Дифференцированные подходы к повышению профессионального мастерства педагогов
Статья из опыта работы к совещанию для руководителей ДОУ на тему «Управление научно-методической работой в ДОУ».
Материал является продуктом совместной деятельности методиста ДОУ № 190 г. Тольятти О. А. Вашуриной и научного куратора Л. В. Коротковой старшего преподавателя кафедры «Духовное наследие Л. Н. Толстого» ТГПУ имени Л. И. Толстого.
Одним из условий качества обучения и
воспитания дошкольников, является
профессиональное мастерство педагогов.
Профессиональное мастерство становится
особенно значимо в ДОУ работающим в режиме
развития.
На сегодняшний день в дошкольных учреждениях
наработан материал по формам методической
работы, но проблема в том, что они стабильны и не
изменяются, повторяются из года в год, а
нетрадиционные формы вводятся достаточно редко,
неактивно.
Изучив литературу по управлению научно -
методической работой образовательных
учреждений разных авторов, мы взяли их на
заметку, постепенно по мере необходимости вводя
в свою работу наиболее приемлемые для наших
педагогов.
Сегодня мы хотели бы познакомить вас с
некоторыми из них (См. таблицу 1).
Таблица 1.
Формы методической работы по повышению профессионального мастерства педагогов.
Перечень форм методической работы, используемых в системе повышения квалификации педагогов ДОУ Рекомендуемая квалификационная категория |
Рекомендуемая квалификационная категория |
1. Психолого-педагогический
консилиум». Представляет собой совещание или
взаимную консультацию специалистов (экспертов) в
той или иной области, которые по заранее
определенному набору параметров периодически
обсуждают и оценивают реальные возможности
каждого ребенка в зоне ближайшего развития. |
новаторы, психолог, узкие
специалисты 1 -2 раза в год |
2. «Годичные команды педагогов». Представляет собой управляемое объединение педагогов, основанное на принципе психологической совместимости. Решает вопросы подобные вопросам педагогического консилиума Частота работы ежемесячно. |
новаторы, мастера, педагоги
опытные-активные, узкие специалисты 1 -2 раза в год |
3. «Школа профессионального
мастерства». Имеет целью реализацию принципа дифференцированного подхода к уровню развития педагогического мастерства, в результате чего имеет 4 ступени: 1 ступень: Группа повышенного внимания
администрации включает в свой состав
педагогов как малоопытных, так и практиков, не
желающих по каким -либо причинам заниматься
самообразованием и ростом профессионального
личного мастерства, а также отказывающихся от
участия в инновационной работе 2 ступень: Школа становления молодого педагога. Ее задачей является оказание помощи в становлении педагога 3 ступень: Школа совершенствования профессионального мастерства предполагает работу с педагогами 1 квалификационной категории с целью доведения их практических знаний и умений до уровня мастера. 4 ступень: Школа высшего педагогического мастерства повышает знания и практические умения педагогов в области научно- исследовательской деятельности, обучает их методам ведения экспериментальной работы, помогает осваивать новые педагогические технологии. |
опытные-малоактивные,
молодые специалисты по мере необходимости
опытные-активные по мере необходимости
новаторы постоянно |
4. «Школа передового опыта». Имеет
своей целью распространение опыта работы лучших
педагогов ДОУ среди молодых специалистов,
малоопытных педагогов, педагогов, не имеющих
квалификационной категории. Ведущей
организационной формой работы занятий в школе
являются лекции, семинарские занятия, просмотр
открытых занятий, даваемых руководителем школы. Варианты школы передового опыта: Руководителем студии назначается наиболее
яркий педагог ДОУ, способный забыть о своих
заслугах, регалиях и разговаривать с молодыми
(малоопытными) педагогами на равных Ведущей
формой проведения занятий в студии является
совместное обсуждение проблемы, наблюдение и
анализ деятельности лучших педагогов ДОУ,
совместная разработка конспектов занятий и
мероприятий. |
новаторы, мастера,
опытные-активные, опытные-малоактивные
все категории |
5. «Педагогическое ателье или
педагогическая мастерская». Имеет целью передачу педагогом- мастером остальным членам педагогического коллектива основных идей своей воспитательно-образовательной системы, практических способов ее реализации. Ведущие формы учебных занятий в педагогическом ателье: совместное обсуждение концептуальной идеи педагога - мастера, выполнение индивидуально практических заданий и возможность их использования педагогом в своей работе с детьми. Педагогическое ателье-вызов традиционной педагогике. Основная задача педагогического ателье - познакомить воспитателей ДОУ с методами нестандартной педагогики, с новыми технологиями, нетрадиционными формами работы. Частота занятий и длительность по потребностям педагогов. все категории 1 раз в месяц |
все категории 1 раз в месяц |
6. «Мастер класс». Является
разовой и одновременно выездной формой работы
педагогов, с целью распространения своего опыта
среди других дошкольных учреждений района,
города. |
все категории |
7. «Творческие микрогруппы». Это стихийное объединение 2-3 педагогов, с целью профессионального общения и обогащения опыта друг друга. Основное условие работы микрогруппы - равенство возможностей педагогов. Группы создаются для нахождения способа решения проблемы, разработки методики, модернизации плана работы, модификации учебного пособия, дидактического материала и прочее. Для данной формы работы характерно объединение только опытных педагогов. Длительность их работы от нескольких часов до нескольких дней, т.е. до момента разрешения проблемы. |
педагоги новаторы, мастера,
опытные-активные |
8. «Кружки качества». Организуются
по инициативе администрации для поиска решения
той или иной проблемы. Ведущий метод,
используемый в работе: «мозговая атака» или
«мозговой штурм» Обязательным условием при
организации работы кружка является : наличие
хотя бы одного педагога способного обучать
коллег без участия администрации. |
педагоги новаторы, мастера |
9. ВТК (временные творческие
коллективы) Создаются по инициативе
администрации или опытного педагога для
срочного решения, какой либо проблемы. Их главным
методом является «мозговой штурм» например
разработка сценария праздника, конспекты
занятия и др. |
все категории по мере необходимости |
10. «Школа исследователя». Организуется
для опытных педагогов с целью развития у них
навыков исследовательской деятельности, а также
обучения их ведению исследовательской работы с
детьми. |
все категории по мере необходимости |
11. ВНИК (временные научно
исследовательские коллективы). Создаются по
инициативе администрации при необходимости
разработки какого – либо фундаментального
документа, требующего предварительного изучения
и анализа ситуации, сбора данных через
анкетирование или интервью, анализа и обобщения
этих данных, изучения специальной литературы.
Члены ВНИК должны владеть методами
классификации, систематизации, сравнения,
обобщения, абстрагирования, индукции и дедукции. Работа во ВНИКе требует хорошей научной подготовки его участников, безупречного умения формулировать цели, задачи и прочее. ВНИК, обязательно имеет научного руководителя или консультанта и группу разработчиков. Создается на определенное время для практического решения большой проблемы по значимости и объему задачи. Например, разработка программы развития, Образовательной программы, перспективного плана работы и т.д. В ее цели не входит реализация полученного документа и отслеживания результата, т.к. для этого требуется длительное время, а ВНИК работает только на момент теоретической разработки документа (от нескольких дней до нескольких месяцев). |
новаторы, мастера опытные-активные по мере необходимости |
Эти формы разработаны с учетом дифференцированного подхода к профессиональному мастерству педагогов. Среди них есть формы только для молодых и малоопытных педагогов, и есть формы которые рекомендуются для педагогов мастерства еще не достигших, но способных его достичь.
Дифференцированный подход к повышению профессионального мастерства осуществляется давно. Попытка решить эту проблему видна и сейчас. Но дифференциация проходит как правило по тематике, по содержанию, а вот по формам методической работы оно как бы уходит в сторону. Допустим, все педагоги интересуются, как изменить развивающую среду, и как эта среда будет влиять на развитие ребенка. В нашем ДОУ есть воспитатели - новаторы, воспитатели - мастера и малоопытные специалисты, поэтому для педагогов мастеров и новаторов отбираются одни формы работы, а для педагогов малоопытных другие. Группы воспитателей-«Новаторов» объединяются в «творческие группы», либо в «Годичные команды педагогов» по принципу психологической совместимости, и интересам к данному вопросу. Прослушав консультацию методиста по основным подходам, принципам организации развивающей среды в группах. И уже имеем представление о взглядах Л.Н. Толстого на среду окружающую ребенка.
Нарабатывают материал для создания
методических рекомендаций по предметно
развивающей сфере в группах.
Когда материал наработан и апробирован, педагог -
новатор проводит в группе день открытых дверей и
консультацию молодых воспитателей на месте.
Система повышения квалификации заключается не
только в том, чтобы мы учили педагога, но и в том,
чтобы представить ему возможность учить других,
а следовательно и повышать свою квалификацию.
Задача воспитателя методиста заключается в том,
чтобы опосредованно готовя опытного педагога к
ведению работы по этой форме, научить:
1) спланировать эту работу;
2) отобрать необходимый материал;
3) изучить литературу по этому вопросу.
Как правило в дошкольных учреждениях есть разовые формы повышения профессионального мастерства (например, консультации). Но очень важно иметь систему непрерывного образования, когда один и тот же педагог проходя через эту систему поднимается от одной ступеньки к другой и таким образом в течении ряда лет участвует в различных формах методической работы. Это делается с целью повышения его квалификации и в то же время стимулирует его интерес, повышает активность, способствует творческим проявлениям педагога. Это и есть система непрерывного повышения квалификации.
Система непрерывного образования
педагогов предполагает разработку
образовательных программ для отдельных групп
педагогов объединяющихся по личностным
качествам, психологической совместимости, по
степени заинтересованности. Либо есть другой
вариант- для каждого педагога разрабатывается
«Индивидуальная программа творческого
развития».
Структура ее написания общепринята. Она включает
в себя:
1) учебный план;
2) учебно - тематический план;
3) содержание каждого занятия;
4) перечень заданий для самостоятельной работы;
5) перечень тем для самостоятельного изучения;
6) формы отчетности.
А сейчас я хочу не надолго задержать ваше внимание чтобы ознакомить с системой непрерывного повышения квалификации педагогов в условиях нашей экспериментальной площадки (см. рисунок 1).
Модель
системы непрерывного образования, повышение
профессионального мастерства педагогов ДОУ,
работающего в режиме развития.
Обратите внимание на модель. Мы
попытались таким образом изобразить модель
нашей системы.
Первично это мониторинг профессионального
мастерства педагогов
Изучив всесторонне мы пришли к дифференциации
педагогов по степени квалификации, по отношению
к работе.
На основе этой дифференциации мы пришли к
подбору форм методической работы, по повышению
профессионального мастерства педагогов. (См.
таблицу 2)
Таблица 2.
Система непрерывного образования по повышению профессионального мастерства педагогов ДОУ, работающего в режиме развития
Мониторинг качества профессиональных способностей педагога |
Дифференциация педагогов по уровню профессионального мастерства |
Формы методической работы по повышению профессионального мастерства |
1. Анкетирование.
2. Ряд диагностических методик 3. Самоотчеты, творческие отчеты педагога по результатам работы. 4. Наблюдение за работой воспитателя психолога и администрации 5. Результаты анкетирования родителей на предмет оценки работы педагога. При проведении результата учитывали: 1) Самооценку педагога своей деятельностью |
|
Формы работы Индивидуальные |