Цели урока.
Ознакомление с окончаниями имен существительных в родительном и дательном падежах; развитие умения проверять безударные окончания существительных; развитие памяти, внимания, мышления на материале предмета: Русский язык.
Ход урока:
- Активизация деятельности.
- Подберите существительные 2-го склонения, оканчивающиеся на гласную “О”.
- Время года (лето)
- Подземный вид транспорта (метро)
- Верхняя одежда (пальто)
- Предмет, в котором можно увидеть свое отражение (зеркало)
- Докажите, что все эти существительные 2-го склонения.
- Какое качество развивали при выполнении данного задания (мышление)?
- Словарная работа.
- Продолжаем развивать мышление, добавляем использование навыка письма.
- Сейчас я буду произносить определения , а вы подумайте, как записать эти определения при помощи словарных слов (учитель зачитывает определения по одному, дети отгадывают слово и записывают его в тетрадь с комментированием).
- Специалист по улучшению культуры земледелия (агроном)
- Дерево средней полосы России с белой корой (берёза)
- День за сегодняшним (завтра)
- День перед сегодняшним (вчера)
- Отдельное помещение для жилья в квартире, гостинице (комната)
- Помещение, в котором ведут торговлю (магазин)
- Составьте устно несколько предложений, используя как можно больше словарных слов из записанных в тетради.
- Подготовка к основному материалу.
- Так как сегодня на уроке мы будем работать над правописанием безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах, я предлагаю вам выполнить задание на бланках на развитие внимания при слушании.
- к реке
- у тротуара
- по лесу
- для сестры
- без внимания
- к окну
- от радости
- по дороге
- по адресу
- с берега
- к празднику
- около продавца
- без солнца
- к ночи
- Что помогало различать падежи существительных?
- Поднимите руки, кому удалось выполнить всю работу без ошибок).
- Основной материал.
- Посмотрите внимательно на доску. Давайте вместе еще раз вспомним, какие безударные окончания имен существительных мы знаем.
- Игровой момент “Подарки падежам”.
- Работа в тетради.
- Цель нашей с вами следующей работы отработать правильное написание окончаний существительных в родительном и дательном падежах. Кроме того, это задание на развитие мышления, так как вам нужно будет вставить в предложения подходящие по смыслу существительные. ( Предложения записаны на центральной части доски, слова для справок напечатаны на листах и помещены на правой стороне доски)
- Самостоятельная работа.
Игровая минутка “Кроссворд” ( выполняется на доске)
О | ||||||
О | ||||||
О | ||||||
О |
(в тетрадях записывается число, классная работа, словарь)
(Возможные варианты. Вчера агроном ходил в магазин. Завтра мы посадим около магазина березу. Вчера в комнате агроном изучал березу и т. д.)
Тема задания: различие родительного и дательного падежей.
(Детям раздаются листы с напечатанными заданиями)
(Образец задания – бланк для каждого ребенка-лист1)
Тема: Родительный и дательный падежи имен существительных
Внимание. Слушание.
Задание 1. Внимательно слушай существительные с предлогами, которые будет читать тебе учитель. Услышав существительное в родительном падеже, записывай его номер в колонку Р. п. Услышав существительное в дательном падеже, записывай его номер в колонку Д. п. Обрати внимание на то, что каждый номер следует записывать на отдельной строчке.
Р.п. |
“+” | Д.п. |
“+” |
Задание 2. Вспомни предлоги, с которыми употребляются существительные в родительном и дательном падежах и запиши их.
Предлоги Р.п._______________________________________________________
Д.п. ______________________________________________________
Проверь себя по ответу. Итоговый балл______
(Образец задания- бланк с ответом для каждого ребенка-лист2)
Ответ.
Вот так ты должен был выполнить задание1:
Р.п. |
Д.п. |
2 |
1 |
4 |
3 |
5 |
6 |
7 |
8 |
10 |
9 |
12 |
11 |
13 |
14 |
При проверке напротив каждого номера поставь плюс в колонке “+” в том случае, если он совпадает с номером в ответе. Если он не совпадает, не ставь ничего.
Теперь сложи свои плюсы и оцени себя по таблице. Оценку запиши в “Итоговый балл” на основном бланке.
Критерии оценки:
Количество плюсов | 14 |
12-13 |
11 или меньше |
Итоговый балл | “5” |
“4” |
Нет оценки. Повтори еще раз тему: Падежи имен существительных. |
Вот так ты должен был выполнить задание 2:
Предлоги Р. п.: от, до, из, без, у, для, около, с, вокруг, после, кроме.
Предлоги Д. п.: к, по.
Если ты выполнил задание без ошибок, можешь к своему итоговому балу добавить “+”. Если допустил ошибки, тебе необходимо повторить таблицу предлогов падежей.
(Образец задания –бланк для учителя- лист3)
Для учителя.
Список слов, которые учитель должен зачитать детям для выполнения этого упражнения. Слова необходимо зачитывать с их номерами!
(После выполнения задания на бланках подводится итог:
(На доске таблица)
Р.п. |
Д.п. |
||
1 скл. | –и, –ы | 1 скл. | –е |
2 скл. | –а, –я | 2 скл. | –у, ю |
3 скл. | –и | 3 скл. | –и |
(Дети разбирают таблицу и приводят примеры к каждому окончанию)
На столе учителя два конверта. На одном написано Р.п., на другом Д.п. Задача ребят написать на листке бумаги существительное в родительном или дательном падеже и положить в нужный конверт. После конверты открываются и проверяем, какой из падежей получил большее количество правильных “подарков”.
Я шел по лесной … | солнцу |
Около … | сидел маленький львенок сирени |
Маша подошла к кусту … | малыша |
Мы гуляли по … | города львицы |
У … | много игрушек окрестности |
Цветы тянутся к … | дороге |
( Дети составляют предложения и записывают их с комментированием, выделяя окончания существительных и доказывая их правильное написание.)
- А сейчас у вас будет очень интересное задание, за которое каждый получит оценку. Каждый из вас будет работать редактором издательства. Я раздам вам карточки с набранными словами. Некоторые из этих слов написаны с ошибками в окончаниях. Ваша задача переписать эти слова в тетрадь, исправляя, где нужно, ошибки, и выделяя окончания. ( Карточки раздаются по вариантам.)
1 вариант: к ящерице, без братишке, по тетради, около еле, из жизни, по пустыни, от радосте, из берлоге, для библиотеки, по кровате.
2 вариант: по лестници, вдоль тропинки, к мами, до полки, к гвоздике, по дорожки, по рощи, от ромашке, до деревне, от ветки.
(После выполнения дети зачитывают свои варианты и получают оценки.)
- Итог урока. Проговаривание темы, видов работы, качественная оценка работы детей на уроке.
- Домашнее задание. Придумать и записать словосочетания, в которых есть существительные в Р.п. и Д.п.