Цели:
образовательная: познакомить учащихся с понятием “чуткость”, “доброта”, “ответственность”, “отзывчивость”,
развивающая: развивать познавательный интерес, развивать мировоззрение взглядов, суждений, внушать детям симпатию к братьям меньшим и отвращение к жестокости, к бездушному отношению к живым существам,
воспитательная: содействовать воспитанию у учащихся доброту, чуткость, внимание и уважение, содействовать в создании эстетических вкусов и уважительное отношение к миру животных.
Ход занятия.
Оформление класса:
План занятия.
а) “Лес без птиц и птицы без леса не живут”.
б) “Хочу, чтоб вас, зверей моей земли, за вашу помощь люди берегли”. Н. Тихонов.
в) “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. М. Пришвин.Сегодня мы продолжаем разговоры на тему “Земля – наш дом родной”.
“Береги свою планету”. Я. Аким.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно,
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.
Предметом обсуждения станет мир животных. Тема классного часа “О братьях наших меньших”.
– О ком конкретно будет разговор?
Давайте обратимся к девизу нашего занятия:
“Хочу, чтоб вас зверей моей земли,
За вашу помощь люди берегли”.
– Как вы понимаете его?
– Какое ваше мнение, отношение?
Ответы учащихся:
- Всем хорошо известно, какая огромная семья “братьев наших меньших” нас окружает. Здесь и насекомые, и звери, и домашние животные. Среди них много наших верных и преданных друзей: обученные собаки несут службу на границе. В годы Великой Отечественной войны они бросались под танки, неся на себе взрывчатку, находили поставленные мины. Конечно, за такую помощь надо не только их охранять, но и оказывать любую помощь им, защищать их.
- Любое животное существо, какое бы оно ни было, маленькое или большое, приносит немалую помощь. Но кроме помощи они еще вызывают приятные чувства, радость, восхищение, пробуждают добрые чувства, развлекают нас. У меня живет собака (кличка собаки). Не могу без восхищения говорить о ней. Какое умное животное! Он очень веселый, я люблю с ним играть. Он большой проказник. Но (кличка собаки) предан мне. А сколько в нем радости при виде меня, сколько веселого лая, визга, что у меня сразу поднимается настроение и становится радостно на душе. Сколько хороших чувств рождается в человеке от общения с животными. Их надо беречь.
- А мне хочется ответить отрывком из стихотворения Яшина “Письмо в лесную газету”.
…Лишь царям по рождению,
Как во всем предпочтенье,Знаем розу-царицу, льва-царя, да царь – птицу.
И конечно тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, что жалеем.
Ни за что не в ответе,
Словно самую малость
Нам на этой планете
И жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро свое губим,
А гордимся природой
И Отечество любим.Мало мы знаем о том, что нас окружает.
И под час, действительно, от незнания губим.
Вот послушала я выступления и думаю, что не все еще у нас благополучно по отношению к “братьям нашим меньшим”. Сколько можно привести примеров безжалостного отношения людей ко всему живому.
Я прочитаю экологические ситуации, а вы скажите, в какой ситуации правильно поступили, а в какой нет.
Экологические ситуации.
1. Женя с папой возвращались поздним осенним вечером из музыкальной школы. Холодно и дождливо было на улице. Вдруг они увидели на тротуаре дрожащего щенка, который жалобно повизгивал. “Вот бедняга, – сказал Женя, – кто-то выгнал его в такую погоду”. Щенок вдруг пошел за мальчиком. У подъезда остановились, не зная, что делать. Взять с собой – что скажет мама? Оставить – жалко. Решили взять. Принесли домой. Мокрый, дрожащий щенок сразу же вызвал у всех активную деятельность. Нагрели молока, досуха обтерли и уложили в углу спать. А утором обнаружили, что щенок болен. Вся семья лечила Фунтика (так Женя назвал щенка). Жене и младшему брату некогда было гулять – щенок требовал ухода. Прошли годы. Вырос из щенка красивый пес.
– Что понравилось в этой истории?
– В чем проявилось такое отношение к животному у мальчиков?
– Можно ли быть человечным, если не любишь животных?
2. В лесу из автомашины вышел мужчина с двумя детьми и привязал к дереву привезенную с ними собаку. Люди уехали, а собака смотрела им вслед такими глазами, будто плакала….
– Как вы оцените такой поступок?
– Что это? Наказание детей? Собаки? Или просто все устали от забот о животном?
Или собака мешала их отдыху?
– Как вы относитесь к животным? Находят ли они в вашем сердце защиту?
Наша задача состоит в том, чтобы каждый ученик, люди, живущие рядом с животными, не только берегли, но и вставали на их защиту. Когда я готовилась к сегодняшнему разговору, то мне в руки попало маленькое стихотворение П. Звездослава:
“Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем”.
Вот так бы каждый. Не было бы тогда жестокости на земле.
Да, ребята, вы правильно поняли суть девиза нашего занятия. Каждому встать на защиту живого, беззащитного существа. Чтобы стать, быть на вершине этого гуманного поста, надо, в первую очередь, научиться оценивать и понимать поступки окружающих.
А сейчас послушайте стихотворение Бориса Заходера “Про всех на свете”.
“Все – все – все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны –
Мы все-таки очень друг другу нужны,
А если нам кто-нибудь хищным покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется…
Все, все – все на свете
На свете нужны
И это все дети запомнить должны!”
Физкультминутка.
Мы немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так.
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали.
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так.
И из речки воду пили.
Вот так, вот так.
А потом они плясали,
Выше ноги поднимали,
Вперевалочку ходили.
А сейчас пойдем скорее в класс,
И загадки поразгадываем сейчас.А сейчас я хочу узнать, знаете ли вы загадки о животных и разгадаете ли вы их.
Загадки загадывают учащиеся, а потом учитель.
1.
По деревьям, по кустам
Скачет рыжий шарик сам.
Он орешки собирает
И грибочки запасает.
Он живет в лесу густом
Дом его зовут дуплом. (Белка)
2.
Рыжая плутовка
Обманывает ловко.
Ее боятся мышка
И зайка-шалунишка,
Хоть сама в лесу живет,
Из деревни кур крадет. (Лиса)
3.
Кто в густом лесу живет
И с куста малину рвет,
А как вьюга засвистит,
Он в берлоге крепко спит? (Медведь)
4. Это огромная кошка. Его желтовато-дымчатая шкура разрисована темными поперечными полосами? (Тигр.)
5.
Белым был зимою снежной,
Летом он сменил одежду,
Серым стал косой зверек,
Кто узнал, пусть назовет? (Заяц)
Пальчиковый театр “Заяц и сорока”.
– Заяц белый, куда бегал?
– На деревню.
– Для чего?
– Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжку капустную в огороде найти.
– И нашел?
– Как бы не так! Сено под снегом, зелень под снегом, а в огороде собаки злые.
– А теперь куда?
– Осинку глодать.
– Да она, поди, горькая?
– Сладкая! Вчера не поел, сегодня не ел, куда как сладкая осинка покажется”.
Молодцы! Знаете не только домашних животных, о которых рассказывали вначале и знаете диких животных.
– Можете ли вы привести примеры проявления сочувствия, доброты к миру животных из вашей жизни, из литературы?
Хорошо, ребята! Из ваших суждений можно сделать вывод, что умеете вы судить жестокость, понимаете, что значит быть добрым, чутким, очень отрадно это слушать. Много защитников у животного мира. Каждый человек, в какой-то степени не только оберегает, помогает, но, наверное своим примером учит других доброте.
Стихотворение “Просьба” – Рождественского.
“Птицы, розы и звери в души людям смотрят,
Вы их жалейте, люди, не убивайте зверя,
Ведь небо без птиц – не небо,
И море без рыб – не море,
И земля без зверей – не земля”.
Песня “Не дразните собак!”
А сейчас отгадайте кроссворд.
Впишите в клетки название зверей, птицы и насекомого и вы узнаете, кто к нам подкрадывается.
Ответы: по горизонтали – белка, пингвин, оса, заяц.
По вертикали – лиса.
К нам подкрадывается лиса.
Физкультминутка.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках побежим.
Руки в сторону, вперед,
На опушке зайка ждет...
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс,
Поиграем мы сейчас.
Игра “Перепутанница”.
Надо правильно выбрать описание животного, птицы.
Павлин – А эта - летает в очках на носу.
Медведь – У этого зверя есть шуба и рожки.
Собака – Вот этот в полосочку родственник кошки.
Попугай – Вот эта деревья спасает в лесу.
Дятел – Эта вот птица умеет дразниться.
Овца – А этот вот дружит с тобой и со мной.
Тигр – Вот этот в берлогу ложится зимой.
Сова – А эта хвостом разноцветным гордится.
Молодцы, ребята, хорошо знаете птиц и зверей! Наше занятие подходит к концу.
А мне хочется для вас прочитать отрывок из поэмы Р. Рождественского “Монолог царя зверей”.
В катакомбах музея пылится пастушья свирель,
Бивень мамонта, зуб кашалота и прочие цацки,
Человек, ты послушай царя терпеливых зверей
И прости, что слова мои будут звучать не по–царски.
Я последний из львов, но пускай за меня говорят
Лань в объятьях капкана, ползучего смога громадность
И дельфинья семья, за которой неделю подряд
С вертолета охотился ты, чтоб развеется малость.
Пусть тебе повстречается голубь, хлебнувший отрав,
Муравейник сожженный, разрытые норы барсучьи,
Оглушенная семга, дрожащий от страха жираф
И подстреленный лебедь, и чайка по горло в мазуте.
Пусть они голосят, вопрошая карающий век,
Пусть они стороною обходят любую машину,
Ты, бесспорно, вершина природы, мой брат человек.
Только где и когда ты видал без подножья вершину?
Ты командуешь миром, стоишь у руля.
Ты хозяин, мы спорить с тобой не хотим и не можем.
Но без нас, ты представь, разве будет землею земля?
Но без нас, ты пойми, разве море останется морем?
Будут жить на бетонном безлюдье одни слизняки.
Океан разольется огромной протухшею лужей.
Я тебя не пугаю, но слишком уж сети крепки,
И растет скорострельность твоих замечательных ружей.
Все твое на планете, а нашего нет ничего.
Может, правда, что день ото дня мир становится злее.
Вот глядит на меня поредевшее царство мое,
Не мигая, глядит, и почти ни о чем не жалея.
И уже ни о чем не моля, ни за что не коря,
Видно, в хоботы, пасти и когти судьба не дается,
Я с седеющей гривы срываю корону царя
И реву от бессилья, что мне еще остается.
Рассказ и показ Красной книги: Многим видам животных угрожает исчезновение. Как предупреждение – сигнал опасности составлена “Красная книга”, в которую включают редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. Спасти их, можно только зная и любя.
В “Красную книгу” России занесено 39 видов животных и птиц, которые встречаются в Амурской области: гималайский медведь, лесной кот, беркут, орлан, тигр и другие.
Итог. После сегодняшнего разговора каждый из нас, я думаю, не пройдет мимо жестокости, встанет на защиту слабого.
У нас получился интересный и полезный разговор. Понятно, что не доведен до своего логического конца, но в этом нет необходимости. О многом мы задумались здесь, рассуждая. Главное мы увидели, что есть такой мир, о котором нельзя не заботиться, не помнить.
Знакомство с миром животных мы продолжим в следующий раз на экскурсии в краеведческий музей.
Теперь я хочу обратить ваше внимание на оформление нашего занятия. Посмотрите на стенд, который оформили наши художники. Анализируя ваши анкеты, я узнала много интересного о вас. Вы и добрые, и отзывчивые, и защитники слабых. Очень хочется, чтобы ваши слова не расходились с вашими делами и поступками. А на вопрос “Знаешь ли ты какую-то книгу о животных? И можешь ли ты порекомендовать ее?” – вы нарисовали обложки этих книг и оформили стенд “Советую прочитать”. А эти книги (выставка книг) имеются в нашей школьной библиотеке. Я думаю, что вы их обязательно прочитаете.
Закончить наш классный час хочется словами Душана Родовича:
“Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни”.
Мы обещаем:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам,
Хорошо живется с нами рядом!
А чтобы животным жилось хорошо, надо беречь наши леса, где они живут.
Все вместе:
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте лесные голоса!
Звери просят помощи – не троньте –
Родины леса! Стройные леса!
Вы их сберегите от порубки,
От пожаров с дымом до небес.
Люди мира, будьте зорче втрое
Берегите лес! Берегите!