Цель: повышение уровня мотивации учащихся на занятиях по целеполаганию.
Образовательный аспект: познакомить учащихся с судьбами выдающихся личностей (деятелей политики, культуры, спорта); вывести формулу успеха.
Воспитательный аспект: формировать чувство самодостаточности, через нахождение и использование в деятельности своих возможностей; формировать чувство ответственности, через осознание “я делаю свою жизнь сам”.
Развивающий аспект: развивать коммуникативные и общеинтеллектуальные умения и навыки: умение анализировать, классифицировать, аргументировать свой ответ, вести диалог, провести рефлексию и коррекцию своих действий.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Посроение плана занятия.
Исходя из названия нашего классного часа, давайте построим пошаговый план нашего занятия.
Цель: вывести формулу успеха.
Действия: рассуждать, общаться, анализировать,
доказывать свою точку зрения и т. д.
Средства: жизненный опыт, знания, время.
Время: 1 занятие.
Результат: формула успеха.
– Каждый из вас, заполняя таблицу временного плана и составляя коллаж “Моя мечта”, задумывался над тем, что у него есть и что необходимо для осуществления своей мечты, для достижения цели т. е. над тем, какими ресурсами вы обладаете.
Объяснение материала.
- Дайте определения слова ресурсы. Попробуйте объяснить, какими ресурсами обладает человек, и как бы вы их разделили.
После обсуждения учащимся предлагается из лежащих на столе учителя карточек составить таблицу.
Карточки двух цветов с внешними (голубой) и внутренними (желтый) ресурсами.
На доске: определение:
– Давайте приведем примеры известных людей, добившихся в жизни успеха за счет внешних и внутренних ресурсов.
Выступления учащихся о выдающихся деятелях культуры, политики, спорта.
- Назовите качества характера, которые помогли стать этим людям успешными. (Стремление, терпение, трудолюбие, коммуникабельность, жизнелюбие, внимательность, практичность, умение доводить дело до конца, риск и т. д.)
– Со знанием того, что мы имеем,
приходит уверенность в успехе.
– Что такое успех?
(Вспоминаем определение с прошлого классного
часа).
– Успех и удача, в чем разница?
Удача и успех – достаточно разные вещи. Удача –
не ваша заслуга, как не ваша заслуга выигрыш в
лотерею. Удача сваливается на вас просто потому,
что вам повезло.
– Вспомните старый анекдот про бедного еврея.
Жил-был бедный еврей, с утра до вечера сидел он на коврике, клал поклоны и молил Господа, чтобы тот сделал его богатым. Но шли годы, коврик уже почти истерся, а денег все нет и нет. Тогда вскричал он в сердцах: – Господи, ну почему? Я выполнял все твои заповеди, соблюдал посты и пятницы, почему не наградишь меня за мою верность тебе? Господи, ну почему? И раздался голос с небес: - Абрам, ну оторви свой зад от коврика и пойди купи хотя бы лотерейный билет!
Успех приходит к тем, кто его
заработал. Вы знали, что хотели; вы сделали то, что
нужно для этого; вы получили то, к чему
стремились: это ваш успех, и он всегда с вами.
Удачливым быть приятно, успешным быть престижно
и надежно.
Учащимся предлагается записать те качества, которые помогут им в достижении цели в такую же схему как на доске.
– Опишите, что у вас уже есть – это могут быть какие-то черты характера, друзья, которые вас поддержат и вам помогут, финансовые ресурсы, уровень вашего образования, ваша энергия, наконец, время, которым вы располагаете и т. д.
Ведь перед каждой конструктивной работой – собираетесь строить дом или лепить пельмени, надо точно знать, какие есть в наличии материалы и инструменты. Точно так же для того чтобы сконструировать видение будущего, которое наполнило бы вас силой и энергией, необходимо иметь ясное представление о том, что вы имеете.
– Припомните те случаи своей жизни, когда вы чувствовали, что достигли успеха. Это не обязательно должно быть какое-то очень важное событие. Это может быть все, что угодно, от удачного ответа на уроке, до вечера, проведенного с друзьями. Какие из вышеперечисленных ресурсов вы тогда использовали максимально эффективно?
- Что вы чувствовали, в ситуации успеха?
Работа в группах.
1 группа учащихся с конкретно-последовательным стилем обучения получает задание с разбором ситуаций из реальной жизни. Необходимо проанализировать ситуации и ответить на вопрос: “В каких ситуациях человек добился успеха сам, а в каких это просто удача?”
Вы выиграли в лотерею крупную сумму денег.
Вы спортсмен и за удачное выступление на соревнованиях получили в качестве приза крупную сумму денег.
Вы удачно ответили на вопросы теста по предмету и получили оценку отлично.
Вас неожиданно повысили в должности.
Вы много и долго плодотворно работали и вас повысили в должности.
Вы никогда не увлекались литературой, но после участия в поэтическом конкурсе, вас выбрали лучшим стихотворцем в школе.
Вы тщательно готовились к контрольной работе, но по не зависящим от вас причинам урок отменили, что вы чувствуете?
Вы первый день в новом классе и сразу нашли общий язык со всеми одноклассниками.
2 группа учащихся с конкретно-разбросанным стилем обучения получает задание, требующее предположения, предсказания результата.
Методика “Прилагательные успеха”.
Опишите 3-мя прилагательными человека, с которым вам нравится общаться, а так же человека, с которым вам общаться не нравится.
Теперь опишите свое поведение, когда вы общаетесь с этими людьми; например: часто улыбаюсь, говорю спокойным голосом, у меня угрюмое лицо, мой голос выше. Данные запишите в две колонки.
Сделайте вывод, как от поведения одного человека зависит поведение другого.
Как вы можете изменить конфликтную ситуацию на успешную?
3 группа учащихся с абстрактно-разбросанным стилем обучения получает творческое задание.
Вспомните еще раз ваши чувства и эмоции в ситуации успеха и изобразите их на бумаге.
Обсуждение выполненных заданий.
После выступления каждой группы ребята говорят, какие внутренние ресурсы они использовали для выполнения задания максимально эффективно.
Итак, мы с вами поняли, что успех не приходит просто так, что его достигают, и многое в нашей жизни зависит от нас самих. Тот ресурс, который в нас заложен, поможет нам добиться своих целей.
Давайте попробуем вывести формулу успеха, исходя из всего, что мы сказали.
УСПЕХ
Нужно четко представлять то, что
хочешь. Это – цель.
Нужно знать, что есть для того, чтобы добиться
цели. Это – ресурсы.
Нужно незамедлительно начинать действовать. Это
– действия.
Вы получите то, что хотели. Это – результат.
Рефлексия.
– Давайте обратимся к цели, которую мы поставили в начале занятия: вывести формулу успеха.
– Достигли ли мы поставленной цели?
– Чувствуете ли вы что-нибудь подобное тем чувствам, которые испытывали в ситуации успеха?
Итак, мы с вами убедились, что при наличии цели, четком понимании того, что мы имеем для достижения цели, необходимых действиях, мы получим желаемый результат, а значит, добьемся успехов.