Ребята!
На сегодняшнем уроке мы отправимся в путешествие-исследование , цель его – исследовать страну , имя которой ЛЕКСИКА , проверить ваше умение ориентироваться на местности нашей лингвистической страны.
Компасом будут служить ваши знания… Но не только . Сначала проверим ваше лингвистическое здоровье , смекалку , умение быстро работать .
- Почему страна, куда мы отправляемся, называется ЛЕКСИКОЙ?
( Лексика - слово греческого происхождения, в переводе на русский язык обозначает “ слово, выражение ”.)
А.М.Горький говорил: “Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей”. (Плакат над доской )
Определите значение слова “богатый” по словарю. ( Здесь и далее используется Школьный толковый словарь русского языка)
1.Обладающий большим имуществом, зажиточный.
2.Дорого стоящий, роскошный, великолепный.
3 Имеющий в большом количестве чего-либо, с избытком.
ЗАДАНИЕ 1 . Вставьте пропущенные буквы.
Сп…сать текст , не сп…шить при списывании , зап…вать песню ,зап…вать водой , скр…пить листочки , скр…петь от ветра , пол…скать белье, пол…скать кошку, разр…дить щавель , прим…рить друзей , прим…рять пальто , пос…деть от горя , пос…деть на скамейке .
- В какой части слова пропущена орфограмма? (В корне )
- Объясните написание слов?
- Что вы учитывали при выборе пропущенных орфограмм? (Лексическое значение)
ЗАДАНИЕ 2 .Объясни пропущенные буквы и недостающие запятые.
Последний сноп св..зен с нагих полей
По стоптанным гуля..т жнивьям стадо
И тянет..ся станица журавлей
Над липником замолкнувш… сада.
( А.Фет )
- Найди в тексте слова, значения которых вы не знаете точно. Уточняем значение этих слов по словарю. (По рядам )
НАГИХ – нагишом – в голом виде, совсем без одежды
ЖНИВЬЕ –
1.Поле, где сжат хлеб.
2.Солома, оставшаяся на корню после жатвы.
СТАНИЦА – то же, что стая
ЛИПНЯК – липовый лес, заросль
ВЫСТАВКА СЛОВАРЕЙ
Перед вами словари русского языка. В каждом из них даны слова, но рассматриваются они с разных сторон. В словарях отражается словарное богатство языка, но оно создается не только большим количеством слов, а еще и тем, что в русском языке есть слова, близкие по значению, многозначные слова и слова с переносным значением.
- Чем отличаются слова друг от друга? (Отличаются лексическим значением, о нем мы узнаем в толковом словаре)
- Вы справились с заданиями и перед вами открылась карта не совсем еще познанной страны ЛЕКСИКА.
- Воды великого океана омывают нашу страну, достичь её берегов возможно лишь морским путём. Как называется город вы узнаете, послушав стихотворение А.С.Пушкина и ответив на вопрос:
- Почему бежало судно, а пристать велят кораблю?
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна…
И знакомая страна
Вот уж издали видна…
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
( Судно и корабль – это слова-синонимы, они использованы для большей выразительности)
- Вот мы и прибыли в город СИНОНИМЫ.
ЗАДАНИЕ 3.
Подберите синонимы к слову ВЕРНЫЙ в словосочетаниях:
- Верный друг - (преданный)
- Верный расчёт – (правильный)
- Верное сходство – (абсолютное)
- Верная гибель – (неминуемая)
- Верный глаз – (меткий)
- Верный ответ – (правильный)
Что же такое синонимы?
(Синонимы – слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию)
ЗАДАНИЕ 4.
Закончите предложения.
Простое слово “ промежуток ”:
В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт
Мы называем всё ….
На время что-то прекратив,
Мы объявляем ….
В борьбе, в труде устали слишком,
Дают уставшим….
После урока непременно
Нужна ребятам….
- Какие слова вы вставили? Как называются эти слова?
( Антракт, перерыв, передышка, перемена – это слова - синонимы к слову “промежуток”)
- Для чего используются в речи синонимы?
( Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мысли, чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов).
- Путешествие продолжается и мы приближаемся к новому городу.
- Какие слова в стихотворении Я.Козловского произносятся одинаково, но обозначают разные понятия?
ВЕСНУШКИ.
Веснушкам нету сноса,
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла.
Зависело б от мыла,
Веснушки я б отмыла.
( Сноса – с носа; мыла – мыла ; от мыла – отмыла )
- Как называется такое явление в языке? (Омонимия)
- Если синонимы близкие по значению, то омонимы?
( Далёкие по значению, но одинаковые по написанию и звучанию)
Путь преграждают стражники, предлагают ключи, один из которых откроет ворота этого города, если вы скажите, о каких ключах говорится в следующих строчках.
Там, где нужен ключ обычный,
Не поможет ключ скрипичный.
И лесным ключом, поверь,
Не откроешь эту дверь.
(ключ инструмент; ключ соль; родник)
ПОЛУЧИТЕ КЛЮЧ
Жители этой местности очень весёлые люди, любят пошутить, а поэтому задают шутливые вопросы и предлагают отгадать загадки, но спрашивают на каком явлении языка они основаны.
- На каких полях не сеют и не пашут? (Поля тетради и поля земли)
- Какой рукав нельзя пришить? (Рукав платья и рукав реки)
- Из какого крана нельзя напиться? (Кран строительный и кран водопроводный)
(шутливые вопросы построены на явлении омонимии)
ОСТАВИМ ЭТОТ ВЕСЁЛЫЙ ГОРОД.
Продолжим наше путешествие. Мы приближаемся к новому городу.
И здесь нас ждёт привал, время игры.
Стихотворение Д.Чиарди “ Ещё одно эхо ”?
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру “ Наоборот ”.
Скажу я слово
ВЫСОКО,
А ты ответишь
……… .
Скажу я слово
ДАЛЕКО,
А ты ответишь
……… .
Скажу я слово
ПОТОЛОК,
А ты ответишь
………. .
Скажу я слово
ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты
………. .
Скажу тебе я слово
ТРУС,
Ответишь ты
…….. .
Теперь
НАЧАЛО
Я скажу.
Ну, отвечай:
……… .
- Какое явление наблюдается в этом стихотворении? (Антонимия)
Мы прибыли в город АНТОНИМЫ.
- Что такое антонимы? (Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположенным лексическим значением)
ЗАДАНИЕ.
Подберите к данным прилагательным слова с противоположным лексическим значением так, чтобы их начальные буквы сложились в слово антоним.
Бескорыстный – а (алчный)
Обычный – н (необычный)
Комичный – т (трагичный)
Трусливый – о (отважный)
Спокойный – н (неспокойный)
Пассивный – и (интенсивный)
Постылый - м ( милый )
Выполнив правильно задание, мы добрались до следующего города.
Нас встречает мальчик, а как он себя неприлично ведёт, он показывает нам язык.
- Что это всё значит?
Вот какая – то записка лежит . Прочитаем её .
“Дорогие путешественники – исследователи! Приветствуем вас в нашем городе! Предлагаем выяснить значение слова “язык” в следующих предложениях. В каком значение это слово употреблено? Если вы это правильно сделаете, то назовёте город в который прибыли. Желаем вам успеха!”
1.Язык, доставленный разведчиками , сообщил важные сведения о готовящемся наступлении врага . (Пленный)
2. Мама посоветовала мне прикусить язык. (Замолчать)
3. Маша больно прикусила язык. (Употреблено в прямом значение)
4. Предупреждаем : на нашей земле легко заблудиться и попасть в неприятную историю , помните – при желании язык до Киева доведёт. (Средство общения)
( Слово “язык” многозначно , во 2-м предложении оно употреблено в прямом значении , а в остальных – в переносном )
Мы прибыли на станцию “ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ”.
- Что даёт нам знание многозначных и однозначных слов, прямого и переносного значения?
(Употребляя в различных значениях, мы получаем возможность сделать нашу речь выразительной. Этим свойством пользуются писатели и поэты.)
- По какому городу мы путешествовали?
- Чему же мы научились, посмотрим, выполнив следующее задание.
ЗАДАНИЕ.
Прочитай текст. О чём в нём говорится?
…Неожиданно донёсся запах подснежника!.. Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого он сейчас украшение жизни.
Вот так и среди нас : есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой. Они – то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле. (Г. Троепольский)
- Найдите в тексте антонимы.
(Маленький – огромный)
- Найдите синонимы.
(Положено и доступно, незаметные и маленькие, доброта, простота, доверие; радость и счастье)
- Многозначные слова.
(Донёсся, каждый, украшают)
- Слова, употреблённые в переносном значении.
(Крохотная капля голубого неба; первовестник радости и счастья; с чистым сердцем; с огромной душой)
ИТОГ.
Все слова языка . ( Лексика )
Слова, имеющие одно лексическое значение. (Однозначные)
Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. (Омонимы)
Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками значений. (Синонимы)