Цели: формировать умение составлять художественное описание; научить читать картину, выделять микротемы в описании, выбирать точные слова для описания картины, учить составлять план и придерживаться его при написании связного текста.
Ход урока.
I Подготовка к восприятию картины.
– Ребята, дома вы прочитали русскую народную сказку “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” и нарисовали портрет Аленушки. (Оформлена выставка детских рисунков.)
– Какой вы себе представляете Аленушку?
– Выберите из всех рисунков те, которые соответствуют словесной характеристике героини.
– Как вы представляете себе облик девочки в тот момент, когда случилась беда?
II Рассматривание картины.
1) Сведения о художнике.
Портрет вывешивается на доску. (Васнецов Виктор Михайлович 1848–1926.)
– Художник Виктор Михайлович Васнецов поможет вам сегодня понять образ Аленушки. Васнецов – великий русский художник. Им написано множество картин на исторические темы и сказочные сюжеты.
2) Беседа о картине.
На доску вывешивается репродукция картины “Аленушка”.
– Свою замечательную картину “Аленушка” Виктор Михайлович написал в 1881 году на сюжет русской народной сказки о сестрице Аленушке и братце Иванушке. Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.
– Рассмотрите внимательно картину.
– Отличается ли ваше представление об Аленушке от представлений художника? (Нет, художник изобразил героиню грустной и печальной.)
– Закройте глаза и попробуйте представить себе эту картину.
– Что вы видите ярче всего? (Аленушку, ее позу и печальное лицо.)
– Посмотрите и подумайте, почему художник изобразил Аленушку в центре, на переднем плане картины? (Художник хочет, чтобы мы обратили внимание на нее, так как девочка – главный герой картины.)
– Где находится наша героиня? (Она сидит у озера на камне.)
– Опишите внешность Аленушки. (Аленушка – бедная девочка, у нее худые руки, босые ноги. Одета она бедно: старый сарафан, выцветшая голубая кофта, русые волосы, слабо заплетенные в косу, голова опущена.)
– Что особенно бросается в глаза во внешности Аленушки? (Грустное лицо и большие печальные глаза.)
– Как художник изобразил горе, обрушившееся на Аленушку? Обратите внимание на позу девочки. (Аленушка одиноко сидит на камне, низко опустив голову. Она обхватила колени руками, согнулась. Вся ее поза выражает несчастье, горе и печаль. Она вызывает сочувствие.)
3) Описание фона.
– Опишите все, что находится на заднем плане картины. (Позади Аленушки густой, темный, мрачный и дремучий лес. Немного страшный и загадочный. Вода в озере тоже темная, в ней отражается страшный лес.)
– Как художник изобразил, что приближается осень? (Желтые листочки на березках и на поверхности воды.)
– Случайно ли фоном для картины художник выбрал именно это время года? (Осень – грустное время года, природа печалится вместе с Аленушкой. Лес темный, а на душе у девочки так же темно.)
– Для того чтобы придать соответствующее настроение своей картине, художник использует несколько приемов – освещение и отбор красок. Цвет картине имеет большое значение. Тон неяркий, в нем преобладают темно-зеленые и красно-коричневые цвета. Побуревшая трава, красноватая листва, пожелтевшая зелень. Лишь лицо девушки озарено светом, чтобы на темном фоне выделить его для зрителя. Краски, которые использует художник, помогают нам лучше понять настроение Аленушки.
4) Выявление основных микротем.
На доске записаны микротемы, к ним подбираются опорные слова.
Лес |
Небо |
Озеро |
дремучий | осеннее | глубокое |
загадочный | хмурое | холодное |
таинственный | пасмурное | почти черное |
угрюмый | унылое | печальное |
мрачный | тяжелое | застывшее |
5) Составление плана сочинения
- Художник и его картина.
- Описание картины:
а) образ Аленушки (одежда, поза, лицо);
б) фон картины; осенняя природа.
3. Как художник художественными способами описывает настроение героини?
4. Что мне особенно понравилось в картине?
6) Составление рассказа по картине.
Ученики составляют мини-описания:
- Аленушка.
- Лес.
- Озеро.
- Осенняя природа, звуки осени.
7) Составление устного рассказа по плану.
8) Письменное сочинение по картине.
III Итог урока.
Понравилась ли картина, какие она вызвала чувства?