Цели:
- учиться работать в малых группах во внеурочное время;
- выяснить, насколько хорошо знают ребята родную природу (жизнь зверей, растения, птиц), умеют решать математические задания краеведческого содержания;
- воспитывать умение правильно вести себя в природе, готовность оберегать ее;
Форма проведения: игра.
Предварительная работа:
- знакомство с природой края,
- чтение природоведческой литературы,
- экскурсии и целевые прогулки в природу.
Подготовка:
- класс оформлен рисунками детей о природе, изображениями птиц, растений, животных.
- 3 стола для команд, 1стол для жюри;
- на столе ведущего конверты с заданиями разных цветов. Синий о животных; красный о птицах; зеленый о растениях; желтый – математические задания краеведческого содержания; оранжевый - экологические ситуации; коричневый - с заданиями сюрпризами.
Ход игры:
Сегодня мы с вами поиграем в игру, в которой примут участие ребята третьих классов. Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она, нуждается в вашей защите, заботе, любви. В игре победит тот, кто лучше знает жизнь зверей, птиц, растений, насекомых.
Итак, начинаем игру, которая будет состоять из трех этапов:
1 этап – ответы на вопросы;
2 этап – конкурс капитанов;
3 этап – ответы зрителей.
Правила игры:
- капитан выбирает номер вопроса, читает задание,
- обсуждаете 30 секунд,
- а потом даете ответ;
- после ответов на вопросы первого этапа проводится физкультминутка;
- конверты с заданиями разыгрываются в лототроне.
1 этап
Вопросы из синего конверта.
1. Кто из названых животных не живет на территории района?
а) медведь
б) кабарга
в) лось
Ответ: кабарга.
2. Кто меняет шубу два раза в год ?
Ответ: лиса, белка, заяц.
3. Назовите животное, которое не живет в наших лесах?
а) лиса
б) снежный барс
в) рысь
Ответ: снежный барс.
Шуточные задания.
4. Может ли наш бурый медведь за зиму потолстеть?
Ответ: медведи зимой спят.
5. Может ли барсук залезть за шишками на сук?
Ответ: не лазит барсук по деревьям.
6. Может ли ласточка отморозить хвост?
Ответ: нет, она зимует в теплых краях.
Вопросы из красного конверта.
- Какая из птиц не живет у нас?
а) скворец
б) клест
в) сова
Ответ: клест ( нет кедров)
2. С прилетом, каких птиц считаем мы начало весны?
Ответ: грачей.
3. Какая птица не живет на территории нашего района?
а) грач
б) кукушка
в) страус
Ответ: страус.
4. О какой птице идет речь?
Она подбрасывает свое яйцо в другие гнезда, а потом ее птенец выбрасывает из гнезда других птенцов.
Ответ: кукушка.
5. О какой птичке идет речь?
Эта маленькая с желтоватой грудкой птичка за день поедает столько насекомых и червей, сколько весит сама.
Ответ: синичка.
6. Отгадайте загадку:
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Ответ: сорока.
Вопросы из зеленого конверта.
1. Какое из названых лекарственных растений не лечит простуду?
а) душица
б) подорожник
в) мать-и-мачеха
Ответ: подорожник.
2. Какое из деревьев нельзя встретить у нас?
а) ель
б) каштан
в) липа
Ответ: каштан.
3. Какой кустарник не растет на нашем пришкольном участке?
а) калина
б) шиповник
в) ирга
Ответ: калина.
4. Из плодов, какого дерева растущего в Алтайском крае делают масло, лечащее от ожогов?
Ответ: облепиха.
5. Какое растение нельзя отнести к весенним первоцветам, расцветающим в наших лесах и полях?
а) сон-трава
б) одуванчик
в) кандык
г) медуница
6. Что за трава, которую и слепые знают?
Ответ: крапива.
Математические задания креведческого содержания.
1. Определите, какое из деревьев, растущих на
наших улицах, является лучшим пылесосом?
береза – 28 сосна –17 тополь – 23
Для этого найдите значение выражения
15•8 – (48+49) =
Ответ: 23.
2. Селу Зональное в 1992 году было 60 лет. В каком году оно было образовано?
Ответ: 1992 – 60 = 1932(г)
3. Во время Великой Отечественной войны на фронт ушло 2000 жителей Зонального сельского совета, не вернулось 930. Сколько человек вернулось с войны?
Ответ: 2000 – 930=1070(ч)
4. В 1984 году в нашем селе появился новый детский сад “Колосок”. Сколько лет зданию садика сейчас?
Ответ: 2003 – 1984=19 (л)
5. Сейчас в нашем селе живет 3532 жителя. А в 1940 году их было 4000. На сколько больше человек жило в нашем селе в 1940 году?
Ответ:4000–3532= 468(ч) – больше.
6. Зимой 2001 года в нашем селе температура воздуха опускалась до 52 градусов. Такая же температура была зафиксирована 89 годами раньше. В каком году это было?
Ответ:2001 86= 1912(г)
Ситуации.
- Саша стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.
- Идя на экскурсию в лес, увидели сон-траву. Дима хотел сорвать и принести ее в класс, а Лена предложила ее выкопать и посадить цветок на участке. Ребята долго спорили, но так и не решили кто прав.
- Сережа рассказал о том, что когда они гуляли с папой в лесу, то развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара.
– Что ты делаешь? – спросила старушка.
– Пчел прогоняю, они цветы жалят.
Старушка улыбнулась и, подозвав его к себе, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.
– А я и не знал этого.
Вопрос: – Что рассказала Саше старушка?
Вопрос: – Кто из ребят прав?
Вопрос: – В чем не прав папа?
Физкультминутка
Тихо встаньте, улыбнитесь
Все в зверюшек превратитесь.
(Дети надевают шапочки с изображением разных животных)
Сколько в класс пришло зверей,
Не узнать моих детей.
Кто зайчишка, кто лисичка,
Кто медведь, кто волк, кто птичка,
Веселее в пляс пускайтесь,
Все танцуйте, не стесняйтесь.
(Танец маленьких утят.)
2 этап
Конкурс капитанов.
Задание1 Спеть песню “В лесу родилась елочка” голосом маленького котенка.
3 этап
Вопросы для зрителей.
- Чем еж на медведя похож?
- Что используют пчелы для строительства сот ? (Слюну)
- Эта птица имеет самый длинный хвост ? (Сорока)
- Листья каких деревьев осенью краснеют ? (Рябина, осина)
- Назовите любимое лакомство аистов . (Лягушки)
- Для чего птице хвост ? (Управлять полетом)
- Какой лесной низкорослый кустарник, растущий в наших лесах, не теряет листву осенью ? (Клюква, брусника)
- Назовите грибы – подснежники. (Строчки, сморчки)
Подведение итогов игры (слово жюри).
Награждение победившей команды.
Ведущий: Дорогие ребята! Мне очень приятно было, встретится с вами, я рада, что вы приняли участие в этой игре. Надеюсь, что вы еще больше будете любить родную природу, оберегать ее.