Краеведческая мозаика для начальной школы

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Цели:

    • учиться работать в малых группах во внеурочное время;
    • выяснить, насколько хорошо знают ребята родную природу (жизнь зверей, растения, птиц), умеют решать математические задания краеведческого содержания;
    • воспитывать умение правильно вести себя в природе, готовность оберегать ее;

Форма проведения: игра.

Предварительная работа:

  • знакомство с природой края,
  • чтение природоведческой литературы,
  • экскурсии и целевые прогулки в природу.

Подготовка:

  • класс оформлен рисунками детей о природе, изображениями птиц, растений, животных.
  • 3 стола для команд, 1стол для жюри;
  • на столе ведущего конверты с заданиями разных цветов. Синий о животных; красный о птицах; зеленый о растениях; желтый – математические задания краеведческого содержания; оранжевый - экологические ситуации; коричневый - с заданиями сюрпризами.

Ход игры:

Сегодня мы с вами поиграем в игру, в которой примут участие ребята третьих классов. Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она, нуждается в вашей защите, заботе, любви. В игре победит тот, кто лучше знает жизнь зверей, птиц, растений, насекомых.

Итак, начинаем игру, которая будет состоять из трех этапов:

1 этап – ответы на вопросы;

2 этап – конкурс капитанов;

3 этап – ответы зрителей.

Правила игры:

  • капитан выбирает номер вопроса, читает задание,
  • обсуждаете 30 секунд,
  • а потом даете ответ;
  • после ответов на вопросы первого этапа проводится физкультминутка;
  • конверты с заданиями разыгрываются в лототроне.

1 этап

Вопросы из синего конверта.

1. Кто из названых животных не живет на территории района?

а) медведь

б) кабарга

в) лось

Ответ: кабарга.

2. Кто меняет шубу два раза в год ?

Ответ: лиса, белка, заяц.

3. Назовите животное, которое не живет в наших лесах?

а) лиса

б) снежный барс

в) рысь

Ответ: снежный барс.

Шуточные задания.

4. Может ли наш бурый медведь за зиму потолстеть?

Ответ: медведи зимой спят.

5. Может ли барсук залезть за шишками на сук?

Ответ: не лазит барсук по деревьям.

6. Может ли ласточка отморозить хвост?

Ответ: нет, она зимует в теплых краях.

Вопросы из красного конверта.

  1. Какая из птиц не живет у нас?

а) скворец
б) клест
в) сова

Ответ: клест ( нет кедров)

2. С прилетом, каких птиц считаем мы начало весны?

Ответ: грачей.

3. Какая птица не живет на территории нашего района?

а) грач
б) кукушка
в) страус

Ответ: страус.

4. О какой птице идет речь?

Она подбрасывает свое яйцо в другие гнезда, а потом ее птенец выбрасывает из гнезда других птенцов.

Ответ: кукушка.

5. О какой птичке идет речь?

Эта маленькая с желтоватой грудкой птичка за день поедает столько насекомых и червей, сколько весит сама.

Ответ: синичка.

6. Отгадайте загадку:

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Ответ: сорока.

Вопросы из зеленого конверта.

1. Какое из названых лекарственных растений не лечит простуду?

а) душица
б) подорожник
в) мать-и-мачеха

Ответ: подорожник.

2. Какое из деревьев нельзя встретить у нас?

а) ель
б) каштан
в) липа

Ответ: каштан.

3. Какой кустарник не растет на нашем пришкольном участке?

а) калина
б) шиповник
в) ирга

Ответ: калина.

4. Из плодов, какого дерева растущего в Алтайском крае делают масло, лечащее от ожогов?

Ответ: облепиха.

5. Какое растение нельзя отнести к весенним первоцветам, расцветающим в наших лесах и полях?

а) сон-трава
б) одуванчик
в) кандык
г) медуница

6. Что за трава, которую и слепые знают?

Ответ: крапива.

Математические задания креведческого содержания.

1. Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим пылесосом?

    береза – 28 сосна –17 тополь – 23

    Для этого найдите значение выражения

    15•8 – (48+49) =

    Ответ: 23.

2. Селу Зональное в 1992 году было 60 лет. В каком году оно было образовано?

Ответ: 1992 – 60 = 1932(г)

3. Во время Великой Отечественной войны на фронт ушло 2000 жителей Зонального сельского совета, не вернулось 930. Сколько человек вернулось с войны?

Ответ: 2000 – 930=1070(ч)

4. В 1984 году в нашем селе появился новый детский сад “Колосок”. Сколько лет зданию садика сейчас?

Ответ: 2003 – 1984=19 (л)

5. Сейчас в нашем селе живет 3532 жителя. А в 1940 году их было 4000. На сколько больше человек жило в нашем селе в 1940 году?

Ответ:4000–3532= 468(ч) – больше.

6. Зимой 2001 года в нашем селе температура воздуха опускалась до 52 градусов. Такая же температура была зафиксирована 89 годами раньше. В каком году это было?

Ответ:2001 86= 1912(г)

Ситуации.

  1. Саша стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.
  2. – Что ты делаешь? – спросила старушка.

    – Пчел прогоняю, они цветы жалят.

    Старушка улыбнулась и, подозвав его к себе, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

    – А я и не знал этого.

    Вопрос: – Что рассказала Саше старушка?

  3. Идя на экскурсию в лес, увидели сон-траву. Дима хотел сорвать и принести ее в класс, а Лена предложила ее выкопать и посадить цветок на участке. Ребята долго спорили, но так и не решили кто прав.
  4. Вопрос: – Кто из ребят прав?

  5. Сережа рассказал о том, что когда они гуляли с папой в лесу, то развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара.

Вопрос: – В чем не прав папа?

Физкультминутка

Тихо встаньте, улыбнитесь

Все в зверюшек превратитесь.

(Дети надевают шапочки с изображением разных животных)

Сколько в класс пришло зверей,

Не узнать моих детей.

Кто зайчишка, кто лисичка,

Кто медведь, кто волк, кто птичка,

Веселее в пляс пускайтесь,

Все танцуйте, не стесняйтесь.

(Танец маленьких утят.)

2 этап

Конкурс капитанов.

Задание1 Спеть песню “В лесу родилась елочка” голосом маленького котенка.

3 этап

Вопросы для зрителей.

  1. Чем еж на медведя похож?
  2. Что используют пчелы для строительства сот ? (Слюну)
  3. Эта птица имеет самый длинный хвост ? (Сорока)
  4. Листья каких деревьев осенью краснеют ? (Рябина, осина)
  5. Назовите любимое лакомство аистов . (Лягушки)
  6. Для чего птице хвост ? (Управлять полетом)
  7. Какой лесной низкорослый кустарник, растущий в наших лесах, не теряет листву осенью ? (Клюква, брусника)
  8. Назовите грибы – подснежники. (Строчки, сморчки)

Подведение итогов игры (слово жюри).

Награждение победившей команды.

Ведущий: Дорогие ребята! Мне очень приятно было, встретится с вами, я рада, что вы приняли участие в этой игре. Надеюсь, что вы еще больше будете любить родную природу, оберегать ее.