Урок русского языка в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

Ознакомление с окончаниями имен существительных в родительном и дательном падежах; развитие умения проверять безударные окончания существительных; развитие памяти, внимания, мышления на материале предмета: Русский язык.

Ход урока:

  1. Активизация деятельности.
  2. Игровая минутка “Кроссворд” ( выполняется на доске)

    • Подберите существительные 2-го склонения, оканчивающиеся на гласную “О”.
    1. Время года (лето)
    2. Подземный вид транспорта (метро)
    3. Верхняя одежда (пальто)
    4. Предмет, в котором можно увидеть свое отражение (зеркало)
          О    
            О  
              О
                О
    • Докажите, что все эти существительные 2-го склонения.
    • Какое качество развивали при выполнении данного задания (мышление)?
  3. Словарная работа.
    • Продолжаем развивать мышление, добавляем использование навыка письма.

    (в тетрадях записывается число, классная работа, словарь)

    • Сейчас я буду произносить определения , а вы подумайте, как записать эти определения при помощи словарных слов (учитель зачитывает определения по одному, дети отгадывают слово и записывают его в тетрадь с комментированием).
    1. Специалист по улучшению культуры земледелия (агроном)
    2. Дерево средней полосы России с белой корой (берёза)
    3. День за сегодняшним (завтра)
    4. День перед сегодняшним (вчера)
    5. Отдельное помещение для жилья в квартире, гостинице (комната)
    6. Помещение, в котором ведут торговлю (магазин)
    • Составьте устно несколько предложений, используя как можно больше словарных слов из записанных в тетради.

    (Возможные варианты. Вчера агроном ходил в магазин. Завтра мы посадим около магазина березу. Вчера в комнате агроном изучал березу и т. д.)

  4. Подготовка к основному материалу.
    • Так как сегодня на уроке мы будем работать над правописанием безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах, я предлагаю вам выполнить задание на бланках на развитие внимания при слушании.

    Тема задания: различие родительного и дательного падежей.

    (Детям раздаются листы с напечатанными заданиями)

    (Образец задания – бланк для каждого ребенка-лист1)

    Тема: Родительный и дательный падежи имен существительных

    Внимание. Слушание.

    Задание 1. Внимательно слушай существительные с предлогами, которые будет читать тебе учитель. Услышав существительное в родительном падеже, записывай его номер в колонку Р. п. Услышав существительное в дательном падеже, записывай его номер в колонку Д. п. Обрати внимание на то, что каждый номер следует записывать на отдельной строчке.

    Р.п.

    “+”

    Д.п.

    “+”
           
           
           
           
           
           
           
           

    Задание 2. Вспомни предлоги, с которыми употребляются существительные в родительном и дательном падежах и запиши их.

    Предлоги Р.п._______________________________________________________

    Д.п. ______________________________________________________

    Проверь себя по ответу. Итоговый балл______

    (Образец задания- бланк с ответом для каждого ребенка-лист2)

    Ответ.

    Вот так ты должен был выполнить задание1:

    Р.п.

    Д.п.

    2

    1

    4

    3

    5

    6

    7

    8

    10

    9

    12

    11

    13

    14

    При проверке напротив каждого номера поставь плюс в колонке “+” в том случае, если он совпадает с номером в ответе. Если он не совпадает, не ставь ничего.

    Теперь сложи свои плюсы и оцени себя по таблице. Оценку запиши в “Итоговый балл” на основном бланке.

    Критерии оценки:

    Количество плюсов

    14

    12-13

    11 или меньше

    Итоговый балл

    “5”

    “4”

    Нет оценки. Повтори еще раз тему: Падежи имен существительных.

    Вот так ты должен был выполнить задание 2:

    Предлоги Р. п.: от, до, из, без, у, для, около, с, вокруг, после, кроме.

    Предлоги Д. п.: к, по.

    Если ты выполнил задание без ошибок, можешь к своему итоговому балу добавить “+”. Если допустил ошибки, тебе необходимо повторить таблицу предлогов падежей.

    (Образец задания –бланк для учителя- лист3)

    Для учителя.

    Список слов, которые учитель должен зачитать детям для выполнения этого упражнения. Слова необходимо зачитывать с их номерами!

    1. к реке
    2. у тротуара
    3. по лесу
    4. для сестры
    5. без внимания
    6. к окну
    7. от радости
    8. по дороге
    9. по адресу
    10. с берега
    11. к празднику
    12. около продавца
    13. без солнца
    14. к ночи

    (После выполнения задания на бланках подводится итог:

    • Что помогало различать падежи существительных?
    • Поднимите руки, кому удалось выполнить всю работу без ошибок).
  5. Основной материал.
    • Посмотрите внимательно на доску. Давайте вместе еще раз вспомним, какие безударные окончания имен существительных мы знаем.

    (На доске таблица)

     

    Р.п.

     

    Д.п.

    1 скл. –и, –ы 1 скл. –е
    2 скл. –а, –я 2 скл. –у, ю
    3 скл. –и 3 скл. –и

    (Дети разбирают таблицу и приводят примеры к каждому окончанию)

    1. Игровой момент “Подарки падежам”.
    2. На столе учителя два конверта. На одном написано Р.п., на другом Д.п. Задача ребят написать на листке бумаги существительное в родительном или дательном падеже и положить в нужный конверт. После конверты открываются и проверяем, какой из падежей получил большее количество правильных “подарков”.

    3. Работа в тетради.
    • Цель нашей с вами следующей работы отработать правильное написание окончаний существительных в родительном и дательном падежах. Кроме того, это задание на развитие мышления, так как вам нужно будет вставить в предложения подходящие по смыслу существительные. ( Предложения записаны на центральной части доски, слова для справок напечатаны на листах и помещены на правой стороне доски)
    Я шел по лесной … солнцу
    Около … сидел маленький львенок сирени
    Маша подошла к кусту … малыша
    Мы гуляли по … города львицы
    У … много игрушек окрестности
    Цветы тянутся к … дороге

    ( Дети составляют предложения и записывают их с комментированием, выделяя окончания существительных и доказывая их правильное написание.)

  6. Самостоятельная работа.
  • А сейчас у вас будет очень интересное задание, за которое каждый получит оценку. Каждый из вас будет работать редактором издательства. Я раздам вам карточки с набранными словами. Некоторые из этих слов написаны с ошибками в окончаниях. Ваша задача переписать эти слова в тетрадь, исправляя, где нужно, ошибки, и выделяя окончания. ( Карточки раздаются по вариантам.)

1 вариант: к ящерице, без братишке, по тетради, около еле, из жизни, по пустыни, от радосте, из берлоге, для библиотеки, по кровате.

2 вариант: по лестници, вдоль тропинки, к мами, до полки, к гвоздике, по дорожки, по рощи, от ромашке, до деревне, от ветки.

(После выполнения дети зачитывают свои варианты и получают оценки.)

  1. Итог урока. Проговаривание темы, видов работы, качественная оценка работы детей на уроке.
  2. Домашнее задание. Придумать и записать словосочетания, в которых есть существительные в Р.п. и Д.п.