Профессиональное мастерство педагогов как условие качества образования дошкольника
Дифференцированные подходы к повышению профессионального мастерства педагогов
Статья из опыта работы к совещанию для руководителей ДОУ на тему «Управление научно-методической работой в ДОУ».
Материал является продуктом совместной деятельности методиста ДОУ № 190 г. Тольятти О. А. Вашуриной и научного куратора Л. В. Коротковой старшего преподавателя кафедры «Духовное наследие Л. Н. Толстого» ТГПУ имени Л. И. Толстого.
Одним из условий качества обучения и воспитания
дошкольников, является профессиональное мастерство педагогов.
Профессиональное мастерство становится особенно значимо в ДОУ
работающим в режиме развития.
На сегодняшний день в дошкольных учреждениях наработан материал по
формам методической работы, но проблема в том, что они стабильны и
не изменяются, повторяются из года в год, а нетрадиционные формы
вводятся достаточно редко, неактивно.
Изучив литературу по управлению научно - методической работой
образовательных учреждений разных авторов, мы взяли их на заметку,
постепенно по мере необходимости вводя в свою работу наиболее
приемлемые для наших педагогов.
Сегодня мы хотели бы познакомить вас с некоторыми из них (См.
таблицу 1).
Таблица 1.
Формы методической работы по повышению профессионального мастерства педагогов.
|
Перечень форм методической работы, используемых в системе повышения квалификации педагогов ДОУ Рекомендуемая квалификационная категория |
Рекомендуемая квалификационная категория |
| 1. Психолого-педагогический
консилиум».
Представляет собой совещание или взаимную консультацию
специалистов (экспертов) в той или иной области, которые по заранее
определенному набору параметров периодически обсуждают и оценивают
реальные возможности каждого ребенка в зоне ближайшего
развития. |
новаторы, психолог, узкие
специалисты 1 -2 раза в год |
| 2. «Годичные команды
педагогов».
Представляет собой управляемое объединение педагогов, основанное на принципе психологической совместимости. Решает вопросы подобные вопросам педагогического консилиума Частота работы ежемесячно. |
новаторы, мастера, педагоги
опытные-активные, узкие специалисты 1 -2 раза в год |
| 3. «Школа профессионального
мастерства».
Имеет целью реализацию принципа дифференцированного подхода к уровню развития педагогического мастерства, в результате чего имеет 4 ступени: 1 ступень: Группа повышенного внимания администрации
включает в свой состав педагогов как малоопытных, так и практиков,
не желающих по каким -либо причинам заниматься самообразованием и
ростом профессионального личного мастерства, а также отказывающихся
от участия в инновационной работе 2 ступень: Школа становления молодого педагога. Ее задачей является оказание помощи в становлении педагога 3 ступень: Школа совершенствования профессионального мастерства предполагает работу с педагогами 1 квалификационной категории с целью доведения их практических знаний и умений до уровня мастера. 4 ступень: Школа высшего педагогического мастерства повышает знания и практические умения педагогов в области научно- исследовательской деятельности, обучает их методам ведения экспериментальной работы, помогает осваивать новые педагогические технологии. |
опытные-малоактивные,
молодые специалисты по мере необходимости
опытные-активные по мере необходимости
новаторы постоянно |
| 4. «Школа передового опыта».
Имеет своей целью распространение опыта работы лучших педагогов
ДОУ среди молодых специалистов, малоопытных педагогов, педагогов,
не имеющих квалификационной категории. Ведущей организационной
формой работы занятий в школе являются лекции, семинарские занятия,
просмотр открытых занятий, даваемых руководителем школы. Варианты школы передового опыта: Руководителем студии назначается наиболее яркий педагог ДОУ,
способный забыть о своих заслугах, регалиях и разговаривать с
молодыми (малоопытными) педагогами на равных Ведущей формой
проведения занятий в студии является совместное обсуждение
проблемы, наблюдение и анализ деятельности лучших педагогов ДОУ,
совместная разработка конспектов занятий и мероприятий. |
новаторы, мастера, опытные-активные, опытные-малоактивные
все категории |
| 5. «Педагогическое ателье или
педагогическая мастерская».
Имеет целью передачу педагогом- мастером остальным членам педагогического коллектива основных идей своей воспитательно-образовательной системы, практических способов ее реализации. Ведущие формы учебных занятий в педагогическом ателье: совместное обсуждение концептуальной идеи педагога - мастера, выполнение индивидуально практических заданий и возможность их использования педагогом в своей работе с детьми. Педагогическое ателье-вызов традиционной педагогике. Основная задача педагогического ателье - познакомить воспитателей ДОУ с методами нестандартной педагогики, с новыми технологиями, нетрадиционными формами работы. Частота занятий и длительность по потребностям педагогов. все категории 1 раз в месяц |
все категории 1 раз в месяц |
| 6. «Мастер класс».
Является разовой и одновременно выездной формой работы
педагогов, с целью распространения своего опыта среди других
дошкольных учреждений района, города. |
все категории |
| 7. «Творческие микрогруппы».
Это стихийное объединение 2-3 педагогов, с целью профессионального общения и обогащения опыта друг друга. Основное условие работы микрогруппы - равенство возможностей педагогов. Группы создаются для нахождения способа решения проблемы, разработки методики, модернизации плана работы, модификации учебного пособия, дидактического материала и прочее. Для данной формы работы характерно объединение только опытных педагогов. Длительность их работы от нескольких часов до нескольких дней, т.е. до момента разрешения проблемы. |
педагоги новаторы, мастера, опытные-активные |
| 8. «Кружки качества».
Организуются по инициативе администрации для поиска решения той
или иной проблемы. Ведущий метод, используемый в работе: «мозговая
атака» или «мозговой штурм» Обязательным условием при организации
работы кружка является : наличие хотя бы одного педагога способного
обучать коллег без участия администрации. |
педагоги новаторы, мастера |
| 9. ВТК (временные творческие
коллективы)
Создаются по инициативе администрации или опытного педагога для
срочного решения, какой либо проблемы. Их главным методом является
«мозговой штурм» например разработка сценария праздника, конспекты
занятия и др. |
все категории по мере необходимости |
| 10. «Школа исследователя».
Организуется для опытных педагогов с целью развития у них
навыков исследовательской деятельности, а также обучения их ведению
исследовательской работы с детьми. |
все категории по мере необходимости |
| 11. ВНИК (временные научно
исследовательские коллективы). Создаются по инициативе
администрации при необходимости разработки какого – либо
фундаментального документа, требующего предварительного изучения и
анализа ситуации, сбора данных через анкетирование или интервью,
анализа и обобщения этих данных, изучения специальной литературы.
Члены ВНИК должны владеть методами классификации, систематизации,
сравнения, обобщения, абстрагирования, индукции и дедукции. Работа во ВНИКе требует хорошей научной подготовки его участников, безупречного умения формулировать цели, задачи и прочее. ВНИК, обязательно имеет научного руководителя или консультанта и группу разработчиков. Создается на определенное время для практического решения большой проблемы по значимости и объему задачи. Например, разработка программы развития, Образовательной программы, перспективного плана работы и т.д. В ее цели не входит реализация полученного документа и отслеживания результата, т.к. для этого требуется длительное время, а ВНИК работает только на момент теоретической разработки документа (от нескольких дней до нескольких месяцев). |
новаторы, мастера опытные-активные по мере необходимости |
Эти формы разработаны с учетом дифференцированного подхода к профессиональному мастерству педагогов. Среди них есть формы только для молодых и малоопытных педагогов, и есть формы которые рекомендуются для педагогов мастерства еще не достигших, но способных его достичь.
Дифференцированный подход к повышению профессионального мастерства осуществляется давно. Попытка решить эту проблему видна и сейчас. Но дифференциация проходит как правило по тематике, по содержанию, а вот по формам методической работы оно как бы уходит в сторону. Допустим, все педагоги интересуются, как изменить развивающую среду, и как эта среда будет влиять на развитие ребенка. В нашем ДОУ есть воспитатели - новаторы, воспитатели - мастера и малоопытные специалисты, поэтому для педагогов мастеров и новаторов отбираются одни формы работы, а для педагогов малоопытных другие. Группы воспитателей-«Новаторов» объединяются в «творческие группы», либо в «Годичные команды педагогов» по принципу психологической совместимости, и интересам к данному вопросу. Прослушав консультацию методиста по основным подходам, принципам организации развивающей среды в группах. И уже имеем представление о взглядах Л.Н. Толстого на среду окружающую ребенка.
Нарабатывают материал для создания методических
рекомендаций по предметно развивающей сфере в группах.
Когда материал наработан и апробирован, педагог - новатор проводит
в группе день открытых дверей и консультацию молодых воспитателей
на месте.
Система повышения квалификации заключается не только в том, чтобы
мы учили педагога, но и в том, чтобы представить ему возможность
учить других, а следовательно и повышать свою квалификацию.
Задача воспитателя методиста заключается в том, чтобы опосредованно
готовя опытного педагога к ведению работы по этой форме,
научить:
1) спланировать эту работу;
2) отобрать необходимый материал;
3) изучить литературу по этому вопросу.
Как правило в дошкольных учреждениях есть разовые формы повышения профессионального мастерства (например, консультации). Но очень важно иметь систему непрерывного образования, когда один и тот же педагог проходя через эту систему поднимается от одной ступеньки к другой и таким образом в течении ряда лет участвует в различных формах методической работы. Это делается с целью повышения его квалификации и в то же время стимулирует его интерес, повышает активность, способствует творческим проявлениям педагога. Это и есть система непрерывного повышения квалификации.
Система непрерывного образования педагогов
предполагает разработку образовательных программ для отдельных
групп педагогов объединяющихся по личностным качествам,
психологической совместимости, по степени заинтересованности. Либо
есть другой вариант- для каждого педагога разрабатывается
«Индивидуальная программа творческого развития».
Структура ее написания общепринята. Она включает в себя:
1) учебный план;
2) учебно - тематический план;
3) содержание каждого занятия;
4) перечень заданий для самостоятельной работы;
5) перечень тем для самостоятельного изучения;
6) формы отчетности.
А сейчас я хочу не надолго задержать ваше внимание чтобы ознакомить с системой непрерывного повышения квалификации педагогов в условиях нашей экспериментальной площадки (см. рисунок 1).
Модель
системы непрерывного образования, повышение профессионального
мастерства педагогов ДОУ, работающего в режиме развития.

Обратите внимание на модель. Мы попытались таким
образом изобразить модель нашей системы.
Первично это мониторинг профессионального мастерства педагогов
Изучив всесторонне мы пришли к дифференциации педагогов по степени
квалификации, по отношению к работе.
На основе этой дифференциации мы пришли к подбору форм методической
работы, по повышению профессионального мастерства педагогов. (См.
таблицу 2)
Таблица 2.
Система непрерывного образования по повышению профессионального мастерства педагогов ДОУ, работающего в режиме развития
|
Мониторинг качества профессиональных способностей педагога |
Дифференциация педагогов по уровню профессионального мастерства |
Формы методической работы по повышению профессионального мастерства |
1. Анкетирование.
2. Ряд диагностических методик 3. Самоотчеты, творческие отчеты педагога по результатам работы. 4. Наблюдение за работой воспитателя психолога и администрации 5. Результаты анкетирования родителей на предмет оценки работы педагога. При проведении результата учитывали: 1) Самооценку педагога своей деятельностью |
|
Формы работы Индивидуальные |