Урок: "Сочиняем вместе с природой", предмет: "Ритмика и хореография в начальной школе"

Разделы: Начальная школа


Цель: Показать, как можно изобразить средствами хореографии образы осенней и зимней природы.

Задача:

  • Воспитывать в детях чувство красоты, эстетическое отношение к природе;
  • Научить передавать образ музыки в движении;
  • Развивать творческую активность ,воображение, коммуникативные навыки детей в создании хореографических образов Осени и Зимы.

I. Звучит музыка “Марш Знайки” из К/Ф “Незнайка и его друзья”. Дети маршируют по кругу, затем перестраиваются в колонну по одному, парами, четвёрками. Приветственный поклон.

II. Танцевально – ритмическая гимнастика : основная задача помочь разогреть мышцы, связки, суставы ребенка, подготовить его организм к работе, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание (исполняется на каждом уроке).

Звучит музыка В. Шаинского “В траве сидел кузнечик”.

Педагог: - Ходьба - Упражненье начиная, все на месте зашагаем.

Упражнение для рук - Руки к плечам, круговые вращенья.

Раз - вперед, два - назад,
Физкультуре каждый рад.

Наклоны - Гибкость всем нужна на свете,
Наклоняться любят дети.
Три наклона делай вниз,
На четыре выпрямись!
А теперь еще заданье –
Начинаем приседанье.

Прыжки. - В заключенье в добрый час,
Мы попрыгаем сейчас.

Упражнение на дыхание – Раз, два, все вдыхаем,
Три, четыре - выдыхаем.
Руки вверх поднимем выше,
Их опустим, глубже дышим!
Один, два, три, четыре –
Нет детей сильнее в мире!

III. Беседа “О творчестве и творце”

Педагог: Ребята, кого мы называем творцом?

Ученики: Людей, которые создают, творят новые образы, произведения.

Педагог: Можем ли мы назвать художника ,композитора, хореографа –творцом? Художник творит красками, композитор- музыкальными звуками. Чем творит хореограф?

Ученики: Движениями, пластикой, образами.

Педагог: Мы с вами можем быть творцами?

На предыдущих занятиях мы фантазировали и сочиняли танцы. Сама осенняя природа подсказала образы, идеи для наших танцевальных зарисовок. Какие это танцы?

Ученики: “Краски осени”, “Танец веселых грибов”.

IV. Дети исполняют танцы (повторение пройденного материала).

.Звучит музыкальная обработка Б. Трояновского- “Ах, вы сени, мои сени”.Исполняется “Танец весёлых грибов”.

Ученик:

“За дубами, за лесами,
Шла деревня за грибами”

Исходное положение: дети сидят в полном приседе. Рис. 1. На головах одеты “грибные шляпки”.

Рис. 1 (Кружок - ребёнок)

– Постепенно дети – грибы вырастают, исполняя одинаковые движения сочиненного ими танца, расходятся на круг - “прячутся в траве”.

-Выходит грибник с корзинкой. Ищет грибы - (сочинение движений самим грибником). Вскоре он решает отдохнуть и засыпает. Рис.2.

Рис. 2

-Дети “грибы” танцуют вокруг спящего грибника, каждый по своему. - Грибник после отдыха уходит с полной корзиной грибов.

-Звучит “A prima uista”. Кассета “От слова к музыке”. Т. Боровик.

-Ученик: Осенние листочки желтые платочки. Кружатся, летают, Дружно опадают.

Исполняется танец “Краски осени”.

Дети стоят в кругу, спиной в центр, держат перед собой шифоновые платки: желтый, красный, зеленый, коричневый, голубой, бордовый - краски осени. В центре круга - хозяйка Осень, у нее в руках осенние листья. – Дети постепенно из маленького круга расходятся в большой. Хозяйка “Осень” обходит свои владения. “Осень” танцует, дети- “краски” как эхо повторяют ее движения. Дует ветер. Темп музыки убыстряется. Дети - “разноцветные листья” бегут по рисунку танца “Змейка” Рис. 3. .-“Осень” бросает из рук листья .Музыка замолкает. Вместе с листьями замирают в руках у детей и шифоновые платки.

Рис. 3

Педагог: Сейчас мы с вами прослушаем музыку и подумаем какую картину природы, какое время года хотел передать композитор?

Звучит музыка Г. Фрейденфелдса “Вальс”. Дети слушают музыку.

Ученики: - Музыка прозвучала волшебная, сказочная, зимняя, снежная.

Педагог: - Представьте, что вы снежинки и каждая какая-то особенная, , волшебная. И эту особенность покажите движением, жестом, пластикой

Звучит музыка. Дети в танце показывают свои движения.

Педагог: - А теперь представьте, что вы часть одной большой снежинки. И эта снежинка движется в танце.

Педагог выстраивает детей в рисунок танца “Звёздочка”, использует различные перестроения. Рис 4.

Рис. 4

Педагог: - Ребята, поделитесь на две группы и самостоятельно сочините движения для своих снежинок.

Звучит музыка, дети работают в группах, придумывают разнообразные движения.

Итог: просмотр детских сочинений, обсуждение.

Домашнее задание - вырезать из бумаги снежинки разной формы и величины (для последующего оформления класса).