листовые пластинки, черешок, основание листа и прилистники дополняем “кластер”.
Учащиеся слушают пояснение к иллюстрациям и обозначают связь понятий. Предлагается выполнить практическое задание. “Назови все части листа?” (За правильный ответ каждый учащийся получит жетон).
Дополняем “кластер” понятиями черешковые и сидячие листья. Предлагается учащимся самостоятельно объяснить сущность этих понятий. Соотнести объяснения учащихся с пояснением к иллюстрациям “Черешковые и сидячие листья”.
Вносим новые понятия: листья простые, листья сложные. Высказываются предположения учащихся, объясняющие эти понятия. Соотносим мнения учащихся, с пояснением к иллюстративным материалам.
Практическое задание: “Найди и отметь простые листья на иллюстрации компьютера” (за правильный ответ дается поощрительный жетон).
Далее предлагается выполнить лабораторную работу ”Листья простые и сложные”.
Задание:
Рассмотрите предложенный гербарный материал листьев и отберите простые листья. Чем вы можете обосновать свой выбор? (Всех учащихся первого ряда просьба положить отобранный материал простых листьев в конверт, а учащихся второго ряда – положить в конверт сложные листья).
Предлагается раскрыть содержание следующих выделенных в тексте компьютера понятий: листья перистосложные, пальчатосложные, тройчатосложные.
Задание:
Соотнесите свои мнения с дикторским текстом и иллюстрациями. Дополните объем понятий, приведя примеры растений из учебника (стр. 107 рис. 81). Выполните на компьютере практическое задание (правильный ответ поощряется жетоном).
Дополните ”кластер”, расширив объем понятия форма листовых пластинок выделенными понятиями: линейная, яйцевидная, ланцетная, широколанцетная. Установить связь этих понятий на основе иллюстрации и текста диктора. Такую же работу провести с понятиями форма края листовых пластинок: цельная и изрезанная.
Предлагается раскрыть содержание понятия жилкование листа с помощью иллюстрации и компьютерного текста, дополняя “кластер”. Зафиксировать в нем объем понятия жилкование: сетчатое, пальчатое, параллельное, дуговое.
Предлагается выполнить вторую часть лабораторной работы “Жилкование листьев”.
Задание:
Распределите листья по способу жилкования (учащимся третьего ряда положить в конверт листья с сетчатым жилкованием).
Учащимся демонстрируется гербарный материал, рисунки и комнатные растения и предлагается найти листья у данных растений (кактус, луковица, горох, росянка). Результаты обсуждения соотнести с пояснениями текста.
К концу урока готовый “кластер” выглядит следующим образом:
Рис.2
III. Закрепление знаний
В результате обобщающей беседы учитель заполняет третью колонку таблицы на доске и соотносит с тем, что хотели узнать.
Контроль знаний проводится по вопросам обобщающего теста на компьютере.
И в заключении, используя выводы по уроку, представленные в конце темы (“Уроки Кирилла и Мефодия”), учитель просит учащихся составить “синквейн” – пятистрочный стих (теория “Критического мышления”), при помощи которого учащиеся резюмируют информацию, выражают свои чувства к данной теме.
Примеры:
Листья Простые и сложные Главная часть побега Обеспечивают фотосинтез Удивительный процесс |
Листья Удивительны и разнообразны У каждого растения индивидуальны Своей функцией и значимостью Вызывают чувство восхищения |
Листья Чудесное творение природы У каждого растения свои Питают, дышат, испаряют И так растению нужны! |
В конце урока каждый учащийся сдает конверт с результатами лабораторной работы, заработанными жетонами и ответами заключительного теста, предварительно написав на конверте фамилию. На основании этого материала учитель оценивает учащихся.
IV. Задание на дом
Изучить параграф 23, ответить на вопросы в конце параграфа, повторить параграф 4.