Профессиональное мастерство педагогов как условие качества образования дошкольника

Разделы: Работа с дошкольниками


Дифференцированные подходы к повышению профессионального мастерства педагогов

Статья из опыта работы к совещанию для руководителей ДОУ на тему «Управление научно-методической работой в ДОУ».
Материал является продуктом совместной деятельности методиста ДОУ № 190 г. Тольятти О. А. Вашуриной и научного куратора Л. В. Коротковой старшего преподавателя кафедры «Духовное наследие Л. Н. Толстого» ТГПУ имени Л. И. Толстого.

Одним из условий качества обучения и воспитания дошкольников, является профессиональное мастерство педагогов.
Профессиональное мастерство становится особенно значимо в ДОУ работающим в режиме развития.
На сегодняшний день в дошкольных учреждениях наработан материал по формам методической работы, но проблема в том, что они стабильны и не изменяются, повторяются из года в год, а нетрадиционные формы вводятся достаточно редко, неактивно.
Изучив литературу по управлению научно - методической работой образовательных учреждений разных авторов, мы взяли их на заметку, постепенно по мере необходимости вводя в свою работу наиболее приемлемые для наших педагогов.
Сегодня мы хотели бы познакомить вас с некоторыми из них (См. таблицу 1).

Таблица 1.

Формы методической работы по повышению профессионального мастерства педагогов.

Перечень форм методической работы, используемых в системе повышения квалификации педагогов ДОУ Рекомендуемая квалификационная категория

Рекомендуемая квалификационная категория

1. Психолого-педагогический консилиум».

Представляет собой совещание или взаимную консультацию специалистов (экспертов) в той или иной области, которые по заранее определенному набору параметров периодически обсуждают и оценивают реальные возможности каждого ребенка в зоне ближайшего развития.
Частота работы 1 - 2 раза в год в каждой возрастной группе. Рекомендуется использовать в ДОУ где ведется экспериментальная, инновационная работа по управлению качеством образования или по оптимизации педагогического процесса.

новаторы, психолог, узкие специалисты
1 -2 раза в год
2. «Годичные команды педагогов».

Представляет собой управляемое объединение педагогов, основанное на принципе психологической совместимости. Решает вопросы подобные вопросам педагогического консилиума Частота работы ежемесячно.

новаторы, мастера, педагоги опытные-активные, узкие специалисты
1 -2 раза в год
3. «Школа профессионального мастерства».

Имеет целью реализацию принципа дифференцированного подхода к уровню развития педагогического мастерства, в результате чего имеет 4 ступени:

1 ступень: Группа повышенного внимания администрации включает в свой состав педагогов как малоопытных, так и практиков, не желающих по каким -либо причинам заниматься самообразованием и ростом профессионального личного мастерства, а также отказывающихся от участия в инновационной работе
Целью этой группы является стимулирование педагогов, работающих ниже своих возможностей.

2 ступень: Школа становления молодого педагога. Ее задачей является оказание помощи в становлении педагога

3 ступень: Школа совершенствования профессионального мастерства предполагает работу с педагогами 1 квалификационной категории с целью доведения их практических знаний и умений до уровня мастера.

4 ступень: Школа высшего педагогического мастерства повышает знания и практические умения педагогов в области научно- исследовательской деятельности, обучает их методам ведения экспериментальной работы, помогает осваивать новые педагогические технологии.

 

 

 

опытные-малоактивные,
молодые специалисты "консерваторы"
1 раз в месяц

 

 

молодые специалисты по мере необходимости

 

опытные-активные по мере необходимости

 

новаторы постоянно

4. «Школа передового опыта».

Имеет своей целью распространение опыта работы лучших педагогов ДОУ среди молодых специалистов, малоопытных педагогов, педагогов, не имеющих квалификационной категории. Ведущей организационной формой работы занятий в школе являются лекции, семинарские занятия, просмотр открытых занятий, даваемых руководителем школы.
Девизом является: «Делай как я!»
Частота работы не чаще 1 раза в месяц

Варианты школы передового опыта:
Индивидуальное наставничество.
Педагогическая студия

Руководителем студии назначается наиболее яркий педагог ДОУ, способный забыть о своих заслугах, регалиях и разговаривать с молодыми (малоопытными) педагогами на равных Ведущей формой проведения занятий в студии является совместное обсуждение проблемы, наблюдение и анализ деятельности лучших педагогов ДОУ, совместная разработка конспектов занятий и мероприятий.
Режим работы не чаще 1 раза в месяц.

 

новаторы, мастера, опытные-активные, опытные-малоактивные
1 раз в месяц

 

 

 

 

 

все категории

5. «Педагогическое ателье или педагогическая мастерская».

Имеет целью передачу педагогом- мастером остальным членам педагогического коллектива основных идей своей воспитательно-образовательной системы, практических способов ее реализации. Ведущие формы учебных занятий в педагогическом ателье: совместное обсуждение концептуальной идеи педагога - мастера, выполнение индивидуально практических заданий и возможность их использования педагогом в своей работе с детьми. Педагогическое ателье-вызов традиционной педагогике. Основная задача педагогического ателье - познакомить воспитателей ДОУ с методами нестандартной педагогики, с новыми технологиями, нетрадиционными формами работы. Частота занятий и длительность по потребностям педагогов. все категории 1 раз в месяц

 

все категории 1 раз в месяц

6. «Мастер класс».

Является разовой и одновременно выездной формой работы педагогов, с целью распространения своего опыта среди других дошкольных учреждений района, города.
Основной метод - прямой и комментированный показ приемов своей работы.

 

все категории

7. «Творческие микрогруппы».

Это стихийное объединение 2-3 педагогов, с целью профессионального общения и обогащения опыта друг друга. Основное условие работы микрогруппы - равенство возможностей педагогов. Группы создаются для нахождения способа решения проблемы, разработки методики, модернизации плана работы, модификации учебного пособия, дидактического материала и прочее. Для данной формы работы характерно объединение только опытных педагогов. Длительность их работы от нескольких часов до нескольких дней, т.е. до момента разрешения проблемы.

 

педагоги новаторы, мастера, опытные-активные
по мере необходимости

8. «Кружки качества».

Организуются по инициативе администрации для поиска решения той или иной проблемы. Ведущий метод, используемый в работе: «мозговая атака» или «мозговой штурм» Обязательным условием при организации работы кружка является : наличие хотя бы одного педагога способного обучать коллег без участия администрации.
О результатах работы кружка качества администрация ставится в известность руководителем кружка.
Главной задачей работы кружка является нахождения способа повышения качества воспитательно-образовательной работы с детьми.
Длительность работы кружка по потребностям педагога во времени для нахождения способа решения проблемы.

 

педагоги новаторы, мастера

9. ВТК (временные творческие коллективы)

Создаются по инициативе администрации или опытного педагога для срочного решения, какой либо проблемы. Их главным методом является «мозговой штурм» например разработка сценария праздника, конспекты занятия и др.
Отличительной особенностью ВТК является невозможность перерыва ее деятельности до полного решения проблемы. Длительность работы от нескольких часов до 2-3 суток. новаторы, мастера, опытные-активные.

 

все категории по мере необходимости

10. «Школа исследователя».

Организуется для опытных педагогов с целью развития у них навыков исследовательской деятельности, а также обучения их ведению исследовательской работы с детьми.
У школы исследования есть научный руководитель.
Длительность ее работы от 1 до нескольких лет.
Частота встреч 1 раз в 1-2 месяца.

 

все категории по мере необходимости

11. ВНИК (временные научно исследовательские коллективы). Создаются по инициативе администрации при необходимости разработки какого – либо фундаментального документа, требующего предварительного изучения и анализа ситуации, сбора данных через анкетирование или интервью, анализа и обобщения этих данных, изучения специальной литературы. Члены ВНИК должны владеть методами классификации, систематизации, сравнения, обобщения, абстрагирования, индукции и дедукции.
Работа во ВНИКе требует хорошей научной подготовки его участников, безупречного умения формулировать цели, задачи и прочее. ВНИК, обязательно имеет научного руководителя или консультанта и группу разработчиков.
Создается на определенное время для практического решения большой проблемы по значимости и объему задачи. Например, разработка программы развития, Образовательной программы, перспективного плана работы и т.д.
В ее цели не входит реализация полученного документа и отслеживания результата, т.к. для этого требуется длительное время, а ВНИК работает только на момент теоретической разработки документа (от нескольких дней до нескольких месяцев).
 

новаторы, мастера опытные-активные по мере необходимости

Эти формы разработаны с учетом дифференцированного подхода к профессиональному мастерству педагогов. Среди них есть формы только для молодых и малоопытных педагогов, и есть формы которые рекомендуются для педагогов мастерства еще не достигших, но способных его достичь.

Дифференцированный подход к повышению профессионального мастерства осуществляется давно. Попытка решить эту проблему видна и сейчас. Но дифференциация проходит как правило по тематике, по содержанию, а вот по формам методической работы оно как бы уходит в сторону. Допустим, все педагоги интересуются, как изменить развивающую среду, и как эта среда будет влиять на развитие ребенка. В нашем ДОУ есть воспитатели - новаторы, воспитатели - мастера и малоопытные специалисты, поэтому для педагогов мастеров и новаторов отбираются одни формы работы, а для педагогов малоопытных другие. Группы воспитателей-«Новаторов» объединяются в «творческие группы», либо в «Годичные команды педагогов» по принципу психологической совместимости, и интересам к данному вопросу. Прослушав консультацию методиста по основным подходам, принципам организации развивающей среды в группах. И уже имеем представление о взглядах Л.Н. Толстого на среду окружающую ребенка.

Нарабатывают материал для создания методических рекомендаций по предметно развивающей сфере в группах.
Когда материал наработан и апробирован, педагог - новатор проводит в группе день открытых дверей и консультацию молодых воспитателей на месте.
Система повышения квалификации заключается не только в том, чтобы мы учили педагога, но и в том, чтобы представить ему возможность учить других, а следовательно и повышать свою квалификацию.
Задача воспитателя методиста заключается в том, чтобы опосредованно готовя опытного педагога к ведению работы по этой форме, научить:

1) спланировать эту работу;
2) отобрать необходимый материал;
3) изучить литературу по этому вопросу.

Как правило в дошкольных учреждениях есть разовые формы повышения профессионального мастерства (например, консультации). Но очень важно иметь систему непрерывного образования, когда один и тот же педагог проходя через эту систему поднимается от одной ступеньки к другой и таким образом в течении ряда лет участвует в различных формах методической работы. Это делается с целью повышения его квалификации и в то же время стимулирует его интерес, повышает активность, способствует творческим проявлениям педагога. Это и есть система непрерывного повышения квалификации.

Система непрерывного образования педагогов предполагает разработку образовательных программ для отдельных групп педагогов объединяющихся по личностным качествам, психологической совместимости, по степени заинтересованности. Либо есть другой вариант- для каждого педагога разрабатывается «Индивидуальная программа творческого развития».
Структура ее написания общепринята. Она включает в себя:

1) учебный план;
2) учебно - тематический план;
3) содержание каждого занятия;
4) перечень заданий для самостоятельной работы;
5) перечень тем для самостоятельного изучения;
6) формы отчетности.

А сейчас я хочу не надолго задержать ваше внимание чтобы ознакомить с системой непрерывного повышения квалификации педагогов в условиях нашей экспериментальной площадки (см. рисунок 1).

Модель
системы непрерывного образования, повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ, работающего в режиме развития.

Обратите внимание на модель. Мы попытались таким образом изобразить модель нашей системы.
Первично это мониторинг профессионального мастерства педагогов
Изучив всесторонне мы пришли к дифференциации педагогов по степени квалификации, по отношению к работе.
На основе этой дифференциации мы пришли к подбору форм методической работы, по повышению профессионального мастерства педагогов. (См. таблицу 2)

Таблица 2.

Система непрерывного образования по повышению профессионального мастерства педагогов ДОУ, работающего в режиме развития

Мониторинг качества профессиональных способностей педагога

Дифференциация педагогов по уровню профессионального мастерства

Формы методической работы по повышению профессионального мастерства

1. Анкетирование.
  • «Самооценка личности» (качества личности)
  • «Готовность педагога к работе в инновационном режиме»
  • «Развитие профессиональных способностей»
  • «Пути личностного профессионального развития педагога» и др.

2. Ряд диагностических методик

3. Самоотчеты, творческие отчеты педагога по результатам работы.

4. Наблюдение за работой воспитателя психолога и администрации

5. Результаты анкетирования родителей на предмет оценки работы педагога.

При проведении результата учитывали:

1) Самооценку педагога своей деятельностью
2) Оценку администрации и психолога

  • Педагоги – новаторы;
  • Педагоги – мастера;
  • Педагоги – опытные-активные, «двигатели»;
  • Педагоги – опытные-малоактивные, «тормоз»;
  • Педагоги – консерваторы;
  • Педагоги – молодые специалисты.
  • традиционные
  • нетрадиционные

Формы работы

Индивидуальные
Групповые