Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж. Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании.
В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. Русский педагог С.Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено.
В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен.
Используя проектную технологию в своей работе, приоритетным ставлю процесс познания, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.
При использовании проектной технологии ставлю
перед собой следующие задачи:
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).
Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук.
Проектная технология предполагает:
• наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
• практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
• самостоятельную деятельность ученика;
• структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
• использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Для этого учитель должен:
• владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
• уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
• направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
• уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
При использовании проектной технологии каждый ученик:
• учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
• приобретает коммуникативные навыки и умения;
• овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика, т. к.
• учитель помогает ученикам в поиске источников;
• сам является источником информации;
• координирует весь процесс;
• поддерживает и поощряет учеников;
• поддерживает непрерывную обратную связь.
Использование проектной технологии в работе требует от учителя серьезной подготовительной работы.
Этапы работы над проектом.
Содержание работы на этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | |||
Подготовительный этап |
|||||
а) выбор темы и целей проекта
(через проблемную ситуацию, беседу,
анкетирование и т.д.) б) определение количества участников проекта, состава группы |
Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели | Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей | |||
Планирование работы |
|||||
а) определение источников
информации б) планирование способов сбора и анализа информации в) планирование итогового продукта (формы представления результата) Продукт: – отчет (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов) – издание сборника, фильма, макета – организация конференции и т.д. г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов д) распределение обязанностей среди членов команды |
Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. |
Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно) | |||
Исследовательская деятельность |
|||||
Сбор информации, решение
промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников. Организация экскурсий, экспериментов, экспедиций и т.д. |
Проводят исследования, решая промежуточные задачи | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта. | |||
Результаты или выводы |
|||||
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата | Анализируют информацию. Оформляют результаты. | Наблюдает, советует | |||
Представление готового продукта |
|||||
Представление разнообразных форм результата работы. | Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы. | Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. | |||
Оценка процесса и результатов работы |
|||||
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. | Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета. |
Технология проекта – одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя.
И поэтому необходимо понимать, что, решая вести такую работу в школе учитель, в первую очередь, доложен поставить перед собой ряд вопросов практического характера:
• Что такое “проект” и насколько эта деятельность будет интересной моим ученикам?
• Как правильно организовать деятельность учеников?
• Какую пользу принесут исследования и совместная работа над проектом моим ученикам?
С информационным проектом “Химия и здоровье человека” с учениками 9 класса я приняла участие в окружной панораме “Мысли и дела”.
Проект направлен на сбор информации о воздействии химического фактора на окружающую среду и здоровье человека, анализ этой проблемы и обобщение фактов, собранных по этой теме.
Актуальность этой проблемы состоит в том, что сохранение здоровья человека находится в прямой зависимости от состояния окружающей среды. Поэтому, проект вызвал интерес, творческий поиск, жаркие споры – каждому нашлось дело по душе. Работа над проектом показала, что нет “неуспевающих” детей.
Цель этого проекта:
- изучить воздействие химического фактора на окружающую среду и здоровье человека;
- установить причинно–следственные связи между воздействием исследуемых факторов и состоянием здоровья отдельного человека;
- изучение научных основ гигиенического нормирования факторов окружающей среды – установление предельно допустимых концентраций химических веществ;
- расширение и углубление токсикологической характеристики вредных химических факторов производственной среды;
- воспитание активной жизненной позиции, негативного отношения к приспособленчеству, к пессимизму.
Проектное обучение активизирует истинное учение учеников, т.к. оно личностно–ориентировано, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда.
В этом году наша школа участвует в мониторинге окружающей среды в рамках проекта “Образование и устойчивое развитие в школе”. Каждую неделю ученики 9–11 классов под моим руководством исследуют химический состав воды в Москва–реке и реке Лихоборка по определенной методике.
Проектное обучение – полезная альтернатива классно–урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять ее, т.к. его следует использовать как дополнение к другим видам обучения.