Художественное воспитание, приобщение к миру прекрасного, к произведениям музыкального искусства, их творческому восприятию и воспроизведению должно начинаться с ранних лет. Именно в этом возрасте, на начальном этапе образования, важно целенаправленно формировать ценностно-художественные ориентации, основы нравственной культуры. С этой целью в содружестве с преподавателем ДПИ районной ДШИ Е.А.Кривошеевой составлена и апробируется на базе общеобразовательной и Детской школы искусств программа “Цветоведение”. Она рассчитана на одаренных детей 6-8-летнего возраста с перспективой транспонирования на учащихся общеобразовательных классов массовой школы и проводится в союзе художника и музыканта. Программой предусмотрено решение нескольких задач.
Обучение:
– дать детям необходимые знания,
умения, навыки по основным дисциплинам
изобразительного искусства: рисунку, композиции,
живописи;
– развить эмоционально–чувственную
сферу;
– расширить музыкально- художественный
кругозор;
– вживаться в мир чувств, настроений людей,
окружающего мира;
– развивать музыкальный слух, музыкальное
мышление;
– развивать образную ритмопластику, мелкую
моторику.
Эстетическое воспитание:
– привить любовь к изобразительному
искусству, музыке, поэзии;
– развить музыкально-художественный вкус;
– чувство красоты и правды.
Нравственное воспитание:
– воспитать любовь к своему краю, родной
природе;
– любовь к своему трудолюбивому народу, к
своей великой Родине;
– любовь и уважение ко всем честным людям на
земле.
Экологическое воспитание:
– учить бережному отношению ко
всему живому;
– вслушиваться и вглядываться в красоту
окружающего мира;
– развивать созидательно–познавательное
отношение к природе.
На уроке царит творческая атмосфера, обстановка, где каждый ребенок самовыражает себя, самореализует, самовысказывается, само–творит.
За малый промежуток времени родился “Словарь настроений”, который разбивается на группы и может успешно применяться в практике:
–1 группа (“гамма веселых
настроений”): бойкое, задорное, игривое,
радостное, резвое, сверкающее, скачущее, смешное,
солнечное;
– 2 группа (“гамма грустных настроений”):
жалобное, капризное, обиженное, печальное,
плачущее, привередливое, просящее, скорбное,
тоскливое, угрюмое, удрученное
– 3 группа (“нежные краски”): задумчивое,
изящное, ласковое, легкое, мечтательное, робкое,
прозрачное, светлое;
– 4 группа (“спокойные созвучия”): гладкое,
доброе, колыбельное, ласковое, мягкое, напевное,
неторопливое, приветливое, убаюкивающее;
– 5 группа (“торжественные настроения”):
бодрое, важное, героическое, гордое, ликующее,
могучее, маршевое, победное, помпезное;
– 6 группа (“мужественные краски”): боевое,
богатырское, бесстрашное, военное, сильное,
смелое, суровое, строгое, уверенное;
– 7 группа (“таинственные”): волшебное,
загадочное, колючее, настороженное, опасливое,
пугливое;
– 8 группа (“страшные краски”): грубое,
демоническое,. жуткое, злое, сердитое, тяжелое,
темное, уродливое.
“Тематическое планирование интегрированного курса “Цветоведение” на 1 учебный год, подготовительный класс
№ Ур. |
Тема блока, урока |
К-во час |
Раздел “Музыка” |
Раздел “Изо” |
* |
Блок 1. Разноцветная и гармоничная природа |
8: |
4 |
4 |
Мир вокруг нас | 2 |
экскурсия |
||
Разноцветная природа | 2 |
Музыкальное путешествие по планете |
Урок природных исследований | |
Гармония в природе | 2 |
Урок - игра | ||
Времена года | 2 |
Урок погружение во времена года | Экскурсия по временам года |
|
** |
Блок 2. Радуга Природы | 16: |
8 |
8 |
Красный цвет в природе | 2 |
Урок теплых настроений |
||
Оранжевый цвет в природе | 2 |
Музыкальная фантазия в рисунке |
||
Желтый цвет- цвет радости, торжества | 2 |
Урок праздничных настроений |
||
Зеленый цвет-цвет лета | 2 |
Поход по летним тропинкам |
||
Голубой цвет вокруг нас | 2 |
Урок- перевоплощения |
||
Синий цвет-цвет морской стихии | 2 |
Урок театральных образов |
||
Фиолетовый цвет в природе | 2 |
Колыбельная в рисунке |
||
Разноцветная радуга | 2 |
Путешествие по радуге-дуге |
||
*** |
Блок 3. Чудо белого цвета | 6: |
3 |
3 |
Чудо белого цвета | 2 |
Зимняя экскурсия |
||
Белое кружево | 2 |
Урок- исследование |
||
Зимняя сказка | 2 |
Лаборатория творческих находок |
||
**** |
Блок 4. Красота “неживой Природы” | 14: |
7 |
7 |
Цветной калейдоскоп | 2 |
Урок- обобщение |
||
Разноликое солнце | 2 |
Поход в солнечную страну |
||
Цвет неба | 2 |
Полет в небо |
||
Цвет воды | 2 |
Путешествие на корабле |
||
Цветные камни | 2 |
Поездка в сказку |
||
Цвет земли | 2 |
Хоровод- игра |
||
Картина мира | 2 |
Урок- изучение |
||
***** |
Блок 5. Живые существа Земли | 28: |
14 |
14 |
Разнообразие живых существ | 2 |
Заочная экологическая прогулка |
||
Разноцветные животные | 2 |
Урок творческих фантазий |
||
Большие животные | 2 |
Экскурсия в зоопарк |
||
Небольшие животные | 2 |
Урок театральных подражаний |
||
Маленькие животные | 2 |
Урок созидания доброты |
||
Травы | 2 |
Круиз на велосипеде |
||
Цветочная поляна | 2 |
Продолжение круиза |
||
Кустарники | 2 |
Экологический поход |
||
Деревья | 2 |
Урок творческих поисков |
||
Грибы | 2 |
Урок- исследование |
||
Живая разноцветная Земля | 2 |
Заочный круиз по Земле |
||
Мы едем в гости к Лету | 2 |
Урок- игра |
||
Летние встречи | 2 |
Лесной бал |
||
Птичий базар |
2 |
Птичий базар |
Примерная программа курса “Цветоведение” для подготовительной группы детской школы искусств
№ урока |
Целеполагание |
понятия |
оборудование |
оргформа |
Учебно - предметная деятельность |
рефлексия |
Творче ский выбор |
||||||
цели |
задачи |
Видение, наблюде-ние |
слушание |
действия |
|||||||||
1 |
Мир вокруг нас |
||||||||||||
музыка |
-создать радостно- мажорное отношение к окружающему миру | -развивать образное мышление, творческую фантазию | -хоровод -песня, |
-И. Мазнин. Посмотри мой
юный друг, что находится вокруг. -Я. Дубравин. Песня о земной красоте. -Возьмемся за руки друзья муз. М.Про- Копьевой -репродукции: -И.Остроухов. Пруд -И.Левитан. Над вечным покоем. |
Экологиче-ское прослуши-вание | -увидеть бережное отношение к природе через рит- мопластику |
Вслушаться в мир звуков, передающих любование природой -передать радостное настроение в песне и изобразить его в рисунке, движениях |
-показ образа через внутренний мир ребенка -коллективное общение, -диалог -игра |
-беседа о природе в рамках увиденного и услышанного на уроке |
-подражание е горному эхо, шум у ручья |
|||
изо |
познакомить с природными материалами |
-учить бережному
отношению к природной гармонии; -формировать образное восприятие природы-- |
-пейзаж, -оттенки, -цвет |
-планшет, -краски, -кисти |
Экологическая прогулка | _увидеть разнообразие красок окружающего мира |
-вслушаться в шуршание листьев |
-рисование, -просмотр репродукций |
-умение замечать нюансы в осенних красках |
-рассмотреть формы листьев, силуэты деревьев |
|||
№ урока |
Целеполагание |
понятия |
оборудование |
оргформа |
Учебно – предметная деятельность |
рефлексия |
Творческий выбор |
||||||
цели |
задачи |
Видение, наблюдение |
слушание |
действия |
|||||||||
2 |
Разноцветная природа |
||||||||||||
музыка |
Наполнить
внутренний мир ребенка яркими красками окружающего мира, вызвать в нем чувства восторга |
-познакомить с природой планеты, -научить вслушиваться в изобразительные средства музыки, настроения |
-ритм, -динамич ный |
Турист- музыкант. муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева, Эхо. муз. Е. Попляновой, Сл. Н. Пикулевой, Дом под крышей голубой, муз. М. Славкина, сл. В. Орлова, Дельфинята. муз. М.Прокопьевой, сл. В. Балахоненковой, Ф.И.Тютчев “Снежные горы”. |
музыкальное путешествие по планете | Развить видение большой планеты, расширить кругозор ребенка. | Услышать величие гор, эхо в горах, радостную музыку леса, игривый, заводной характер дельфинов | Показ образа с
использованием мелкой моторики Игра “Эхо” |
Разговор о планете | Составить устный рассказ о горах, море , лесе | |||
изо |
Научить видеть разнообразие красок окружающего мира и передавать впечатления с помощью различных художественных приемов | С помощью природных красящих веществ сделать салфетку “Теплая осень” | -цвет, -желтый, -охра, багряный, рябиновый |
Сок ягод и плодов (черная и
красная рябина, калина, облепиха, виноград ). Глина, уголь, бумага, кисти |
Урок природных исследований | Поиск нужных оттенков | Говорим о цвете и форме природных объектов | Работа в технике монотипия | Работа с природными красками | Исследовать возможности растительных красок | |||
№ урока |
Целеполагание |
понятия |
оборудование |
оргформа |
Учебно - предметная деятельность |
рефлексия |
Творческий выбор |
||||||
цели |
задачи |
Видение, наблюдение |
слушание |
действия |
|||||||||
3 |
Гармония в природе |
||||||||||||
музыка |
Увидеть с детьми гармоничную взаимосвязь Природы | В ходе урока подвести детей к выводу о взаимосвязанности и гармоничности Природы | - гармония - красота - хаос - синкопа |
Песенка о всех на свете
муз. А. Осадчего, сл. Б. Заходера, Жила-была корова муз. А. Мошкина, Сл.А. Чернакова Г.Струве сл.Н.Соловьевой “С нами, друг!”, Небылица. Рус. нар. прибаутка |
Урок- игра | Увидеть хаос и перевести его в гармонию природы | Услышать в песнях муз. рассказ о природном беспорядке | Трансформация аномальных образов в гармонничные через мимику, моторику, разговор, воображение | Наведение творческого порядка | Ответить на вопросы: “Что
случилось, если бы не было - гор, - воды, - неба, - леса, - морей |
|||
изо |
Дать детям представление о гармоничном и целесообразном устройстве Природы | Изобразить с помощью пальчиковой живописи Земной шар, вырезать силуэт человека и закрепить его на Земном шаре | - природа - гармония, - я |
Калинина “Какого цвета
счастье?”, слайды, репродукции с изображением природы, набор красок, кистей |
Урок- игра | Наполняем душу восторгом от общения с красками |
Говорим о цвете и форме природных объектов | Сделать несколько отпечатков в технике монотипия | Ищем ответы на вопрос: “Что чувствуем, когда смотрим на небо, воду, лес, горы” | “ Я”- и окружающий мир |